Ваш кроха воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет

Ваш кроха воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет thumbnail


Добавить в избранное
В избранное

Будьте первым, кому
понравилась эта книга

Кликните, чтобы добавить в список «Хочу прочитать»

Кликните, чтобы добавить в список «Прочитал»


Хочу в подарок

Расскажите своим близким о том, что хотите получить эту книгу в подарок

Бумага офсетная 84/140

Вес: 0.844 кг. |

Страниц: 192 |

Размер: 202 х 264 x 18 мм

ISBN 978-5-17-078654-1
Последний тираж: 08.07.2015 г.

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу

Аннотация

В книге рассматриваются вопросы воспитания и развития детей до трех лет. Практические советы, рекомендации, комплексы массажа и гимнастики, варианты развивающих игр помогут организовать жизнь в семье с малышом и обеспечить его гармоничное развитие. Особое внимание уделено вопросу учета индивидуальных особенностей и контроля за нервно-психическим развитием ребенка.
Книга адресована родителям, воспитателям, гувернерам.

Отзывы

Отзывы могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.

Вход
/
Регистрация

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу

Характеристики

Дата последнего тиража:

08.07.2015 г.

Бумага:

Бумага офсетная 84/140

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу

Вы просматривали

Ваш кроха - воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет. Самая нужная книга для родителей

Мы в социальных сетях

Мы в соцсетях

Источник

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник

воспитание детей с нуля до 3 лет

Определенных рецептов воспитания детей от 0 до 3 лет нет, ведь многое зависит от окружающей среды, состояния здоровья крохи, особенностей его организма и даже сложившихся привычек.

Однако есть родители, считающие, что формированием будущего малыша и развитием его кругозора нужно заниматься с первого дня жизни.

Лев Николаевич Толстой заслуженно считал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние».

Воспитание новорожденных детей

Воспитание ребенка, конечно же, начинается дома и не выходит за его пределы. Первая воспитательница — мама, бабушка и те взрослые, которые принимают непосредственное участие в жизни малыша.

В целом процесс воспитания в младенчестве сводится к чувству покоя, атмосфере любви и теплым семейным взаимоотношениям. Конкретных практических правил в обучении нет: кроха должен чувствовать заботу и внимание родителей, их спокойствие и счастье.

Воспитание ребенка в младенчестве становится чисто чувственным, опирающимся на эмоциональное восприятие и сопереживание. Абсолютно каждый шаг мамы и папы имеет смысл: будь это действие, настроение или жест. Новорожденный посредством соприкосновения с окружающими его людьми накапливает информацию, впечатления и образы, помогающие ему в дальнейшем адаптироваться и освоиться с окружающим его миром.

Первый жизненный опыт младенческого возраста является подготовкой к открытию для себя различных способов восприятия — своя воля и чужая, разрешение или запрет, одобрение или порицание, удовольствие или страх.

Период от 0 лет является определяющим для становления органов, функций мозга и в дальнейшем формирования речи. Первые месяцы учат кроху узнавать родителей, агукать, улыбаться, реагировать на интонацию взрослых. Именно в это время на подсознательном уровне формируются привычки новорожденного, закладывается его характер и личностные качества.

Психологами давно доказано, что ребенок, растущий в радостной, полной одобрения и поддержке, среде и не знающий горя и страха, вырастает более уверенным и удачным по жизни.

коляски для двойниВ другой теме мы расскажем вам, как выбрать коляску трость для двойни. Разберем модели от трансформеров до паравозиков.

О различных видах трав от кашля для детей читайте тут.

О лечении белого налета во рту у ребенка смотрите здесь.

Воспитание ребенка от полугода

хорошее воспитание младенца и игра в ладошкиС шести месяцев начинается время активного физического развития грудничка.

Любознательный карапуз учится самостоятельно сидеть, ползать и обследовать содержимое шкафов и тумбочек.

Задача родителей в этот период — способствовать крохе изучать окружающий мир, приучать к чистоплотности (обязательное мытье ручек, личика) и аккуратности (надевание нагрудничка, смена одежды).

