Вариант программы индивидуального развития ребенка с множественными нарушениями
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
(ТМНР)
Проект выполнен
слушателем курсов
повышения квалификации
КРО-46
учителем начальных классов
ГБОУ Школы 2124
«Центр развития и коррекции»
Алпатовой В.В.
Москва – 2015
1. Психолого-педагогическая характеристика (фрагмент)
Эмиль А., 7 лет:
Наблюдаются грубые нарушения поведения и общения.
Эмоционально-волевая сфера. Контакт устанавливает, но носит нестабильный, формальный характер. Глазной контакт эпизодический. Не реагирует на эмоции других детей. Преобладающий эмоциональный фон нейтральный.
Волевая регуляция значительно снижена, привлекается к заданиям только индивидуально с педагогом. Все действия выполняются совместно с педагогом.
Речь. Не реагирует на своё имя. Понимание обращённой речи затруднено. Возможно понимание простых инструкций, если взять ребёнка за руку и сопровождать свои слова жестами. При этих условиях выполняет простые инструкции (встань, сядь) после многократного обращения педагога. Указательный жест в стадии формирования. Собственной речи нет. Есть отдельные вокализации и звукокомплексы (а, ми-ми).
2. Примерное тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 1 четверть (18 часов). Предметная область – «Язык и речевая практика».
Цели и задачи: – учить реагировать на своё имя
– развитие понимания обращённой речи
– развитие понимания смысла доступных невербальных графических знаков (фотографий, рисунков)
– формирование указательного жеста
К-во часов | Тема | Виды работ | Оборудование |
3 | Звуки окружающей действительности. | Игра «Звуки вокруг нас», соотнесение звуков с картинкой (поезд, пароход, колокольчик), задания на звукоподражание. | Аудиозаписи, игрушки, предметные картинки. |
2 | Тихие и громкие звуки. | Действия с музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Различение звуков по силе. Игра «Громко-тихо». Соотнесение звучащих инструментов с картинкой. Задания на звукоподражание. | Аудиозаписи, барабан, свисток, бубен, погремушка, картинки. |
3 | Голоса животных | Прослушивание записи голосов животных (собака, корова, свинья, волк). Просмотр музыкальной книжки со звучащими кнопками. Соотнесение голосов животных с картинками (совместно с педагогом). Задания на подражание голосам животных. | Аудиозаписи, музыкальная книжка, изображения животных. |
3 | Это я | Упражнения на рассматривание себя в зеркале, повторение своего имени, игры перед зеркалом «Кто это?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Развитие умения откликаться на своё имя. | Зеркало. |
3 | Моё лицо | Рассматривание лица в зеркале, проговаривание частей лица, массаж лица. Упражнения на подражание выражению лица учителя, игры перед зеркалом: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Запомни моё лицо»; «Повтори движения». | Зеркало. |
4 | Моя семья | Просмотр фотографий ребёнка и ближайших членов семья. Выделение самого себя на фотографиях (из 2-х фотографий). Упражнения с фотографиями, задания: «Покажи себя», «Где мама?», «Где папа?», «Кто это?». Повторение слов сопряжено с педагогом: мама, папа. | Фотографии с членами семьи. |
Примечание: на каждом уроке проводится артикуляционная гимнастика, упражнения выполняются сначала пассивно (с помощью педагога), далее самостоятельно.
Список литературы:
1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.
3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.
4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.
Источник
Разработка специальной индивидуальной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития
Специальная индивидуальная программа развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь ребенку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Программа разрабатывается на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.
Содержание программы:
1. Целевой раздел
1.1 Общие сведения о ребёнке
1.2 Характеристика воспитанника
1.3 Пояснительная записка
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов
2. Содержание программы
2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности
2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям
2.3 Примерное перспективное планирование
2.4 Социальное партнерство с родителями
1. Целевой раздел
Общие сведения о ребёнке
Заключение ПМПК от ____ №___
Коллегиальное заключение:
1.2 Характеристика воспитанника
1.3 Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы ДОУ и с учетом образовательной программы ДОУ.
