Веды о развитии речи у ребенка

Эпизод из — ЛЕКЦИИ ХАКИМОВА А. Г. в Кёльне 27.07.2014 г. (ССЫЛКА) —
ВИДЕО и ТЕКСТ (ниже)
………….
Есть три способа поддержания. “Птица”, “рыба”, “черепаха”. Птицы поддерживают отпрысков – касанием. Когда ребёнок рождается, воспитание должно быть тактильным, это руки, интонация, поглаживания, так он слышит и понимает вас, тактильно. Необходимы руки. Никакие там, роботы не заменят. Нужны руки материнские. Потому что это – воспитание, общение, поддержание.
Когда он (ребёнок) подрастает, и начинает самостоятельно двигаться – глаза. Рыба смотрит, контролирует. Замечали, есть такие дети, они когда их не видят родители, творят – что угодно. А потом смотрят – родители уже идут, сейчас – увидят, быстро надо порядок наводить. Главное чтобы не увидели. Потому что когда смотрят – контроль. Не смотрят – не понимают. И уже взрослые дети, “черепаха” как говорится. Черепаха в море уходит когда яйца откладывает. И думает, это – высший уровень, когда дети уже понимают: наставления родителей. Их традиции, и в уме поддерживают эти отношения, помнят их наставления, храня их в сердце. Вот таких детей надо рожать. А для этого нужно думать о них когда они в утробе – правильным образом.
Плохо, когда родители думают о чём-то своём, о своих, опять же, отношениях, кто в доме хозяин, развод или не развод, это когда уже будучи беременной. И всё это ещё выясняют. Представьте: что там происходит внутри. Кто родится? И мы не удивляемся, что этот человек будет – точно таким же. Такая трагедия случилась с моим другом. Я называю это – трагедией на самом деле. Очень хороший мальчишка, мой друг детства был в школе. Мать его была учительница. Мы пришли к нему на день рождения, отца у него не было никогда. Пришли на день рождения, были ещё дяди и тёти. И кто-то спросил: “А кто твой отец?” Мой друг опустил голову, смутился. Мать – “вспыхнула”, учительница, и сказала: “Подлец твой отец!” И всё. Видимо она не раз уже так говорила. И даже фотографию показала, какой-то проезжий футболист оказался. Вот от него она зачала этого ребёнка. И она сказала: “Твой отец – подлец, запомни это”. Вот таким он был, он был в разных городах, везде у него “жёны” были. И знаете в чём парадокс? Как вы думаете, кем стал мой друг? Точно таким же. Да, он – мой отец, он – подлец. Но – ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ – ОСТАЁТСЯ! Он стал точно таким же. Я потом приходил к его матери после двух его разводов. Он точно так же поступил. Поэтому, долг женщины не разбираться в этих вопросах, а – воспитывать как мать. Вот, почему её жертва – свята. Потому что она должна создать – великий образ отца, или какого-то святого. Великие примеры поддерживать для воспитания нового поколения. Это – мать. Для ребёнка, мать это – не женщина. Это – образ, прибежище чистоты, доброты, любви, понимания, вот что такое мать. А если мать не может решить свои проблемы с отцом всю жизнь, он не будет принимать: ни её авторитет, ни его авторитет! У него будет третье мнение. Традиция – разрушается.
