Венгер диагностика умственного развития ребенка

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ              ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Методика “Узнавание фигур”

Используется для определения уровня развития, объёма и особенностей зрительной образной памяти.

В качестве стимульного материала используются 2 листа с изображением различных незамкнутых фигур, размер которых составлял 2 см. На первом листе изображены 9 фигур, на втором – 15, 9 из которых были представлены на первой карточке. Предъявляемые изображения сгруппированы по следующим признакам:

1) изображения, похожие на игрушки или знакомые предметы;

2) изображения, похожие на геометрические фигуры;

3) абстрактные изображения.

Ребенку предъявлялся первый лист в течение 30 секунд с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убирается, а испытуемому сразу же предъявлялся второй лист. Во втором рисунке ребёнок должен найти фигуры, изображенные на первой карточке.

Обработка результатов осуществляется на основании следующих критериев:

1) количество правильно запомненных фигур;

2) время, затраченное на поиск фигур на втором листе;

3) принятие и усвоение мнемической задачи;

4) использование ребенком мнемических приемов.

С учетом данных показателей присваивался определенный уровень развития зрительной образной памяти:

высокий уровень – ребёнок узнает 9 – 7 изображений за 45 – 55 секунд, принимает, усваивает и удерживает мнемическую задачу в течение всей деятельности, пользуется такими мнемическими приёмами как смысловая группировка, вербализация (открытая/ внутренняя), ассоциации (по сходству, по противоположности).

средний уровень – узнаёт 6 – 4 изображения за 65 – 75 секунд, принимает, усваивает мнемическую задачу, но не удерживает её до конца выполнения задания, пользуется таким мнемическим приёмом запоминания как вербализация (открытая / внутренняя).

низкий уровень– ребёнок узнает 3 – 0 изображений за 90 секунд и более, в редких случаях принимает мнемическую задачу или не принимает её вообще, не использует мнемические приёмы. 

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

Для проведения обследования предлагаются следующие задания

РАССКАЖИ

(серия  сюжетных  картинок  «Утро  мальчика»).  Задание  направлено  на  выявление  умений  определять    временную  последовательность    событий,      обобщать  свой  практический  опыт (сформированность наглядно-образного мышления).

Оборудование:

четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из каждодневного опыта.

На первой картинке -мальчик, проснувшись, сидит  на  постели,  недалеко  от  него  лежит  его  одежда;  на  второй -он умывается; на третьей -сидит на стуле и одевается; на четвертой -одетый мальчик сидит за столом и завтракает.

Проведение   обследования:

перед   ребенком   в   случайной последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить  их:  «Разложи все  картинки  по  порядку: что  мальчик делал сначала, что потом, чем завершились его действия».

Обучение:

если  ребенок  не  раскладывает  картинки  или  начинает выполнять задание неверно, то взрослый показывает их и говорит:  «Вот первая картинка. Утро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы  было  понятно,  что  мальчик  делал  потом».  В  случае  затруднений взрослый кладет верно и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?»

Оценка  действий  ребенка:

принятие  и  понимание  задания;  умения понять  временную последовательность  событий;  объяснить  сущность изображенного события.

Результаты

1—ребенок  не  принимает  задание;  не  воспринимает  изображенный  на картинках сюжет.

2—ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию картинок как

единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в

единый сюжет во временной  последовательности.

3 —ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно;

ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает

понимать единый сюжет; может рассказать о событии.

4 — ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки,

четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них

ПОСТРОЙ  ИЗ ПАЛОЧЕК (лесенка).  

Задание направлено на выявление уровня  развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

Оборудование:

двадцать плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования:

ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. Еслиу него отмечаются затруднения, то задание предлагают выполнить по образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение.

Обучение:

взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как  он  это  делает,  затем  ребенок должен  построить  такую  же  лесенку самостоятельно.

Оценка  действий  ребенка:

принятие  и  понимание  условий  задания, способы выполнения

-по памяти, по образцу, после обучения

-по показу.

Результаты

1   —ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

2   —ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает

палочки без учета образца; не может построить не только по памяти, но и по образцу;  выполняет  задание  на  основе  показа  или  воспроизводит  только

элементы лесенки.

3   —ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить

не может; после повторного показа самостоятельно выполняет задание по

образцу.

