Важность родителей в воспитании и развитии ребенка

Важность родителей в воспитании и развитии ребенка thumbnail

Родители являются неотъемлемой частью жизни своего ребенка, независимо от того, сколько ему лет. Но именно в детском возрасте – особенно дошкольном, в так называемые сензитивные периоды, взрослые важны как никогда. Роль родителей в воспитании ребенка заключается в демонстрации образцов поведения и заложения основ мировоззренческих установок, что напрямую влияет на формирование основных аспектов личности будущего взрослого.

Статья расскажет о выделенных стилях воспитательной работы, роли семьи в системе детско-родительских отношений. Подробнее будут рассмотрены два основных вида воспитания – физическое и нравственное, также будет затронута тема потребностей ребенка и условий для его правильного развития.

Содержание:

  • Стили воспитания
  • Физическое воспитание
  • Нравственное воспитание
  • Правильный родитель и как им стать

Характеристика различных стилей семейного воспитания

Многие родители полагаются на собственные материнские и отцовские инстинкты, а также опыт старшего поколения родственников. Подчас, не уделяется достаточно времени изучению детской психологии и теории педагогической науки. Нерешенные вопросы и отсутствие основных знаний в этой области могут создать сложности при взаимодействии с ребенком уже на ранних этапах. Родителям имеет смысл познакомиться с существующими стилями воспитательной работы и выбрать наиболее подходящий для них (и ребенка!) с учетом особенностей окружающей обстановки.

Традиционно выделяют следующие методы воспитания:

  1. Попустительский, либеральный. Данный вариант предполагает большую свободу в действиях ребенка и минимальный контроль со стороны взрослого. Психологи отмечают, что ребенок в таких условиях способен вырастить творческой и социально активной личностью. При этом либеральный стиль может стать причиной чрезмерной импульсивности и агрессии, так как с малых лет ребенок не будет знать ни правил, ни запретов.
  2. Авторитарный. Противоположный по содержанию, этот стиль характеризуется гиперопекой и тотальным руководством родителей. Взрослые стараются участвовать во всех сферах жизнедеятельности ребенка. С одной стороны, они дают ему ощущение безопасности, четкие правила, с другой – излишне ограничивают. Последствием может быть неприспособленный к жизни, апатичный взрослый, не имеющий своего мнения и стремлений.
  3. Демократический – наиболее адекватный и позитивный вид; нечто среднее между описанными выше стилями. Демократия предполагает разумные правила поведения, некоторые запреты, но без лишних ограничений. Каждый член семьи одинаково значим и имеет право голоса. Реализуется помощь, поддержка, при этом сохраняется самостоятельность как родителей, так и детей. Данный стиль воспитания – положительный пример в воспитании детей.

Физическая и нравственная системы воспитания

Физическое воспитание

Воспитание и развитие ребенка должно носить всесторонний характер. И важными факторами становления малыша является физическая и нравственная сторона.

Первая включает освоение фундаментальных навыков:

  1. Координация движений.
  2. Равновесие.
  3. Скорость реакций.
  4. Выносливость.

Все необходимые физические качества формируются и в специальных секциях, и в домашних условиях. Этому способствуют пешие прогулки, пробежки, езда на велосипеде и роликах, зарядки на свежем воздухе, закаливание и другое. Физическое воспитание предполагает определенный режим дня, который соблюдают все члены семьи, и полноценное здоровое питание. Подробнее о физическом развитии ребенка в разном возрасте.

Отдельно следует акцентировать внимание на мелкой моторике. В отличие от крупной, она формируется через более тонкие действия: игры с крупами, творческие занятия с пластилином, рисование карандашом и пальцами, собирание пазлов и т. д. На начальных этапах детского развития она рассматривается не только как полезное умение в целом, но и имеет прямую связь с зарождением речи.

Нравственность в жизни ребенка

Нравственное или этическое развитие имеет отношение больше к духовной составляющей жизни. Оно определяет не столь видимые характеристики поведения, но формирует глубокую структуру индивида, влияя на все социальные взаимодействия. Задачи и содержание данного вида воспитания заключены в требованиях общества. Условно можно говорить о необходимости:

  • Накопления представления о нормах поведения в общественных местах (на улице, в школе и детском саду и пр.).
  • Реализации усвоенных правил при общении с окружающими людьми, а также стимулировании человека к дальнейшему самовоспитанию в этом направлении.

Нравственность проявляется в таких человеческих качествах как внимательность и заботливость, скромность и деликатность, ответственность, чувство долга и чести, любовь к труду, толерантность и бережное отношение к своей и чужой собственности.

