Важнейшим новообразованием личностного развития ребенка раннего возраста является
Тестовые задания
1. Возрастные границы раннего возраста:
а) от 1 года до 2 лет;
б) от 1,5 года до 3 лет;
в) от 1 года до 3 лет.
1. _________________________________________________________
2. Психологические границы раннего возраста:
а) от кризиса рождения до кризиса «Я сам»;
б) от рождения до кризиса прямохождения;
в) от комплекса оживления до кризиса «Я сам»;
г) от кризиса прямохождения до кризиса «Я сам»;
2. _________________________________________________________
3. Важнейшими достижениями раннего возраста являются:
а) прямохождение;
б) речь;
в) игра;
г) предметная деятельность;
д) учебная деятельность.
3. _________________________________________________________
4. Ранний возраст сензитивен для развития:
а) способов передвижения;
б) предметных действий;
в) речи;
г) продуктивных видов деятельности.
4. __________________________________________________________
5. Первым носителем обобщения для ребенка является:
а) слово взрослого;
б) используемое орудие;
в) собственное действие.
5. __________________________________________________________
6. Установите соответствие:
6.1._________________________________________________________
6.2._________________________________________________________
7. Первым видом мышления ребенка раннего возраста является
8. Знаковая функция сознания состоит в возникновении____________________________
одного объекта в качестве_______________другого.
9. Важнейшим новообразованием личностного развития ребенка раннего возраста является__
_______________________________________________________.
10. Инструкция. Установите правильную последовательность. Развитие речи младенца:
а) «гукание»;
б) гуление;
в) лепет;
г) сосредоточение;
д) произношение звуков;
е) облегчение слова;
ж) произнесение первых слов.
10. _________________________________________________________
11. Развитие понимания речи:
а) подползает на зов взрослого жестом;
б) ищет голос зовущего;
в) приближается на словесный призыв взрослого;
г) поворачивается в сторону зовущего.
11. _________________________________________________________
12. Развитие движений:
а) ползает;
б) стоит у опоры;
в) ходит самостоятельно;
г) лежит на животе;
д) удерживает голову, лежа на животе;
е) переворачивается со спины на живот;
ж) переворачивается с живота на спину;
з) ходит у опоры.
12. _________________________________________________________
13. Развитие действий руки:
а) нацеливание пальцами;
б) манипулирование двумя предметами;
в) активное манипулирование предметом;
г) неточное движение всей рукой;
д) указательное движение пальцами.
13. _________________________________________________________
14. Взаимодействие ребенка с предметом:
а) глаз;
б) рука;
в) предмет;
г) рука.
14. _________________________________________________________
15. Взаимодействие игровых действий:
а) берет роль;
б) использует предмет–заместитель без игрового названия;
в) манипулирует с предметом по показу взрослого;
г) самостоятельно дает игровое название;
д) переносит действие на другие предметы;
е) изображает действия конкретных взрослых.
