Великие педагоги о развитии речи ребенка

Великие педагоги о развитии речи ребенка thumbnail

Марина Мизина
Выступление на педагогическом совете «Высказывания великих людей о роли книги в речевом развитии детей»

Сл 1 «Высказывания великих людей о роли книги в речевом развитии детей»

Сл 2 Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Сл 3 В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел,заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Сл 4 Умение правильно воспринимать литературное произведение,осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Обсуждение высказываний русских ученых-педагогов о роли книги в речевом развитии ребенка

Наши педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей, в т. ч. и на речевое. Я подготовила вам высказывания наших ученых-педагогов. Теперь предлагаю вам зачитать их и обсудить.

Сл 5 Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.

(Василий Александрович Сухомлинский-советский педагог)

Сл 6 Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

(Дени Дидро- философ, писатель, основавший энциклопедию или толковый словарь)

Сл 7 То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нем глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства сделался потом невидимым и иногда несознаваемым руководителем жизни.

(Константин Дмитриевич Ушинский-педагог, основоположник педагогики в России)

И еще один слайд, мне очень понравилось высказываниеПетра Андреевича Павленко-русского писателя : Сл 8

Семья, где не читают книг,-семья духовно неполноценная.

«Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»

А сейчас предлагаю вам немного поиграть.

(Педагогов просят разбиться на 3 группы, каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.)

Давайте вспомним, какие методы и приёмы ознакомления детей с литературой вы знаете-Сл 9

Словесный

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

Педагоги должны знать пословицы и поговорки, уметь объяснить детям её смысл.

(Зачитываются начальные фразы пословиц, участникам необходимо дать свой вариант продолжения, чтобы сохранился поучительный смысл сказанного).

Сл 10 для 1-й команды:

Спрос не грех, отказ… (Ответ: не беда.)

Говорить, не думая, что… (Ответ: стрелять не целясь.)

Красно поле пшеном, а беседа… (Ответ: умом.);

Сл 11 для 2-й команды:

Поменьше говори, побольше… (Ответ: услышишь.)

На шутку не сердись, а в обиду… (Ответ: не вдавайся.)

В добрый час молвить, а в дурной… (Ответ: промолчать.);

Сл 12 для 3-й команды:

На ласковое слово не сдавайся, на противное… (Ответ: не обижайся.)

Много крику, мало… (Ответ: толку.)

Звон не молитва, крик не… (Ответ: беседа.)

Сл 13 Задание «Подбери речевую формулу»

Из разных видов форм прощания подобрать наиболее корректную в предложенных ситуациях.

для 1-й команды:

Когда предполагается условленная встреча. (Ответ: до встречи.)

При прощании на длительный срок или навсегда. (Ответ: прощайте.)

Официальный тон. (Ответ: позвольте попрощаться.)

Сл 14 для 2-й команды:

Прощание на ночь. (Ответ: спокойной ночи.)

В любой ситуации с оттенком пожелания. (Ответ: всего хорошего.)

Непринужденное, дружеское прощание. (Ответ: счастливо.)

Сл 15 для 3-й команды:

В любой ситуации. (Ответ: до свидания.)

Дружеское, с оттенком фамильярности, употребляется между хорошими знакомыми. (Ответ: Привет! Пока! Всего)

Грубовато-сниженное, нелитературное. (Ответ: Бывай! Будь)

Конкурс пародистов Сл 16

Выбирается по два человека от команды, которые должны произнести предложенные фразы, подражая тембру голоса героя.

Сл 17 для 1-й команды:

Баба-яга: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец, — дело пытаешь или от дела лытаешь?»;

Царевна Лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный?»

Сл 18 для 2-й команды:

Кот Матроскин: «Корову заведем, молоко пить будем»;Галчонок: «Кто там? Кто там?»

Читайте также:  Психология развития ребенка в детском саду

Сл 19 для 3-й команды:

Волк: «Ну, заяц, погоди!»;

Черепаха: «Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все лежу и лежу, и на солнышко гляжу».

Сл 20 Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому, владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Сл 21 В нашей работе не обойтись без помощи родителей воспитанников. Но чтобы успешно взаимодействовать с ними, необходимо провести анкетирование и проанализировать полученные результаты.