Особое внимание должна заслуживать игровая деятельность и развитие слуховой памяти (музыкальные игрушки и развивающие центры как нельзя лучше подходят малышам).

Регулярные занятия помогают ребенку понять принцип и смысл ладушек, колокольчика, простейших игр с мячом. Важным для грудничка является поиск на лице глазок, носика, ротика, щечек. Можно находить их у игрушек, кукол, затем у окружающих его людей и только в конце у самого малыша.

Шестимесячный ребенок должен поворачивать голову в сторону того взрослого, которого спрашивают (Где мама? Где папа? Где бабушка и дедушка?). Ребенок от шести месяцев начинает понимать речь взрослых, может подражать некоторым звукам.

Что умеет делать ребенок от шести месяцев?

воспитание от 6 месяцев7 месяцев — формирование умения ползать и самостоятельно передвигаться по манежу и комнате.

8 месяцев — активное ползание, узнавание своих и чужих, собирание простых игрушек (пирамидки, кубики), подражание животным, рассматривание ярких книжек.

9—10 месяцев — проба первых шагов, умение действовать двумя предметами одновременно (держать ложку и играть с игрушкой).

11—12 месяцев — более уверенное прямохождение, улучшенное произношение отдельных слогов. Развитые фантазии с играми (кроха возится с кухонной посудой, прищепками, платочками и другими атрибутами интерьера, не предназначенными для детских игр).

Период от шести месяцев и выше запоминается чутким и внимательным отношением мамы к ребенку и развитием навыков мелкой моторики крохи.

Воспитание ребенка от года

ребенку исполнился годВозраст от года — это период счастливого человечка. Малыш с огромным удовольствием познает окружающий мир, исследует неизведанное и старается принимать непосредственное участие во всех аспектах.

С родителей требуется лишь одно — они должны уделять внимание малышу, постоянно с ним разговаривать, показывать на собственном примере простые и непонятные крохе действия.

Установление контакта с годовалым малышом происходит через игры. Взрослые должны набраться терпения и гибкости. Маленький человечек ни в коем случае не будет понимать смысл запретов и слова «нельзя», «фу», «не трогать» и т.д. Кроха послушает и спокойно полезет в шкаф или начнет тыкать пальчиками в розетку. Наилучший выход — по максимуму обезопасить знакомство малыша с окружающим его миром: маме следует спрятать или поднять на более верхние полки все нежелательное и обязательно использовать заглушки для розеток.

Близость мамы очень важна, но годовалому ребенку желательно уметь самостоятельно отвлекаться от родителей и придумывать свой досуг.

Воспитание ребенка от 2 до 3 лет

воспитание детей 2-3 годаРебенок в этом возрасте уже физически развит, играет на детской площадке, с удовольствием катается на качелях и может самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.

Психологи советует уделять внимание на совершенствование мелкой моторики рук, развитие нравственного и эстетического воспитания, чувства добра и заботы о природе, животных и младших детях.

Самая лучшая характеристика для двух и трехлетних детей — «Дети — наше зеркало» или «Хватит воспитывать ребенка, начните с себя». Этот период начинается с «чистого листа» и заканчивается восприятием себя личностью. Результат процесса взаимодействия двух миров — детского и взрослого — является умение найти полноценный контакт с малышом.

2—3 года — это в основном слова: «Я сам!» Малыш уже умеет самостоятельно бегать, прыгать, играть, одеваться, общаться.

Начинает различаться психология мальчиков и девочек. Дети в 2 года начинают осознавать свой пол. Отсюда идут восприятия в выборе одежды, игрушек и взаимоотношения в детских коллективах.

От взрослых требуется не столько терпения, сколько внимательного отношения к детишкам, умения выслушать их и поддержать. Следует разнообразить досуг малышей книжками, раскрасками, чтением сказок и т.д.

Главная задача родителей — двухлетний ребенок должен почувствовать себя нужным, полезным и ответственным человеком.

