Васильченко л песочная терапия как средство развития деятельности ребенка
Наталья Колмакова
Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей
Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка.
Между тем, как показывает практика педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников не всегда приводит к высоким результатам. В первую очередь, потому, что прогрессивная деятельность по развитию речи у детей не может и должна быть ограничена рамками календарного плана по проведению дидактических игр. В работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности.
Как показывает мой педагогический опыт, особым интересом у дошкольников пользуются речевые игры, сказкотерапия и особенно — песочная терапия.
Какой ребёнок не любит возиться в песке? Структура песка состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
Принцип терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром М. Ловенфельд.
Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф. Она училась у Ловенфельд и дополнила технику юнгианским подходом и глубоким знанием восточной философии. Кальфф стремилась создать для своих клиентов свободное и защищенное пространство, где те, играя с песочницей, чувствовали себя свободно. Основную идею песочной терапии Кальфф сформулировала так: «Игра с песком представляет возможность ребенку избавиться от психологических травм с помощью фантазий и ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями».
Сегодня это одно из наиболее популярных направлений в так называемой арт-терапии: методе, в рамках которого позитивное воздействие на психику ребенка достигается через творчество. Одна из причин такой популярности кроется в простоте метода песочной терапии и минимальном количестве реквизита, необходимого для нее.
Как правило, для проведения занятия достаточно ящика, наполненного песком.
Важным инструментом терапии являются разнообразные игрушки и предметы: пуговицы, камушки, шишки, бусины – словом, любые объекты, которые можно использовать в игре.
Занятия песочной терапией помогают:
– развивает мелкую моторику;
– открывает широкий простор для проявления фантазии;
– помогают регулировать механизмы мышления.
– лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения;
– научиться отвечать за свои поступки и действия;
– полагаться на собственные силы;
– развивать самооценку;
– преодолевать последствия психологических травм.
Игры с песком разнообразны:
– рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация)
– обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте);
– познавательные игры (о многообразии окружающего мира);
– проективные игры (развитие творчества и фантазии).
Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. Расскажу о нескольких приемах и методах, которые особенно часто и плодотворно использую в своей практике.
Упражнение “Волшебный песок”
Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения.
“Перед тобой песок. Хочешь погрузить в него руки? (ответ ребенка). Опусти руки в песок; расскажи о своих ощущениях (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики). Пропусти между пальчиками, чувствуется тепло собственных рук. Приятные воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделится ими. Ты стоишь на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по ней. А помогут нам игры”.
Упражнения на восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения:
• скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки);
• выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;
• сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик);
• пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.)
• поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;
• погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф;
• освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Игра «Найди отличие»
Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
“Идут медвежата” – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
“Прыгают зайцы” – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
“Ползут змейки” – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
“Бегут жучки-паучки” – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – “жучки здороваются”).
Упражнение «Змейки»
Цель: снять эмоциональное напряжение, развивать мелкую моторику.
Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.
Змейки на песке играли
Письма не прочесть никак!
И хвостом слова писали,
Как узнать ей о змеятах?
За узором шли петельки
– Что случилось? Где? И как?
Это письма Маме-змейке.
Ты теперь у нас волшебник!
Но пронесся ветерок
Напиши скорей слова,
И засыпал все в песок.
Помоги ты маме-змейке
И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства
Игра «Строители»
Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки, теперь при использовании данного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут пархать разноцветные бабочки.
«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия, развивать мелкую моторику. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Игровое упражнение «Создаем лес и его обитателей»
Цель: развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность, расширять и уточнять знания детей о лесе и его обитателях.
Ход упражнения:
Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня ты превратишься в маленького волшебника, который может создать что-либо, скажем, лес с его жителями. Но чтобы осуществить волшебство, следует сказать волшебные слова: «Елки, березки, боровички». Ты должен закрыть глаза. (Ребенок закрывает глаза. В это время педагог «засаживает» песок деревьями, цветами, грибами.) Открой глаза и посмотри – как хорошо и интересно все получилось!».
Педагог обращает внимание ребенка на то, что у Песчинки есть замечательные помощники – пальчики «Попроси свои пальчики помочь тебе в волшебстве. (Педагог сжимает и разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, вырывает ямки, ребенок делает то же сам.) А теперь скажи те же волшебные слова, что и Песчинка, и с помощью волшебства создай другой лес. Вспомни, какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».
Если ребенок неверно сказал «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет. Ребенок снова повторяет волшебные слова. После «высадки леса» педагог вводит для запоминания еще несколько слов, связанных с сюжетом. Например: названия деревьев, цветов, грибов и т. д.
Примечание: в других упражнениях, задача та же, что и в первом упражнении. Меняются только персонажи, способы создания ландшафта и «волшебные слова». Количество и сложность слов, которые имеют возможность запомнить дети, следует подбирать в соответствии с возрастом детей. Тему построения целесообразно подбирать так, чтобы она соответствовала теме занятия, которое проводит педагог в группе.
