Важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка является нравственное
Елена Ковалёва
Духовно-нравственное воспитание как важнейший аспект формирования личности ребёнка
«Духовно-нравственное воспитание –как важнейший аспект
формирования личности ребёнка».
Нравственность – это внутренняя мораль.
Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека.
Нравственное воспитание – это:
– одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;
– целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личностиребенка и предполагает становление его отношений:
-к родителям;
-к самому себе;
-к обществу;
-к окружающим;
-к труду;
-к Родине;
-к коллективу.
Содержание нравственного воспитаниядошкольников включает в себя:
– воспитание гуманности как качества личности;
– воспитание коллективизма;
– формирование начал гражданственности и патриотизма;
– формирование отношения к труду и трудолюбию. Средства нравственного воспитания дошкольников:
– художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др.) ;
– природа;
– собственная деятельность детей (игра, труд, учение);
– общение ;
– окружающая обстановка.
Методы нравственного воспитания дошкольников:
Методы воспитания – это пути, способы достижения заданной цели воспитания;
– методы формированиянравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
– методы формированиянравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
– методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
Принципы отбора методов нравственного воспитания:
– соответствие метода цели и задачам воспитания;
– гуманный характер метода;
– реальность метода;
– подготовленность условий и средств для использования метода;
– избирательность отбора метода;
– тактичность применения метода;
– планирование возможного результата воздействия метода;
– терпение и терпимость педагога при использовании метода;
– преобладающая практическая направленность метода.
Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.
Нравственное воспитание – основной стержень общей системы всестороннего развития личности.
Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.
Почему воспитание нравственности необходимо
начинать в самом раннем возрасте?
В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья.
Роль нравственного воспитания дошкольников в семье.
Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман. Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств. Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества.
Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.
Источник
Нравственно – эстетическое воспитание – важнейшая сторона развития личности школьника.
Старикова И.А.,
учитель начальных классов,
ГБОУ «Школа №1583»имени К.А. Керимова г. Москвы
Учитель в школе располагает большими возможностями для разностороннего развития детей в процессе их эстетического и нравственного воспитания.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка, предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношения к труду, к своим обязанностям и к самому себе. Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше. В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувство патриотизма, интернационализма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. В школе эта работа проводится систематически и целенаправленно.
С целью воспитания лучших моральных качеств в детях, с первых дней его пребывания в школе используют очень маленькие, но поучительные рассказы, сказки Толстого, Маршака, Чуковского. Книги о дружбе и товариществе, прочитанные детям в классе, дают свои положительные результаты, но, к сожалению, не всегда.
Нравственное воспитание – это, прежде всего, разумное, мудрое ограничение. Ребенок с первых шагов должен понять, что есть три вещи: можно, надо, нельзя. К сожалению, дети (не все, конечно) любят первое – можно. Этот вопрос звучит часто. Отрицательный ответ у него вызывает недовольство или все-таки ученик (недисциплинированный ученик) позволяет себе недозволенное. Возникает конфликт. Очень важным методом в воспитании является запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять.
В классе должно проводиться много бесед, главной целью которых является то, что они помогают детям становиться лучше : «О добросовестном отношении к учению и труду», «Бережно относись к школьному и общественному имуществу», «Как жить в мире с самим собой», «Хочу и должен».
Важное значение в процессе формирования нравственного сознания школьников имеет целенаправленная система нравственного просвещения, которая вооружает учащегося знаниями о доброте, зле, справедливости, долге и совести, честности.
Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения, отношений со взрослыми и сверстниками, нравственные знания и чувства, являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственных отношений, поведения, чувств и сознания.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.
Всякая деятельность школьников в той мере, в какой она связана с общественными интересами окружающих, с жизнью общества, является нравственной. Таким образом, нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребёнка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Учатся ли дети, играют ли на школьном дворе, трудятся ли в сквере – всюду в их деятельности проявляются определенные нравственные качества, положительные или отрицательные. Отсюда следует, что нравственное воспитание нужно рассматривать и как особый раздел воспитания, и как сторону любого другого раздела воспитания.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы и соответствующих им конкретных целей, перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений между детьми.
Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых, или под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок иной раз ошибается, неправильно поступает. Учитель должен помочь ему осознать и пережить горечь ошибки, безнравственность поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и пересмотреть направленность мотива, вызвавшего ошибочное действие.
В каждом классе четко выделяются конкретные задачи данного этапа воспитания. Например, в начальных классах можно использовать такие формы, как встречи с интересными людьми, заочные путешествия по главным городам нашей Родины. Для этого дети задолго начинают подготовку: смотрят фильмы, учат стихи и песни. В ходе бесед дети не получают готовых выводов, они сами учатся анализировать обстановку события, взаимоотношений людей.
Так, постепенно, со ступеньки на ступеньку, ведет учитель своих учеников по азбуке морали, формирует их нравственный облик, бережно прививает простые гражданские качества.
Первоначальный период воспитательной работы со школьниками имеет большое значение для всего воспитательного процесса. Именно в первые дни сентября учитель вступает на путь воспитательной работы. Учитель личным примером учит детей искать в каждом хорошее, делиться хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что может доставить радость классу, окружающим людям, проявлять заботу о родном классе, о школе, о близких людях, о родном крае, проявлять заботу старших о младших.
Нравственное отношение в процессе эстетической деятельности формируется и выражается при помощи совокупности изобразительно-выразительных средств того или иного вида творчества. Рисуя, читая стихи, занимаясь лепкой, дети анализируют, различают, сравнивают. Использование этой способности школьников к эмоционально-образному освоению материала способствует повышению эффективности обучения и воспитания в целом.
Закономерность развития нравственного отношения к действительности у школьников в процессе эстетической деятельности, а также анализ передового опыта работы школ, позволил выделить основные этапы в нравственном воспитании детей средствами художественного творчества. Итогом каждого внеклассного мероприятия является оформление классного альбома или стенда. Каждый ученик имеет возможность поделиться своими впечатлениями, помогающими учителю определить, что нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. И что самое важное, каждый ребенок должен принимать участие в такой работе.
Общение с учителями, работающими в классе, родителями учащихся, знакомство с системой воспитательной работы школы и планированием воспитания учащихся составляют основу для собственного планирования воспитательной работы в классном коллективе.
Планируя свою работу с детским коллективом, классный руководитель должен помнить, что она будет давать свои результаты в том случае, если взрослый предполагает, что не только он будет влиять на детей, но дети тоже будут иметь на него влияние. Определяя свое общение с коллективом учащихся, классный руководитель должен руководствоваться профессиональными нравственными принципами работы с классом, без которых добиться неформальных результатов в работе с детьми невозможно.
Процесс воспитания детей будет результативным, если каждое внеклассное мероприятие будет проводиться нешаблонно, необычно, нестандартно и тем самым будет будить лучшие чувства и мысли ученика. Это должен быть творческий процесс, построенный на лучших культурных традициях человечества. Учитывая тот факт, что ребенок воспитывается не только в школе, но и в социуме, в семье, воспитательные приемы классного руководителя должны быть настолько впечатляющими в положительном смысле, что их эффект сможет быть более убедительным и значительным, чем те, с которыми сталкивается ребенок вне школы. В каждом воспитательном мероприятии должно быть место для каждого ученика. Нет смысла в мероприятиях, проводимых в классе, если в их организации
участвует несколько учащихся. Все, что проводится в классе с учащимися, должно быть доведено до сведения родителей. При этом родители должны стать не только помощниками классного руководителя, но и его единомышленниками, друзьями, людьми, которым совсем небезразлично, какими вырастут их дети. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста необходимо размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребенка, открывает путь в его духовный мир.
Огромное значение в работе классного руководителя играют нравственные классные часы.
Классные часы – это возможность непосредственного общения классного руководителя с учащимися класса. Нравственные классные часы могут проходить в различной форме, но суть их остается одна и та же. Это серьезная и системная работа по формированию нравственных качеств личности и нравственных ценностей школьников.
Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Зачем? Выяснять проблемы, накопившиеся за неделю? Ругать всех нерадивых, нарушителей дисциплины? Или, может быть, это то самое замечательное время общения педагога с учениками, когда можно говорить о самом интересном, волнующем? То самое время, когда каждая встреча становится долгожданной? «Наш класс» – ощутить каждому. «Мы – коллектив, и мы растём!» – понять это. Наконец, почувствовать другое значение этого слова – классный. «Руководитель у нас – классный! И каждую неделю у нас классный час!».
