Варианты индивидуального развития ребенка и его варианты это
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида
№16 «Медвежонок»
Консультация для педагогов
Индивидуальные особенности развития ребенка
Выполнила: Евланова З.И., старший воспитатель
Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А. Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.
Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.
В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.
Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.
Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.
Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.
В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.
Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.
Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.
Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.
К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.
В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.
Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.
Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.
И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:
Силу возбуждения и неуравновешенность;
Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
Их подвижность.
На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:
Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.
Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.
Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.
Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.
Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.
Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.
Литература:
1. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. М., 1986.
Источник
Однако при ориентации обучения и воспитания главным образом на возраст потенциальные возможности многих детей могут остаться незамеченными и даже могут подавляться, так как в возрастной диапазон развития попадают дети очень разные, со своими индивидуальными особенностями. Поэтому возрастной подход не должен предполагать стандарта психического развития. Осознание этой данности составляет основу позитивной деятельности педагога-психолога.
Возрастные особенности существуют в единстве и взаимосвязи с особенностями индивидуальными, которые свойственны именно данному человеку и обусловливают своеобразие его психики и личности. Возрастной подход неотделим от индивидуального подхода.
Именно индивидуальные варианты возрастного развития обусловливают своеобразие развития психики и личности ребенка, его оригинальность, а следовательно, и необходимость индивидуального подхода к каждому.
Так, важно понимать, что зона ближайшего развития и способностей, и личности для каждого ребенка индивидуальна. Это осложняет деятельность педагогов, работающих по стандартным программам, каждая из которых, даже самая инновационная, ориентируется на некую общую зону ближайшего развития ребенка определенного возраста. И не всякий конкретный ребенок в эту зону прицельно попадает: одни еще не готовы туда войти, другим там уже скучно, нечего делать. В таком случае взаимодействие ребенка с педагогом (воспитателем, учителем) не является сотрудничеством, следовательно, и фактором его развития.
Таким образом, всякий раз на каждом возрастном этапе ребенок в процессе обучения и воспитания может попадать, а может и не попадать в свою зону ближайшего развития. А это в значительной степени определяет и результат его деятельности, и самочувствие ребенка, и характер его различных межличностных отношений — со сверстниками, воспитателями, учителями, родителями.
Интересно, что в случаях неважных учебных результатов в школе всегда виноватым бывает ребенок. А его «вина» нередко заключается лишь в том, что взрослые не определили пространство его сегодняшних возможностей, не поняли и не учли его самочувствия в той или иной ситуации учебной или иной деятельности.
Важно принять не как помеху, а как норму положение о том, что любой человек не стандартен, он всегда особенное, личность. «И каков бы ни был тип школы или системы образования, только те из них будут образовательными в полном смысле этого слова, где не нарушен этот основополагающий принцип индивидуальности» (К. Д. Ушинский) [15].
Вспомним, что индивидуальность — система психологических свойств и особенностей человека, которые делают каждого неповторимо своеобразным.
В годы дошкольного и школьного детства с их неуклонным подъемом по возрастной лестнице первостепенное значение имеет проблема взаимосвязи возрастных и индивидуальных особенностей [8]. Возрастные особенности существуют всегда в форме индивидуальных вариантов возрастного развития (Б. Г. Ананьев, Н. С. Лейтес, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).
У каждого ребенка есть свой потенциал развития, надо помочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реализовать. Отсюда главный принцип взаимодействия с ребенком — подход к нему как к единственному и неповторимому растущему человеку, как к зарождающейся личности и индивидуальности.
Реализация этого принципа в работе и взаимодействии с ребенком предполагает понимание важнейших закономерностей и факторов как психического, так и личностного развития. В основе индивидуальности ребенка лежат его природные особенности, обусловленные всевозможными комбинациями человеческих генов, некоторыми анатомо-физиологическими особенностями организма, мозга, органов чувств, соотношением первой и второй сигнальных систем, типологическими свойствами нервной системы. Существует постепенность, неравномерность, асинхронность психического развития; разный темп развития; наличие периодов, когда развитие проходит в скрытом, недоступном для наблюдения виде и проявляется лишь через некоторое время в виде резкого рывка.