Таким образом, песочное рисование являются здоровьесберегающей и положительно влияет на сохранение и укрепления здоровья ребенка.
Литература
1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М. Аромштам. / Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.N 12. С. 6.
2. Бережная,Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н. Ф. Бережная. / /Дошкольная педагогика. -2007.-N1.-С. 50-52
3. Бондарцева,С. Н. «Домик развития можно строить на песке» /С. Н. Бондарцева / / Педагогический вестник. -2006.-N3.-С. 5.
4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып. 10.-С. 42-47.
5. Грабенко,Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т. М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2004.N5.-С. 26-29
Источник
Библиографическое описание:
Шуваева, Е. В. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии / Е. В. Шуваева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4281/ (дата обращения: 18.09.2020).
Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью песочной терапии. Рассмотрены задачи, принципы песочной терапии, особенности использования элементов данной технологии на коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками. В статье представлены игры с песком по развитию мелкой моторики
Ключевые слова: старшие дошкольники,песочная терапия, мелкая моторика, общее недоразвитие речи
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с речевой патологией.По мнению многих авторов (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Р. И. Лалаева и др.) одним из наиболее распространённых речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР).
Наряду с нарушением всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики, связной речи), у них нарушена и мелкая моторика.
Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Исследователи Института физиологии детей и подростков АПН РФ (Е. И. Есенина, М. М. Кольцова, А. В. Антакова — Фомина) установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. Эта зависимость четко выступает на протяжении всего раннего детства — развитие речевой функции идет по мере совершенствования мелкой моторики рук. Функция руки и речь развиваются параллельно, поэтому это должно использоваться в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут дополнительную энергию в двигательную часть речевого центра, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь. В коре головного мозга рядом с двигательной расположена речевая область. Именно близость речевой и моторной зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Одним из эффективных методов коррекционного воздействия, используемых на логопедических занятиях, является песочная терапия. Игры и игровые упражнения с песком — это естественная и доступная форма деятельности, доставляющая детям огромное удовольствие. Именно поэтому педагоги могут использовать песок в коррекционных занятиях. Благодаря играм с песком у дошкольников развивается мелкая моторика рук, и в тоже время стимулируется речевая активность, возрастает интерес к занятиям, повышается мотивация речевого общения, пополняется и активизируется словарный запас.
Данный метод впервые был апробирован К. Г. Юнгом. В отечественной психолого-педагогической практике система коррекционно-развивающих песочных игр представлена в методических рекомендациях Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева [6]. Они научно и практически доказали, что что игры с песком развивают психические и речевые функции.
Анализ психолого-педагогической литературы и практики показывает, что песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Ребенок копает, рисует на песке, лепит, создает на нем отпечатки, говорит и таким образом он познает себя, окружающий мир и развивает мелкую моторику. [4,7].
Песочная терапия имеет свои основные принципы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого используется задание, соответствующее возможностям ребенка; инструкция формулируется в игровой форме; исключается негативная оценка его действий, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.
Этот принцип позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход «Воображаемого» в «Реальное» и наоборот. Ребенок реально разыгрывает ситуацию на песке с помощью миниатюрных фигурок.
Занятия с элементами песочной терапии по мнению Н. В. Кубуз,Э. И. Осипук [8] имеют следующие цели:
− создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность;
− развитие познавательных и психических процессов: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлений, мышления, воображения;
− совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
− развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии;
− снижение психофизического напряжения;
− актуализация эмоций.
Задачи песочной терапии делятся на три группы (таблица1):
Таблица 1
Задачи песочной терапии
Образовательные | Развивающие | Воспитательные | |
– учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета; — обучить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера; — обучить специальным движениям и их выполнение детьми; — учить выстраивать композиции на песке по образцу; — закрепить представления об окружающем мире | – развивать психические познавательные процессы; — развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику; —развивать умение действовать по инструкции. — стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности | – вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; — воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности; — воспитывать внимание к обращенной речи; — воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому; — совершенствовать навыки позитивной коммуникации; — «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке | |
По мнению М. М. Кольцова [6], хорошо развитая мелкая моторика положительно влияет на развитие психических процессов (внимание мышление, память). Развивая мелкую моторику, дошкольники тренируют мышцы рук, а также влияют на такие психические процессы, как внимание, воображение, наблюдательность, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), зрительную и двигательную память.
Игры в песочнице развивают мелкую моторику, помогают раскрепостить ребенка, заинтересовать игровой деятельностью, а также обеспечивают наиболее успешное выполнение разнообразных коррекционно-развивающих заданий.
В таблице 2 представлены игры с песком для развития мелкой моторики.
