Ведущие линии развития этого ребенка

Ведущие линии развития этого ребенка thumbnail

У детей до года оценка ведущих функциональных линий развития проводится конкретно по каждой линии развития. На первом году жизни у детей идет стремительное развитие нервной системы. Завышенные  или заниженные требования, предъявляемые ребенку, не оптимизируют его развитие. Своевременно выявленное  отставание в развитии  конкретных функциональных областей у ребенка, помогает грамотно спланировать систему коррекционно-педагогических работ, оказать психолого-педагогическую помощь.

В статье помесячно расписаны показатели нервно-психического развития, образовательные потребности детей,  особенности уровня психомоторного и речевого развития, воспитательные воздействия.

Ребенок к концу 1-го месяца:

Анализ зрения – ребенок фиксирует взгляд на ярком неподвижном предмете и на лице говорящего с ним.

Анализ слуха – прислушивается к звукам игрушки, голосу.

Эмоции – первая улыбка в ответ на разговор.

Общие движения – лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову в вертикальном положении.

Движения руки – не развиты.

Активная речь – не развита.

Понимаемая речь – не развита.

Навыки – отсутствуют.

Воспитательные воздействия – кладите ребенка на живот, показывайте яркие игрушки, больше общайтесь с ребенком.

{module [57]}

Ребенку 2 месяца

Анализ зрения – длительно следит глазами за движущимся предметом в руках взрослого.

Анализ слуха – прислушивается к звуку игрушки, голосу взрослого; источник звука ищет поворотом головы.

Эмоции – быстро отвечает улыбкой на разговор, реагирует на интонацию.

Общие движения – приподнимает голову лежа на животе, непродолжительно удерживает ее.

Движения руки – сжата в кулак.

Активная речь – гортанные звуки.

Понимаемая речь – не развита.

Навыки – отсутствуют.

Воспитательные воздействия – больше общайтесь с ребенком, подходите к нему с разных сторон, подвешивайте игрушку на расстоянии вытянутой руки.

Ребенку 3 месяца

Анализ зрения – сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и налице говорящего с ним, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

Анализ слуха – поворачивает голову в сторону голоса взрослого.

Эмоции – комплексное оживление – радостное движение рук и ног.

Общие движения – лежа на животе опирается на предплечья, высоко подняв голову. При поддержке под мышки упирается чуть согнутыми ногами о твердую поверхность. Находясь в вертикальном положении удерживает голову.

Движения руки – случайно наталкивается рукой на подвешанные игрушки.

Активная речь – гуление.

Понимаемая речь – не развита.

Навыки – отсутствуют.

Воспитательные воздействия – эмоциональное общение с ребенком, стимулирование поворотов головы с помощью игрушки, развитие захватывающих движений рукой.

Ребенку 4 месяца

Анализ зрения – узнает мать.

Анализ слуха – поворачивает голову в сторону источника звука. Ищет глазами и находит невидимый источник звука.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – поворачивается со спины на живот, опирается согнутыми ногами в твердую поверхность.

Движения руки – рассматривает и захватывает низко висящую игрушку.

Активная речь – гуление.

Понимаемая речь – не развита.

Навыки – во время кормления поддерживает грудь матери или бутылку.

Воспитательные воздействия – эмоционально разговаривать с ребенком лицо в лицо, глядя в глаза, стимулирование поворотов головы с помощью игрушки, развитие захватывающих движений рукой, развитие активной речи.

Читайте также: что делать если ребенок кусается;   игры на развитие речевого дыхания;   попустительский стиль воспитания

Ребенку 5 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – узнает голос матери, близких людей. Способен различать интонацию (ласковую, строгую) обращенной к нему речи.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется. По-разному может отреагировать на лицо знакомого и незнакомого человека.

Общие движения – долго лежит на животе с высоко поднятой головой, опираясь на ладони выпрямленных рук; умеет переворачиваться со спины на живот.

Движения руки – берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее.

Активная речь – подолгу певуче гулит.

Понимаемая речь – не развита.

Навыки – при кормлении поддерживает грудь матери или бутылку.