Кроме того, играют роль возраст и иол ребенка, особенности среды и конкретных жизненных ситуаций, разнообразные взаимодействия, в которые ребенок вступает с окружающим миром. Трудно предвидеть величину воздействия на внутренний мир ребенка любых условий, отношений и пр. Даже незначительное, казалось бы, событие может иметь для него значение или в настоящий момент, или в будущем в качестве отсроченного эффекта.
Все это обусловливает индивидуальные варианты прохождения возрастных этапов онтогенеза.
Индивидуальный подход не допускает штампов, предвзятого отношения к ребенку. К детям надо подходить как к постоянно развивающимся, меняющимся личностям. Полезно прислушаться к словам А. А. Смирнова: «На пороге всякого знания о ребенке нас встречает основное положение: дитя есть существо, непрерывно развивающееся» [ 12, с. 3|.
Проблема индивидуальных различий сложна. Трудно назвать хоть одно какое-то свойство, черту, качество человека, которые не входили бы в круг этой проблемы. И тем не менее центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности.
Источник
ÐаÑианÑÑ ÑазвиÑиÑ
Ðногие авÑоÑÑ ÑÑавÑÑ Ð·Ð½Ð°Ðº ÑавенÑÑва Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð²Ð°ÑианÑом ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¸ биологиÑеÑким возÑаÑÑом, а некоÑоÑÑе пÑиÑавниваÑÑ Ðº Ñаким понÑÑиÑм, как акÑелеÑаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑеÑаÑдаÑиÑ. Ð Ñо, и дÑÑгое пÑинÑипиалÑно невеÑно. Ðело в Ñом, ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾ÑÑологии пÑивÑÑно ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ Ð¾Ñганизм в ÑÑÐµÑ Ð¼ÐµÑном пÑоÑÑÑанÑÑве, оÑÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑазмеÑнÑе Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑики по вÑÑоÑе, длине, ÑиÑине, оÑÑавлÑÑ Ð² ÑÑоÑоне вÑеменнÑÑ ÑоÑÑавлÑÑÑÑÑ. Ðа ÑовÑеменном ÑÑапе, когда Ð¼Ð¸Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº Ð¼Ð¸Ñ Â«Ð¿ÑоÑеÑÑа, а не оконÑаÑелÑного меÑÑвого ÑавновеÑиÑ», поÑÑебовалоÑÑ ÑаÑÑмоÑÑение живого оÑганизма в пÑоÑÑÑанÑÑвенно-вÑеменном аÑпекÑе. Ðа новом ÑÑапе изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñганизм наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ Ð² плане поÑÑоÑнно взаимодейÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑов и внеÑÐ½Ð¸Ñ ÑакÑоÑов за пеÑиод индивидÑалÑного ÑÑÑеÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñоби. ÐÐ»Ñ Ð¶Ð¸Ð²ÑÑ Ð¾Ñганизмов Ñ Ð°ÑакÑеÑно пÑоÑекание жизненнÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов в ÑазнÑÑ Ð¼Ð°ÑÑÑÐ°Ð±Ð°Ñ Ð²Ñемени. ЦелеÑообÑазно вÑделÑÑÑ Ð¿ÑÑÑ ÐºÐ»Ð°ÑÑов ÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑов: молекÑлÑÑнÑй (доли ÑекÑндÑ), ÑизиологиÑеÑкий (минÑÑÑ, ÑаÑÑ), онÑогенеÑиÑеÑкий (меÑÑÑÑ, годÑ), иÑÑоÑиÑеÑкий (Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð½ÐµÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð¹), ÑволÑÑионнÑй (Ð¼Ð¸Ð»Ð»Ð¸Ð¾Ð½Ñ Ð»ÐµÑ). Рбиологии, по вÑей веÑоÑÑноÑÑи, ÑелеÑообÑазно ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ ÑÑи вÑеменнÑÑ ÑкалÑ, оÑвеÑаÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²ÐµÑеÑÑв, ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеноÑипа (оÑганизма) и ÑволÑÑии вида. ÐаждÑй оÑганизм Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑное биологиÑеÑкое вÑÐµÐ¼Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½ÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов. У Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñганизмов одни и Ñе же пÑоÑеÑÑÑ (ÑÑÐ°Ð¿Ñ ÑазвиÑиÑ) пÑоÑекаÑÑ Ð±ÑÑÑÑее, Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ – медленнее; одни бÑÑÑÑее воÑÑÑанавливаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñле ÑизиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑмоÑионалÑнÑÑ Ð½Ð°Ð³ÑÑзок, дÑÑгие – медленнее. ÐÑакÑика ÑпоÑÑа показала, ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ñ ÑпоÑÑÑменов пÑÐ¸ÐµÐ¼Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð²ÑÑ ÑазовÑе (иногда ÑÑÐµÑ ÑазовÑе) ÑÑениÑовки, Ð´Ð»Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ – ÑÑо пÑÑÑ Ðº пеÑеÑÑениÑованноÑÑи, недовоÑÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñ.д. Такое ÑазлиÑие в пеÑеноÑимоÑÑи нагÑÑзок Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑÑнение в оÑобенноÑÑÑÑ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑнÑÑ Ð±Ð¸Ð¾ÑиÑмов, оÑÑажаÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑное ÑеÑение вÑемени в живой ÑиÑÑеме. ÐнÑми Ñловами, Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ оÑганизма ÑÐ²Ð¾Ñ ÑкоÑоÑÑÑ Ð¿ÑоÑÐµÐºÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð¶Ðµ пÑоÑеÑÑов. СкоÑоÑÑÑ ÑазнаÑ, но поÑледоваÑелÑноÑÑÑ Ð¸Ñ ÑÑÑого запÑогÑаммиÑована и не изменÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ влиÑнием ни внеÑÐ½Ð¸Ñ , ни внÑÑÑÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ ÑакÑоÑов. ÐаблÑдение в ÑеÑение ÑÑинадÑаÑи Ð»ÐµÑ Ð·Ð° одними и Ñеми же ÑÑбÑекÑами (Ð¾Ñ 4 до 18 леÑ) показало, ÑÑо по ÑкоÑоÑÑи ÑоÑÑовÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов можно вÑделиÑÑ ÑеÑÑÑе поÑледоваÑелÑнÑÑ ÑоÑÑовÑÑ Ð¿ÐµÑиода: пÑÑÑилÑнÑй (деÑÑкий), Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑийÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑепеннÑм Ñнижением инÑенÑивноÑÑи ÑоÑÑа; пÑбеÑÑаÑнÑй (пеÑиод полового ÑозÑеваниÑ) Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑением инÑенÑивноÑÑи ÑоÑÑа и поÑледÑÑÑим Ñнижением до иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ велиÑинÑ; ÑвенилÑнÑй (ÑноÑеÑкий), Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑийÑÑ Ñнижением инÑенÑивноÑÑи ÑоÑÑа до полной ее оÑÑановки, и маÑÑÑанÑнÑй (зÑелÑй), Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑийÑÑ ÑвелиÑением маÑÑÑ Ñела без ÑвелиÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ð¾ÑнÑÑ ÑазмеÑов. ÐÑи пеÑÐ¸Ð¾Ð´Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ ÑÑÑеÑÑвенно оÑлиÑаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ пÑодолжиÑелÑноÑÑи Ð¾Ñ 2 до 4 леÑ. РзавиÑимоÑÑи Ð¾Ñ Ð¿ÑодолжиÑелÑноÑÑи ÑоÑÑовÑÑ Ð¿ÐµÑиодов возможно вÑделиÑÑ ÑÑи Ð¸Ñ Ð²Ð°ÑианÑа; ÑкоÑоÑеннÑй, обÑÑнÑй (баналÑнÑй) и ÑаÑÑÑнÑÑÑй, коÑоÑÑе Ð¼Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñили как ÐР«Ð», ÐР«Ð» и ÐЫѻ.