Разумеется, физическое и нравственное воспитание являются не единственными видами. В популярных классификациях выделяют и умственное, и эмоциональное, и трудовое, и некоторые другие (подробнее о других видах воспитания). И ошибкой родителей будет пренебрежение каким-либо из направлений, как было сказано – требуется реализовывать всестороннее воспитание ребенка.

Правильный родитель и как им стать

Установление контакта с ребенком

Одно из простых и базовых условий для развития гармоничной личности ребенка – проявление безусловной любви и уважения к нему. Педагогическая роль родителя заключается, помимо развития умственных способностей, в эмоциональном принятии своего малыша, в установлении с ним близких доверительных отношений в совместной деятельности. Контакт формируется на нескольких уровнях:

  1. Телесном – в виде прикосновений, поглаживаний, объятий.
  2. Визуальном – жесты и мимика, внешний образ.
  3. Аудиальном – выстраивании диалога с ребенком, эмоционально-личном общении на волнующие малыша темы. Диалог предполагает не только высказывания, рассуждения и объяснения от мамы, но обязательно выслушивание того, что говорит ребенок, ответы на его вопросы. Ребенку требуется, чтобы его слушали и слышали. Способом реализации аудиального взаимодействия могут быть ситуативные разговоры или регулярные семейные вечера вместе с ребенком.
Читайте также:  Диагностика отклонений в развитии ребенка в доу

Условия становления гармоничной личности

В каждом возрасте у малыша свои потребности, а у родителей, соответственно, задачи и цели воспитательной деятельности. Младенец в 2 месяца по всем показателям совершенно отличается от ребенка в 2 года. Однако, есть факторы, актуальные для ребенка всегда. Прежде всего, это выражено в отношении родителей, от которых малыш ждет:

  • Уверенность и адекватную самооценку. Не ребенок, а родитель должен выполнять руководящую функцию. Он должен воплощать в себе опыт и знания, опираясь на которые способен вести ребенка, контролировать его развитие и оказывать необходимую поддержку.
  • Способность анализировать. Нельзя недооценивать наблюдательность детей. Ребенок должен видеть не хаотичные действия родителей, но выстроенную систему поведения. Стремление взрослых к анализу и объяснению действий ребенка даст малышу понимание причинно-следственных связей собственной активности.
  • Четкие запреты и ограничения. Ребенок чувствует себя в большей безопасности, когда понимает, что есть границы и правила. Задача взрослого – выставить нормы взаимодействия с окружающим, показать, что можно или нельзя делать. В данном случае обоим родителям полезно не только проговорить или показать, а самостоятельно следовать установленным принципам – ребенок учится на их примере. При этом все правила должны быть разумными, адекватными действительности и выполнимыми для малыша.
  • Здоровые эмоции, эмоциональная уравновешенность. Весь спектр чувств естественен – от проявлений искренней радости до раздражения и печали. Не нужно скрывать свои чувства, иначе малыш не сможет оценить ваше состояние и соответствующе вести себя. В будущем это может негативно отразиться на его способности опознавать эмоции других и понимать собственные реакции.
  • Взаимопонимание, доверие между папой и мамой. Счастливый ребенок – показатель гармоничной семьи и положительных отношений между родителями. Любые разногласия отражаются на самочувствии, настроении детей и желании строить взаимоотношения с миром.

Воспитывая и продумывая направления педагогических действий, следует помнить, что даже маленький ребенок индивидуален и уникален, он юная личность и нуждается в понимании и принятии.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Консультация для родителей

«Роль родителей в воспитании и развитии ребенка»

Каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок был умным, любознательным, эрудированным, чтобы он быстрее начинал читать, считать, решать задачи. И для этого многие не жалеют собственных сил и времени. Причем, мы уверены, что с ребенком нужно регулярно заниматься, запастись для этого терпением. А поскольку ему самому гораздо интереснее смотреть мультики или играть в машинки, то нужно сделать занятия максимально завлекательными. Между тем, ребенок по природе своей чрезвычайно любознателен, в нем изначально заложено стремление к развитию так же, как в его организме запрограммированы рост и взросление. И только наше неуклюжее, не учитывающее возрастных и индивидуальных особенностей вмешательство, способно подавить в ребенке это стремление. Разрабатываются все новые и новые программы и методики обучения и развития детей, все они опираются на психологические и педагогические исследования, пытаются учесть возрастные особенности психического развития и интересы детей. Но каждый ребенок своеобразен, каждый развивается в своем темпе, у каждого свои задатки, своя история и своя судьба.  Если ничему не учить ребенка, то он ничему и не научится. А чему и как учить, если ни одна составленная педагогами и учеными программа не может подойти именно вашим Пете или Маше? Выход может быть только один: программа должна быть составлена самими Петей и Машей. А чтобы они смогли это сделать, им следует предоставить для этого возможность самостоятельно выбирать себе занятия и создать такую обучающую среду, в которой есть из чего выбирать. Вот здесь-то и пригодятся исследования педагогов-ученых и опыт педагогов-практиков. И, конечно, ваше дружелюбное, заинтересованное внимание, интерес к тому, чем занимается ваш ребенок, готовность прийти на помощь и умение эту помощь оказать в нужное время и в нужном объеме.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка пятого года

