Важность развития речи для ребенка

МБДОУ «ЦРР – детский сад №194»

РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:

  • формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
  • развитие лексики;
  • формирование грамматики речи;
  • развитие связной речи дошкольников;
  • обучение детей общению и речевому этикету;
  • знакомство с различными жанрами детской литературы.

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой

 деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его

 словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь

становится более связной. (Д. Б. Эльконин).

Воспитатель Шуткина Н.А.

Источник

Ольга Черемхина
Консультация «Роль развития речи в дошкольном возрасте»

Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речиидет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраставыделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л. С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:

• формирование звуковой культуры, фонематического слуха;

развитие лексики;

• формирование грамматики речи;

развитие связной речи дошкольников;

• обучение детей общению и речевому этикету;

• знакомство с различными жанрами детской литературы.

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

Речевое общение в дошкольном возрастеосуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной. (Д. Б. Эльконин).

Источник

Медведева Ольга
Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

«Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка»

А. М. Горький

Учёные – лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. На улице, в транспорте, даже в учреждениях мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, с множеством неправильных ударений и речевых ошибок.

Красивую мелодичную речь сейчас редко услышишь даже по радио и телевидению. Речь радио – и телеведущих уже не является эталоном, как раньше. В ней наблюдаются и нечёткое произношение, и невыразительное интонирование, и орфоэпические ошибки. Неслучайно учёные и общественные деятели нашей страны говорят о кризисе литературного языка в настоящее время, особенно в сфере устного.

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-IV века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки. Большой интерес (и в настоящее время он не исчез) представляют работы выдающегося мыслителя Аристотеля, который дает глубокий анализ языка, стиля, построения речи ораторов. Вспомним его знаменитое изречение: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» [Аристотель, 1963, с. 21].

Большого расцвета ораторское искусство достигло в Римской республике. Речи Марка Туллия Цицерона до сих пор служат образцом страстности и убедительности.Как замечательно он говорил о выборе слова: «В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживаются известная полнота и звучность» [Цицерон, 1963, с. 45]. С падением Рима надолго приостановилось и развитие ораторского искусства.

Примерно такое же положение, когда риторика не требовала глубокого содержания и убежденности наблюдалось в XVII-XVIII веках и в России. Первые реформы русского языка связаны с именем М. В. Ломоносова. Он понимал роль развития речи для культуры людей, «которые красоту языка знают и наблюдают». Можно назвать много отечественных просветителей, которые боролись за чистоту родного языка. Это и Д. И. Фонвизин и автор учебников по риторике А. Ф. Мерзляков и профессор Царскосельского лицея Н. Ф. Кошанский. И, наконец, XIX век – период величайшего расцвета русской литературы и русского языка.

Это небольшое историческое вступление мне понадобилось для того, чтобы подчеркнуть значимость изучаемой проблемы.

Человеческое общество овладело средством общения давно, и у его лучших представителей затем возникла мысль о создании науки о языке, которая в наше время достигла подлинного расцвета. Однако она не могла возникнуть сразу и на пустом месте, а лишь опираясь на исследования крупных языковедов.

О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, B.C.Мухина и другие).

Учёные – лингвисты и методисты в последние годы разработали новую концепцию преподавания русского языка, одним из пунктов которой является необходимость более полного и глубокого изучения в школе вопросов фонетики и орфоэпии, усиления внимания к культуре устной звучащей речи. Эта концепция легла в основу федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. В соответствии с новыми требованиями дети должны не только знать характеристики звуков и производить фонетический разбор слов, но и правильно ставить словесные и логические ударения, чётко артикулировать звуки, выразительно интонировать фразы, критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения призносительных норм.

Эти же задачи перед работниками детского сада ставит федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Воспитатели, должны проводить планомерную работу по развитию речи детей. Но чтобы сделать речь детей правильной, выразительной, эмоционально-богатой, не достаточно одних занятий. Взрослые, общаясь с детьми, должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения. Если ребёнок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно.

Поэтому совершенно недопустимо в общении с детьми использовать сленг, бранные выражения.

Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти вперед развития и вести его за собой, т. е. обучение нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Таким периодом, по мнению многих лингвистов, психологов, педагогов, считается возраст 4-5 лет, который назвали периодом «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Ребёнок не начнёт читать, не будет грамотным, если не научится слышать звуки родного языка. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему языка не-обходимо уже в средней группе. Особо важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребёнка грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной речи. Если словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются и дальше, в процессе обучения детей в школе, то звукопроизношение формируется в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание чистого и правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть закончено в детском саду.

В средней группе детского сада осуществляется развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова. В старших группах эта работа усложняется. Дети учатся анализировать звуковой состав слова, сравнивать звуки по их качественной характеристике, знакомятся со всеми буквами русского алфавита и т. д. Принимая все это во внимание, можно сказать, что в детском саду применяется метод опережающего обучения. Если дети овладеют всеми этими умениями в детском саду, в школе будут чувствовать себя комфортно, будут уверены в своих силах, полюбят свой родной язык, приобщатся к чтению русской классической литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. П. Я. Гальпери. Психология как объективная наука. Под ред. А. И. Подольского /вступ. Ст. А. И. Подольского – М., Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-480с.

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961 г.

3. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1976 г.

4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986 г.

5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Вентер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер., О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. -127с.

6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А. Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384с.

7. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. Игры, упражнения со звучащим словом. – М., 1983 г.

8. Максаков А. И.Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр, – М.: Просвещение, 1988. – 159с.: ил.

9. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998.-488с.

10.Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М. И Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. -М.: Педагогика, 1985. -208 с., ил.

11. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред. Ф. А. Сохина – M.,1984г.

12. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н. Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980. – 216с.

13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981 г.

14. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М. ,1991 г.

15. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учись говорить правильно. – М. ,1973 г.

16. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // журнал дошкольное воспитание. 1992. №3-4, стр. 4.

17. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.-240 с.

18. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения – М., 1981г.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования-М.:Просвещение,2017г. 20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.:Просвещение,2017г.

Источник