Ðаиболее инÑоÑмаÑивнÑми Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑиодов оказалиÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð»ÑÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð° инÑенÑивноÑÑÑÑ ÑоÑÑа Ð´Ð»Ð¸Ð½Ñ Ñела. ÐÑиенÑаÑÐ¸Ñ Ð½Ð° дÑÑгие ÑазмеÑÑ, Ñакие как вÑÑаженноÑÑÑ ÑолÑÐ¸Ð½Ñ Ð¶Ð¸ÑовÑÑ Ñкладок или Ð¾Ð±Ñ Ð²Ð°ÑÑ Ð¼ÑÑеÑной маÑÑÑ, оказалиÑÑ Ð²ÐµÑÑма ваÑиаÑивнÑми и мало пÑигоднÑми Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑиодов ÑоÑÑа. Ðднако пеÑÐ¸Ð¾Ð´Ñ ÑоÑÑа пÑиÑÑÑи вÑем ÑиÑÑемам оÑганизма, неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо наÑало и оконÑание ÑоÑÑовÑÑ Ð¿ÐµÑиодов ÑазлиÑнÑÑ Ñканей (оÑганов) не ÑÐ¾Ð²Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾ вÑемени. У Ð»Ð¸Ñ ÐР«Ð», незавиÑимо Ð¾Ñ Ð³Ð°Ð±Ð°ÑиÑнÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑик, обÑий ÑоÑÑовой пеÑиод Ð¾Ñ Ð²Ð°ÑÑÐ²Ð°ÐµÑ 15-16 леÑ, Ñ Ð»Ð¸Ñ ÐР«Ð» – 18-19 леÑ, а Ñ Ð»Ð¸Ñ ÐЫѻ – 19-22 года. Ðаиболее пÑодолжиÑелен пÑÑÑилÑнÑй пеÑиод, коÑоÑÑй Ð¾Ñ Ð²Ð°ÑÑÐ²Ð°ÐµÑ 50-55% пеÑиода обÑего ÑоÑÑа. У Ð»Ð¸Ñ ÐЫѻ, по ÑÑÐ°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð»Ð¸Ñами ÐР«Ð», он в абÑолÑÑнÑÑ ÑиÑÑÐ°Ñ Ð½Ð° 2,5-3,5 года пÑодолжиÑелÑней.
ÐнализиÑÑÑ Ð¿ÑодолжиÑелÑноÑÑÑ ÑоÑÑовÑÑ Ð¿ÐµÑиодов, Ð¼Ñ Ð²ÑÑÑеÑаемÑÑ Ñ ÑакÑом ÑазнообÑÐ°Ð·Ð¸Ñ Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑÑженноÑÑи или ÑвлениÑми Ñ ÑонополимоÑÑизма (Ñ ÑÐ¾Ð½Ð¾Ñ – вÑемÑ, поли – много, моÑÑе – вид, ÑоÑма). Ðакова ÑÑÑÑ ÑÑого Ñлова? ÐиÑа одного габаÑиÑного Ñипа -микÑо-, мезо- и Ñ.д. Ñипов, но ÑазлиÑнÑÑ Ð²Ð°ÑианÑов ÑазвиÑÐ¸Ñ -«Ð», «Ð», «С» ÑоздаÑÑ Ñ ÑонополимоÑÑнÑй ÑÑд, пÑодолжиÑелÑноÑÑÑ Ð¸Ñ ÑоÑÑовÑÑ Ð¿ÐµÑиодов ÑазлиÑна. Такие деÑи, подÑоÑÑки не могÑÑ Ð¾Ð±ÑединÑÑÑÑÑ Ð² Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð³ÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð½ÑÑий ÑпоÑÑом, Ñак как ÑизиÑеÑкие нагÑÑзки Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ ÑазлиÑнÑе. Такие деÑи ÑоздадÑÑ Ð³ÑÑппÑ, ÑазлиÑие в коÑоÑой по биологиÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ 2-3 года. ÐÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¶Ðµ деÑей, ÑÑоÑмиÑованнÑе по ваÑианÑÑ ÑазвиÑиÑ, без ÑÑеÑа Ð¸Ñ Ð³Ð°Ð±Ð°ÑиÑного ваÑÑиÑованиÑ, ÑоздадÑÑ Ñ ÑоноизомоÑÑнÑÑ (Ð¸Ð·Ð¾Ñ – ÑавнÑй) гÑÑппÑ. ÐÐ»Ñ Ð´ÐµÑей Ñакой гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ планиÑоваÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð²Ñе ÑÑениÑовоÑнÑе ÑежимÑ. Так ÑÑо, ÑÑо опÑималÑнÑй ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³ÑÑпп Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð½ÑÑий ÑизиÑеÑкой кÑлÑÑÑÑой иÑпоÑÑом? Ðа наÑалÑнÑÑ ÑÐ°Ð·Ð°Ñ ÑÑениÑовки он пÑедпоÑÑиÑелен, но в далÑнейÑем нÑждаеÑÑÑ Ð² коÑÑекÑии. ÐÑи ÑпоÑÑивной оÑиенÑаÑии гÑÑÐ¿Ð¿Ñ ÑелеÑообÑазно ÑоздаваÑÑ, опиÑаÑÑÑ Ð½Ð° два кÑиÑеÑÐ¸Ñ – габаÑиÑнÑй и вÑеменной. ÐнÑми Ñловами, ÑоздаваÑÑ Ð³ÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ÑоднÑе по длине, маÑÑе Ñела и ваÑианÑÑ ÑазвиÑиÑ.
ТеÑÑÐµÑ Ð»Ð¸ Ñвой ÑмÑÑл ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÑазвиÑиÑ, но пÑекÑаÑении ÑоÑÑового пеÑиода? ÐонеÑно, неÑ. ÐндивидÑалÑное ÑеÑение вÑемени пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ð° дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑовнÑÑ Ð¾ÑганизаÑии оÑганизма – в индивидÑалÑнÑÑ Ð¾ÑобенноÑÑÑÑ ÑÑаÑениÑ.
ÐаÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÑазвиÑиÑ
ÐаÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ – ÑÑо индивидÑалÑÐ½Ð°Ñ Ð²ÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑика оÑоби, оÑÑажаÑÑÐ°Ñ ÑкоÑоÑÑÑ Ð¿ÑоÑÐµÐºÐ°Ð½Ð¸Ñ (или пÑоÑÑженноÑÑÑ) ÑоÑÑовÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов. ÐÑÑажаеÑÑÑ Ð²Ð°ÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð² пÑоÑенÑÐ°Ñ Ð¿Ñибавки ÑазмеÑа за инÑеÑеÑÑÑÑий Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð½ÑеÑвал вÑемени. ÐбÑÑно ÑÑо год или полгода. РоÑлиÑие Ð¾Ñ Â«Ð±Ð¸Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкого возÑаÑÑа» или «биологиÑеÑкой зÑелоÑÑи», коÑоÑÑе ÑвидеÑелÑÑÑвÑÑÑ Ð¾ зÑелоÑÑи оÑганизма на Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð±ÑледованиÑ, ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÑогнозиÑоваÑÑ Ð¿ÑоÑÑженноÑÑÑ ÑоÑÑовÑÑ Ð¿ÐµÑиодов и возÑаÑÑ Ð¾ÐºÐ¾Ð½ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑоÑÑа оÑганизма.
ÐÑи наблÑдении за одним и Ñем же ÑÑбÑекÑом на пÑоÑÑжении 2-3 Ð»ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ пÑогнозиÑоваÑÑ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑ ÑенÑиÑивнÑÑ Ð¿ÐµÑиодов (ÑÐµÐ½Ñ – ÑÑвÑÑво), Ñо еÑÑÑ Ð¿ÐµÑиодов повÑÑенной ÑÑвÑÑвиÑелÑноÑÑи оÑганизма к внеÑним ÑакÑоÑам, в Ñом ÑиÑле и ÑÑениÑовоÑнÑм.