15. __________________________________________________________
Ответы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
34. Тестовые нормы. Корреляция качественных признаков
Что, несомненно, должен знать и уметь делать каждый грамотный пользователь теста – это понимать, что такое тестовые нормы и как ими пользоваться.Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не
Тестовые задания
1. Инструкция. Выберите правильный ответ.Возрастные границы младенчества:а) от рождения до 1,5 года;б) от рождения до 1 года;в) от 2 до 3 лет;г) от рождения до 2 месяцев.1. ____________________________________________2. Жизнь ребенка обеспечивается с момента рождения:а) развитием
Тестовые задания
1. Возрастные границы раннего возраста:а) от 1 года до 2 лет;б) от 1,5 года до 3 лет;в) от 1 года до 3 лет.1. _________________________________________________________2. Психологические границы раннего возраста:а) от кризиса рождения до кризиса «Я сам»;б) от рождения до кризиса
Тестовые задания
1. Инструкция. Выберите правильный ответ. Сенсорное развитие – это:а) развитие анализаторов;б) ознакомление с эталонами;в) овладение способами обследования;г) развитие анализаторов, ознакомление с эталонами;д) развитие анализаторов, усвоение способов
Задания
1. Напишите пять самых неприятных хвостов, которые на вас висят.2. Напишите пять действий, которые помогут улучшить ваше здоровье.3. Напишите пять действий, которые помогут улучшить ваш бизнес или карьеру4. Напишите пять действий, которые помогут улучшить
Задания
1. Определите свои ценности.2. Выберите по одному действию из каждых пяти категорий, которые записали вчера, и сделайте это завтра. В отчете отписывайтесь, что конкретно было сделано.3. Напишите свои цели. Как вы видите свою жизнь? Чего хотите достичь? Что иметь? Как
Задания
1. Напишите три внутренних состояния, которые будете использовать в жизни, на работе, на отдыхе. Любые полезные для вас. Например, «дискотечный драйв».2. Дайте название каждому состоянию и несколькими предложениями охарактеризуйте его.3. Вспомните ситуацию в
Задания
1. Включите в свой распорядок дня утренний блок силы. А именно:? делайте зарядку (лучше бегать по утрам);? выпивайте стакан воды натощак (купите хорошей воды);? ешьте на завтрак фрукты или овощи (можно салаты);? не забывайте о позитивной настройке: «Сегодня – лучший
Задания
1. Представьте свой идеальный день в будущем (через два-три года или большее количество лет). Опишите основные сферы своей жизни: источники дохода, эмоции, среду обитания, навыки и знания, спорт и здоровье, отношения с окружающими, время и распорядок дня, бизнес, а
Задания
1. Составьте Life Мар. Вы можете распечатать образец Life Мар с нашего сайта в дополнительных материалах к книге: https://4winners.ru/goals.2. Выберите по одному действию из каждой категории и выполните их
Задания
1. Примерьте на себя роль первобытного человека, который идет охотиться на оленя, чтобы прокормить семью, который «не может не охотиться».Попробуйте ему в голову поселить свои сегодняшние мысли, которые вас ограничивают (например, «завтра поработаю»). Посмотрите,
Задания
Вы уже начали действовать и теперь параллельно пишете план работ. Сначала составьте список всех задач по рабочему проекту. Это черновой вариант.1. Структура рабочего проекта.1.1. Устройте мозговой штурм.Используйте MindManager, листы бумаги или маркерную доску, чтобы
Задания
1. Общие технологии концентрации.1.1. Отключите все средства связи, мессенджеры, Интернет (если он не нужен для этой работы).1.2. Выберите время или создайте условия, когда никто из окружающих вас не будет отвлекать.1.3. Избавьтесь от всех внешних раздражителей.
Задания
1. Поставьте три цели в режим секретности.2. Исходя из колеса жизни, составьте план на неделю.3. Сходите на тест-драйв. И протестируйте машину своей мечты!4. Выпишите все достижения, которые совершили за этот тренинг.5. Напишите отзыв о нашей книге. Отправьте его
Задания
Как бы странно это ни звучало, но вам нужно запланировать планирование! Надо выделить время, чтобы сесть и составить расписание на грядущий день. Поэтому выделите в блоке «День» или «Вечер» 10–15 минут для планирования следующего дня. Не рекомендую делать это
Источник
Групповая консультация для педагогов
«Важнейшие новообразования раннего возраста»
Цель: рассмотреть основные психологические особенности раннего детства
Ход консультации
1. Вводная часть
Слово педагога-психолога: В повседневной жизни воспитатель каждый день общается с детьми, с каждым отдельным ребёнком. Эффективное общение педагога и детей невозможно без знания психологических особенностей возрастного периода. Предлагаю сейчас в течение 5 минут записать возрастные особенности детей, которые нужно знать взрослым, общаясь с детьми раннего возраста».
Обсуждение полученных вариантов.
2. Мини-лекция педагога-психолога
Тезисы. Большую роль в формировании отношений ребёнком и другими взрослыми людьми играет характер взаимоотношения. Выстраивая свои отношения с ребёнком раннего возраста, взрослому необходимо знать его возрастные особенности.