Сл 22 Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок.Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:

рациональное размещение в группе;

соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

соответствие интересам детей;

постоянная сменяемость;

эстетическое оформление;

востребованность.

Сл 23 И заканчивая свой доклад,хочу привести несколько фактов о пользе чтения:

-чтение развивает логическое мышление;

-чтение развивает память и внимание;

-чтение хорошей книги помогает обрести спокойствие;

-чтение книг улучшает работу мозга;

-чтение научит нас общаться с людьми;

-чтение делает человека добрее, умнее и воспитаннее.

Сл. 24 Спасибо, за внимание!

Источник

В мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять.

Иммануил Кант

  Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог.

 Лев Толстой

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

…Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Януш Корчак

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.                                    

                                                              В. А. Сухомлинский

Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…

 Антон Павлович Чехов

Только  то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.  

Т.Гончаров

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

А.Чехов

Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением.

И. Бабель

Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.

Цицерон

Обучая учусь.

Сенека Старший

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря воспитанию.

Д. Локк

Наш воспитатель – наша действительность.

 М. Горький

Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. В. Луначарский

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?  

А.С. Макаренко

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

 А.С. Макаренко

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

 М. Монтень

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

 К.Д. Ушинский

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

К.Д. Ушинский

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно,  живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому,  что видят.

Г. Торо

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Читайте также:  Периоды развития ребенка мария монтессори

Сократ

Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле – и одно из самых эффективных.

Дейл Карнеги

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери

Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.  Д.И. Писарев

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.  

Я.А. Коменский

Письмо к учителю сына.

Если можете, научите его интересоваться книгами… И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать…  Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне… Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество.

 Авраам Линкольн

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

 Пабло Пикассо

Быть человеком – значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг

Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете.

Конфуций

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций

Источник

Великие педагоги о развитии речи ребенка

Заглавие подборки: Высказывания о речи детей великих педагогов. Когда наша компания встречается, мы становимся теми самыми, от кoго мама говорила держаться как можно дальше.

Для девушки, самый главный вклад в воспитание ребенка — правильно выбранный папа!

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания. Сунь-цзы

Он ничего не понимает в женщинах: дамам из общества он предлагает деньги, а продажным женщинам посвящает стихи. И что самое удивительное — всегда имеет успех. Курт Тухольский

Чего бы я не дал, чтобы избавить мир от измов! Мы возимся с нашими измами, как слепые кроты, свершая по отношению друг к другу столько низостей, что еще тысячу лет назад нужно было бы запустить нам в голову какой-нибудь кометой. Чарльз Диккенс

Лучшая школа дисциплины есть семья. Смайлс С.

Те, кто не любит своих ближних, живут бесплодной жизнью и готовят себе к старости жалкое пристанище. Перси Биш Шелли

Кто говорит: я экономлю, чтобы моим детям было лучше, нередко делает так, что им однажды от этого становится хуже. Вильгельм Швёбель

Дети — это наше будущее! Они должны быть хорошо вооружены для борьбы за наши идеалы. Н. К. Крупская

Чего бы я не дал, чтобы избавить мир от измов! Мы возимся с нашими измами, как слепые кроты, свершая по отношению друг к другу столько низостей, что еще тысячу лет назад нужно было бы запустить нам в голову какой-нибудь кометой. Чарльз Диккенс

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. К. Д. Ушинский

Ура! Я совершеннолетняя! Теперь могу делать все, что запрещала мама! Первым делом лизнула качели в мороз и сунула пальцы в розетку.

Соглашаясь на цену, которую ваша род должен заплатить за успех семейной жизни, вы проигнорируете незначительные разногласия, давление противника, и временные неудачи.

Каждый отец семейства должен быть хозяином у себя дома, анев доме соседа. Вольтер

Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. Менандр

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.