Воспитательные воздействия – учите ребенка ползать, давайте игрушку из разных положений, давайте ложку, можно начинать приучать к горшку.

Ребенку 6 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает его.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – поворачивается с живота на спину, садится, передвигается, подползает.

Движения руки – перекладывает в руках игрушку, берет ее из разных положений, играет с ней.

Активная речь – произносит отдельные слоги, лепечет.

Понимаемая речь – не развита.

Навыки – ест с ложки, снимая пищу губами.

Воспитательные воздействия – показывайте предмет и спрашивайте где? Играя с предметом, разговаривайте с ребенком. Поите из чашки, кормите из ложки. Давайте играть ребенку звучащие игрушки.

Ребенку 7 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – хорошо ползает в различных направлениях.

Движения руки – стучит игрушкой, размахивает ею, бросает ее.

Активная речь – лепет, повторно произносит слоги.

Понимаемая речь – на вопрос где? Находит взглядом предмет, лежащий на постоянном, привычном для него месте по просьбе взрослого.

Навыки – хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

Воспитательные воздействия – разучивайте потешки, показывайте 2-3 предмета и спрашивайте где?; показывайте и называйте разные свойства предметов.

Читайте также:  Общее психическое развитие ребенка с ринолалией

Читайте:  ребенок плачет во время кормления;  советы по уходу за новорожденным

Ребенку 8 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется..

Общие движения – самостоятельно садится, сидит, ложится. Встает, держась за барьер, стоит и опускается. Держась за опору самостоятельно переступает.

Движения руки – простое подражание действиям взрослого с предметами. Играет с игрушками (катает, вынимает, кидает и т.д.).

Активная речь – громко, четко и повторно произносит слоги.

Понимаемая речь – на вопрос “где”? находит взглядом 2-3 предмета, лежащих на постоянных, знакомых ему местах.

Навыки – выполняет ранее разученные действия «ладушки», «дай ручку». Сам держит и ест корочку хлеба, сухарь, пьет из чашки, которую держит взрослый.

Воспитательные воздействия – давайте чашку, стимулируйти развитие активной речи, показывайте различные свойства предметов и их нахождение в различных положениях.

Ребенку 9 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – ходит у опоры, придерживаясь.

Движения руки – совершает действия с предметами, учитывая их свойства.

Активная речь – громко, четко  повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете.

Понимаемая речь – на вопрос “где?” находит предметы независимо от их местонахождения; знает свое имя.

Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.

Воспитательные воздействия – просите у ребенка игрушку, давайте разнообразные предметы.

Ребенку 10 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – ходит у опоры.

Движения руки – самостоятельно и по просьбе взрослых выполняет разученные действия с предметами.

Активная речь – повторяет за взрослым новые  слоги.

Понимаемая речь – по просьбе взрослого «Дай!» находит  и приносит знакомые предметы.

Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.

Воспитательные воздействия – закрепляйте раннее приобретенные навыки, максимально много общайтесь, учите класть кубик на кубик, собирать пирамидку.

Ребенку 11 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – самостоятельно стоит и делает первые шаги.

Движения руки – кладет кубик на кубик, правильно собирает пирамидку (снимает и надевает кольца)  и др.

Активная речь – произносит первые упрощенные слова (“кис-кис”, “ав-ав”, “мама” и др.).

Понимаемая речь – первые обобщения (мячи, куклы). То есть по просьбе взрослого приносит любую куклу и другие игрушки.

Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.

Воспитательные воздействия – стимулируйте ходьбу, речь, давайте поручения, давайте чашку.

Ребенку 12 месяцев

Анализ зрения – узнает знакомых на фотографиях.

Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – ходит самостоятельно, без опоры.

Движения руки – выполняет действия, выученные ранее. Начало сложной игры (например, кормит куклу).

Активная речь – произносит “по-своему” 6-10 облегченных слов; повторяет новые слоги и слова.

Понимаемая речь – понимает без показа названия нескольких предметов, игрушек. Знает имена некоторых детей, взрослых, названия движений и действий. Понимает слово “Нельзя”. Выполняет отдельные поручения (“найди”, “принеси” и др.).

