Венгер игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста
Юлия Смолина
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
Смолина Ю. Г., педагог-психолог
МБДОУ «ДСОВ № 93»
г. Братск, Иркутская область
Все мы, когда-то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и его надо ценить.
Значение игры состоит в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое ею, — основной ее стимулятор. Такая стимуляция в высшей степени целесообразна, так как без игры не смогли бы сформироваться навыки деятельности и поведения, необходимые для самого существования животного.
По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.
Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребенок, не без влияния взрослых, берет на себя ту или другую роль, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета или существа. Тогда становится возможным “ехать” или “лететь” на стуле, как на автомашине или самолете, скакать на палочке, как на лошади, и т. п. “В игре ребенок создает мнимую ситуацию”, — подчеркивает Л. С. Выготский, отмечая необычайное значение в игре воображения, которое и позволяет осуществлять иллюзорную реализацию нереализуемых желаний.
Детская игра — своеобразный театр, в котором ребенок выступает нередко одновременно и как “актер”, играющий какую-то роль, будь то роль мамы или доктора, воспитательницы или пожарника, и как “режиссер”, организующий действия своих сверстников (“Я буду доктор, а ты — больной”) и участвующих в игре вещей, и как “драматург”, импровизирующий сюжетное действие и словесный текст за себя и за куклу. Ребенок является одновременно и организатором игрового “спектакля” и его зрителем, ибо при всей увлеченности игровым действием он не теряет из виду реальности, из материала которой и по образцу которой он строит реальность игровую.
Вместе с развитием ребенка, обогащением его жизненного опыта развивается и сама игра. Она становится все более сюжетно организованной. Центр ее перемещается от действия с предметами к изображению действий и отношений жизни взрослых. Обобщая обширный экспериментальный материал, автор обстоятельной монографии “Психология игры” Д. Б. Эльконин приходит к выводу, что “путь развитияигры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, — таков схематически путь не ролевой игре”, а “роль является смысловым центром игры, и для ее осуществления служит и создаваемая игровая ситуация, и игровые действия».
Игра — важнейший фактор и средство воспитания дошкольника. Поэтому взрослые играют с детьми, учат их играть. Но сама игра — деятельность спонтанная, непринужденная. Ребенка нельзя заставить играть. В игре он чувствует себя свободным. Но и эта свобода — действие на основе осознанной необходимости. Такой необходимостью в игре являются ее правила. Эти правила определяются самими играющими по образцу отношений в неигровом мире. “Так нельзя!”,
“Так не бывает!”, “Так не кушают!” — основные доводы детей, когда им навязывается игровая ситуация, не соответствующая реальным отношениям. Чем старше ребенок, тем больше усложняются правила. Усложняются и в то же время схематизируются, особенно в условных играх (в прятки, в “казаки-разбойники”, в классы, игры с мячом и т. д.).
В чем заключается необходимость игровой деятельности ребенка? Растущий ребенок по природе своей деятельное существо, осваивающее огромную информацию благодаря своей любознательности (все дети на определенной стадии становятся “почемучками”). Но он не способен своей деятельностью удовлетворять свои насущные потребности в еде, одежде, жилище и т. д. Ему и не нужно это делать, пока он находится в мире детства. Поэтому он может себе позволить заниматься непродуктивной деятельностью, деятельностью ради самой себя, ради того удовольствия, которое она доставляет. А удовольствие она доставляет не только процессом двигательной активности органов чувств и частей тела, но и тем, что она разрешает (пусть иллюзорно) противоречие между потребностью действовать, как взрослый, и невозможностью действовать реально, действительно осуществлять те операции, которые требует содержание действия (водить машину, лечить больного, готовить обед и т. п.). “Может ли вообще разрешиться это противоречие?”— ставит вопрос А. Н.Леонтьев и отвечает на него следующим образом: “Да, оно может разрешиться, но оно может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре. Это объясняется тем, что игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия. Поэтому игровое действие свободно от той обязательной стороны его, которая определяется реальными условиями данного действия, т. е. свободно от обязательных способов действия, операций”.