Поэтому, очень важно, если у нас нет примеров для настоящего воспитания, нужно – образ создавать. Образно воспитывать – высшему. То есть, все родители должны ориентировать своих детей на великие дела, как говорится. Не просто, ты – женишься, пойдёшь на работу, вот так ты и проживёшь всю жизнь, вот тебе моё благословение, или проклятье, непонятно что это такое. Просто – зачем всё это, и почему, никто не знает. А у них такой вопрос есть в этом возрасте. Вот в чём конфликт отцов и детей. Потому что взрослые – НЕ МОГУТ ОТВЕТИТЬ НА ИХ ВОПРОСЫ И ПОТРЕБНОСТИ!! Говорят: “Это всё – пройдёт. У нас это всё было, пройдёт” К 25-49 годам пройдёт, у тебя уже любовница появится, и всё. И забудешь о смысле жизни, и обо всём на свете. Главное – деньги зарабатывать. А любовь – морковь, чушь всё это. Любую бери и делай что хочешь. Какая там “любовь” вообще. Вот с таким цинизмом сталкиваются наши дети. А для них сейчас важно: дружба, любовь, возвышенные, платонические чувства – это их природа. И нельзя их опускать вниз, и опускаться самим. Вот такая идея брака, такая идея удачи, это – труд. Но это – важная работа. Удача не придёт просто, знаете, из ничего не делания. Просто из-за количества денег, счастье – не приходит. Разве можно купить его за какую-то сумму, счастье? Да и как его найти и определить? Это же всегда взаимоотношения.
Отступление по теме.
На нашем литературном сайте опубликована книга Сергея Амаланова: — «Я ВЫЧИСЛИЛ СЧАСТЬЕ» — В этой книге детально разобрано что такое ощущение счастье на уровне действия главных принципов головного мозга. На том же сайте, вы можете почитать онлайн книги Хакимова А. Г. про карму.
2 часа; 23 минуты;
Продолжение лекции Хакимова А. Г.
– И пока мы эту науку не возродим, начиная с уважения, никто никогда не достигает счастья другим путём.
……………………………………
Женщина задаёт вопрос:
– Вы сказали надо детей воспитывать на собственном примере. Когда 16, -18 лет, когда ты не знаешь что делать правильно, и в этот период для детей авторитетом не являются родители. Они ищут авторитет на стороне, среди друзей, в интернете, среди видео роликов. И вот что вы посоветуете.
Хакимов:
– Ну, в этом есть определённый недостаток – почему так происходит. Но раз, так уж произошло, если дети нам не доверяют в каком-то, в личной жизни скажем не доверяют, или скрывают свою личную жизнь, ищут авторитеты на улице, в интернете, на стороне. Тогда нужно начать развить – дружеские отношения если только. До 5 лет он – царь. До 12 – раб, после 12 – друг. Вот это – дружеские прививать отношения. Вот с этого возраста 12 лет, вы уже начинаете спрашивать его мнение, считаться с этим. И постепенно, он всё больше и больше начинает вам доверять. Потому что вы – цените его мнение, его позицию, его желания. И вы, как мудрый человек, не приказываете, а – помогаете ему во всём. И вот тогда, он не ищет кого-то на стороне. Он знает, что родители – мои друзья, ближайшие. Есть конечно, и друзья, и всё остальное. Но, родители есть – родители. Если это уже случилось, то нужно начать – дружеские отношения. То есть, сейчас начинать спрашивать: “Что думаешь об этом? Что бы ты сделал в этом случае? Как бы ты поступил в этом случае?” Рассказывать какие-то высоконравственные примеры из жизни великих людей: “А ты бы что сделал в этом случае?” Важно выслушивать их реакцию, нужно добраться до их сердца. Чтобы – связь была, йога, йога, это – связь. И когда есть связь, они чувствуют, что родители, это – моё прибежище, это – основа моей жизни моей совести.
Это уже дано с самого начала, поскольку вот, не было этого достаточного развитого дружеского процесса, они теперь – отчуждаются. Потому что хотят утвердиться в самих себе. Раз родители не понимают, поэтому мы – отдаляемся.
Женщина:
– Просто в такой ситуации чувствуется, что любовь есть, и отсутствует уважение. Вот этого – уважения не хватает.
Хакимов:
– Да. Поэтому, нужно показать, что вы – понимаете их желания, их уровень цените. Нужно внимание, внимательно принимать. Это начинается ещё с детства, когда ребёнок показывает вам бабочку, или цветок. И вы должны с – полным вниманием должны всё это вместе с ним смотреть, переживать, рассказывать, обсуждать, вот это вот – начало. Нужность, подчеркнуть ценность его мира, его юношества, детства и так далее.