Стадия раннего детства («первое детство» с 1 года до 3 лет) – период развития функциональной независимости и речи. Эриксон, автор теории развития личности, рассматривал процесс развития как процесс взаимосвязи идивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения. По мнению Эриксона, человек а протяжении жизни переживает психосоциальные кризисы, специфичные для каждого возраста. Исход этого кризиса (благоприятный или неблагоприятный) определяет возможность последующего расцвета личности.
Первый кризис человек испытывает на первом году жизни. Если удовлетворяются основные физиологические потребности ребёнка, то у ребёнка развивается чувство глубокого доверия к миру, в противном случае, наоборот – недоверие.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребёнка к чистоплотности. Если родители и другие близкие взрослые понимают и принимают ребёнка, помогают ему контролировать его естественные отправления, ребёнок получает опыт автономии. В противоположность этого служит строгий или слишком непоследовательный внешний контроль, который приводит к тому, что у ребёнка появляется чувство стыда или сомнений.
Таким образом, положительным исходом кризиса раннего детства по Эриксону является автономия, самостоятельность, опрятность и воля.
В конце первого года жизни ребёнок приобретает некоторую самостоятельность: появляются первые слова, ребёнок начинает ходить, развиваются действия с предметами, но диапазон возможностей ребёнка ещё ограничен.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте:
«Ребёнок-ПРЕДМЕТ-взрослый».
В совместной деятельности образец действия с предметом принадлежит взрослому, а ребёнок должен выполнять индивидуальное действие, поэтому в период раннего детства рождается новый тип деятельности. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.
Таким образом, ребёнок усваивает постоянное значение предметов, закреплённое за ними обществом.
Физическое развитие характеризуется интенсивным сенсомоторным развитием – прямохождение расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности.
Речевое общение, развитие понимания речи взрослых, расширение запаса сов, овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года строит предложения, в 3 года – правильное согласование окончаний слов в предложении) – развитие словесных обобщений.
Познавательное развитие ребёнка в период раннего детства характеризуется некоторыми особенностями.
Идёт интенсивное развитие восприятия (цвет, форма, размер), ребёнок может выделять устойчивые признаки предметов; восприятие способствует развитию мышления, памяти (группирует предметы по форме, цвету). Предметная деятельность обуславливает развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.
На третьем году жизни ребёнок должен понимать указания взрослых и стараться регулировать своё поведение в соответствии с ними. В этот период речь особенно привлекает малыша. Дети с удовольствием слушают всё, что говорят старшие между собой. Им нравится слушать стихи, сказки, потешки. Малыши очень любознательны (появляются вопросы Что это? Зачем? Почему?).
Отличительные особенности поведения ребёнка в раннем детстве является незамедлительность действий (действует под влиянием чувств и эмоций, которые возникают в данный момент). Ребёнка очень легко привлчеь к чему-нибудь, но так же легко отвлечь.
Постепенно ребёнок овладевает целенаправленными действиями, обозначает словами то, что хочет построить, однако словесная регуляция действий слаба: замыслы детей неустойчивы, меняются по ходу дела.
В этом возрасте похвала и одобрение взрослых вызывают у ребёнка чувство гордости, и он старается заслужить положительную оценку, демонстрируя свои достижения.
Детям трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания, ещё труднее выполнять непривлекательное действие по предложению взрослого. Выполняя самые простые действия, дети видоизменяют их, превращая в игру, ибо быстро отвлекаются и не доводят дело до конца. От взрослого необходимы настойчивость и многократные напоминания.
Отдельной особенностью развития личности ребёнка раннего возраста состоит в том, что он осознаёт себя как отдельного человека, имеющего свои особые желания. Процесс осознания себя как постоянного источника разнообразных желаний сопровождается возрастающим стремлением к самостоятельности. Ребёнок начинает говорит о себе не только в третьем, но и в первом лице: «Я бегаю», «Дай мне куклу», «Возьми меня с собой».
Взрослые испытывают значительные трудности при взаимодействии с ребёнком в этот период – сталкиваются с упрямством, негативизмом, строптивостью, своеволием, возникает протест-бунт. Кризис трёх лет – ломка отношений, которые существовали до этого между ребёнком и взрослым. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешней самостоятельности, но и одновременное отделение ребёнка от взрослого человека.