Цель: определение содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности.
Основные задачи: создание условий для:
– сохранения и укрепления физического и психического здоровья;
– формирования и развития познавательного интереса и познавательной активности;
– развития представлений о себе и об окружающем мире;
-развития социальных представлений и коммуникативного поведения;
– сенсорного развития, развития сенсорно-перцептивных способностей, сенсорно-двигательной координации;
– формирования элементарных математических представлений;
– развития операционно-технической стороны деятельности, навыков конструирования; игровых навыков;
– формирования речевой активности, развития пассивного и активного словаря;
– формирования творческих способностей.
Принципы реализации программы:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я – концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
3. Принцип комплексности – тесный контакт педагогов с родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – учет ведущего вида деятельности ребенка с опорой на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.
Ведущая коррекционная работа
Диагноз | Используемые технологии (ведущие) | Коррекционная работа |
ДЦП | Здоровьесберегающие Развивающие | Развитие моторно-двигательных навыков, эмоционально- волевой сферы. Развитие мотивации к познавательной деятельности |
Сроки проведения мониторинговых исследований:
Сентябрь – обследование, планирование индивидуальной коррекционной работы. Январь – обследование для корректировки содержания коррекционной работы. Май – обследование по итогам учебного года.
Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания или продолжения работы в выбранном направлении.
Программа имеет следующие разделы:
1. Педагогическое сопровождение по образовательным областям Программы (учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)
– Познавательное развитие;
– Социально-коммуникативное развитие;
– Художественно-эстетическое развитие;
– Физическое развитие.
2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)
– Речевое развитие.
3. Психологическое сопровождение (педагог-психолог)
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) составляет для воспитанника с ОВЗ 8-го года жизни – не более 20 мин. Объем недельной образовательной нагрузки составляет – 4 часа 20 мин. В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультминутки, перерывы между периодами НОД – не менее 10 мин. Основные формы работы: подгрупповая, индивидуальная.
В содержание СИПР включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).
Срок реализации СИПР с 09.2017 по 05.2018.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
– проявляет потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
– способен адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
– имеет представления о предметах, их функциональных свойствах, и использовании предметов по назначению;
– имеет представления о сенсорных эталонах, элементарные математические представления;
– понимает и выполняет простые инструкции;
– имеет первичные представления о себе, семье, обществе и природе;
– проявляет самостоятельность при выполнении гигиенических процедур и самообслуживания;
– проявляет творчество в игровой и продуктивной деятельности;
– любознательный и активный.
1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов
– Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по лексическим темам
– Набор геометрических фигур, цветные счётные палочки, конструктор «Лего», крупный и мелкий строительный материал
– Материалы для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия
– Набор материалов для развития мелкой моторики, су-джок.
– Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр
– Литературный материал (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы)
– Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник и т. д.)
– Гимнастические мячи большого и среднего размера, резиновые мячи, кегли, маты, гимнастические скамейки, тренажёры
– Оборудование: мультисенсорный чемодан, набор методического материала «Сенсорика», песочница, стол-мозаика «Цветные шарики», сенсорный ящик
– Ноутбук с развивающими играми: «Тимокко», «Развитие и коррекция речи»
2. Содержание программы
2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности
ОО | НОД | Совместная деятельность | Индивидуальные занятия | ||
воспитатели | учитель-дефектолог | учитель-логопед | |||
Познавательное развитие | 2 | 2 | 2 | ||
Социально-коммуникативное развитие | 2 | 1 | 1 | ||
Художественно-эстетическое развитие | 3 | 1 | 1 | ||
Физическое развитие | 3 | 1 | |||
Речевое развитие | 3 | 3 | 3 | ||
Количество в неделю | 13 | 1 | 8 | 3 | 3 |
2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям
ОО «Познавательное развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО «Физическое развитие»
ОО «Речевое развитие»
2.3 Примерное перспективное планирование на 2017 – 2018 г.
