Ведущие линии развития ребенка третьего года жизни это развитие
Содержание
- Особенности развития детей третьего года жизни
- Внимание на третьем году жизни ребенка
- Представление и понятие об окружающем мире
- Сенсорное развитие
- Игры и занятия на третьем году жизни ребенка
В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.
В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.
Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.
В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.
Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.
Особенности развития детей третьего года жизни
- Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
- Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
- Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
- На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.
Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.
Внимание на третьем году жизни ребенка
На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.
Представление и понятие об окружающем мире
На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).
У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).
Сенсорное развитие
Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.
Игры и занятия на третьем году жизни ребенка
Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:
- предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
- сюжетные игры (игра с куклой);
- наблюдения;
- рассматривание картинок, книг;
- элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
- игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.
Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.
Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».
Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.
На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.
А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.
Источник
Козловцева Р.М.,
воспитатель детского сада №522
Особенности детей 3-его года жизни и требования к работе с ними.
Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга.
В современной системе воспитания раннее детство охватывает период жизни ребенка от 1 года до 3 лет. В нашей работе мы рассмотрим психологические особенности детей 3-его года жизни.[4,c.35]
Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предшествующим годом.. Происходит интенсивное нервно-психическое его развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи.
Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. «Волк больше зайчика, он может его съесть»; «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым»,— сообщает малыш в 2,5 года. В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? где? когда? зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи — о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развиваются речь и мышление.
Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что повседневно непосредственно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
На протяжении третьего года ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе: не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях У него формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).
Происходит дальнейшее сенсорное развитие, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность ребенка. [5,c.28-30]
Трехлетний возраст характеризуют как “трудный”. Вообще, понятие “кризис 3 лет” – понятие условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других – в 3,5 года. В этот период ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми. [3,c.155-156]
Среди всех видов деятельности ребенка особое место занимают сюжетные игры. По своему характеру они становятся более сложными по сравнению с игрой ребенка второго года жизни.
Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель.
В этом возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может выполнять уже довольно сложные постройки. [5,c.30-31]
Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Этот период развития ребенка наиболее благоприятен для формирования навыков самообслуживания, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью – предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды -ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию навыков самообслуживания.
В этот возрастной период у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту. [1,c.45-47]
В процессе общения, в ходе предметной деятельности, трудовой деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) также происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности.[2,c.352]
Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 до 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, показывает, как мышка бегает на лапках тихо-тихо (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п.
С развитием воображения и памяти появляются описанные выше виды продуктивной деятельности: рисование (продукт – рисунок), лепка (продукт – поделка), конструирование (продукт – постройка), игра (ролевое поведение) и др.
На третьем году жизни внимание малыша еще неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него интересна, более длительно. Ребенок может заниматься ею уже 12-15 минут, не переключаясь на что-то другое.
Значительно совершенствуется память. Малыш помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, что “ходил с папой и мамой в зоосад”, или “вчера приходили гости”, или “мама купила игрушечную машинку” и т.п. Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания.
Характерно для детей этого возраста и проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание. [6]
Таким образом, на 3-ем году жизни ребенка по-прежнему большое значение имеют познавательное развитие малыша в процессе ознакомления с окружающим, расширение сенсорного опыта, интенсивное формирование наглядно-действенного (2-2,5 года) и элементарного (начального) наглядно-образного (2,5-3 года) мышления в ведущих видах деятельности (дидактические игры, игры с предметами-орудиями, занятия конструированием, сюжетно-отобразительная игра и др.). Овладение речью – главнейшая линия развития малыша. При этом активная речь, набирая “высоту”, к концу третьего года уже выступает как активное средство коммуникации, познания, а также условие формирования интеллекта. Социальное развитие сохраняет свою исключительную значимость: качественно новое взаимодействие с окружающим миром на основе слова. Общение с взрослыми начинает строиться на основе познавательных потребностей, а с детьми – на основе партнерства. Социализация “ведет за собой” не только эмоциональное благополучие, но и психофизическое развитие ребенка (здоровье, интеллект, активность, умственная и физическая достаточность). Моторное развитие связано с совершенствованием уже имеющихся видов движений (разные виды ходьбы) и с овладением новыми (бег, прыжки, метание вдаль и т.п.).
Список литературы:
1. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника//ОБРУЧ.-2007.-№1.- С.45-54.