Иногда классные часы превращаются в бесконечные нотации и нравоучения учащихся, поводом для которых служат двойки в дневнике, плохая дисциплина, проступки учащихся. Во время таких классных часов многие ребята занимаются своими делами. Очень часто дети просто с нетерпением ждут, когда классный руководитель отменит классный час. Пользы от таких классных часов мало. Во многих школах классные часы превращены именно в такие неинтересные собрания либо не проводятся вовсе. Это связано с отношением педагога к порученному делу. Уважающий себя педагог понимает это и превращает любой, даже самый заурядный классный час в интересную и увлекательную работу ума, души и сердца. Как сделать так, чтобы классный час оставил свой добрый свет в душе ребенка?
Для этого необходимо, чтобы:
* классный час был заранее продуман и подготовлен;
* на классном часе была возможность детям высказать свои мысли и чувства;
* классный час был полезным для развития коллектива;
* классный час был информативен и разнообразен;
* классный час будил положительные эмоции учащихся класса и самого учителя.
Организуя процесс воспитания школьников, классный руководитель должен уделить большое внимание воспитанию нравственной культуры своих воспитанников. Воспитание нравственных качеств личности ученика – это основа воспитательной системы работы с классным коллективом, основа
Источник
Формирование нравственного воспитания – одна из важнейших сторон развития личности учащихся
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх.
В условиях обновляющихся социальных отношений демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
Существенной частью нравственного воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родине , другим нациям и народам. Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
Проблемой нравственного формирования личности и проблемой возрастной характеристики психологического развития детей на отдельные возрастные этапы необходимо считать те качества новообразования, которые возникают в процессе развития в сфере нравственного сознания, потребностей и нравственной воли ребенка и которые в самом основном определяют ту или иную степень его готовности к нравственному саморегулированию.
Отечественный психолог А.В.Зосимовский разработал периодизацию нравственного развития детей.
Первый этап охватывает младенчество и раннее детство — этап приспособительно- реактивного поведения.
Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить “надо” выше “хочу”
Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.
Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения.
У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.
Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся к самостоятельности и взрослости. Возросший уровень нравственного сознания позволяет им сменить некритическое усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших учащихся, критическим, а отдельные осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся его убеждениями.
Мораль подростка в ее развитых формах качественно очень близка морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличий, главное среди них составляет фрагментарность нравственной убежденности подростка, обуславливающая избирательность его нравственной самодеятельности.
Но, несмотря на развитость нравственных установок и воли подростка, он еще сохраняет черты существа увлекающегося, повышенно-впечатлительного и при определенных условиях склонного сравнительно легко попадать под чужое влияние, менять свои нравственные идеалы и устремления.
Юношеский период морального становления воспитанника его нравственная сфера постепенно утрачивает черты “детскости”, приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку.
Учащиеся старшего возраста способны уже иметь четкое научное представление о морали, об истинности или ложности различных нравственных норм. Все это приводит юношеский период к преодолению фрагментарности, увеличению автономности нравственных убеждений и отражающего их нравственного поведения воспитанника.
У старшеклассников резко усиливается возникающий еще в подростковый период этический критицизм, позволяющий уже очень немногое принимать на веру. В этом возрасте возникает потребность критической переоценки и переосмысливания когда-то бездумно воспринятого.
Таким образом, фрагментарную самодеятельность в сфере морали, присущую подростковому возрасту, в юношеском возрасте сменяет всеохватывающая самодеятельность, что позволяет и весь юношеский период нравственного развития личности определить как период глобальной нравственной самодеятельности.
Необходимо отметить, что моральное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственности, может продолжиться всю жизнь. Но с годами в нравственной сфере этого человека уже не возникает каких-либо принципиально новых образований, а происходит лишь укрепление, развертывание и совершенствование появившихся ранее. В общественном плане нравственная модель старшеклассника представляет ту нравственную ступень, начиная с которой человек, поднявшийся на нее, без скидок на возраст может быть признан высоконравственным.
Нравственное развитие подрастающей личности — это процесс обретения его все большей и большей моральной свободы, когда личность мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний внешней среды и от влияния собственных импульсивных желаний.