4 —ребенок  принимает  и  понимает  задание;  умеет  воспроизвести

конструкцию по памяти.

СЛОЖИ    РАЗРЕЗНУЮ  КАРТИНКУ (из  четырех  частей).  

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Оборудование:

две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четыре части по диагонали.

Проведение  обследования:

взрослый  дает  ребенку  четыре  части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение:

в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части  картинки,  взрослый  сначала  показывает  целую  картинку,  а  затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить

задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка:

принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

Результаты

1  —ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

2   —ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает

Читайте также:  Игры развития памяти ребенка онлайн

картинки  без  учета  целостного  восприятия  предметного  изображения;  в

процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.

3   —ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить

его не может; после обучения самостоятельно складывает картинку.

4   —ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с

заданием.

НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА.

Задание направлено на выяснение уровня сформированности  и представлений  о  временах  года  (развитие  наглядно-образного мышления).

Оборудование:

сюжетные  картинки  со  специфическими  признаками четырех времен года.

Проведение  обследования:

перед  ребенком  раскладывают  четыре картинки, на которых изображены четыре времени  года.   Ребенка  просят:   «Покажи,   где  зима  (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т. д. В случаях затруднений проводится обучение.

Обучение:

перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух

времен года —лета и зимы и задают ему уточняющие вопросы: «Что

бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где

изображено лето».

Оценка  действий  ребенка: принятие  и  понимание  задания;  уровень

сформированности временных представлений; умение объяснить свой выбор.

Результаты

1   —ребенок не понимает цели задания; перекладывает картинки.

2—ребенок принимает задание, но не соотносит изображения времен года с

их названиями; после обучения может выделить картинки с изображением

только двух времен года —зимы и лета.

3   —ребенок принимает задание; уверенно и самостоятельно соотносит изображения только двух времен года с их названиями —зимы и лета.

4   —ребенок принимает задание; уверенно соотносит изображения всех

времен  года  сих  названиями;  может  объяснить  выбор  определенного

времени года.

Источник

Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников

Доступные файлы (1):

n1.docx

1

ДИАГНОСТИКА
УМСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ

Под редакцией
Л. А. Венгера и В. В. Холмовской

Москва «Педагогика» 1978

2

ББК 88.8
Д44

Печатается по решению Редакционно-издательского
совета Академии педагогических наук СССР

Авторы: Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Н. Б. Венгер,
О. М. Дьяченко, А. Ф. Говоркова, Т. В. Лаврентьева
Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская.

Д 44Диагностика умственного развития дошкольников (Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР). — М.: Педагогика, 1978, 248 с., ил.
ИСБН
Книга — коллективная монография группы сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В ней рассматриваются теоретические вопросы психологической диагностики и представлена новая система диагностических методов, которая позволяет производить обследование уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и может применяться в педагогических целях. Эта методика базируется на принципах, коренным образом отличающихся от принципов зарубежной тестологии.

Издание предназначено для специалистов в области общей и детской психологии и педагогики.

 Д60300—05025—78ББК 88.8 
005(01)—78372
 © Издательство «Педагогика», 1978 г. 

3

В настоящей книге излагаются ход и результаты исследований, посвященных разработке и проверке методов диагностики уровня умственного развития детей дошкольного возраста. Эти исследования выполнялись в течение 7 лет коллективом лаборатории психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а также некоторыми сотрудниками других научных учреждений, работавшими в тесном контакте с сотрудниками лаборатории.

Психологическая диагностика в нашей стране находится в периоде первоначального становления, периоде выработки исходных принципов и способов их реализации. Мы рассчитываем, что наша книга явится известным вкладом в решение проблем, стоящих в этой области перед советской психологической наукой. В связи с этим основную задачу книги мы видим в том, чтобы показать пути наших поисков, обсудить вопросы, возникающие в ходе этих поисков, и значение полученных результатов. В силу такой направленности книги мы стремимся отразить в ней сам процесс разработки, экспериментальной проверки и совершенствования диагностических методик, приводим промежуточные варианты, предлагавшиеся в ходе работы и затем отброшенные или видоизмененные, а также данные, полученные при выполнении детьми разных вариантов диагностических заданий.