Навыки – сам пьет из чашки.

Воспитательные воздействия – давайте поручения, активно развивайте речь ребенка.

Читайте:

Развитие речи детей с рождения до 2  лет

Источник

Основные линии развития реб нка Раннее детство

Познавательное развитие

В раннем возрасте интенсивно развивается потребность к новым впечатлениям. Приучать малыша выполнять действия, связанные с нахождением предметов и игрушек, одинаковых формой и величиной, упражняться в ориентировании на собственном теле показать глаза, нос, уши, волосы. Знакомя малыша с предметным миром, воспитатель учит его отслеживать зрением местонахождение предметов.

Раннее детство приходится на первые 2-3 года жизни ребенка. Этот период жизни является стартовым и играет особую роль в становлении личности, во многом определяя её последующее развитие.

Возраст 2 года предопределен противоречием между физическим и психологическим развитием ребенка, появлением элементарных навыков самостоятельности. Ребенок хочет больше, чем может. Взрослый, конкретно воспитатель, уже не действует за ребенка, а находится рядом и является помощником.

Художественно-эстетическое развитие.

В возрасте от 1,5 года до 2-х лет очень важно привлекать внимание ребенка к предметам ярких цветов, к изобразительным материалам и инструментам; развивать эмоциональную чувствительность к цвету; рассматривать картинки, активно реагируя на их содержание. В общении с ребенком воспитатель должен использовать игровые упражнения: “Найти цвет” и т.д. Малыш радостно воспринимает разнообразные звуки, прислушивается, эмоционально реагирует на них. Воспитатель должен создать радостную атмосферу музыкальными средствами, вызвать желание слушать её, выполнять несложные движения (ладушки, пружинки, и др.) Очень важно развить у ребенка познавательный интерес к чтению книг.

Малыши охотно рассматривают яркие книжки, игрушки, очень радуются узнавая изображения животных и получают от воспитателя подтверждение правильности своих догадок.

Читайте также:  Теория нравственного развития ребенка кольберга

Важное условие полноценного познавательного развития ребенка – стабильное теплое общение с ним. Такое общение должно включать комментирующую и обращенную речь воспитателя: “Посмотри, какая птичка”, “Давай её покормим”.

Воспитатель сопровождает мимикой, жестами воспроизводит голосом явления природы: “кап-кап” – дождик; голоса животных: “мяу-мяу” – кошка, “гав-гав” – собака.

Развивая познавательную активность ребенка, направленную на ознакомление с его собственным “Я”. Воспитатель предлагает рассматривать собственные руки, ноги, отображение в зеркале собственного лица. Надо одобрять действие малыша, побуждать повторять и совершенствовать их.

Речевое развитие

Важное задание воспитателя использовать образцы речи разной интонационной расцветки. Побуждать ребенка к игровым словесным упражнениям. Очень важно, чтобы воспитатель употреблял, общаясь с малышом не только слова-признаки предметов ближайшего окружения, но и разные виды искусств, (конкретно сказки). Общаясь с малышом нужно использовать приятные по тону выражения, сопровождать их эмоциями, мимикой, жестами. Повторение звуковых комплексов. Например: прячем лицо и открываем его с “ку-ку”, поглаживание по головке (“Женя хороший мальчик…”). Впоследствии ребенок уже сам будет выполнять подобные игровые действия, комментируя их.

Автор – Золотова Камилла

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Развитие ребенка на втором году жизни

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

1 год

1 год 3 мес

1 год 6 мес

1 год 9 мес

2 года

2 год 6 мес

1

год 3 мес

РП

Быстро расширяется запас понимаемых слов

     

РА

Увеличивается словарный запас

     

СР

Различает предметы по величине с разницей в 3 см

     

И

Повторяет ранее видимые действия в игре

     

Д

Много ходит, приседает, может пятиться

     

н

Может самостоятельно есть ложкой густую пишу

 

    

1 год

6

мес

РП

Обобщает предметы по существенным признакам

     

РА

Использует более сложные слова при общении

     

СР

Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр.