К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают формироваться новые виды деятельности – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование), которые развиваются за пределами этого возрастного периода, определяя дальнейшее психическое развитие.
Таким образом, основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребёнка являются овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью. В психическом развитии возникает тенденция к самостоятельности, сравнение себя с другими – важный шаг для дальнейшего формирования личности ребёнка, взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
3. Заключительная часть
Участники, передавая друг другу мячик, отвечают на вопросы:
- Что нового я сегодня узнал?
- Было ли это для меня полезно?
- Что ещё я бы хотел узнать?
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Радуга» с.Янтиково Янтиковского района ЧР
«Важнейшие новообразования
раннего дошкольного возраста»
Групповая консультация для воспитателей
Выполнила: педагог-психолог
Ананьева Марина Михайловна
Источник
ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество,или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Общение ребенка со взрослым начинает опосредствоваться предметами уже во второй половине младенчества. Однако ребенок вычленяет только отдельные предметы и самого взрослого он рассматривает как интересный предмет. Первоначально его привлекают физические свойства предметов, а не способы действия с ними. Со всеми предметами он действует примерно одинаково, независимо от их назначения и функции. Младенец еще не выделяет способа действия с предметом и его назначения, а взрослый является для него «источником» интересных предметов и ярких впечатлений. Он лишь показывает и дает ребенку различные предметы, а манипулирует с ними младенец по-
своему, самостоятельно и независимо от взрослого. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов.Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б.Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним. Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий. И хотя на протяжении всего раннего возраста форма общения со взрослым по-прежнему остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимы соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и, главное, новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с. предметом «передает» способ действия с ним.
В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия с предметами.
Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребенка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметнаядеятельность, связанная с овладением общественно-выработанными способами действий с предметами.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.
Главные новообразования раннего возраста
Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребенка. Именно в ней возникают основные новообразования раннего возраста, одним из которых является речь.Для осуществления предметной деятельности и делового общения уже недостаточно экспрессивно-мимических и локомоторных средств общения. Овладение ребенком активной речью является наиболее впечатляющим событием раннего детства.
Как правило, переход к активному использованию речи совершается в возрасте от 1,5 до 2 лет. Это событие перестраивает не только общение со взрослым (оно становится речевым), но и все психические процессы ребенка — восприятие, внимание, память, мышление. Речь становится не только средством общения, но и средством мышления и овладения своим поведением.
В этот период закладываются основы наглядно-образного и символического мышления. В раннем возрасте становится возможным выполнение простых речевых инструкций взрослого. При этом осуществляется принципиально новый способ регуляции действия. Оно побуждается не врожденными потребностями и не воспринимаемой ситуацией, а речевым знаком. Это открывает дальнейшие возможности овладения своим поведением. Поэтому выполнение речевых инструкций можно рассматривать как первую форму произвольного поведения ребенка.
Благодаря речи в процессуальной игре детей появляются игровые замещения, когда новое название знакомых предметов определяет способ их игрового использования. Становление игровых замещений дает начало новой форме деятельности — сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.
В раннем возрасте впервые возникает особое отношение ребенка к своему сверстнику. Другой ребенок становится не только «интересным» предметом, но и партнером по общению. Первые субъектно ориентированные контакты с ровесником появляются именно в этот период — в 2— 3 года.
Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность наиболее ярко проявляются в кризисе трех месяцев.
Таким образом, ранний возраст — период интенсивного психического развития ребенка, которое происходит по нескольким линиям. Наиболее важными из них являются:
• развитие предметной деятельности и делового общения со взрослым;
• развитие активной речи ребенка;
• развитие произвольного поведения;
• появление игровых замещений;
• формирование потребности в общении со сверстником;
• развитие самосознания и самостоятельности ребенка.
Однако, несмотря на значительный прогресс в психическом развитии, на протяжении всего раннего возраста ребенок остается существом ситуативным, все действия и все психические процессы которого определяются наглядной ситуацией.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник