Важность логопеда в развитие ребенка
Статья:
Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору. При наличии дефектов разговора у детей снижаются интеллектуальные способности, появляются трудности с обучением и адаптацией. Логопедическая работа помогает своевременно предупредить развитие дефектов речевой функции на раннем этапе развития ребенка, а также исправить неправильную речь. Чем раньше начинают занятия с логопедом или дефектологом, тем быстрее устраняются нарушения.
Зачем необходим логопед
Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.
После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.
После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.
Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.
Когда необходимы логопедические услуги
Логопедические услуги могут понадобиться, если имеются заметные дефекты речи относительно возраста ребенка. Специалисты утверждают, что для своевременной диагностики нарушений даже здорового дошкольника следует показывать дефектологу 1 раз за год. Это позволит предупредить задержку развития.
Логопед для малышей до 12 месяцев
Логопедические услуги малышу до 12-месячного возраста могут понадобиться, когда его проявления речи не соответствуют возрасту. На консультацию следует идти, если он не гулит, не выговаривает простых слов: мама, папа, баба. Когда у маленького пациента нет гуления и лепета, его следует проверить на предмет отсутствия слуха. Для этого больного направляют к ЛОР-врачу. При наличии синдрома гиперактивности и других неврологических болезней рекомендуют посетить невролога. После полного обследования дефектолог проводит логопедическое обследование, составляет план лечения. При своевременном обращении к специалисту до 1 года проблема с нарушениями речевого развития быстро устраняется.
Логопедическая помощь малышу 2-летнего возраста
Педагог-логопед для малыша 2-летнего возраста может понадобиться, если имеется очень скудный словарный запас: меньше 10 слов. Помощь необходима при отсутствии фразовых выражений. Обязательно следует показать малыша специалисту при отсутствии речевой функции.
Педагог проведет обследование, направит к узким специалистам для выявления возможных причин нарушения воспроизведения звуков. Дефекты речевой функции у малышей 2-летнего возраста устраняются достаточно быстро, особенно если они не сильно выражены. Нервная система дошкольников 2 лет очень гибкая, поэтому дефект хорошо поддается терапии.
Логопед для малышей 3-летнего возраста
Трехлетний возраст является диагностическим периодом для обследования звукопроизношения. Малыш 3 лет активно развивается, имеет уже большой словарный запас (50 слов). Даже если нет никаких нарушений, родителям необходимо обязательно привести маленького пациента к логопеду-дефектологу на осмотр.
Помощь логопеда необходима для малыша 3-летнего возраста при:
- замене одной звуковой единицы на другую («Т» заменяется «К»);
- разговоре малыша на своем непонятном языке;
- отсутствии речевой функции;
- плохой речи в сравнении со сверстниками.
Такие нарушения нельзя игнорировать, так как дальнейшая задержка развития мешает пациенту нормально жить и учиться.
Коррекционные занятия для дошкольника 4-летнего возраста
Если пациент 4-летнего возраста еще не посещал педагога-логопеда, то даже при отсутствии нарушений звукопроизношения необходимо прийти на прием. Это позволит выявить незначительные отклонения (если они есть) и вовремя скорректировать их. Особенно важно обратиться к специалисту при наличии патологий речевого развития.
Когда пора идти на консультацию:
- Разговор невнятный, слова произносятся нечетко, смазано.
- Пациент больше молчит, хотя говорить умеет.
- Дошкольник не может воспроизвести правильно больше 5 звуковых единиц.
- Отсутствует дальнейшее развитие речи (по сравнению с прошлым годом).
- Малыш не способен поддерживать разговор, не отвечает на вопрос.
Коррекционная помощь дошкольнику 5-летнего возраста
У дошкольника 5 лет речь практически сформирована. Здоровому пациенту не требуется помощь логопеда, но необходимо одно профилактическое посещение за год. Консультация логопеда-дефектолога понадобится детям с нарушениями речевого развития, особенно для постановки звуков «Л» и «Р», которые часто не выговаривают дети 5-летнего возраста.
Возможные патологии, требующие обращения к логопеду:
- Нечеткость воспроизведения звуков.
- Дошкольник произносит звуки слишком мягко или слишком твердо.
- Неправильное воспроизведение больше 3-х звуковых единиц.
