Вариант программы индивидуального развития ребенка с множественными нарушениями

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И

МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

(ТМНР)

Проект выполнен

слушателем курсов

повышения квалификации

КРО-46

учителем начальных классов

ГБОУ Школы 2124

«Центр развития и коррекции»

Алпатовой В.В.

Москва – 2015

1.     Психолого-педагогическая характеристика (фрагмент)

Эмиль А., 7 лет:

Наблюдаются грубые нарушения поведения и общения.

Эмоционально-волевая сфера. Контакт устанавливает, но носит нестабильный, формальный характер. Глазной контакт эпизодический. Не реагирует на эмоции других детей. Преобладающий эмоциональный фон нейтральный.

Волевая регуляция значительно снижена, привлекается к заданиям только индивидуально с педагогом. Все действия выполняются совместно с педагогом.

Речь. Не реагирует на своё имя. Понимание обращённой речи затруднено. Возможно понимание простых инструкций, если взять ребёнка за руку и сопровождать свои слова жестами. При этих условиях выполняет простые инструкции (встань, сядь) после многократного обращения педагога. Указательный жест в стадии формирования. Собственной речи нет. Есть отдельные вокализации и звукокомплексы (а, ми-ми).

2.     Примерное тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 1 четверть (18 часов). Предметная область  – «Язык и речевая практика».

Цели и задачи: – учить реагировать на своё имя

        – развитие понимания обращённой речи

                             – развитие понимания смысла доступных невербальных графических знаков (фотографий, рисунков)

                            – формирование указательного жеста

К-во

часов

Тема

Виды работ

Оборудование

3

Звуки окружающей действительности.

Игра «Звуки вокруг нас», соотнесение звуков с картинкой (поезд, пароход, колокольчик),  задания на

звукоподражание.

Аудиозаписи, игрушки, предметные картинки.

2

Тихие и громкие звуки. 

 Действия с музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Различение звуков по силе. Игра «Громко-тихо». Соотнесение звучащих инструментов с картинкой. Задания на  звукоподражание.

 Аудиозаписи, барабан, свисток, бубен, погремушка,

картинки.

3

Голоса животных

Прослушивание записи голосов животных (собака, корова, свинья, волк). Просмотр музыкальной книжки со звучащими кнопками. Соотнесение голосов животных с картинками (совместно с педагогом). Задания на подражание голосам животных.

Аудиозаписи, музыкальная книжка, изображения животных.

3

Это я

Упражнения на рассматривание себя в зеркале, повторение своего имени, игры перед зеркалом «Кто это?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».  Развитие умения откликаться на своё имя.

Зеркало.

3

Моё лицо

Рассматривание лица в зеркале, проговаривание частей лица, массаж лица. Упражнения на подражание выражению лица учителя, игры перед  зеркалом: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Запомни моё лицо»; «Повтори движения».

Зеркало.

4

Моя семья

Просмотр фотографий ребёнка и ближайших членов семья. Выделение самого себя на фотографиях (из 2-х фотографий). Упражнения с фотографиями, задания: «Покажи себя», «Где мама?», «Где папа?», «Кто это?». Повторение слов сопряжено с педагогом: мама, папа.

Фотографии с членами семьи.

Примечание: на каждом уроке проводится артикуляционная гимнастика, упражнения выполняются сначала пассивно (с помощью педагога), далее самостоятельно.

Список литературы:

1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.

3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.

4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.

Источник

Разработка специальной индивидуальной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь ребенку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.

        Программа разрабатывается на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.

Содержание программы:

1. Целевой раздел

1.1 Общие сведения о ребёнке

1.2 Характеристика воспитанника

1.3 Пояснительная записка

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов

2. Содержание программы

2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности

2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям

2.3 Примерное перспективное планирование

2.4 Социальное партнерство с родителями

1. Целевой раздел

Общие сведения о ребёнке

Заключение ПМПК  от ____  №___

Коллегиальное заключение:

1.2 Характеристика воспитанника

Читайте также:  Физическое развитие ребенка с первых дней жизни

1.3 Пояснительная записка

        Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы ДОУ и с учетом образовательной программы ДОУ.

        Цель: определение содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности.