2. Немов, Р.С. Психология [Текст ].: Учеб.для студентов высш. Пед. Учеб.заведений.В 2кн.Кн.2. Психология образования.-М.:Просвещение:Владос, 1994.-496с.
3. Обухова, Л.Ф.Детская психология [Текст ].:Учебник.-М.: Российское педагогическое Агенство,1996,-374с.
4. Павлова Л.Н. Пилюгина Э. Г., Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие.- М.: «Мозаика-синтез», 2000.- 90с.
5. Печора К.Л. и др.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.
6. https://www.detskiysad.ru/trud/doshkolnik15.html (Детский сад.ру).
Источник
У детей до года оценка ведущих функциональных линий развития проводится конкретно по каждой линии развития. На первом году жизни у детей идет стремительное развитие нервной системы. Завышенные или заниженные требования, предъявляемые ребенку, не оптимизируют его развитие. Своевременно выявленное отставание в развитии конкретных функциональных областей у ребенка, помогает грамотно спланировать систему коррекционно-педагогических работ, оказать психолого-педагогическую помощь.
В статье помесячно расписаны показатели нервно-психического развития, образовательные потребности детей, особенности уровня психомоторного и речевого развития, воспитательные воздействия.
Ребенок к концу 1-го месяца:
Анализ зрения – ребенок фиксирует взгляд на ярком неподвижном предмете и на лице говорящего с ним.
Анализ слуха – прислушивается к звукам игрушки, голосу.
Эмоции – первая улыбка в ответ на разговор.
Общие движения – лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову в вертикальном положении.
Движения руки – не развиты.
Активная речь – не развита.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – отсутствуют.
Воспитательные воздействия – кладите ребенка на живот, показывайте яркие игрушки, больше общайтесь с ребенком.
{module [57]}
Ребенку 2 месяца
Анализ зрения – длительно следит глазами за движущимся предметом в руках взрослого.
Анализ слуха – прислушивается к звуку игрушки, голосу взрослого; источник звука ищет поворотом головы.
Эмоции – быстро отвечает улыбкой на разговор, реагирует на интонацию.
Общие движения – приподнимает голову лежа на животе, непродолжительно удерживает ее.
Движения руки – сжата в кулак.
Активная речь – гортанные звуки.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – отсутствуют.
Воспитательные воздействия – больше общайтесь с ребенком, подходите к нему с разных сторон, подвешивайте игрушку на расстоянии вытянутой руки.
Ребенку 3 месяца
Анализ зрения – сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и налице говорящего с ним, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.
Анализ слуха – поворачивает голову в сторону голоса взрослого.
Эмоции – комплексное оживление – радостное движение рук и ног.
Общие движения – лежа на животе опирается на предплечья, высоко подняв голову. При поддержке под мышки упирается чуть согнутыми ногами о твердую поверхность. Находясь в вертикальном положении удерживает голову.
Движения руки – случайно наталкивается рукой на подвешанные игрушки.
Активная речь – гуление.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – отсутствуют.
Воспитательные воздействия – эмоциональное общение с ребенком, стимулирование поворотов головы с помощью игрушки, развитие захватывающих движений рукой.
Ребенку 4 месяца
Анализ зрения – узнает мать.
Анализ слуха – поворачивает голову в сторону источника звука. Ищет глазами и находит невидимый источник звука.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – поворачивается со спины на живот, опирается согнутыми ногами в твердую поверхность.
Движения руки – рассматривает и захватывает низко висящую игрушку.
Активная речь – гуление.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – во время кормления поддерживает грудь матери или бутылку.
Воспитательные воздействия – эмоционально разговаривать с ребенком лицо в лицо, глядя в глаза, стимулирование поворотов головы с помощью игрушки, развитие захватывающих движений рукой, развитие активной речи.
Читайте также: что делать если ребенок кусается; игры на развитие речевого дыхания; попустительский стиль воспитания
Ребенку 5 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – узнает голос матери, близких людей. Способен различать интонацию (ласковую, строгую) обращенной к нему речи.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется. По-разному может отреагировать на лицо знакомого и незнакомого человека.
Общие движения – долго лежит на животе с высоко поднятой головой, опираясь на ладони выпрямленных рук; умеет переворачиваться со спины на живот.