- Гнусавый оттенок во время разговора.
- Пациент шепелявит.
- Скудный словарный запас.
Помощь такому пациенту могут оказать логопеды в детском саду. Занятия проводят индивидуально или с группой. Допускается перевод дошкольника из обычной группы в логопедическую.
Коррекция для ребенка 6-летнего возраста
Шестилетнему пациенту показано посещение педагога-логопеда 1 раз за год при отсутствии отклонений речи. Если имеется патология, нужны логопедические занятия для коррекции нарушений. При необходимости дошкольника также направляют к узким специалистам для выявления причин задержки развития.
Показания к логопедической коррекции:
- Нечеткое воспроизведение хотя бы одного звука.
- В разговоре пациента нет развернутых предложений.
- Односложные ответы на заданный вопрос.
- Неспособность составления простого рассказа по предложенным изображениям.
У 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже самые незначительные отклонения от нормы, так как в 7 лет ребенку нужно идти в школу, где потребуются навыки устной правильной речи.
Необходимость логопедической помощи в любом возрасте
Консультация и помощь логопеда необходима в том случае, если пациент хорошо говорил, но последнее время речь стала ухудшаться. Также в коррекции нуждаются дети с запинками, повторами звуков. Следует направить к педагогу-логопеду дошкольника, затрудняющегося запомнить стихотворение на своем или иностранном языке.
Другие причины обращения к специалисту по логопедии:
- Невозможность ясно пересказать рассказ.
- Пропуск слогов во время прочтения текста.
- Корявый, неразборчивый почерк.
- Появились отклонения в речи, которых не было ранее (после удара головой, сильного стресса).
- Затруднилось общение с окружающими.
Правила посещения логопеда
К педагогу-логопеду ребенка нужно вести первый раз на третьем году жизни. Если имеются отклонения речевого развития до 3 лет, то консультация специалиста потребуется раньше. Профилактические осмотры здоровых детей у логопеда должны осуществляться 1 раз за год. Они проводятся с 3 до 7-летнего возраста. На консультацию лучше вести дошкольника незамедлительно, чтобы при выявлении отклонений хватило времени для устранения дефекта, особенно у детей 5-7 лет.
Не следует игнорировать плановые осмотры педагога-логопеда. Они помогут своевременно выявить нарушения звукопроизношения, вовремя подготовят малыша к школе. Если обратиться поздно, нарушения могут сохраниться, затруднить социальную адаптацию.
Во время занятий используют игры, сценки, стихи, карточки с рисунками, буквами, проводят логопедический массаж и гимнастику. Активно практикуют групповые занятия. Длительность работы с педагогом-логопедом составляет 15-20 минут. Важно не только заниматься в кабинете логопеда, но и выполнять домашние задания. Логопед обязательно проводит работу с родителями, дает советы по обучению на дому.
Заключение
Логопедическая диагностика имеет большое значение в речевом развитии дошкольников и школьников. Работа логопеда-дефектолога направлена на исправление дефектов. Правильная речь помогает быстрее адаптироваться в обществе. Плановые осмотры требуются в возрасте с 3 до 7 лет. При обнаружении нарушений специалист может работать с ребенком младше 3-летнего возраста. Своевременная коррекционная помощь позволяет быстро исправить ошибки и подготовиться к школе.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Роль учителя-логопеда в современном образовании.
«Высокий профессионализм – это обращенное в профессию творчество»
Л.Гинзбург.
Трудно переоценить значение правильной и чистой речи для современного человека. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы.
Школа перешла на более высокий уровень обучения детей. Вместе с тем начало систематического обучения в школе предъявляет ряд требований к организму ребенка. Одно из них – наличие правильной речи.
Любые недостатки речи нарушают процесс развития ребенка в целом, ограничивают его общение со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы, затрудняют освоение школьной программы.