        Основные задачи: создание условий для:

– сохранения и укрепления физического и психического здоровья;

– формирования и развития познавательного интереса и познавательной активности;

– развития представлений о себе и об окружающем мире;

-развития социальных представлений и коммуникативного поведения;

– сенсорного развития, развития сенсорно-перцептивных способностей, сенсорно-двигательной координации;

– формирования элементарных математических представлений;

– развития операционно-технической стороны деятельности, навыков конструирования; игровых навыков;

– формирования речевой активности, развития пассивного и активного словаря;

– формирования творческих способностей.

        Принципы реализации программы:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я – концепции» каждого ребенка, его представления о себе.

3. Принцип комплексности – тесный контакт педагогов с родителями.

4. Принцип деятельностного подхода – учет ведущего вида деятельности ребенка с опорой на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.

Ведущая коррекционная работа

Диагноз

Используемые технологии (ведущие)

Коррекционная работа

ДЦП

Здоровьесберегающие Развивающие

Развитие моторно-двигательных навыков, эмоционально- волевой сферы. Развитие мотивации к познавательной деятельности

        Сроки проведения мониторинговых исследований:

Сентябрь – обследование, планирование индивидуальной коррекционной работы. Январь – обследование для корректировки содержания коррекционной работы. Май – обследование по итогам учебного года.

        Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания или продолжения работы в выбранном направлении.

Программа имеет следующие разделы:

1. Педагогическое сопровождение по образовательным областям Программы (учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)

– Познавательное развитие;

– Социально-коммуникативное развитие;

– Художественно-эстетическое развитие;

– Физическое развитие.

2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)

– Речевое развитие.

3. Психологическое сопровождение (педагог-психолог)

        Продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) составляет для воспитанника с ОВЗ 8-го года жизни – не более 20 мин. Объем недельной образовательной нагрузки составляет – 4 часа 20 мин. В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультминутки, перерывы между периодами НОД – не менее 10 мин. Основные формы работы: подгрупповая, индивидуальная.

        В содержание СИПР включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).

        Срок реализации СИПР с 09.2017 по 05.2018.

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

– проявляет потребность в общении с взрослыми и сверстниками;

– способен адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;

– имеет представления о предметах, их функциональных свойствах, и использовании предметов по назначению;

– имеет представления о сенсорных эталонах, элементарные математические представления;  

– понимает и выполняет простые инструкции;

– имеет первичные представления о себе, семье, обществе и природе;

– проявляет самостоятельность при выполнении гигиенических процедур и самообслуживания;

– проявляет творчество в игровой и продуктивной деятельности;

– любознательный и активный.

1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов

– Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по лексическим темам

– Набор геометрических фигур, цветные счётные палочки, конструктор «Лего», крупный и мелкий строительный материал

– Материалы для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия

– Набор материалов для развития мелкой моторики, су-джок.

– Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр

– Литературный материал (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы)

– Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник и т. д.)

– Гимнастические мячи большого и среднего размера, резиновые мячи, кегли, маты, гимнастические скамейки, тренажёры

– Оборудование: мультисенсорный чемодан, набор методического материала «Сенсорика»,  песочница, стол-мозаика «Цветные шарики», сенсорный ящик

– Ноутбук с развивающими играми: «Тимокко»,  «Развитие и коррекция речи»

2. Содержание программы

2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности

ОО

НОД

Совместная деятельность

Индивидуальные занятия

воспитатели

учитель-дефектолог

учитель-логопед

Познавательное развитие

2

2

2

Социально-коммуникативное развитие

2

1

1

Художественно-эстетическое развитие

3

1

1

Физическое развитие

3

1

Речевое развитие

3

3

3

Количество в неделю

13

1

8

3

3

2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие» 

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

2.3 Примерное перспективное планирование на 2017 – 2018 г.