Воспитание ребенка согласно его темпераменту

Если в доме растет малыш, то следует учитывать его индивидуальные особенности нервной системы и видеть в нем личность.

Для этого отлично подойдет знание типов темперамента, характеризующих его поведение, умственную деятельность и эмоциональность.

Выделяют 4 темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Различные особенности нервной системы (сила — слабость, активность — малая подвижность, выдержанность — вспыльчивость) воздействуют на особенности поведения. Но это не относится к характеру детей.

Как воспитывать холерика?

Холерики чрезвычайно активны, вспыльчивы, агрессивны, прямолинейны в общении и крайне обидчивы. Монотонная работа не для них. В коллективах являются лидерами и зачинщиками всевозможных проделок.

Для воспитания маленького холерика взрослым следует соблюдать ряд следующих правил:

воспитание ребенка холерика

  • беседы с ребенком ведутся спокойным и вежливым тоном;
  • полезные хобби и занятия спортом оказывают положительное влияние на двигательную активность малыша;
  • следует ограничить занятия, возбуждающие нервную систему;
  • ребенок должен соблюдать режим дня;
  • спокойные развлечения помогают сосредотачиваться;
  • нужно обучать карапуза доводить начатое дело до конца.

Холерики — люди настроения.

Как воспитывать сангвиника?

Уравновешенные, активные, жизнерадостные. Такие дети общительные и являются душой компании.

воспитание ребенка сангвиникаОсобенности воспитания сангвиника:

  • взрослым следует контролировать действия и поступки малыша;
  • развитие терпения и упорства у малыша, формирование интересов ребенка позволит в будущем доводить начатое дело до конца;
  • хвалить малышей нужно заслуженно.

Энтузиасты по жизни настойчивы в достижении поставленных целей и спокойно переносят неудачи и неприятности.

Как воспитывать флегматика?

Дети подобного типа темперамента отличаются уравновешенностью, инертностью и малоэмоциональностью. Дети-флегматики настойчиво идут к поставленной цели, их трудно в чем-то переубедить, они медленно привыкают к новой обстановке.

Для воспитания маленького флегматика взрослым не помешают следующие правила:

воспитание ребенка флегматика

  • взрослым следует почаще хвалить малыша и поощрять его действия;
  • мамам и папам ни в коем случае нельзя раздражаться и реагировать на чрезвычайную медлительность;
  • ребенка следует учить грамотно распределять свое время;
  • занятия с крохой подвижными играми стимулируют его проявлять инициативу.

ребенок во время истерикиМногие родители беспокоятся: как успокоить ребенка во время истерики? Всегда сначала нужно найти и понять истинную причину стресса малыша, после чего стоит принять ряд мер, которые помогут не только привести ребенка в чувство, но и минимизировать подобные всплески эмоций в будущем.

Когда стоит применять Дюфалак при грудном вскармливании? читайте в этой статье.

Как воспитать меланхолика?

Мягкие, послушные, нерешительные, стеснительные и в то же время отзывчивые, старательные и добрые малыши-меланхолики отличаются замкнутостью, неуверенностью в себе и низкой активностью. Очень критичные и с недоверием относятся к окружающему миру, болезненно переживают свои неурядицы.

Чтобы воспитать карапуза-меланхолика, нужно запастись изрядной долей терпения:

  • говорить с детьми следует спокойным и ровным тоном (кричать нельзя);
  • для поднятия самооценки и уверенности нужно часто хвалить малыша;
  • кроху следует окружить ореолом любви и теплоты (ребенок будет чувствовать себя нужным);
  • ни в коем случае нельзя прилюдно стыдить или ругать ребенка, в противном случае он замкнется.

Несмотря на то что существуют основные особенности темперамента, психологи выделяют множество промежуточных типов.

Многие мамы и папы после рождения ребенка ищут ответы на многие вопросы по поводу воспитания карапуза. Статья помогает выделить основные особенности развития и желаемые действия со стороны взрослых, необходимые для гармоничного развития малыша.

Видео на тему

Источник