ÐÑенка ваÑианÑа ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоизводиÑÑÑ Ð¿Ñи пÑодолÑнÑÑ Ð´Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð±Ð»ÑдениÑÑ , когда в ÑÑÐºÐ°Ñ Ð¸ÑÑледоваÑÐµÐ»Ñ Ð¸Ð¼ÐµÑÑÑÑ ÑезÑлÑÑаÑÑ ÑÑÐµÑ – ÑеÑÑÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÑений, пÑоведеннÑÑ Ñ Ð¸Ð½ÑеÑвалом в ÑеÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑÑев. ÐÑениваеÑÑÑ Ð¾Ð½ по инÑенÑивноÑÑи ÑоÑÑа (ÐÐ ), коÑоÑÐ°Ñ Ð²ÑÑиÑлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ ÑоÑмÑле:
ÐÐ =Ð2-Ð1/0,5(Ð1+Ð2) ⢠100.
ÐнÑенÑивноÑÑÑ ÑоÑÑа показÑваеÑ, на какÑÑ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÑÐ¸Ð½Ñ Ð² пÑоÑенÑÐ°Ñ Ð¾Ñ ÑÑедней велиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»Ð°ÑÑ Ð¸Ð·ÑÑÐ°ÐµÐ¼Ð°Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸Ñина за инÑеÑеÑÑÑÑий Ð½Ð°Ñ Ð¾ÑÑезок вÑемени. ÐолÑÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸Ñина ÑÑавниваеÑÑÑ Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð¾Ð¹. Ð Ñом ÑлÑÑае, еÑли ÐРниже должной, ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾ÑениваеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑаÑÑÑнÑÑÑй, еÑли велиÑина ÐРболÑÑе должной, ÐРоÑениваеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑкоÑоÑеннÑй, пÑи Ñовпадении ÑезÑлÑÑаÑов ÑаÑÑеÑа и должнÑÑ – ÐРоÑениваеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº обÑÑнÑй (баналÑнÑй).
Ðнализ кÑивÑÑ Ð¸Ð½ÑенÑивноÑÑи ÑоÑÑа позволÑÐµÑ Ð²ÑделиÑÑ ÑоÑÑовÑе пеÑиодÑ, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑÐ½Ñ Ñвои закономеÑноÑÑи ÑоÑÑовÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов и ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑнкÑионалÑнÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñелей.
РекомендÑем вÑделÑÑÑ Ð½Ð° оÑÑезке онÑогенеза Ð¾Ñ 4 до 25 Ð»ÐµÑ ÑледÑÑÑие ÑоÑÑовÑе пеÑиодÑ:
- пÑÑÑилÑнÑй (деÑÑкий), Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑийÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑепеннÑм Ñнижением инÑенÑивноÑÑи ÑоÑÑа, пÑоÑÑженноÑÑÑÑ Ð¾Ñ 7 до 10 леÑ;
- пÑбеÑÑаÑнÑй (полового ÑозÑеваниÑ), Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑийÑÑ ÑвелиÑением инÑенÑивноÑÑи ÑоÑÑа и поÑледÑÑÑим Ñнижением до велиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿ÑÑÑилÑного, пÑоÑÑженноÑÑÑÑ Ð¾Ñ 5 до 8 леÑ;
- ÑвенилÑнÑй (ÑноÑеÑкий) Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑийÑÑ Ð¿ÑодолжаÑÑимÑÑ Ñнижением ÐРдо полной оÑÑановки, пÑоÑÑженноÑÑÑÑ 3-4 года;
- маÑÑÑанÑнÑй (зÑелÑй), Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑийÑÑ Ð¿ÑекÑаÑением ÑоÑÑа длинноÑнÑÑ ÑазмеÑов.
