Важность дошкольного возраста в развитии ребенка
Автор: Ступина Елена Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №177
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: “Значение дошкольного возраста в развитии человека”
Дата публикации: 03.03.2017
Раздел: дошкольное образование
« Значение дошкольного возраста в развитии человека»
Выполнила: Ступина Е.Э.
Воспитатель МАДОУ 177
Екатеринбург
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский
В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях:
повышается интерес к личности ребёнка дошкольника, его уникальности, развитию у него потенциальных
возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к нему как развивающейся
личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага и процветания Отечества.
Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых
качеств личности, в том числе и развития одарённости.
По мнению А.М. Матюшкина, творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный
период его развития – 2–5 лет, когда закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя.
Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным
сферам деятельности.
В начале нового столетия стал другим и сам ребёнок дошкольник: у него
замечается повышенная активность, самостоятельность в познании, различных видах деятельности,
коммуникации, и в то же время менее значимыми сегодня являются для него книги, заменяемые
электронными игрушками, компьютером, мобильным телефоном. Изменения, происходящие в нашей стране
за последние годы, расширяют и видоизменяют функции дошкольного образования как важного фактора
социальной стабильности ребёнка, преемственности в образовании и культуре. Подготовка дошкольника к
последующему образованию подразумевает формирование у него как социальных, так и личностных качеств,
которое предполагает выявление потенциальных способностей и развитие творческой одарённости, что
обеспечит в дальнейшем полноценную жизнедеятельность. Для дошкольного детства характерен психический
феномен. Исследования учёных показали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными
потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения, поэтому
многие знания, которые дети получают в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. Возрастные
особенности проявляются и в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной
эмоциональности и впечатлительности. Отличительной возрастной особенностью дошкольника является
также развитие и большая пластичность нервной системы, что создаёт благоприятные условия для
воспитания и обучения, формирования различных способностей. Обобщая наиболее важные достижения
психического развития ребёнка 6–7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети демонстрируют
достаточно высокий уровень умственного развития, включающий расчленённое восприятие, обобщённые
нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определённый объем знаний и навыков,
интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно
побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать и анализировать, воспроизводить и создавать
различные продукты творчества.
К моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит
интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребёнка снижается,
в то же время он становится более
активным в поиске новой информации. Таким образом, дошкольный возраст является этапом интенсивного
психического развития, когда происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная с
совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных
новообразований.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень
развития восприятия, памяти,
воображения и мышления повышают у ребёнка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в
постановке всё более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция
поведения. Ребёнок 6–7 лет может стремиться к далёкой цели, выдерживая при этом сильное волевое
напряжение в течение довольно длительного времени. Всё это говорит о том, что дошкольный возраст
представляет наиболее благоприятные возможности для развития творческой и интеллектуальной
одарённости ребёнка. Ценности саморазвития дошкольника при оценке отношения к деятельности
заключаются в том, что ребёнок может осуществить контроль своей работы. К концу старшего дошкольного
возраста вызревают предпосылки учебной деятельности как деятельности коллективной, выполняемой
коллективным субъектом. В предшкольной ситуации развития существуют две ведущие деятельности –
игровая (в форме индивидуальной деятельности) и учебная (в
форме коллективной деятельности).
При формировании отношения к взрослому устанавливается особый
тип общения со взрослыми – контекстное общение. Оно характеризуется высоким уровнем произвольности,
умением видеть условность позиции взрослого. В реализации отношений со сверстниками ребёнок может
организовать игру с товарищем, появляются симпатии, стремление подражать кому-либо из детей в группе,
увеличивается количество сверстников, принимающих участие в совместной
игре.
Ребёнок дошкольного возраста как субъект культурного саморазвития:
– во многом ещё потенциален, т.е. скрыт в истинных своих возможнос_
тях и от себя, и от окружающих, поэтому познание его носит скорее
прогностический и вероятностный характер, что накладывает особую
ответственность на познающего;
– не всегда может сообщить информацию о себе, не всегда готов к участию в сложных психодиагностических
процедурах, поэтому о нём и его возможностях свидетельствуют не его рассказы и результаты тестов, а его
поведение, результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающей действительностью.