     

И

Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых

     

Д

Перешагивает препятствия приставным шагом

     

н

Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу

     

1 год 9 мес

РП

Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы

   

  

РА

Обозначает действия двумя словами, использует глаголы

   

  

СР

Ориентируется в размерах с разницей 3 см

   

  

И

Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота

   

  

Д

Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см

   

  

н

Частично надевает простые вещи с помощью взрослого

   

  

2 года

РП

Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого

    

 

РА

Употребляет в речи прилагательные и местоимения

    

 

СР

Подбирает по образцу по просьбе предметы контрастных видов

    

 

И

Выполняет ряд простых логических последовательных действий

    

 

Д

Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом

    

 

н

Частично самостоятельно одевается

    

 

Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

Развитие ребенка на третьем году жизни

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

2 года

2 года 6 мес

3 года

4 года

2 года 6 мес

РА Г

В речи использует сложные предложения с придаточными

 

  

РА В

Начинает задавать вопросы «где?» «когда?»

 

  

СРФ

Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм

 

  

СРЦ

Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый

 

  

И

Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр.

 

  

кд

Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их

 

  

ИД

Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует

 

  

НО

Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки

 

  

нк

Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть

 

  

д

Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся шагом

 

  

3

года

РА Г

В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

  

 

РА В

Часто задает вопросы «почему?», «зачем?»

  

 

СРФ

Правильно и но назначению использует предметы в игре

  

 

СРЦ

Правильно показывает и называет основные цвета

  

 

И

Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.

  

 

кд

Усложняются используемые в игре сюжетные постройки

  

 

ид

Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина

  

 

но

Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого

  

 

нк

При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком

  

 

д

Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся не приставным шагом

  

 
Читайте также:  Содержание диагностики психического развития ребенка

Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

Развитие ребенка на четвертом году жизни

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

3 года

4 года

5 лет

4 года

Моторное развитие

Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами

 

 

Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит сто. не прижимая к груди

 

 

Прыгаете высоты п в длину па 15-20см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола

 

 

По сигналу может задержать дыхание

 

 

Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш и проводить линии

 

 

Любит лазать

 

 

Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии

 

 

Сенсорное развитие

Знает шесть основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку

 

 

Знает и подбирает «круг», «квадрат», «треугольник»;умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте

 

 

Правильно ориентируется в пространстве, знает “около”, «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы

 

 

Умственное развитие

Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток

 

 

Задает вопросы «Что..?», «Зачем?», «Почему?»

 

 

Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено н сказке, называет сюжет картин

 

 

Речь правильная, грамматически оформленная

 

 

Игровая деятельность

Появляется сюжетно-ролевая игра с двумя-тремя детьми

 

 

Продолжительность игры от 10 до 40 минут

 

 

Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом

 

 

Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик»

 

 

Поведение

Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по имени и отчеству

 

 

Соблюдает элементарные правила поведения в обществе

 

 

Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета

 

 

Навыки

Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, по не зашнуровывает ботинки

 

 

Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой

 

 

Самостоятельно умывается и вытирается

 

 

Развитие ребенка на пятом году жизни

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

4 года

5 лет

6 лет

5 лет

Моторное развитие

Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге

 

 

Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе

 

 

Умеет ходить и бегать по кругу, на носочках, взявшись за руки; без боязни прыгает с высоты

 

 

Может ходить по бруску высотой в 30 и шириной в 20 см

 

 

Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его

 

 

Четко координирует движения пальцев при конструировании

 

 

Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные линии

 

 

Сенсорное развитие

Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки

 

 

Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке

 

 

Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника

 

 

Умственное развитие

Считает до пяти, сравнивает небольшие количества

 

 

Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д.

 

 

В рассказе может выделить причинно-следственные отношения

 

 

Речь фразовая, с хорошим произношением

 

 

Игровая деятельность

Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры

 

 

Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми

 

 

В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции

 

 

Продолжительность игры 40-50 минут

 

 

Поведение

Рассуждает но поводу увиденного, делает критические замечания

 

 

Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим

 

 

Умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений

 

 

Навыки

Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода

 

 

Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате

 

 

Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки

 

 

Источник