ЧТО ТАКОЕ ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА  ДОМА?

Для того, чтобы ваш ребенок сам построил и реализовал программу собственного обучения и развития, ему необходимо предоставить свободу выбора занятий, их продолжительности, частоты, содержания, партнеров по работе, возможность обратиться за помощью или отказаться от нее. А для этого нужна соответствующим образом подготовленная среда. В это понятие включается все то, что непосредственно окружает ребенка: помещение, вещи, организация пространства, времени, цвета, формы, растения, животные, люди и психологическая атмосфера.

 Начнем разговор с помещения. Конечно, ребенку необходимо свое рабочее место, в котором он был бы действительно хозяином: мог бы без посторонней помощи что-то достать или убрать на место, знал, где что находится и что с этим можно делать. То есть полки с детскими вещами должны располагаться низко и быть открытыми или легко открывающимися. И, наоборот, то, что не предназначено для ребенка, должно находиться однозначно вне пределов его досягаемости. Хорошо, если ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать себе одежду, накрывать на стол (хотя бы для себя). И кроме того, при оборудовании помещения необходимо учитывать ограниченные пока возможности ребенка в обращении с отдельными вещами и в поддержании порядка. А значит, это помещение не должно быть перегружено вещами, вещи должны быть функциональными и красивыми. Они могут быть хрупкими, но не должны при этом быть ценными, чтобы ребенок учился обращаться с ними бережно, но не возникало бы семейных драм из Если вы хотите, чтобы ум вашего ребенка был хорошо организованным, то организуйте для начала пространство вокруг ребенка и помогите ему организовать свою деятельность в этом пространстве. Дело в том, что содержание и способ хранения нашего умственного багажа задается нашими практическими предметными действиями, их содержанием, полнотой и структурированностью. В организации пространства нужна система так же, как и в любом другом деле. Вещи, служащие одной цели, используемые вместе, должны и храниться вместе. Могут быть отдельные зоны (например, для рисования, чтения, работы с конструктором, подвижных игр), отдельные полки, ящики, коробки и т.п. Хорошо, если способ хранения предоставляет ребенку возможность достаточно легко и целенаправленно воспользоваться этими вещами, не вываливая при этом на пол все остальное из шкафа, и без особых затруднений сложить их обратно – за неизбежных на первых порах поломок.

Если вы хотите, чтобы ум вашего ребенка был хорошо организованным, то организуйте для начала пространство вокруг ребенка и помогите ему организовать свою деятельность в этом пространстве. Дело в том, что содержание и способ хранения нашего умственного багажа задается нашими практическими предметными действиями, их содержанием, полнотой и структурированностью. В организации пространства нужна система так же, как и в любом другом деле. Вещи, служащие одной цели, используемые вместе, должны и храниться вместе. Могут быть отдельные зоны (например, для рисования, чтения, работы с конструктором, подвижных игр), отдельные полки, ящики, коробки и т.п. Хорошо, если способ хранения предоставляет ребенку возможность достаточно легко и целенаправленно воспользоваться этими вещами, не вываливая при этом  на пол все остальное из шкафа, и без особых затруднений сложить их обратно.

Отдельный вопрос – какие же именно вещи нужны вашему ребенку для его занятий и игр. Сейчас нас окружает большое количество ярких, забавных, дорогих импортных игрушек. Мы часто сами готовы с удовольствием играть ими, их же стремимся покупать и для наших детей. Но очень часто эти игрушки при всей их внешней привлекательности достаточно быстро надоедают нашим детям. И мы сердимся на них, грозимся никогда больше ничего не покупать и, конечно же, опять покупаем и с тем же успехом. Но попробуйте понаблюдать за своим ребенком, что его привлекает больше всего, с чем он готов играть день за днем? Что он только не приносит домой? : палочки, гвоздики, проволочки, камушки… Из вредности? Да ничего подобного! Просто именно эти вещи предоставляют максимальный простор для самостоятельного творчества ребенка. Он может их комбинировать, воображать с их помощью что-то свое, приспосабливать к своим замыслам. Огромное достоинство этого бросового материала, который так превращает наши квартиры – его универсальность. При оперировании этим материалом развивается знаковая функция мышления ребенка, которая так понадобится ему при последующем обучении чтению и математике. Как число 1 может обозначать и одно яблоко, и одного ребенка, и один ящик яблок, так и палочка может быть и градусником при игре в больницу, и рукояткой переключения скоростей в автомобиле, и даже принцессой, которую можно наряжать.