2.4 Социальное партнерство с родителями
Задачи | Мероприятия | Дата проведения |
Изучение семьи воспитанника | Анкетирование, беседа с родителями | Сентябрь |
Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка | Индивидуальные консультации родителей со специалистами | По результатам мониторинга и по запросу родителей |
Ознакомление родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей и воспитательной работы | Индивидуальные практические занятия, консультирование, оформление родительского уголка | Раз в квартал и по запросу родителей |
Организация участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ, группе | Привлечение родителей к участию в мероприятиях (собрания, мастер–классы, праздники, ярмарки, проекты) | В течение года |
Ознакомлены _____________________/_____________________________/
(подпись родителей)
Источник
Утверждаю
Директор
МКОУ «____________________»
______________________
«____»___________20____ г.
Рассмотрен на ППк
Протокол №_____
Согласован
Родитель (законный представитель)
обучающегося
_____________________________
(ФИО родителя, законного представителя)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обучающегося
_________________________________
(ФИО обучающегося)
1 ___ класса
муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«___________» города _________
на 20___– 20___ учебный год
Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану
для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития
Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная школа № 53» на 2017-2018 учебный год разработан в соответствии с:
– Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
– Постановлением от 10 июля 2015 года N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
– Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11 марта 2016 г., № ВК-452/07.
I. Учебный план МКОУ «___________» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует их особым образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные возможности.
В учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. С целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:
-Язык и речевая практика,
-Математика,
– Окружающий мир,
– Искусство,
– Физическая культура,
– Технология.
1. Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебный предмет: «Речь и альтернативная коммуникация».
Основные задачи реализации содержания:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
2. Предметная область «Математика».
Учебный предмет: «Математические представления».
Основные задачи реализации содержания:
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине; количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться е математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
3. Предметная область «Окружающий мир».
Учебный предмет: «Окружающий природный мир».
Основные задачи реализации содержания:
Формирование представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Учебный предмет «Человек»
Основные задачи реализации содержания
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир»
Основные задачи реализации содержания:
Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).
4. Предметная область «Искусство».
Учебный предмет: «Музыка и движение».
Основные задачи реализации содержания:
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Учебный предмет: «Изобразительная деятельность»
Основные задачи реализации содержания:
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво- не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.
5. Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: «Адаптивная физкультура».
Основные задачи реализации содержания:
Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры.
Коррекционно-развивающая область представлена коррекционным курсами: «Сенсорное развитие»,«Предметно-практические действия»,«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация»
и коррекционно-развивающими занятиями.
Коррекционный курс «Сенсорное развитие».
Основные задачи реализации содержания:
Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятия запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия»
Основные задачи реализации содержания:
Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение навыкам предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Коррекционный курс «Двигательное развитие»
Основные задачи реализации содержания:
Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Обучению переходу из одной позыв другую; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»
Основные задачи реализации содержания:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств.
«Коррекционно-развивающие занятия»
Основные задачи реализации содержания:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии другое.
Формы промежуточной аттестации: контроль достижения учениками возможных образовательных результатов происходит в форме экспертизы индивидуальных достижений.
Индивидуальный учебный план образования обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2019-2020 учебный год
1 класс
Предметные области | Учебные предметы | Класс/ Количество часов в неделю | ||
1 | ||||
I. Обязательная часть | ||||
1. Язык и речевая практика | 1.1 Речь и альтернативная коммуникация | 2 | ||
2. Математика | 2.1.Математические представления | 2 | ||
3. Окружающий мир | 3.1 Окружающий природный мир | 0,5 | ||
| 0,5 | |||
| – | |||
| 0,5 | |||
4. Искусство | 4.1 Музыка и движение | 0,5 | ||
4.2 Изобразительная деятельность | 0,5 | |||
5. Физическая культура | 5.1 Адаптивная физкультура | 0,5 | ||
6.Технологии | 6.1 Профильный труд | – | ||
Итого | ||||
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений. | ||||
Коррекционные курсы |
| |||
| ||||
3. Двигательное развитие | ||||
4.Альтернативная коммуникация | ||||
Итого коррекционные курсы | ||||
Коррекционно-развивающие занятия | ||||
Всего к финансированию | 8 |
Источник