Вдк характеристика и роль в развитии личности ребенка

Вдк характеристика и роль в развитии личности ребенка thumbnail

ВДК – группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Признаки ВДК.

Общие признаки коллектива:

1. Наличие общей общественно значимой цели.

2. Совместная деятельность, направленная на достижение цели.

3. Наличие структуры и органов самоуправления.

4. Отношения ответственной зависимости и взаимной ответственности.

5. Наличие связей с другими коллективами (групповой эгоизм).

Специфические особенности ВДК:

1. Кратковременность функционирования.

2. Сборный состав.

3. Автономность существования.

4. Публичный (коллективный) характер деятельности.

5. Интенсивность всех видов деятельности.

6. Завершенность деятельности и развития.

Функции и процессы ВДК.

Функции:

1. Воспитательная.

2. Оздоровительная.

3. Коммуникативная.

4. Познавательная.

5. Развивающая.

6. Развлекательная.

7. Творческая, лидерская и проч.

Процессы:

1. Руководство и лидерство.

2. Принятие групповых решений.

3. Нормообразование.

4. Самоуправляемость.

5. Разбивка на референтные группы (группа значимых ровесников).

Принципы формирования ВДК.

По интересам – профильные отряды (по виду деятельности)

По возрасту – младшие, средние и старшие возрастные группы

По уровню владения каким-либо навыком – Новички и Мастера

!Чем меньше срок продолжения смены, тем сложнее идут в группе процессы объединения. Для более коротких смен, выездов рекомендуется более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному статусу и т.д.).

Психолого-педагогические условия создания ВДК.

1. Установление положительных отношений между взрослыми и детьми.

2. Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление ВДК.

3. Единые педагогические требования.

4. Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, трудовая, творческая).

5. Создание ситуации значимости и успеха для каждого члена ВДК.

6. Деятельность органов детского самоуправления.

Приемы создания ВДК.

Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение.

Формальное создание группы(название отряда, эмблема, девиз, выбор командира и т.д.).

Осознание принадлежности к группе(отрядный уголок, атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила).

Сплочение и развитие коллектива(игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, сборы).

Стадии развития ВДК.

• 1 стадия «Ориентация»

• 2 стадия «Конфликты»

• 3 стадия «Доверие»

• 4 стадия «Самостоятельность»

• 5 стадия «Расставание»

Кризисные зоны (пики) в развитии ВДК.

1. «Пик трудности» 3-5 день смены.

2. «Пик привыкания» 13-15 день смены.

3. «Пик усталости» примерно 17 день смены.

Стадии развития смены по Лутошкину А.Н.

1. Песчаная россыпь.

Каждый член группы сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к «рассыпчатости» группы. Группа существует формально. Лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений.

2. Мягкая глина.

Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Дети по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Проявление ситуативных лидеров. Настоящего лидера пока нет. Группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

3. Мерцающий маяк.

Взаимодействие более активное. Появляется желание совместной деятельности, однако проявление активности происходит всплесками. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Укрепляется чувство «мы», развиваются групповые ценности. Формируются лидеры, организаторы и актив. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью, но ей бывает трудно довести дело до конца, найти во всем общий язык.

4. Алый парус.

Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Лидеры выполняют функцию надежных организаторов и авторитетных советников. Начинают развиваться внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность.

5. Горящий факел.

Между детьми существует тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и не стремится к соперничеству. Отличает способность договориться, прийти к соглашению. Коллектив является сплоченной и эффективной командой с едиными и определенными целями.

Структура ВДК.

Типажи:

• лидер;

• звезда;

• жилетка;

• клоун;

• информатор;

• аутсайдер;

• козел отпущения;

• серый кардинал;

• генератор идей.

Малые группы:

Первая группа – инициативные дети, опора вожатого.

Вторая группа – дети, чья деятельность в основном познавательный характер.

Третья группа – дети, объединенные вокруг антилидера.

Четвертая группа – дети, ориентированные на общение со старшими отрядами (в основном девочки).

Типы лидеров.

Формальный, неформальный, эмоциональный, абсолютный (универсальный), демократический, интеллектуальный, негативный (антилидер), скрытый, ситуативный, организатор, исполнитель, авторитарный.

Стили руководства в системе Лутошкина А.Н.

«Разящие стрелы» – приказание, требование выполнения указаний. Лидер один и добивается полного подчинения.