Игра, таким образом, противостоит действительности, реальной жизни, трудовой деятельности. Но можно ли за это упрекать играющего ребенка? Упрекать за то, что он серьезно занят несерьезным делом? Разумеется, нет. Такие упреки адресуют взрослым, если они впадают в ребячливость, страдают инфантилизмом и пренебрегают, отдаваясь игровым забавам, серьезными жизненными обязательствами, общественно необходимым трудом. Что же касается настоящей игры, игры ребенка, то она не только противостоит реальности, но она есть необходимый способ ее освоения.
Исследователи не раз обращали внимание на двуплановость игры, т. е. на то, что играющий ребенок одновременно и верит и не верит в реальность игрового действия. Он, конечно, прекрасно знает, что стул — это не самолет, но в воображении он испытывает реальные чувства, подобные тем, которые испытывают, управляя самолетом. Когда исчезает один из компонентов игрового действия — реальность или воображаемая ситуация, когда прекращается движение между ними, переход одного в другое, игра прекращается или извращается. Психически нездоровый ребенок, играя, впадает в экстаз, принимая игровое действие, например горение костра, за реальность. В работе, посвященной нарушениям игровой деятельности,мы читаем: “Как известно, взяв на себя определенную роль, здоровые дети всегда понимают условность игры, у них сохраняется “взгляд со стороны”. Более того, именно это внешнее контролирование позволяет детям оценивать, что в игре “по правде”, а что “понарошку”, что “как настоящее” и что “так не бывает”. Известно, что чем правдивее и точнее изображается ребенком реальность, тем интереснее игра.
Для понимания сущности игры важно различать се субъективное и объективное значения. Субъективное значение игры определяется ее мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Если судить о природе игры только по этому значению, то легко прийти к выводу, что она не что иное, как пустая забава. Однако объективное значение игры, о котором сам ребенок и не догадывается и которое непосредственно не проглядывается при виде игры детей, а раскрывается научным исследователем игровой деятельности, существенно иное, чем субъективное. Это функции игры в развитии ребенка. Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой. Игра — это школа общения. “Ребенок учится в игре своему “я” (Л. С. Выготский, но он в игре, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в ей) положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра — действенное средство нравственного воспитания
Итак, игра — непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель игры, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.
Список литературы
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – М., 1987. – 323с.
2. Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе / Н. П. Аникеева. – Новосибирск, 1989. – 172с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1998. – 237с.
4. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1965. №10. С. 24.
5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под ред. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М., 1989. – 643с.
6. Меджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Меджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – 632с.
7. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. / Под ред. А. М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – 272с.
8. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М., 1978. – 534с.
9. Эльконин Д. Б. Психологические игры / Д. Б. Эльконин. – М., 1978. – 753с.
10. Эльконинова Л. И. Роль волшебной сказки в психическом развитии дошкольников / Л. И. Эльконинова // Мир психологии. 1998. № 5. С. 28-30
Источник
Галина Бухтерева
Игра и её роль в психическом развитии дошкольника
Выступление на педагогическом совете по теме «Игра и её роль в психическом развитии дошкольника»
Воспитатель: Бухтерева Г. А
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности в жизни дошкольника. Основное положение игры определяется не временем, которое дети уделили игре, а тем, что эта игра даёт ребенку. Игра способствует психологическому развитию детей. Но время идет, меняются дети, меняется и игра., её направленность, насыщаемость. В своих дневниках Д. Б. Эльконин писал,что закономерности и периодизации детства меняются в процессе развития общества. И с этим сложно не согласиться. Поэтому, исследования 90 –х годов не всегда можно применять по отношению к современным дошкольникам.
Культурно-исторические изменения в обществе находят свое отражение в детских играх. Каждый год игры претерпевают существенные изменения. Но эти изменения до конца не исследованы. Ведь очень важнр понять характер этих изменений,так как эти изменения отражают своеобразие психического развития современных дошкольников, их ценностей, интересов, представлений на окружающую их действительность. Игра отражает положение, которое имеет ребенок в обществе, а часто и специфику последнего. В последнее время наблюдается особое внимание детей к разным видам обучения со стороны взрослых, игра же вытесняется.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В играх у детей начинает развиваться произвольное внимание и память. В игре дети сосредотачиваются лучше и запоминаются лучше какие-либо моменты. Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, которые присутствуют в игровых процессах,на содержании сюжета и действий. Если ребенок не может запомнить или принять какие-то правила игры, то такого ребенка могут дети и не принять его в игре.