— ПОЛНЫЙ СПИСОК ЛЕКЦИЙ ПО ТЕМАМ А. Г. ХАКИМОВА —
Источник
Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.
Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.
Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет
Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:
- повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
- умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
- выражает эмоции интонацией;
- обозначает слогами предметы и действия;
- воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.
Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.
От чего зависит развитие речи
Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:
- Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
- Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
- Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
- Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.
Как развивать речь ребенка
Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:
- упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
- учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
- понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.
Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.
Ежедневные занятия: 6 простых упражнений
Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
- Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
- Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
- Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
- Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
- Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.
Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.
Игры для развития навыка говорения
Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:
- Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
- Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
- Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.
Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.
Источник
Развитие речи у ребенка – показатель того, соответствует ли его физическое и психическое состояние устоявшимся нормам. Речевые способности могут тренироваться и оттачиваться разными методами. Важное условие, которое не стоит недооценивать – общение родителей с ребенком с первых же дней его появления на свет.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Речь закладывается вместе с мышлением, а потому ее нарушение нередко влияет на общее состояние человека. В частности, от речи зависят следующие аспекты:
- Познавательные способности.
- Развитость психики.
- Поведенческие реакции.
- Характер.
- Коммуникационные навыки.
- Навыки чтения и письма также зависят от моторной и сенсорной речи.
ПОЧЕМУ РЕЧЬ МОЖЕТ НАРУШАТЬСЯ?
Нарушение речи может быть связано с разными факторами. В частности, врачи выделяют следующие осложнения:
- Патологии протекания беременности.
- Сложности в процессе родов.
- Родовые травмы с повреждениями мозга.
- Аномальное строение дыхательной системы, ротовой полости.
- Постоянный стресс из-за скандалов в семье.
- Регулярные болезни.
- Многоязычное окружение.
- Родители не общаются с малышом на регулярной основе.
Чтобы малыш развивался нормально, нужно прививать ему социальную адаптацию. В частности, сюда можно отнести активные коммуникации со сверстниками, регулярное чтение книг, посещение кружков и центров раннего развития.
Однако основным условием развития речи является постоянное общение родителей с ребенком.
Развитие речи происходит в несколько периодов, которые мы рассмотрим далее.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Этот период длится с рождения малыша до достижения им одного года. В это время закладывается фундамент для вербального общения.
Первые звуки ребенка нельзя назвать полноценной речью. Хныкать ребенок начинает еще с момента рождения. Грудничок начинает кричать в качестве ответа на разные раздражители, окружающие его. Звуки очень важны для малыша, поскольку они помогают развивать слуховую зону коры мозга.
Поначалу новорожденный может произносить только гласные звуки. Затем к ним добавляются слоги из гласных и согласных. Сочетания звуков малыш произносит только на выдохе. Это помогает тренировать дыхательную систему.
Активное речевое развитие начинается с 3 по 5 месяц жизни ребенка. Малыш, слыша голос, начинает интуитивно искать говорящего, крутит головой, чтобы взглянуть в сторону долетающего звука. Зачастую дети подражают речи взрослых – их мимике, интонации, с которой произносятся слова.
Лепет – этап, который начинается с 5 месяцев. В 7-9 месяцев ребенок умеет произносить много разных слогов. Уже в 10 месяцев малыш легко распознает речь. Он должен откликаться на свое имя, имитировать звуки, которые были услышаны от родителей.
В год малыш в случае с нормальным развитием должен уже произносить порядка 5-10 слов. Годовалый ребенок имеет слабый артикуляционный аппарат, а потому ему тяжело произносить слова, в которых присутствуют разные слоги.
БАЗОВОЕ ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ
С года до трех длится период начального овладения языком. Обычно этот период отличается следующими особенностями:
- Каждое слово отвечает за некоторое действие или некоторый предмет.
- Ребенок может пропускать некоторые слоги, выпускать некоторые буквы.
- Ребенок называет одним и тем же словом совершенно разные вещи.
- Малыш знает, что такое нога, рука и другие части тела. Он легко распознает все это на куклах.