Это требует от исследователя мира ребёнка тонкого подхода, высокого мастерства, истинной
наблюдательности;
– принадлежит к особому «секретному» миру детства, тайна которого навсегда закрывается для того, кто
стал взрослым. Детство – это особые культура, отношения, мировосприятие, и оценивать их с «взрослых»
позиций
проблематично, что обусловливает необходимость обязательного владения
инструментами интерпретации. Именно компетентный анализ и объяснение
фактов определяют постановку «диагноза», который может определить всю
будущую жизнь ребёнка;
– находится на этапе, когда человек развивается чрезвычайно стремительно. Познание ребёнка часто не
успевает за его изменениями. Определить «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп
достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования – вот задачи
педагогической диагностики. Детство – определенный этап в развитии человека, оно и сложилось как период
подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение которого ребенок должен приобрести необходимые
знания и умения.
Стремительно проносятся годы детства, но за этот короткий срок происходят самые удивительные
превращения, какие только может представить себе человеческая мысль. Из самого беспомощного на свете
существа, которое неспособно самостоятельно удовлетворить свои наиболее простые потребности, ребенок
превращается в мыслящего человека, который постигает законы движения планет и развития общества,
вырастает в силу, сознательно изменяющую природу и общество.
Если говорить о дошкольном детстве, то его роль состоит в овладении некоторыми общими человеческими
знаниями и умениями, в приобретении некоторых психических качеств, которые нужны для жизни в
обществе. К ним относятся овладение речью, развитие ориентировки в пространстве и времени,
человеческих форм восприятия, мышления, воображения, первоначальное приобщение к произведениям
искусства, формирование взаимоотношений с другими людьми. И эта огромная программа выполняется за
какие-то несколько лет!
Человеческая среда не просто условие развития ребенка, она – сам источник этого развития; в ней новое
человеческое существо должно найти – с помощью взрослых – все то, что и составит его развитие. Ребенку
нужна не просто среда, действующая на его мозг через органы чувств. Ему нужна среда очеловеченная; ему
нужно человеческое общество и человеческое воспитание.
Источник
Вера Клынина
Значение дошкольного воспитания для развития личности дошкольника
Значение дошкольного воспитания на развитие личности ребенка.
Подготовила: воспитатель высшей категории
Клынина Вера Николаевна.
МДОУ ЦРР Детский сад №6 «Родничок»,
п. Межозерный Верхнеуральского Района Челябинской области.
В настоящее время для педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерством образования науки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – Стандарт, ФГОС дошкольного образования,который предъявляет новые требования: к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему; условиям реализации образовательной программы дошкольного образования; результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или актуализации умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В сложившихся условиях большое значение придается информационно-разъяснительной работе с педагогами по вопросам введения ФГОС дошкольного образования.
Скоро все детские сады должны начать работать по новому стандарту. Подобный документ для дошкольных образовательных учреждений в России разработан впервые. Что же ждет малышей их родителей и педагогов?
Дошкольное детство – очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию.
Стандарт – это ориентир. Но если родители хотят воспитывать своего малыша иначе, – никто им в этом мешать не будет. Хотя, любой разумный родитель найдет в этом стандарте что-то полезное и важное для своей системы воспитания.
Семья – великое благо для ребенка. И родители, безусловно, могут дать и дают для своего малыша гораздо больше, чем любой другой взрослый. Но тут есть несколько «но». Во-первых, дома дети лишены опыта общения со сверстниками. И добрать его практически негде. Раньше все малыши играли во дворе на улице. Сейчас этого нет. Родители боятся отпускать маленького человека на улицу одного. Сами все время сопровождать его тоже не могут. Поэтому домашние дети даже у самых замечательных мам и пап оказываются, лишены опыта жизни в коллективе, опыта общения. Они не вырабатывают важные социальные навыки. И второй очень важный момент. Меньше половины родителей каждый день играют со своими малышами или читают книги. Компенсировать дефицит тепла и внимания можно только в детском саду.
Значение общественного дошкольного воспитания в нашей стране неуклонно возрастает. На детские сады, являющиеся первым звеном системы образования, ложится всевозрастающая ответственность за развитие личности ребенка, за формирование его социальных ориентаций.
Дети составляют более половины населения земного шара. Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала. Вот почему забота о воспитании и обучении детей – важнейшая задача человечества. Однако в мире еще существует насилие, голод и социальная несправедливость, которые обрушиваются на множество детей, лишенных детства. Во многих регионах мира дети лишены почти всех прав даже в тех сферах, которые касаются их жизни.