Особенности:

• чёткая постановка цели и инструкция для коллектива;

• часто проводится инструктаж;

• уточнения, как поняты конкретные задания членом коллектива;

• кратко с каждым уточняются его действия;

• проверяется выполнение заданий;

• отмечаются ошибки и хорошо выполненные поручения;

• требовательность, но тактичность.

«Возвращающийся бумеранг»– взаимодействие между лидером и коллективом, распределение обязанностей и стимулирование. Носит совещательный характер. Принятие окончательного решения остается за лидером.

Особенности:

• оценивание и учёт в работе индивидуальностей характеров членов коллектива;

• выявление общих интересов;

• при необходимости даются задания;

• контроль над точностью исполнения задания;

• похвала в присутствии других членов группы;

• недостатки разбираются наедине;

• поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.

«Снующий челнок»– стиль советующийся, уступчивый. Коллектив принимает участие в принятии решений.

Особенности:

• ставится цель без уточнения способов достижения;

• ограничиваются прямые указания и контроль;

• создаётся система самоконтроля;

• проводятся консультации по отдельным проблемам;

• поощряются высказанные замечания;

• представляется большая самостоятельность;

• лидер контролирует ситуацию.

«Плавающий плот» – стиль невмешательства, доверия, руководства со стороны; передача полномочий членам коллектива.

Особенности:

• поддержка и помощь оказывается, если члены группы сами попросят о ней;

• лидер избегает вмешательства в дела без особой необходимости;

• контроль не ослабляется;

• соизмеряются возможности члена коллектива и сложность задания;

• похвала как можно чаще.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Детский коллектив в лагере – это объединение воспитанников, проводящих общую совместную деятельность, для достижения цели совместно с педагогом (вожатым). Отряд в ДОЛ можно отнести к понятию «Временный детский коллектив (ВДК)»

Временный детский коллектив

Особенности временного детского коллектива.

  1. Небольшая длительность функционирования коллектива. Максимальный период не превышает 45 дней.
  2. В состав группы входят ранее не знакомые или малознакомые дети
  3. Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности, которое позволяет проводить воспитательное воздействие на ВДК.
  4. Коллективная деятельность.
  5. Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.

Сформировать дружную и сплоченную команду вожатому поможет знание периодов развития коллектива его воспитанников. Период развития отряда – это этапы развития межличностных отношений, в соответствии с которым вожатый должен строить свою деятельность. Сплоченный и дружный отряд – один из факторов, влияющих на успешность проведения лагерной смены.

После заезда детей в лагерь и укомплектования в отряд начинается адаптационный период, когда дети только знакомятся друг с другом, с территорией лагеря и его правилами. Общее эмоциональное состояние детского коллектива в этот период – это состояние ожидания, напряженности. Это связано с тем, что ребенок оказывается в новой для него среде, чаще всего без знакомых. Именно поэтому у некоторых детей может возникнуть чувство одиночества, слезы по поводу того, что они хотят домой к родителям. Чтобы такой ситуации не возникло, вожатый должен всячески поддерживать своих детей, стараться занять каждого из них. Если же избежать такого момента не удалось, то нужно успокоить ребенка, приободрив его, и конечно же, максимально занять его время нахождения в лагере.

Далее следует так называемый «период делового сотрудничества», когда все дети познакомились и подружились, когда сформировано отрядное самоуправление. Этот период развития является фундаментальным в становлении отрядной жизни.

Как правило, в этот период дети «разбиваются» на различные коллективы по интересам; формируется «пласт» детей, которые принимают активное участие в организации выступлений.

Период «скрытых внутренних конфликтов» наступает потому, что не оправдываются ожидания или впечатления детей, из-за чего может проявиться пессимистичный настрой. Также подобный настрой складывается, если ребенка не принимают в какую-либо внутриотрядную группу. При таких условиях вожатый должен выступить миротворцем и разрешить все сложившиеся конфликты путем беседы как с отрядом, так и с каждым ребенком лично. Также в задачи вожатого входит определение какой-либо совместной деятельности, что способствовало бы ликвидации конфликтов.

«Постконфликтный период» характеризуется тем, что дети стараются сохранить положительные отношения в отряде, они заинтересованы достижением общих целей, а межличностные отношения выходят на второстепенный уровень. Вожатый должен подержать такой настрой коллектива и не допустить в нем паузы.

В период творческого союза на передний план выходит творческая деятельность отряда, осознание детьми того, что они стараются для общего блага. Вожатый также должен поддержать детей, потому что происходит переоценка идей, значимым становится то, что приносит общий успех.

Период гуманистических отношений становится пиком развития временного детского коллектива. Потому что именно в этот период происходит переосмысление того, что потребности существуют не только у одного человека, но и у остальных. Именно поэтому детьми проявляются такие качества, как сочувствие, сострадание по отношению к остальным участникам коллектива, они заботятся друг о друге. Вожатый выступает старшим другом, который поддерживает эти отношения.

Логика развития ВДК

Итак, знание этих этапов развития отряда поможет вожатому правильно и качественно выполнять свою работу, предсказывать поведение детей и отлично провести смену в детском лагере.

Источник

Временный детский коллектив – группа /малая/ подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Специфические особенности ВДК:
– общность,
– автономность /от влияния прежнего социума/;
– интенсивность всех видов деятельности /в т.ч. общения/;
– краткосрочность существования /зимой ~12 дней; летом до ~24 дней/.

Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней. Психологические состояния ВДК: адаптивное, высокой напряженности отношений, конфликтности. В своем развитии может пройти стадии: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам ВДК относятся: руководства и лидерства; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; самоуправляемость; разбивка на референтные группы прим.1 и т.д.

Стадии развития детского временного коллектива

В самом начале развития группы наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом. Вначале эти взаимоотношения строятся почти исключительно на эмоционально непосредственной основе. Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления членов ВДК друг о друге создают у них эмоционально положительный настрой, который отражается в показателях психологического климата. Детям все интересно, все хочется делать, со всеми дружить.

Затем ВДК включается в совместную деятельность, и новый, более разносторонний опыт общения друг с другом, получаемый членами ВДК в процессе их совместной деятельности, обнаруживает, что у каждого есть не только достоинства, которые были более заметны вначале, но и недостатки.

Известно, что первые впечатления очень сильны и надолго остаются в памяти. Очень важно, поэтому, в самом начале закладывания отношений в ВДК установить самые элементарные правила: соблюдение режима дня, соблюдение законов лагеря и ВДК, поддержание порядка одежды и обуви и т.п.. В дальнейшем дети будут действовать именно так, т.к. они выполняют данные действия подсознательно. Вам будет гораздо легче работать, когда уже с первых дней дети будут соблюдать правила.

Высокий эмоциональный уровень сменяется более или менее заметным спадом. Временный психологический спад в ВДК объясняется сложными внутренними процессами перестройки групповой психологии, в частности межличностных отношений, по мере продвижения детского обьединения к коллективу. Обнаружение этого факта, а также возникающие на основе такого знания трудности взаимопонимания снижают удовлетворенность, получаемую от общения друг с другом, и это сказывается на общем эмоциональном настрое группы. Он временно понижается, но способен вновь подняться, если в ходе совместной деятельности членами группы удастся преодолеть возникшие трудности межличностного характера.

Из-за того, что в ВДК отношения начинают перестраиваться возникают ситуации конфликта. Их не надо пугаться или ожидать с напряжением. Все это закономерно. Как могут выражаться эти ситуации.

Могут образовываться группы, которые противостоят друг другу:
педагоги – дети;
девочки- мальчики;
девочки – девочки;
группа с одними интересами – другой и т.п.

Эти конфликтные ситуации могут протекать как плавно, незаметно, так и очень бурно. В этой ситуации вам может пригодиться помощь психолога.

Особенности создания коллектива:

Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с другим. Большое значение имеют яркая одежда, интересные игрушки, продукты, которые привезли родители, т.е. интересы ситуативны. При подготовке к какому-либо мероприятию детей лучше разбивать на группы по 4-6 человек и каждой группе желательно взрослого куратора. Так дети лучше услышат, поймут и подготовят мероприятие.

Средний возраст. Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей. В связи с разницей физического и психического развития девочек и мальчиков желательно создавать однополые подгруппы, работающие на единую цель. Хорошо работают и без кураторов.

Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии. Хотя хорошо мотивируются на возможность победы в мероприятии, на то, что отряд самый лучший. Очень хорошо взаимодействуют друг с другом, появляются влюбленные парочки, однако если появляется изгой, дружно объединяются против него.

Кризисы развития коллектива:
3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).
7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).
9 день – Кризис нелюбви (свечка).
13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).
17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).
19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

Приемы создания детского коллектива:

* Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение. Свечка-знакомство («Расскажи мне о себе»)
* Формальное создание группы. Название отряда, эмблема, девиз, выбор командира и пр.
* Осознание принадлежности к группе (отряду). Место отряда (уголок), атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила.
* Сплочение и развитие коллектива. Игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); Соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, ии свечки, сборы)

Этапы развития коллектива.