Книга не является практическим руководством по диагностике умственного развития детей. Однако, поскольку в приложения помещены конечные результаты наших исследований — описания и образцы диагностических материалов, а также инструкции по проведению обследований, она может быть использована и в целях практической диагностики.

Необходимо, однако, учитывать, что диагностическое обследование требует абсолютно точного воспроизведения диагностических материалов и полного соблюдения инструкции. Достаточно квалифицированное его проведение

4

может быть осуществлено только опытным педагогом под руководством специалиста-психолога. Повторное обследование одних и тех же детей может проводиться, если оно необходимо, не ранее, чем через месяц после предыдущего обследования.

Методики рассчитаны на работу ребенка с незнакомым ему взрослым в помещении воспитательного учреждения (детского сада, школы). Проверка и стандартизация методик проводилась в этих условиях, и любое их изменение может существенно исказить результаты. Поэтому обследовать ребенка родителям в семейных условиях не рекомендуется.

Нужно также учитывать, что методики стандартизированы на детях, посещающих московские детские сады. Поэтому оценка, полученная ребенком, воспитывающимся в других условиях, говорит лишь об отношении уровня его умственного развития к уровню развития его сверстников из детских садов Москвы и не имеет абсолютного значения. Результаты проводившихся нами обследований показали, что для детей, посещающих детские сады в других городах и в сельской местности, отклонения средних оценок от оценок, установленных для московских детей, сравнительно невелики, но они могут существенно увеличиваться для детей из семьи, не посещающих детский сад.

Оценки приурочены к возрастным группам детского сада (второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе), что в общих чертах соответствует четвертому, пятому, шестому и седьмому году жизни, причем одна шкала оценок имеет в виду осенние месяцы, когда ребенок только поступил в соответствующую группу, а другая (основная) — летние месяцы, когда он ее заканчивает. Каждая шкала должна применяться в соответствующий период, независимо от того, каков в этот момент календарный возраст ребенка. Так, например, если ребенок не ходит в детский сад, а весной ему исполнилось 6 лет, подходящей для его обследования летом является шкала для старшей, а не для подготовительной к школе группы, так как, посещая детский сад, он в этот период заканчивал бы старшую группу.

Читайте также:  Виды деятельности познавательное развитие ребенка

Ни в коем случае не следует пытаться применять наши задачи (или задачи подобного типа) в качестве учебного материала, надеясь повысить таким путем уровень

5

умственного развития ребенка: диагностические задачи рассчитаны на самостоятельное отыскивание ребенком путей их решения и только в этих условиях соответствуют умственным возможностям детей дошкольного возраста.

Диагностические методики направлены не на выявление умственных способностей ребенка, а на установление сдвигов в его умственном развитии, достигнутых под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. При этом результаты диагностического обследования дают лишь самую общую, предварительную картину уровня умственного развития, которая ни при каких обстоятельствах не может сама по себе послужить основанием для принятия тех или иных педагогических мер. Это лишь «термометр», позволяющий установить, соответствует ли развитие ребенка средней возрастной норме для детей, воспитывающихся в городских детских садах, или отклоняется от нее в ту или другую сторону. Однако точно так же, как повышенная температура не дает врачу возможности поставить диагноз, а лишь служит толчком для выявления причин и характера заболевания, несоответствие результатов диагностического обследования ребенка возрастной норме требует от педагога всестороннего изучения его индивидуальных особенностей, условий его жизни в семье и детском учреждении и лишь на этой основе определения путей подхода к ребенку и дальнейшей работы с ним. При этом следует иметь в виду, что симптомом серьезного неблагополучия в умственном развитии служит только очень значительное отклонение от возрастной нормы (оценка не выше 4 очков по стандартной шкале).

Организация широкого практического применения диагностических методик могла бы оказать существенную помощь в выявлении и учете индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения и воспитания и тем самым в дальнейшем совершенствовании системы дошкольного воспитания в нашей стране. Одной из важных областей применения диагностических методик могли бы явиться проверка подготовленности детей седьмого года жизни к школьному обучению. Такая проверка дала бы возможность заблаговременно выявить детей, которые в области умственного развития не достигли «школьной зрелости», и проводить с ними специальную работу, направленную

6

на восполнение имеющихся пробелов. Однако все это требует создания в органах народного образования специальной психологической службы, способной обеспечить достаточно квалифицированное руководство работой по психологической диагностике.