20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята Декларация прав ребенка. Общественные и политические деятели, ученые и педагоги разных стран и континентов стремятся к всеобщему осознанию проблем, касающихся положения, условий развития и роли детей в разных обществах и разных культурах. Декларация прав ребенка содержит 10 принципов.
Принципы Декларации провозглашают, что ребенку должна быть обеспечена полная возможность для игр и развлечений. Так, для развития ребенка общество создает игрушки, которые определяют особенности содержания детских сюжетных игр, особенности направленности ребенка на мир людей. Если общество предлагает агрессивные игрушки (всевозможные гильотины и т. п., то ребенок невольно приобретает вкус к насилию, садистским наклонностям. Если ребенок получает в руки игрушку, предназначенную для покровительства, заботы, любви, и взрослые упражняют его в добрых чувствах, то ребенок через игру приобретает элементы нравственных качеств. Игра со сверстниками, специально организованная и направляемая взрослым, обучает ребенка социальным отношениям и готовит к будущей взрослой жизни. Роль игры как деятельности, изобретенной в человеческой культуре для нормального развития ребенка, неоценима. Ребенок должен иметь возможность для игр.
Один из принципов Декларации гласит: «Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство».Право на имя несет в себе двойной смысл: это, во-первых, право на принадлежность к определенной человеческой общности, к определенной культуре и, во-вторых, право на свою индивидуальность.
Декларация прав ребенка – документ чрезвычайной социальной значимости, его назначение состоит в том, чтобы обратить специальное внимание мировой общественности на проблему детства. Чтобы права детей на гармоничное развитие их личности, на счастливое детство действительно проводились в жизнь, необходим экономический и социальный прогресс во всем мире.
Вся жизнь ребенка зависит от взрослого, организуется и направляется им. И с самого раннего возраста ребенок начинает учиться у взрослых. Он учится не только ходить, правильно употреблять предметы, говорить, но и думать, чувствовать, управлять своим поведением. Иначе говоря, не только практические, но и психические действия складываются у ребенка в результате обучения. Далеко не всегда это обучение бывает вполне осознанным. Часто взрослые учат детей стихийно, сами того не замечая. Существует даже мнение,что ребенок будто бы может самостоятельно без помощи взрослых научиться рисовать, читать, считать, решать задачи. Это мнение глубоко ошибочно. Мы уже знаем, что получается, если ребенок лишен влияния взрослого, влияния человеческого общества.
Конечно, лучше учить детей не стихийно, а разумно, целенаправленно, специально заботясь о том, чтобы дать ребенку именно то, что нужно, обеспечить его полноценное развитие. А для этого необходимо знать, как соотносятся между собой обучение и развитие, исходить из их связи, определяя, чему и как следует учить ребенка на разных ступенях детства.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно если это действие выполняется не настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой деятельностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает», – обычная реакция ребенка.
В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя,чаще всего он изображает взрослых людей: маму, воспитательницу, шафера, летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше или легче всего в игре.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета- он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок – шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних предметов другими.
Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками.
Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами сверстников. Вмешиваясь в конфликты, улаживая их, воспитатель учит детей осознанному выполнению норм поведения.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность. Он знает, в какой стране живет, в каком населенном пункте находится его дом; имеет некоторое представление о материках и других странах. Он отдает себе отчет в том, какое место сред людей занимает (он дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких.Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший», но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У ребенка дошкольного возраста уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно. Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества. Несомненно, достичь таких результатов можно, только имея определенный багаж знаний. Поэтому обучение ребенка основам наук — не менее важная задача дошкольного учебного заведения, но критерии оценки усвоения такого материала детьми достаточно гибкие. Сегодня необязательно уметь читать, сев впервые за школьную парту, но важно, чтобы первоклассник был психологически подготовлен к предстоящей учебной деятельности. Так, малыш должен уметь общаться со сверстниками, быть усидчивым, иметь удерживать внимание и многое другое. В документе обозначены целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.
Все достижения личности ребенка, который по социальному статусу является младшим школьником, есть предтеча второго рождения его личности, когда начнёт устанавливаться его мировоззрение и вырабатываться жизненная, гражданская позиция.
Список используемой литературы
1) Мухина В. С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. Л. А. Венгера. -2-е изд., перераб. и доп. -М.:Просвещение. 1985.-272 с., ил.
2) Актуальность введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/01/21/aktualnost-vvedeniya-federalnogo-gosudarstvennogo
Источник