2.4 Социальное партнерство с родителями

Задачи

Мероприятия

Дата проведения

Изучение семьи воспитанника

Анкетирование,

беседа с родителями

Сентябрь

Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами

По результатам мониторинга и по запросу родителей

Ознакомление родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей и воспитательной работы

Индивидуальные практические занятия,

консультирование,

оформление родительского уголка

Раз в квартал и по запросу родителей

Организация участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ, группе

Привлечение родителей к участию в мероприятиях (собрания, мастер–классы, праздники, ярмарки, проекты)

В течение года

Читайте также:  Развитие ребенка от года в пензе

Ознакомлены _____________________/_____________________________/    

                         (подпись родителей)                                                

Источник

Утверждаю

Директор

МКОУ «____________________»

______________________

«____»___________20____ г.

Рассмотрен на ППк

Протокол №_____        

Согласован

Родитель (законный представитель)

обучающегося

_____________________________

(ФИО родителя, законного представителя)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

обучающегося

_________________________________

(ФИО обучающегося)

1 ___ класса

муниципального казённого общеобразовательного учреждения

 «___________»  города _________

на 20___– 20___ учебный год

Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану

 для обучающегося с  тяжелой и глубокой умственной отсталостью  

(интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития

Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная школа № 53» на 2017-2018 учебный год разработан в соответствии с:

– Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;

– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

– Постановлением от 10 июля 2015 года N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15).

– Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11 марта 2016 г., № ВК-452/07.

I. Учебный план МКОУ «___________» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

Организация временного режима обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  соответствует их особым образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные возможности.

В учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. С целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.

Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:

-Язык и речевая практика,

-Математика,

– Окружающий мир,

– Искусство,

– Физическая культура,

– Технология.

1. Предметная область «Язык и речевая практика».

Учебный предмет: «Речь и альтернативная коммуникация».

Основные задачи реализации содержания:

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

2. Предметная область «Математика».

Учебный предмет: «Математические представления».

Основные задачи реализации содержания:

Формирование элементарных математических представлений о форме, величине; количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представления о количестве,        числе, знакомство с цифрами, составом

числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться е математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

3. Предметная область «Окружающий мир».

Учебный предмет:  «Окружающий природный мир».

Основные задачи реализации содержания:

Формирование представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Учебный предмет «Человек»

Основные задачи реализации содержания

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка в картинках для

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением  первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Учебный предмет «Окружающий социальный мир»

Основные задачи реализации содержания:

Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о  социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).

4. Предметная область «Искусство».

Учебный предмет:  «Музыка и движение».

Основные задачи реализации содержания:

Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

Учебный предмет:  «Изобразительная деятельность»

Основные задачи реализации содержания:

Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво- не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.

 5. Предметная область «Физическая культура».

Учебный предмет: «Адаптивная физкультура».

Основные задачи реализации содержания:

Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств.  Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности:   ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры.

Коррекционно-развивающая область представлена коррекционным курсами: «Сенсорное развитие»,«Предметно-практические действия»,«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация»

 и коррекционно-развивающими занятиями.

Коррекционный курс «Сенсорное развитие».

Основные задачи реализации содержания:

Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового,  тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятия запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

 Коррекционный курс «Предметно-практические действия»

Основные задачи реализации содержания:

Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение навыкам предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Коррекционный курс «Двигательное развитие»

Основные задачи реализации содержания:

Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Обучению переходу из одной позыв другую; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»  

Основные задачи реализации содержания:

Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств.

  «Коррекционно-развивающие занятия»

Основные задачи реализации содержания:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;

Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии другое.

Формы промежуточной аттестации: контроль достижения учениками  возможных образовательных результатов происходит в форме  экспертизы индивидуальных достижений.

Индивидуальный учебный план  образования обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

на 2019-2020 учебный год

1  класс

Предметные

области

Учебные

предметы

Класс/

Количество часов в неделю

1

I. Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

2

2. Математика

2.1.Математические

представления

2

3. Окружающий мир

3.1 Окружающий природный мир

0,5

  1. Человек

0,5

  1. Домоводство

  1. Окружающий социальный мир

0,5

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

0,5

4.2 Изобразительная деятельность

0,5

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

0,5

6.Технологии

6.1 Профильный труд

Итого

II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Коррекционные курсы

  1. Сенсорное развитие
  1. Предметно-практические действия

3. Двигательное развитие

4.Альтернативная коммуникация

Итого коррекционные курсы  

Коррекционно-развивающие занятия

Всего к финансированию

8

Источник