В разработке, проверке и стандартизации методик кроме авторов данной книги принимали участие И. А. Домашенко, Е. Е. Кравцова, Г. И. Ольшанский, М. Л. Якубовская.

Авторы глав: I — Л. А. Венгер, II — Л. А. Венгер и В. В. Холмовская, III — Н. Б. Венгер, IV — О. М. Дьяченко, А. Ф. Говоркова и Т. В. Лаврентьева, V — В. В. Холмовская и Н. Б. Венгер, VI — Р. И. Говорова и Т. В. Лаврентьева, VII — Н. Б. Венгер, VIII — Л. И. Цеханская, IX — Л. А. Венгер.

7

ГЛАВА I

Психологические основы диагностики
умственного развития дошкольников

Источник

Отрасли        психологии

Книга — коллективная монография группы сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В ней рассматриваются теоретические вопросы психологической диагностики и представлена новая система диагностических методов, которая позволяет производить обследование уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и может применяться в педагогических целях. Эта методика базируется на принципах, коренным образом отличающихся от принципов зарубежной тестологии.
Издание предназначено для специалистов в области общей и детской психологии и педагогики.

Оглавление

Предисловие 3

ГЛАВА I. Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников 7

ГЛАВА II. Разработка и опытная проверка методов диагностики уровня умственного развития дошкольников 32

ГЛАВА III. Диагностика степени овладения действием идентификации 55

ГЛАВА IV. Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам 69

ГЛАВА V. Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера 85

ГЛАВА VI. Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления 111

ГЛАВА VII-. Диагностика степени сформированности действий логического мышления 132

ГЛАВА VIII. Диагностика степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности 153

ГЛАВА IX. О некоторых результатах проверки валидности комплекса диагностических методик 167

Приложение 1. Инструкции к методикам обследования умственного развития детей 181

Приложение 2. Таблицы перевода первичных оценок в стандартные 234

Библиография 241

Предисловие

В настоящей книге излагаются ход и результаты исследований, посвященных разработке и проверке методов диагностики уровня умственного развития детей дошкольного возраста. Эти исследования выполнялись в течение 7 лет коллективом лаборатории психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а также некоторыми сотрудниками других научных учреждений, работавшими в тесном контакте с сотрудниками лаборатории.

Психологическая диагностика в нашей стране находится в периоде первоначального становления, периоде выработки исходных принципов и способов их реализации. Мы рассчитываем, что наша книга явится известным вкладом в решение проблем, стоящих в этой области перед советской психологической наукой. В связи с этим основную задачу книги мы видим в том, чтобы показать пути наших поисков, обсудить вопросы, возникающие в ходе этих поисков, и значение полученных результатов. В силу такой направленности книги мы стремимся отразить в ней сам процесс разработки, экспериментальной проверки и совершенствования диагностических методик, приводим промежуточные варианты, предлагавшиеся в ходе работы и затем отброшенные или видоизмененные, а также данные, полученные при выполнении детьми разных вариантов диагностических заданий.

Книга не является практическим руководством по диагностике умственного развития детей. Однако, поскольку в приложении помещены конечные результаты наших исследований — описания и образцы диагностических материалов, а также инструкции по проведению обследований, она может быть использована и в целях практической диагностики.

Необходимо, однако, учитывать, что диагностическое обследование требует абсолютно точного воспроизведения диагностических материалов и полного соблюдения инструкции. Достаточно квалифицированное его проведение может быть осуществлено только опытным педагогом под руководством специалиста-психолога. Повторное обследование одних и тех же детей может проводиться, если оно необходимо, не ранее, чем через месяц после предыдущего обследования.

Методики рассчитаны на работу ребенка с незнакомым ему взрослым в помещении воспитательного учреждения (детского сада, школы). Проверка и стандартизация методик проводилась в этих условиях, и любое их изменение может существенно исказить результаты. Поэтому обследовать ребенка родителям в семейных условиях не рекомендуется.