Любая игра оказывает огромное внимание на развитие умственного потенциала. В игре дети учатся действовать с заместителем предмета – он дает этому предмету новое название и начинает действовать с ним в соответствием названию. Этот предмет будет для ребенка опорой для его мышления. Тогда действия с предметом уходят, дети начинают думать о других предметах и действовать с ними. Игра способствует тому,что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Игра имеет огромное значение и для развития воображения детей.В игре дети учатся многому : и заменять одни предметы другими и придумывать собственный сюжет, брать на себя роли. Чем старше ребенок, тем реже он использует предметы-заместители, а начинает действовать на основе
собственного воображения.
Игра влияет и на развитие личности ребенка. Это заключается в том, что через игру он знакомится с поведением и отношениями между детьми и взрослыми, между взрослыми. Он приобретает новые навыки общения, качества,которые нужны ему для общения с другими детьми.
Но и игр есть определенная проблема. Игры являются предметом различных исследований. Существуют различные точки зрения на игру – от полного отрицания возможности создания общей теории игры в виду ее большого культурообразующего фактора.Рассматриваются классификации теории игр :
1. индивидуально-психологические (К. Левин,З. Фрейд,Л. С Выготский,А. Н Леонтьев)
2. биологические теории (К. Бюлер,К. Гросс)
3. философско-культурологические (М. Бахтин,Ф. Шиллер,Г. Спенсер)
Ранее идея связи игры с искусством, культурой нашла свое отражение в трудах философов раннего периода. Платон воспринимал игру как нечто прекрасное, ценное само по себе. Аристотель рассматривал ее как развлечение и отдых. Шиллер рассматривал игру как наслаждение. Отечественную теорию игр дошкольников рассматривают А. П. Усова,А. В Запорожец, Д. Б Эльконин,А. Н Леонтьев, Л. С Выготский и др. По их мнению игра в целом это взятие ребенком на себя определенную роль, замещение одной вещи другой, игра с другими детьми. С точки зрения этих авторов внутренняя сущность игры, воссоздание отношения людей по отношению друг к другу. в первую очередь – это отношения между взрослыми, потом между взрослыми и детьми и только потом между детьми.Но все пришли к одному выводу : игра является ведущей детской деятельностью.
Д.Б Эльконин рассматривая эту проблему выделил основное : в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений и потребность быть взрослым…»(«Психология игры» М. 1999 г. стр. 329)
«Значение игры не ограничивается тем,что у ребёнка возникает новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.»(Д. Б. Эльконин «Психология игры» 1999 г)
Сюжетно-ролевая игра содержит возможность преодоления познавательного «эгоцентризма» выраженного в абсолютизации собственной позиции невозможности её соотнести с другими возможными познавательными позициями. Принятие роли в игре и различные замещения делают необходимой координацию разных позиций участников. В процессе игры дети учатся учитывать желания друг друга, учатся договариваться друг с другом.
Эксперименты, проведенные отечественными учеными показали,что развитие игры поднимает детские взаимоотношения и способствуют развитию интересного сюжета игры.
Делаем вывод : игры занимают в жизни дошкольников важное место для развития личности, так как в них можно спокойно раскрыть свою сущность, поэтому игра является средством всестороннего развития.
В современной психологии большое число исследований посвящается психотерапевтическому аспекту игр. Современные ученые рассматривают игру как процесс освоения ребенком межличностных отношений и переход к совместной деятельности. С точки зрения ученых психологов дети в играх осваивают реальность, пространство межличностных и социальных отношений. Игра становится принципом реальности, а не принципом удовольствия.
За последние годы проведено много различных исследований по проблемам детской игры. Но это в основном касается вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие.
В качестве основных качеств игровой деятельности дошкольника Д. Б.Эльконин выделяет : сюжет, роль и содержание. Сюжет – «область действительности, которая воспроизводится детьми в игре «(Д. Б. Эльконин «Детская психология «М. 2000, стр. 328)Сюжеты изменяются в зависимости от конкретных условий и расширения детского кругозора, знакомства с окружающим. Поэтому наличие сюжета отличает сюжетно-ролевые игры от других видов игр. В работах ведущих ученых отмечается, что сюжеты игр меняются с возрастом детей. более частыми являются сюжеты жизни детского сада, семьи, общественные события. Дети часто берут на себя роли сказочных персонажей. животных и др. Чем ярче впечатления и шире поле знаний, тем у детей содержательнее сюжеты игры и сильнее воспитательное значение их на детей. Обогащение игр зависит от впечатлений и знаний, которые дошкольникиполучают из своего жизненного опыта : на улице, в семье и т. д.