Движения руки – берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее.
Активная речь – подолгу певуче гулит.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – при кормлении поддерживает грудь матери или бутылку.
Воспитательные воздействия – учите ребенка ползать, давайте игрушку из разных положений, давайте ложку, можно начинать приучать к горшку.
Ребенку 6 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает его.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – поворачивается с живота на спину, садится, передвигается, подползает.
Движения руки – перекладывает в руках игрушку, берет ее из разных положений, играет с ней.
Активная речь – произносит отдельные слоги, лепечет.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – ест с ложки, снимая пищу губами.
Воспитательные воздействия – показывайте предмет и спрашивайте где? Играя с предметом, разговаривайте с ребенком. Поите из чашки, кормите из ложки. Давайте играть ребенку звучащие игрушки.
Ребенку 7 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – хорошо ползает в различных направлениях.
Движения руки – стучит игрушкой, размахивает ею, бросает ее.
Активная речь – лепет, повторно произносит слоги.
Понимаемая речь – на вопрос где? Находит взглядом предмет, лежащий на постоянном, привычном для него месте по просьбе взрослого.
Навыки – хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Воспитательные воздействия – разучивайте потешки, показывайте 2-3 предмета и спрашивайте где?; показывайте и называйте разные свойства предметов.
Читайте: ребенок плачет во время кормления; советы по уходу за новорожденным
Ребенку 8 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется..
Общие движения – самостоятельно садится, сидит, ложится. Встает, держась за барьер, стоит и опускается. Держась за опору самостоятельно переступает.
Движения руки – простое подражание действиям взрослого с предметами. Играет с игрушками (катает, вынимает, кидает и т.д.).
Активная речь – громко, четко и повторно произносит слоги.
Понимаемая речь – на вопрос “где”? находит взглядом 2-3 предмета, лежащих на постоянных, знакомых ему местах.
Навыки – выполняет ранее разученные действия «ладушки», «дай ручку». Сам держит и ест корочку хлеба, сухарь, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Воспитательные воздействия – давайте чашку, стимулируйти развитие активной речи, показывайте различные свойства предметов и их нахождение в различных положениях.
Ребенку 9 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – ходит у опоры, придерживаясь.
Движения руки – совершает действия с предметами, учитывая их свойства.
Активная речь – громко, четко повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете.
Понимаемая речь – на вопрос “где?” находит предметы независимо от их местонахождения; знает свое имя.
Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.
Воспитательные воздействия – просите у ребенка игрушку, давайте разнообразные предметы.
Ребенку 10 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – ходит у опоры.
Движения руки – самостоятельно и по просьбе взрослых выполняет разученные действия с предметами.
Активная речь – повторяет за взрослым новые слоги.
Понимаемая речь – по просьбе взрослого «Дай!» находит и приносит знакомые предметы.
Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.
Воспитательные воздействия – закрепляйте раннее приобретенные навыки, максимально много общайтесь, учите класть кубик на кубик, собирать пирамидку.
Ребенку 11 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – самостоятельно стоит и делает первые шаги.
Движения руки – кладет кубик на кубик, правильно собирает пирамидку (снимает и надевает кольца) и др.
Активная речь – произносит первые упрощенные слова (“кис-кис”, “ав-ав”, “мама” и др.).
Понимаемая речь – первые обобщения (мячи, куклы). То есть по просьбе взрослого приносит любую куклу и другие игрушки.
Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.
Воспитательные воздействия – стимулируйте ходьбу, речь, давайте поручения, давайте чашку.
Ребенку 12 месяцев
Анализ зрения – узнает знакомых на фотографиях.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – ходит самостоятельно, без опоры.
Движения руки – выполняет действия, выученные ранее. Начало сложной игры (например, кормит куклу).
Активная речь – произносит “по-своему” 6-10 облегченных слов; повторяет новые слоги и слова.
Понимаемая речь – понимает без показа названия нескольких предметов, игрушек. Знает имена некоторых детей, взрослых, названия движений и действий. Понимает слово “Нельзя”. Выполняет отдельные поручения (“найди”, “принеси” и др.).
Навыки – сам пьет из чашки.
Воспитательные воздействия – давайте поручения, активно развивайте речь ребенка.
Читайте:
Развитие речи детей с рождения до 2 лет
Источник