Таблица 2
Игры спеском для развития мелкой моторики
Действия с песком |
«Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи. Булочки и калачи»
Кошка-мышку цап-царап(сжимают песок пальцами). Подержала, подержала, отпустила(разглаживают песок ладонями). Мышка побежала — побежала (бегут пальчиками по песку), Хвостиком завиляла (машут указательным пальцем) |
Рисование на песке |
|
Действия с предметами | 1. Выложить по насыпанной дорожки пуговицы, крышки, горошины, фасоль, декоративные камешки. 2. Отыскать в песочнице мелкие предметы (кедровые орешки, бусины, фасоль, шарики, кристаллы). Можно предложить выложить из них дорожку с левой (справой) стороны песочницы 3. Отыскать определенные предметы (большие — маленькие, шершавые, гладкие, круглые — квадратные и т. п.) 4. Отыскать предметы, расположенные в левом нижнем углу, назвать (описать) их. 5. Отыскать предметы и разложить их по стаканчикам соответствующего цвета. 6. Разложить в логической последовательности шишки, камни, пуговицы, бусины и т. п. 7. Найти буквы, составить слово. 8. Отыскать разноцветные прищепки и построить «разноцветные заборчики», прикрепляя прищепки к полоскам различной длины и ширины» Предлагаем сделать например, короткий зеленый забор, длинный синий забор, не синий и не зелёный забор и т. п. 9. Отыскать в песочнице снежинки, листики, пуговиц и «украсить» нарисованное на песке дерево. 10. Отыскать в песочницы пуговицы, камешки и украсить ими гусеницу (змейку) |
Работа сшаблонами иконтурами |
|
Анализ педагогической практики показывает, что логопедические игры с песком на индивидуальных занятиях являются наиболее эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание играть, развивают тактильные ощущения.
Предложенные игры повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к творческой и познавательной активности, развивают память, внимание, мышление. Кисти рук становится более гибкими и подвижными, это помогает старшим дошкольникам с ОНР успешно овладеть навыками письма.
Использование в песочнице различных предметов координирует движения пальцев рук, приучает руку к точным, целенаправленным, осознанным движениям, расширяет словарный запас, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает общий тонус, способствует хорошему эмоциональному настрою.
Литература:
- Большакова С. Е Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. — М.: Сфера, 2017 г., 64 с.
- Гладковская, Л. М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5–7 лет / Л. М. Гладковская //Логопед. — 2008. — № 1. — С. 49–58.
- Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2004–64 с.
- Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.
- Жесткова В. Ф. Занятия с использованием элементов песочной терапии. / В. Ф. Жесткова //Логопед. — 2009. — № 7. — 79.
- Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. — М.: Детство-Пресс, 2018 г., 96 с.
- Кузуб, Н. В. В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук // Вестник практической психологии образования. –2013. — № 1. — C. 66– 74.
- Морозова, Л. Н. Песочная терапия в логопедической практике / Л. Н. Морозова// Логопед. — 2017. — № 4. — С. 117–123.
- Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту/ Н. А. Сакович. –СПб.: Речь, 2014. — 176с.
- Сапожникова, О. Б. Игры с песком для обучения пересказу детей 5–7 лет. Методические рекомендации / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 70 с.
- Сапожникова, О. Б. Песочная терапия в развитии дошкольников / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 60 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, песочная терапия, песок, ребенок, игра, общее недоразвитие речи, головной мозг, развитие, естественная стимулирующая среда, творческая активность.
Похожие статьи
Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе…
Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Песочная игротерапия как средство развития речевой…
Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми
Песок — загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека-своей податливостью, способностью принимать любые…
Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми…
В данной статье представлен опыт работы с детьми по программе «Песочная терапия», раскрыты различные игровые формы работы с песком. Ключевые слова: песочная терапия, игры с песком, световой стол. В песочной терапии мир детства вновь распахивает.
Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики…
Говоря более подробно, развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи и мышления детей.
Очень важно заниматься развитием мелкой моторики с детьми, у которых есть различные нарушения речи (общее недоразвитие речи), потому что зачастую у таких…
Использование песочной терапии в коррекционном образовании…
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования
Особенно в холодный период времени удачно происходят сеансы песочной терапии в
Поэтому игры — занятия с песком так необходимо детям с нарушением речи.
Практикум для воспитателей «Живой песок» как средство…
Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе… ребенок, песочная терапия, поверхность песка, песок, развитие, мелкая моторика…
ребенок, песок, развитие, развитие речи, песочная терапия, дошкольный возраст, кинестетическая чувствительность…
Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда…
В статье раскрывается понятие «песочная терапия», речь идет об использовании в работе учителя-логопеда коррекционных занятий с песком, структура такого занятия, виды игр. Ключевые слова: песок, коррекционная работа, коррекция речи, занятия с песком.
Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей…
Игры с песком — современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» / Л…
Использование песочной игротерапии в проектной деятельности…
Игры на песке — это одна из форм естественной детской деятельности.
Использование песочной игротерапии гармонично дополняет традиционные формы работы с детьми.
Мы разделили игры с использованием песочной терапии на три основных направления
Источник