Мы долгое время наблюдали за развитием сюжетов и самими сюжетными играми детей нашей группы. Мы предлагали детям самостоятельно выбрать сюжет, распределить роли, выбрать место для игры и материал. Наблюдали за детьми, но не вмешивались,определяя детали игры : во что играют, как распределили роли, как развивают сюжет, какой материал используют, кто является лидером и т. д. В результате определили, в какие сюжетно-ролевые игры дети играют чаще, как меняется качество игры и отчего это зависит.
По этим результатам мы сделали выводы :
-небольшая часть детей отказывается от совместной игры, предпочитая настольные сюжетным играм.
– большая часть детей с огромным удовольствием принимает участие в совместных играх, причем не обязательно на главных ролях
– немногие дети выбирают режиссерские игры с игрушками, самостоятельно развивая сюжет.
Также мы обратили внимание на тематику этих игр :
– телевизионные сюжеты выбирают около 30 % детей
– игры на бытовые сюжеты примерно такое же количество детей
-сюжеты из жизни животных и т. д. – около 15 % детей
-сюжеты на бытовые и профессиональные темы – 20 % детей.
Нас, конечно, разочаровывает то, что дети используют мало сюжетов игр, которые отражают профессии родителей, так как дети мало знают об этом. Мы сравнили игры детей прошлых лет и современных дошкольников. Чаще дети используют сюжеты, которые берут из мультфильмов или фильмов. Это говорит о том, что дети больше и лучше знают о жизни и отношениях героев телефильмов, чем окружающих людей. Место в игре близких людей занимают виртуальные герои. Происходит разрыв между жизнью современных дошкольников и взрослых. И всё равно этот вид деятельности детей остается главным. Дети часто не могут самостоятельно выбрать сюжет, развить её творчески, поэтому игра быстро заканчивается.
Игра влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей развивается произвольное внимание и память. Дети намного быстрее запоминают что-то. Условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на действиях и сюжете. Игра оказывает влияние на развитие умственной деятельности. Потому что в игре дети учатся действовать с предметами –заместителями, которые дают новый импульс игре.
Сюжетно- ролевые игры имеют большое значение для развития воображения. В основе воображения лежит умение брать на себя разные роли, замещать предметы другими предметами и умение с ними действовать. Дети старшего возраста чаще не заменяют предметы, а действуют с воображаемым предметом, создаёт новую ситуацию в своем воображении.
Влияние игры на развитие личности никто не может отрицать или приуменьшать,ведь через неё ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых, они становятся для детей образцом поведения, в игре дети приобретают основные навыки общения, качества нужные для установления контакта.
С игрой связаны и продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, и т. д. ,Например, ребенок, рисуя, создает сюжет.
Вместе с игрой начинает развиваться и учебная деятельность. Она не появляется из игры, но ребенок учиться играя- он относится к учению как к какой-то ролевой игре, но только с определенными правилами. Ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
На основании вые сказанного можно сделать выводы :
-у большого количества детей игра не достигает развитой формы,
-уровень развития игры стало намного ниже, чем у детей этой же возрастной группы сверстников несколько лет назад,
– сюжеты игр отражают в основном бытовую сторону и телевизионную тематику,
– большому количеству детей очень трудно налаживать контакт в сюжетно-ролевой игре, сложно брать на себя выполнение главной роли.
Список используемой литературы :
1. Д. Б. Эльконин «Детская психология «М. 2000. стр. 328
2. Д. Б. Эльконин «Психология игры «М. 1999, стр. 29,34,217
3. И. Б. Теплицкая»Игра и взаимоотношения детей раннего возраста»//»Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста «М. 2001, стр. 111-116
4. Т. В. Антонова «Анализ возрастной динамики общения детей в игре «//»Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста «М. 1993, стр. 84-93
Источник