Разве солнце светит мне сегодня для того, чтобы я раздумывал о вчерашнем дне? Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. Свободен лишь тот, кто владеет собой. Фридрих Шиллер

Правя государством и управляя армией, надлежит учить общественным нормам, воодушевлять сознанием долга, внушать чувство чести. У-цзы

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббард

Семья — такая хорошая вещь, что многие мужчины заводят две семьи одновременно. Адриан Декурсель

Воспитание, которое не развивает желание, есть воспитание, развращающее душу. Нужно, чтобы воспитатель учил желать. А. Франс

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка волжский

Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Во всяком человеке Человек с большой буквы, Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но попробовать нужно всегда. О.М. Куваев

Учатся у тех, кого любят. И. Гете

Великие составные части счастья: иметь, чем заняться, что любить и на что надеяться. Э.Чалмерс

Чтобы сохранить мир в семье, нужно иметь две семьи. Аркадий Давидович

Человек воспитывается для свободы. Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Лучший способ сделать детей хорошими это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд

Сыновья — это близкие отцу чужие люди. Вильгельм Швёбель

Опрятность возбуждает в детях радостное самосознание. И. Гёте

Мать — творит, она охраняет, и говорить при ней о разрушении — значит говорить против нее. Мать — всегда против смерти. М. Горький

Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению. Жан Жак Руссо

Воспитывать значит вырабатывать невосприимчивость к телевидению. Маршалл Маклюэн

Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком. В. Г. Белинский

Не от того, кто влюблен впервые, можно требовать умения молчать. Первой любви сопутствует такая бурная радость, что ей нужен исход, иначе она задушит влюбленного. Александр Дюма-отец

Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, плохой воспитатель. Мария Эбнер-Эшенбах

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. Жан Лабрюйер

Семья часто порабощает личность, и только приближение семьи к типу братства может довести до минимума это порабощение. Николай Бердяев

Ничто не является более красивым, чем улыбка на лицах родных и близких твоего семейства.

Моя мама звонит каждый день с одним и тем же вопросом: Вы только что звонили? — я отвечаю нет и выслушиваю еще одну ежедневную фразу. А стоило бы. Я в любой день могу умереть. — Э. Бомбк

В мире есть две сложные вещи — воспитывать и управлять. И. Кант

Ничто на свете не очищает, не облагораживает так отроческий возраст, не хранит его, как сильно возбужденный общественный интерес. А. И. Герцен

Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, плохой воспитатель. Мария Эбнер-Эшенбах

Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Я. Корчак

Семья часто порабощает личность, и только приближение семьи к типу братства может довести до минимума это порабощение. Николай Бердяев

В любовь люди внесли стыдливость, поэзию, самопожертвование, самоотречение, но они же внесли в нее и то, чего не вносит ни одно животное: излишества, продажность, извращенность, лицемерие. А. Дюма-сын

Кто чувствует в себе волю к борьбе, тот не теряет даром времени и сразу отвечает судьбе ударом на удар. Александр Дюма-отец

Сначала убедись, а потом уж убеждай. К.С. Станиславский

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь. В. Г. Белинский

Ревность — признак любви. А. Дюма-отец

Нет страшнее возмездия за безумства и заблуждения, чем видеть, как собственные дети страдают из-за них. У. Самнер

Друзья знают вас только отчасти — то, что вы готовы им показать. Только ваши родные знают все о вас, даже скрытое от чужих глаз.

Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насилию, как то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры. Екатерина II Великая

Большой семье приходит конец, а за ней — и супружеским парам; нам остается лишь держать кошек и попугаев. Мейсон Кули

Цепь брака настолько тяжела, что нести ее приходится вдвоем, иногда втроем. А. Дюма-сын

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. Ж.-Ж. Руссо

Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед. А. С. Макаренко

Если в доме нет еды и обкаканные дети, значит мама целый день просидела в интернете!

Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение. А. С. Макаренко

Семья всегда будет основой общества. Оноре де Бальзак

Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник. Уильям Шекспир

Хорошие учителя создают хороших учеников. М. В. Остроградский

Слабые духом всегда все видят через траурную вуаль. Александр Дюма-отец

Лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться. Н. К. Крупская

Родства и дружбы сила велика. Эсхил — Высказывания о речи детей великих педагогов.

Воспитание развивает способности, но не создает их. Ф. Вольтер

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. А. С. Макаренко

Источник