Ближе к трем годам малыш уже способен произносить предложения, в которых фигурируют 2-3 слова, причем в речи появляются наречия, местоимения, союзы. Словарный запас малыша достигает 200-300 слов. Ребенок легко распознает разных животных, знает, как называются предметы в доме.
Постепенно к трем годам ребенок начинает овладевать шипящими буквами, буквами «р», «л».
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКА
С трех лет и до поступления в первый класс школы ребенок совершенствует свои языковые навыки. Речь развивается уже в ходе вербального общения. Интеллектуальные способности малыша начинают расти.
Словарный запас ребенка становится широким, однако слова передаются не всегда в верном значении. Развитие речи у детей-дошколят зависит во многом от окружения, от того, насколько теплыми являются отношения в семье, имеется ли забота о ребенке.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Наконец, финальный период – развитие письменной речи. Словарный запас увеличивается, языковые познания становятся достаточно широкими.
МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧИ ПО ПЕРИОДАМ
С появления на свет до года. В данный период родители должны тщательно контролировать развитие речи у малыша. Новорожденный все воспринимает на слух: звуки погремушек, голос родителей, звуки природы. Важно, чтобы родители все комментировали – начиная от кормления грудью и заканчивая процесс пеленания. Каждую игрушку стоит именовать, чтобы ребенок понимал, как она называется. То же самое касается и имен близких людей и родственников.
Чтобы развитие речи шло быстрыми темпами, родители должны ласково разговаривать с ребенком. В 7 месяцев для развития речи можно использовать названия продуктов, которые вводятся в рацион питания. Можно также рассказывать, что молоко дает корова, которая говорит «му». Это помогает расширить познания ребенка.
Для того чтобы малыш больше говорил, нужно стимулировать это желание. Существуют такие игры, как сорока, ладушки и т.д. Они помогают развивать речь ребенка к 9 месяцам.
С года до двух лет. Чтобы развитие речи шло быстрее, вы можете читать малышу книжки. Также можно вместе петь, проговаривать слова. Годовалый малыш обычно уже знает, как называются предметы, окружающие его, может произносить отдельные слова и строить из них предложения. Для улучшения вербальных навыков можно проводить достаточно частые прогулки, посещать цирк и т.д. Пригодятся активные игры, развитие пальцев. Важно менять простые слова в лексиконе малыша на более сложные, правильные – к примеру, вместо «му» запоминать «корова».
С двух до трех лет. На данном этапе необходимо всячески поправлять ребенка, если он говорит неправильно. Старайтесь обогатить его речь новыми словами. Чем теснее будет вербальный контакт с родителями, тем лучше будет речевое развитие малыша. Если ребенок задает какой-либо вопрос, надо постараться на него максимально точно ответить.
Дошкольный возраст. Развитие речи идет совместно с получением новой информации. Потому для развития речевого аппарата у детей следует придерживаться следующих правил:
- Активно общаться с ребенком.
- Читать сказки, книги, обсуждать их.
- Рассказывать про свои эмоции и впечатления.
Важно, чтобы окружающие говорили правильно, грамотно, избегая «плохих» слов. Дети часто запоминают то, что услышали от взрослых, и активно это воспроизводят.
ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
- Если ребенок испытывает дискомфорт, но не плачет.
- Если после 3 месяцев нет гуления.
- В 5-7 месяцев ребенок не реагирует на голоса, не распознает интонации.
- В 9 месяцев у малыша нет лепета.
- В 12 месяцев ребенок не понимает речи и не произносит слов.
- В 2 года не узнает близких, не может справиться с банальными заданиями.
- В 3 года не может прочесть стихи или пересказать сказки.
Развитие речи у ребенка – важный показатель его здоровья. Речь поддается тренировке, если заниматься этим каждый день. Тогда малыш будет свободно говорить и отвечать нормам развития для своего возраста.
Здоровья Вам и Вашему малышу!
Понравилась статья – ставьте лайк! 🙂
Еще почитать полезности можно на нашем сайте
Источник