ÐÐ»Ñ Ð´ÐµÑей и подÑоÑÑков в возÑаÑÑе Ð¾Ñ 10 до 18 Ð»ÐµÑ ÑазÑабоÑан меÑÑиÑеÑкий меÑод оÑенки ÐÐ . РоÑÐ½Ð¾Ð²Ñ ÐµÐ³Ð¾ положен ÑÐ¾Ñ ÑакÑ, ÑÑо опÑеделеннÑе ÑомаÑомеÑÑиÑеÑкие показаÑели в пÑепÑбеÑÑаÑнÑй, пÑбеÑÑаÑнÑй и поÑÑпÑбеÑÑаÑнÑй пеÑÐ¸Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ ÑвойÑÑвеннÑм ÑолÑко им закономеÑноÑÑÑм, опÑеделÑÑÑим ÑомаÑиÑеÑкий пол индивида и его зÑелоÑÑÑ. ÐÐ»Ñ Ð¸ÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑого меÑода дополниÑелÑно опÑеделÑÑÑ:
- Ð¾Ð±Ñ Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð»ÐµÑ (OплеÑ), измеÑÑеÑÑÑ ÑанÑимеÑÑовой ленÑой на ÑÑовне наиболее вÑÑÑÑпаÑÑей ÑаÑÑи делÑÑовиднÑÑ Ð¼ÑÑÑ, ниже акÑомиалÑно го оÑÑоÑÑка;
- Ð¾Ð±Ñ Ð²Ð°Ñ Ñаза (OÑаза), измеÑÑеÑÑÑ ÑанÑимеÑÑовой ленÑой на ÑÑовне наиболее вÑÑÑÑпаÑÑей ÑаÑÑи ÑгодиÑ;
- Ð´Ð»Ð¸Ð½Ñ ÑÑловиÑа (ÐÑÑл.), измеÑÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÑандаÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¼ÐµÑÐ¾Ð´Ñ Ð¾Ñ ÑÑемной вÑÑезки до ÑимÑиза.
С помоÑÑÑ ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ опиÑаннÑÑ Ñанее измеÑений ÑаÑÑÑиÑÑваеÑÑÑ Â«Ð¸Ð½Ð´Ð¸ÐºÐ°ÑÐ¾Ñ Ð²Ð°ÑианÑа ÑазвиÑиÑ» (ÐÐÐ ) по ÑоÑмÑле:
ÐÐÐ =ÐТ ⢠((ÐÐР⢠0,5ÐÐ )+(ÐÐР⢠ÐÐ ÐÐÐ)) / ÐТ ⢠((ÐÐ¿Ð»ÐµÑ + ÐÑаза ) * 0,5ÐÑÑл.)
Ðо Ñ Ð°ÑакÑеÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹ велиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÐµÐ»Ñ ÑÑдÑÑ Ð¾ ÐÐ . ÐÑÑокие показаÑели ÑвойÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ñ Ð»Ð¸Ñам, опеÑежаÑÑим в ÑазвиÑии, низкие – оÑÑÑаÑÑим. ÐнедÑение меÑода в повÑедневнÑÑ Ð¿ÑакÑÐ¸ÐºÑ Ð¸Ð·Ð±Ð°Ð²Ð¸Ñ Ð¸ÑÑледоваÑÐµÐ»Ñ Ð¾Ñ Ñложной оÑенки вÑÑаженноÑÑи индикаÑоÑов биологиÑеÑкой зÑелоÑÑи, ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°Ðº волоÑÑ Ð½Ð° лобке, в подмÑÑеÑной впадине, вÑÑаженноÑÑÑ Ð³ÑÑднÑÑ Ð¶ÐµÐ»ÐµÐ· и Ñ.д., Ñо еÑÑÑ Ð¼ÐµÑода ÑÑбÑекÑивного и ÑÑебÑÑÑего ÑпеÑиалÑной подгоÑовки.
ÐоÑле оÑенки габаÑиÑного ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð²Ð°ÑÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ваÑианÑа ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¸ÑÑваеÑÑÑ Ð¿ÐµÑ?