Читайте также:  Критерии нормы в психическом развитии ребенка

Выбирая игрушки в магазине, вспомните об этом стремлении ребенка к творчеству и комбинированию. Чем менее жестко закреплена функция игрушки, чем больше существует самых разных возможностей и вариантов ее использования, тем дольше она не надоест вашему ребенку и тем полезнее окажется для его развития. Лучше воздержитесь от покупки дорогой игрушки, если не готовы позволить ребенку экспериментировать с ней. И отнеситесь терпимее к детскому пристрастию к бесполезному на ваш взгляд хламу. Отведите для него определенное, удобное для хранения место Большое значение имеет также общее количество игрушек. Их должно быть столько, чтобы ребенок имел достаточный выбор, но и не слишком много, чтобы его внимание не распылялось слишком сильно. Лучше периодически убирать часть игрушек, а потом снова доставать их. Тогда они будут восприниматься ребенком с новым интересом.

О специальных обучающих материалах для ребенка мы будем говорить отдельно. Здесь лишь остановимся на основных правилах их размещения. Здесь фактически остаются справедливыми те же требования, которые были описаны выше для игрушек и других вещей. При этом важно учитывать и уровень развития вашего ребенка, способность его работать с тем или иным учебным материалом. Нежелательно выставлять тот материал, который еще слишком сложен и явно недоступен для вашего ребенка, чтобы не обескураживать его и не погасить интерес к занятиям. В то же время всегда наготове должен быть тот материал, который может вот-вот понадобиться. Если бы у вашего ребенка была возможность самостоятельно выбирать себе партнеров для занятий, то такими партнерами могут быть и родители, и бабушки с дедушками. Ребенку очень нужны внимание и интерес старших. Это зачастую придает смысл тому, что делает ребенок, помогает ему почувствовать значительность свою и своих занятий. Однако при этом важно и не переусердствовать, не оставив ребенку возможности заниматься самостоятельно, превратив интерес к содержанию занятия в интерес к нашей оценке и одобрению.

Помимо взрослых, ребенку для совместных занятий очень нужны другие дети, ровесники и те, кто на год-два старше или моложе. Это могут быть братья и сестры, друзья, соседи. Близкие по возрасту, дети зачастую понимают друг друга лучше, у них схожие проблемы. Даже учебный материал они могут объяснить друг другу лучше, чем взрослые. Объясняя что-то младшим, старший ребенок по-новому осознает это. Наблюдая за занятиями старшего, младший что-то перенимает у него, стремится научиться чему-то новому. Кроме того, при этом происходит обучение и в другой сфере, о которой мы нередко забываем: в сфере социальных отношений.. Ведь никак нельзя собрать урожай с посаженного сегодня растения, необходимо дождаться его времени. Ухаживая за ними, ребенок учится ответственности. Ведь если не полить растение или не покормить животное, то они могут погибнуть. Очень хорошо, если у ребенка есть его растение, его животное. И хорошо, если это не бессловесные и не доставляющие хлопот взрослым рыбки, а живое существо, которое может быть другом, которое можно погладить, которое может радоваться и грустить. Конечно, самостоятельно ребенку будет трудно ухаживать за таким животным, потребуется ваша помощь. Но разделенные с вами хлопоты, совместные заботы еще нужнее вашим детям.

В Вашем доме, наверняка, есть место для Вашего ребёнка, где имеется:

  мебель, подходящая по росту ребёнку, низкий стол, низко расположенное зеркало, легко открывающиеся шкафы, легкий стул, низко расположенные крючки для одежды ребёнка;

  собственные предметы для уборки: маленькая щётка для одежды, щётка для обуви, тряпочка для пыли;

  предметы личной гигиены ребёнка: мыло, зубная щётка, расчёска, полотенце;

  материалы для ручного творчества: пластилин, краски, клей, ножницы, бумага, хранящиеся в отдельных коробках, доступных для самостоятельного пользования ребёнка;

  в кухне ребёнок сам может достать необходимую ему посуду, поставить её на стол;

  всё устроено так, чтобы в простых вещах он мог себя обслужить самостоятельно.

Источник