Нужно также учитывать, что методики стандартизированы на детях, посещающих московские детские сады. Поэтому оценка, полученная ребенком, воспитывающимся в других условиях, говорит лишь об отношении уровня его умственного развития к уровню развития его сверстников из детских садов Москвы и не имеет абсолютного значения. Результаты проводившихся нами обследований показали, что для детей, посещающих детские сады в других городах и в сельской местности, отклонения средних оценок от оценок, установленных для московских детей, сравнительно невелики, но очи могут существенно увеличиваться для детей из семьи, не посещающих детский сад.

Оценки приурочены к возрастным группам детского сада (второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе), что в общих чертах соответствует четвертому, пятому, шестому и седьмому году жизни, причем одна шкала оценок имеет в виду осенние месяцы, когда ребенок только поступил в соответствующую группу, а другая (основная) — летние месяцы, когда он ее заканчивает. Каждая шкала должна применяться в соответствующий период, независимо от того, каков в этот момент календарный возраст ребенка. Так, например, если ребенок не ходит в детский сад, а весной ему исполнилось 6 лет, подходящей для его обследования летом является шкала для старшей, а не для подготовительной к школе группы, так как, посещая детский сад, он в этот период заканчивал бы старшую группу.

Ни в коем случае не следует пытаться применять наши задачи (или задачи подобного типа) в качестве учебного материала, надеясь повысить таким путем уровень умственного развития ребенка: диагностические задачи рассчитаны на самостоятельное отыскивание ребенком путей их решения и только в этих условиях соответствуют умственным возможностям детей дошкольного возраста.

Диагностические методики направлены не на выявление умственных способностей ребенка, а на установление сдвигов в его умственном развитии, достигнутых под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. При этом результаты диагностического обследования дают лишь самую общую, предварительную картину уровня умственного развития, которая ни при каких обстоятельствах не может сама по себе послужить основанием для принятия тех или иных педагогических мер. Это лишь «термометр», позволяющий установить, соответствует ли развитие ребенка средней возрастной норме для детей, воспитывающихся в городских детских садах, или отклоняется от нее в ту или другую сторону. Однако точно так же, как повышенная температура не дает врачу возможности поставить диагноз, а лишь служит толчком для выявления причин и характера заболевания, несоответствие результатов диагностического обследования ребенка возрастной норме требует от педагога всестороннего изучения его индивидуальных особенностей, условий его жизни в семье и детском учреждении и лишь на этой основе определения путей подхода к ребенку и дальнейшей работы с ним. При этом следует иметь в виду, что симптомом серьезного неблагополучия в умственном развитии служит только очень значительное отклонение от возрастной нормы (оценка не выше 4 очков по стандартной шкале).

Организация широкого практического применения диагностических методик могла бы оказать существенную помощь в выявлении и учете индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения и воспитания и тем самым в дальнейшем совершенствовании системы дошкольного воспитания в нашей стране. Одной из важных областей применения диагностических методик могли бы явиться проверка подготовленности детей седьмого года жизни к школьному обучению. Такая проверка дала бы возможность заблаговременно выявить детей, которые в области умственного развития не достигли «школьной зрелости», и проводить с ними специальную работу, направленную на восполнение имеющихся пробелов. Однако все это требует создания в органах народного образования специальной психологической службы, способной обеспечить достаточно квалифицированное руководство работой по психологической диагностике.

В разработке, проверке и стандартизации методик кроме авторов данной книги принимали участие И. А. Домашенко, Е. Е. Кравцова, Г. И. Ольшанский, М. Л. Якубовская.

Авторы глав: I — Л. А. Венгер, II — Л. А. Венгер и В. В. Холмовская, III — Н. Б. Венгер, IV — О. М. Дьяченко, А. Ф. Говоркова и Т. В. Лаврентьева, V — В. В. Холмовская и Н. Б. Венгер, VI —- Р. И. Говорова и Т. В. Лаврентьева, VII — Н. Б. Венгер, VIII — Л. И. Деканская, IX — Л. А. Венгер.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Новости психологии

08.10.2020

Что почитать на выходных?

02.10.2020 16:54:00

Поговорим по-английски о культурно-исторической психологии?

29.09.2020

Отдел медицинской психологии ФГБНУ НЦПЗ проводит мультидисциплинарное исследование

Партнеры

Портал психологических новостей

Информационные партнеры

Союз охраны психического здоровья

Источник