Решающими для перехода воспитанника от одной возрастной моральной ступени к другой, более высокой, являются новообразования, возникающие в процессе развития в его интеллектуальной, потребностной и нравственно-волевой сферах.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское «тогез» — нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей
внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Рассматривая систему нравственного воспитания, различают несколько аспектов: Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса — единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.
В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения.
Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические воздействие.
Влияние родителей на нравственное воспитание
Родители имеют огромное влияние на жизнь ребенка. Дети узнают, что хорошо, а что плохо, от своих родителей. Интересно, что наказание за непослушание создает только часть моральных суждений детей. На самом деле дети учатся на примерах, и атмосфера в доме, где они живут, сформирует их систему принятия нравственных решений.
Когда дети получают опыт общения в доме, где они чувствуют себя в безопасности и комфорте, и где нет места злости и жестокости, они развивают сильное чувство собственного достоинства, которое становится их нравственной основой. Если они встречают проявления насилия, которые препятствуют их нормальному образу жизни, то они на уровне инстинктов понимают, что это неправильно. Родители, которые уделяют время обсуждению основ своих моральных принципов и требуют от ребенка соответствия этим принципам, обычно более успешно справляются с поддержанием такого уровня нравственного развития и у своих детей.
Влияние образцов для подражания на нравственное воспитание
Помимо родителей, учителей и других примеров для подражания, школы также играют ключевую роль в формировании нравственного облика следующего поколения. Школа придает особую ценность таким понятиям, как честность, порядочность и сочувствие, а учителя, которые сами проявляют данные качества, будут развивать их у окружающих. Как говорил Авраам Линкольн: «То, что делаешь, звучит громче того, что ты говоришь». Непоследовательность и лицемерие со стороны учителей и родителей может нанести реальный вред нравственному развитию ребенка. Некоторые модели поведения могут навредить ребенку неосознанно. Среда обитания создает прямую, но не всегда точную связь между детьми и их примерами для подражания. Часто образец для подражания разговаривает или ведет себя неподобающим образом, но ребенок может воспринимать эти слова и действия как приемлемые, просто потому что их позволяет себе тот, на кого он ориентируется. Детям необходима помощь в выборе подходящего образца для подражания.
Социальное взаимодействие
Чтобы развиться в полноценного взрослого человека, детям необходимы различные виды социального взаимодействия: общение с другими взрослыми, членами семьи, сверстниками, а также детьми других возрастов. Каждый вид общения усилит или ослабит сформировавшиеся представления ребенка о том, что допустимо с точки зрения нравственности. Многие дети хотят испытывать чувство сопричастности и быстро обучаются общественному договору, что поможет им стать членами общества. Для общения с другими людьми дети методом проб и ошибок учатся совершать нужные поступки в определенный момент. Необходимо помнить, что необходимо время для полноценного развития нравственного облика.
Нравственное воспитание школьников. Какова его роль?
Нравственное воспитание детей традиционно начинается дома в семье, затем продолжается в стенах детского сада и школы. Например, еще в дошкольном возрасте дети учатся быть благодарными, говоря «спасибо» в случаях, когда люди что-то им дают.
Уверенность в себе
Одной из миссий игр, направленных на нравственное воспитание школьников, является формирование в детях уверенности в себе. Например, учителя имеют возможность провести занятия, которые помогут указать школьникам на их сильные стороны, и как эти качества могут поспособствовать им стать успешными в жизни.
Уважение к другим людям
Дети должны научиться уважать других. Например, когда преподаватель делает замечание ученику, который громко разговаривает в то время, пока другой ученик дает устный ответ, это влияет на характер непослушного учащегося.
Умение брать на себя ответственность
Нравственное воспитание школьников также происходит, когда педагоги детей учат брать на себя ответственность за свои поступки и признавать свои ошибки. Если ребенок толкает своего одноклассника, сидящего рядом, преподаватель обязан подчеркнуть то, что такие действия не правильны, и провинившийся обязан признать свою ошибку и принести извинения.
Великодушие
Нравственное воспитание школьников также подразумевает под собой взращивание у детей такой черты, как великодушие. Например, если у кого-то из учащихся сгорит дом, было бы правильным для одноклассников собрать деньги или пожертвовать свои вещи, чтобы помочь ему и его семье.
Источник