В настоящее время логопедическая помощь оказывается почти во всех дошкольных учреждениях нашего города, но к сожалению в школах логопедов практически не осталось (школа-интернат, СОШ № 1, СОШ № 17, СОШ № 8 – 0,5). Ситуация осложняется появлением детей беженцев и сирот при живых родителях из обеспеченных семей, где старшим «некогда» заниматься воспитанием детей, а также детей вынужденных мигрантов, безработных, одиноких матерей и из неблагополучных семей. Эти обучающиеся, чаще всего, не посещавшие детские сады, обладают замедленным темпом интеллектуального и психофизического развития, имеют бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха, нарушение звукопроизношения, недостаточно развитую мелкую моторику. Если такие дети не получают квалифицированную логопедическую помощь, дефекты речи могут препятствовать полноценному усвоению программного материала, тормозить их общее развитие, а нередко способствовать появлению отрицательных характерологических особенностей, что в дальнейшем создает трудности в социальной и трудовой адаптации.
Учителя логопеды проводят консультирование родителей, обследование речевого развития детей и проводят коррекционную работу по преодолению речевых нарушений. Успех коррекционной работы зависит от профессионализма учителя-логопеда, активного участия родителей и готовности самого ребенка к обучению. К каждому ребенку и его родителям логопед ищет индивидуальный подход, проявляя спокойствие и терпение, коммуникабельность и артистичность. Хочется привести слова одного из основоположников отечественной логопедии Е.Ф.Рау: «Не чудо, а великий труд лежит в основе исправления речевого дефекта». Учитель- логопед должен быть подготовлен к работе в новых условиях. В современных условиях меняется и роль учителя – логопеда, так как на фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования. Учитель-логопед переосмысливает цели, содержание, методы вследствие наметившейся тенденции в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному обучению и воспитанию. Реалии повседневной жизни все чаще ставит перед логопедами вопрос об их месте и роли в стремительно обновляющейся системе образования. Это обусловлено тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности.
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращение в 1990 г. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами. Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги – это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, то есть используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных, так, например, при алалии – словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии – звукопроизношения и т.д.
Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Учитель-логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами и единомышленниками, родителями.
Методическое объединение учителей-логопедов, дефектологов – это профессиональное сообщество энергичных, целеустремленных и творческих педагогов, которые активно представляют опыт своей работы на различных уровнях. Авторские материалы опубликованы в сборниках научно-практических конференций, на страницах сети работников образования, сайтах образовательных учреждений. Учителя-логопеды, дефектологи являются участниками и победителями муниципальных и региональных конкурсов.
Проанализировав работу учителей-логопедов, дефектологов в школах видно, какие трудности встают на их пути: увеличение численности обучающихся с нарушением речи, неоднородный состав речевых патологий у школьников (что создает проблему комплектации групп), нет должной преемственности в работе дошкольных и школьных логопедических служб, недопонимание со стороны администрации школ (как следствие очень мало открытых логопунктов в городе), сокращение кадрового состава (потеря рабочих мест).
« Мы обновляем страну, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И все, что мы делаем, мы делаем для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше чем мы, чтобы они могли сделать то, что возможно не успеем сделать мы, чтобы из их успеха сложилось наше успешное будущее» В.В.Путин.
И в наше просвещенное время создание условий для детей, имеющих проблемы в развитии должно быть приоритетным.
Источник
Елена Александровна Трафимова
Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным. Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, в том числе недостаточное речевое общение ребенка с родителями. В процессе взаимодействия педагогов с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом – важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Не целенаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома.Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Цель работы: поиск эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Задачи:
1. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.
2. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.
3. Определить эффективность выбранных нами форм работы с родителями.
Предварительный опрос родителей показал, что большинство (86%) родителей считают, что их ребёнок нуждается в логопедической помощи. Почти все из них считают необходимым участие родителей в коррекционной работе с ребёнком. Но все родители затрудняются в том, какую именно помощь они могут оказать своим детям.
Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу среди родителей по формированию у них компетентности в вопросах преодоления речевых нарушений у детей. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование на основе наиболее оптимальных для нашего ДОУ форм работы.Их можно условно разделить на 2 вида: просветительские и практические.
Просветительские формы работы с родителями:
Родительские собрания
Стенды «Поговори со мною, мама», «Говорим грамотно»
Папки-передвижки (на каждой группе)
Индивидуальные беседы
Практические формы работы:
Домашние задания (логопедическая тетрадь)
Открытые занятия для родителей
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы.
Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени.
Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов.
И в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Индивидуальная работа с родителями имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому в своей практике я использую такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в коррекции речевых нарушений. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации.
Консультации: В совместной работе учителя-логопеда и семьи необходимы для решения тех или иных проблем речевого развития детей.Наиболее актуальные темы для консультаций: «Артикуляционная гимнастика», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуем выставки пособий, дидактических игр. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.
Одной из форм работы с родителями является Тетрадь. В ней записываются индивидуальные задания по коррекции звукопроизношения, что помогает привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Выполнение заданий позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению предложенных заданий.
Нарушение звуко-наполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.Отсюда появилась проблема: как информировать всех родителей по формированию у дошкольников лексико-грамматического строя речи.
Примеры упражнений
Тема «Весна»
Образовать признак по аналогии: март —мартовский, апрель—апрельский. .
упражнение «До — между — после» (повторить последовательность времен года и месяцев).
Тема «Зимние забавы»
Упражнение
«Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов):
конькобежец (бегает на коньках, саночник (катается на санках, лыжник (катается на лыжах, хоккеист (играет в хоккей) и т. д
Тема «Фрукты» упражнение «Скажи ласково» лимон-лимончик, яблоко-яблочко, абрикос-абрикосик.
Тема «Овощи» Помоги Маше посчитать 2тыквы-5 тыкв, 2 огурца-5 огурцов, 2 помидора-5 помидоров.
Что можно приготовить? (образование относительных прилагательных): салат из капусты-капустный, а запеканка., салат из моркови., а запеканка-…
У нас составлен перспективный план проведения этой игры с родителями и детьми подготовительных к школе групп.
Задачи поставленные учителем-логопедом
· развивать у детей внимание к слову, его различным значениям,
· развивать графомоторные навыки.
· развивать связную речь,
· выработать умение выбирать из своего словарного запаса нужное слово,
· совершенствовать словесно-логическое мышление,
· развивать понимание чужой и активизация собственной речи.
В играх участвуют дети подготовительных к школе групп. Дети группы делятся на пять команд, так как в год всего проводится 5 игр. Каждая команда играет в игру,сценарий который составляется по одному из художественных произведений: К. Чуковский «Федорино горе», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», П. Бажов «Серебряное копытце», А. Толстой «Буратино», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Для укрепления связей между детьми и родителями, для поднятия детской самооценки,для создания ситуации успеха в игре разработаны и строго соблюдаются следующие правила: отсутствует элемент соревновательный, дети и родители играют в одной команде, помогают друг другу, зрители помогают «зарабатывать» буквы, поддерживают участников аплодисментами и танцами.
Перед игрой осуществляется большая предварительная работа:
1.воспитателями: работа с детьми (чтение произведения, просмотр видеофильма, обсуждение сюжета); организация родителей (собеседование, анкетирование, обговаривание их роли в игре).
2. учителем-логопедом: работа с детьми (обучение детей звукобуквенному анализу и синтезу, развитие фонематического слуха и другое).
Организация интеллектуально-деловой игры «Большие буквы для маленьких детей» строится на основе следующих правил взаимодействия с родителями.
Правило первое – информированность. Родители знакомятся с содержательным аспектом интеллектуально-деловой игры. Им предлагается информация о возможных способах участия в игре, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет проходить игра. Для этого в групповой комнате выделено место, где размещается все, что касается совместной деятельности детей и родителей в предстоящей игре. Информация носит для родителей понятный и привлекательный характер.
Правило второе – добровольность и возможность выбора. Родителям заранее предлагаем выбрать месяц, когда они смогут поучаствовать в игре, а также варианты участия с учётом их интересов и возможностей.
Правило третье – чувство успешности. В письменной форме заранее предлагаются родителям и детям варианты упражнений, подобных тем которые используются в игре. Знакомые игры способствуют успешности выполнения игровых заданий. Мы поддерживаем и поощряем участие членов семьи, благодарим каждого участника за его персональный вклад по окончании игры. В группе также определено специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.
Структура интеллектуально-деловой игры состоит из трёх этапов:
1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор литературного произведения, просмотр телепередачи в оригинале, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования, составление сценария, проигрывание однотипных игр, организацию родителей.
2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.
3. Итог игр–это анализ ее результатов: награждение семей-участников, обсуждение проблем родителей в воспитании детей.
Итак, какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят
Источник