Эти этапы проходит любой временный коллектив: дети в лагере, студенты в группе, люди на работе. Некоторые стадии затягиваются, а некоторые длятся бесконечно, но все же подходят под общие положения.
1) Знакомство.
2) Структурирование.
3) Подтверждение или изменение структуры.
4) Распад.

Начнем сначала.

Знакомство.
Что происходит:
Процесс знакомства начинается с первых секунд, когда ребята только увидели друг друга. Как вы, наверное, замечали, не сказав, только что встреченному человеку, ни слова, он уже вызвал у вас симпатию или антипатию, а может даже, оставил вас безразличным. Так же и у ребят. Отношение формируется на основе прошлого опыта, внешней привлекательности и ассоциировании человека с собой или другими людьми, мнение о которых к этому моменту у ребенка сложилось.
Как помочь:
Из пословицы «встречают по одежке, а провожают по уму» можно сделать вывод, что первое мнение о человеке может быть ошибочным и поэтому наша (вожатых) задача создать условия, в которых ребята как можно больше бы узнали друг о друге. И очень важно, чтобы они стали друг другу интересны, не боялись открыться.

Структурирование.
Что происходит:
Все дети, как и все люди разные и все претендуют в силу своих психофизиологических особенностей на различные роли в коллективе. Это редко происходит осознано, т.к. дети ещё не нашли себя и для них нахождение в коллективе очередная проба себя в определенной роли. На самом деле не все дети стремятся к лидерству и не всем это надо, поэтому почти каждый находит свое место в коллективе, главное, чтобы оно его устраивало.
Как помочь:
Во многих коллективах процесс структурирования так долго затягивается, что и говорить о том, что это коллектив не приходится. Примером может являться группа студентов, приходящих на занятия только для прослушивания лекций. Мы должны посредством игр и ряда заданий заставить ребят взаимодействовать друг с другом, чтобы в процессе взаимодействия они определили свои роли в данной группе людей. Очень важно, чтобы на этом этапе у ребят появились коллективные ценности, которые помогут направить развитие коллектива в нужное русло. И ещё важно помнить, что не вы выбираете среди ребят лидера, а они это делают сами. Вы можете только создать для этого условия и определить ценности, т.е., что такое хорошо и что такое плохо.

Подтверждение или изменение структуры
Что происходит:
Даже если вам показалось, что лидерская структура вашего отряда сформирована – это еще не так. В процессе прохождения новых дел, которые предлагаете им вы, структура может меняться и этот процесс почти всегда бывает для ребят болезненный.
Как помочь:
Постарайтесь поддержать ребенка в сложной ситуации. Если у него что-то не получилось, и весь коллектив от него отвернулся, вы его последняя надежда. Старайтесь в этот период предложить ребятам как можно больше различных форм, чтобы каждый смог самоутвердиться в своей роли. Именно на этом этапе, детский коллектив проводит большую часть смены. Он наиболее благоприятен для их развития

Распад.
Что происходит:
Как не больно, но приходит время, когда смена заканчивается и всем нам придется разъехаться. Происходит распад коллектива. Очень важно, чтоб этот распад был продиктован временем, а не желанием ребят. И в начале и в середине смены у ребят может произойти разочарование друг в друге и тогда распад произойдет раньше, чем это предполагалось, а этого нельзя допустить.
Как помочь:
Грамотно провести распад группы умеют лишь единицы и этому нужно уделить очень много внимания. Должны быть подведены итоги совместного существования, сказаны добрые слова, и ребенок, уезжая домой, должен увести с собой прекрасную сказку о море, о счастье, о дружбе, о любви, о том, что жизнь это большое радостное событие, а окружающие люди – это интереснейшая загадка, а ты (вожатый) – самый добрый, самый бескорыстный, самый человечный человек на свете.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

«От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

1) Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята. Выявляются следующие характеристики:
– ребята мало знают друг друга;
– нет общих интересов;
– нет общих дел;
– отсутствует авторитетный центр;
– группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

2) Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

3) Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело.

Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

4) Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу.

Важны такие характеристики:
– в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
– дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
– во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;
– у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;
– большинство ребят огорчают неудачи отряда;
– члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;
– приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;
– хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;
– не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.

5) Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов.

Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.

Источник