В три года познавательное развитие ребенка характеризуется

Евгения Богатова
Особенности развития познавательных процессов детей 3–4 лет

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения.Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с изменениями возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её структурные элементы (характер, интересы и др., способности и склонности. Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.

Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов.Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

Восприятие. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то,что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других.Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.

В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным, у ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо образ. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его,поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. На протяжении всего дошкольного возраста воображение нуждается во внешней опоре, функцию которой могут выполнять различные реальные предметы, игрушки, роли, взятые ребёнком на себя в игре, иллюстрации к литературным произведениям и т. д.

Внимание. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор,пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учиться принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевая простейшими навыками самоконтроля.

И все же уровень развития внимания еще невысок. Ребенок легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.

Мышление. В младшем дошкольном возрасте мышление функционирует в предметной деятельности. Ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления.

В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Трёхлетним детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из высокого сосуда конфету, починить игрушку, но они не видят условий решения этой задачи. Поэтому их действия имеют беспорядочно – пробовательный характер. Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми.

Читайте также:  Тест на психическое развитие ребенка 5 лет

Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация. Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все круглое, величине (это все маленькое).

Память. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. В дошкольном возрасте продолжает развиваться двигательная память, содержание которой значительно изменяется. Движения ребёнка становятся более сложными, могут включать несколько компонентов (дети танцуют и размахивают платочками).

До 3-4 лет память ребёнка носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребёнок ещё не умеет ставить перед собой цель запомнить-вспомнить. Не овладевает он и теми способами, приёмами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности.

Высокий уровень развития непроизвольной памяти является важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти, чем богаче опыт и знания детей, запечатлённые ими непроизвольно, тем легче осуществляется развитие произвольной памяти. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. Количество слов, которое запоминает ребёнок выступая, например, в роли покупателя, исполняемого поручение купить в магазине определённые предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический характер. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают бессмысленный материал, например, считалки, словесные каламбуры, недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного имя материала.

Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребёнка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №555

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА «БЕЛОГОРЬЕ»

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья на тему:

 «Особенности познавательного развития дошкольников 3-4 лет»

Воспитатель:

Рябкова Елена Николаевна

Санкт- Петербург

2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….3

1 ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….4

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА……………………………………………………………………………………………………..8

3 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..14

ВВЕДЕНИЕ

С переосмыслением приоритетов, целей и задач развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста актуальной становится проблема становления детской личности, выявления и развитие ее способностей, приобретения опыта познания.

Формирование и развитие учебно-познавательной деятельности дошкольников – одна из актуальных проблем. Формирование творческой поисковой активности, инициативы происходит под влиянием общества. Но развитие общества – процесс непрерывный. Это постоянное обновление и усложнение всех условий и сторон жизни и деятельности человека, новые проблемы международной и внутренней жизни общества, новые научные открытия, стремительный бег научно-технического прогресса, изменение характера и содержания труда под влиянием внешней среды – все это ставит и перед педагогом, и перед воспитанником, и перед самим процессом обучения новые и более сложные задачи. Их поиск и решение активно осуществляется наукой и практикой.

Концепция непрерывной системы национального воспитания предусматривает умственное развитие детей, развитие памяти, внимания, мышления, воображения, любознательности, увлечений; начала основ трудового воспитания; привлечение детей к культуре, искусству; психологическую подготовку детей к обучению в школе, обеспечение познавательной активности, развитие творческих и художественных способностей в различных видах детской деятельности.

Основной целью данной работы является: изучение особенностей познавательного развития дошкольников 3-4 лет.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1. Определить понятие познавательной деятельности;

2. Дать  характеристику познавательного развития детей в возрасте 3-4 года;

            3.Выявить познавательное развитие ребенка 3-4 лет в разных условиях нашей среды

Для написания работы были использованы работы следующих авторов: М. Лисина,  Н. Поддьякова, В. Голицына, К. Щербакова, Н.Нищев.

Целесообразно обратить внимание на то, что в современной концепции дошкольного образования заложен подход к личности как к субъекту собственной деятельности. Ребенок рассматривается как ценность, как активная творческая личность.

1 ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из важнейших задач, которые общество ставит перед учреждениями образования, является развитие учебно-познавательной деятельности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько удается развивать у детей познавательные процессы и стремление к самореализации.

Поисковая учебно-познавательная деятельность направлена на открытие чего-то нового, неизвестного ранее. Перед воспитанником возникают проблемы, которые он должен решить самостоятельно или сотрудничая с окружающими. Для решения этих проблем ребенку необходимы определенные черты, качества и навыки, которые должен формировать и развивать педагог. Их перечень входит в основные понятия проблемы поисковой деятельности младших школьников: учебная деятельность, познавательная активность, познавательная самостоятельность, познавательный интерес. Без этих факторов организация поисковой деятельности невозможна.

Читайте также:  Оценка нервно психического развития ребенка грудного возраста

Прогрессивных педагогов всегда влекла к себе проблема формирования и развития познавательных процессов. В основе этой проблемы лежит осознание связи между этими частями учебной деятельности. Такую составляющую поисковой учебно-познавательной деятельности школьников, как познавательная активность ученые пытались развивать еще в древней Греции. Эвристическая беседа как метод развития познавательной активности насчитывает уже несколько тысячелетий, впервые вошел в обиход как «сократическая беседа», от имени знаменитого философа Сократа, который вел с учениками философские беседы, которые имели целью выяснения истины не прямым сообщением, а собственным умом ученика [5, с. 16].

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности является важной стороной деятельности человека, осуществляемой в течение всей его жизни. Учеными философами (Аристотель, Ф. Бэкон, И. Кант, Г. Лейбниц, Д. Локк), психологами (Дж. Брунер, П. Гальперин) и педагогами (М. Матюшкин, И. Харламов, Г. Щукина) неоднократно подчеркивалась необходимость принятия субъектом активной позиции по отношению к познанию окружающего нас мира.

Прежде чем определить сущность понятий «познавательная деятельность», «познавательная активность», рассмотрим понятия, тесно с ними связанные – «активность» и «деятельность».

Активный – лат. aсtivus – деятельное, энергичный. Активность – усиленная деятельность, деятельное состояние [5, с. 20]. Подтверждение связи активности и деятельности находим также в работах философов. В философии термин «активность» применяется, как правило, в тесной связи с толкованием понятия «деятельность». Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целенаправленное изменение и преобразование, постижение, приобретение знаний, распознание, познание закономерностей объективного мира; совокупность знаний в какой-либо области [1, с. 9].

Ученые часто отмечают взаимозависимость понятий активности и познания (поскольку познание – это активная деятельность индивида), усиление одного понятия другим: «активность познания», «познавательная деятельность», «познание, направленное на поиск неизвестного». Так, Аристотель, рассматривая познавательную деятельность человека, отмечал, что знания не является продуктом пассивного созерцания действительности, а возникают, функционируют и развиваются в процессе активной продуктивной деятельности [1, с. 10]. Итак, активность познания тесно связана с познавательной деятельностью, они взаимосвязаны и человек получает знания, т. е. познает, активно действуя.

Познавательная активность и познавательный интерес возникают при наличии познавательной потребности, как потребности в деятельности, направленной на получение новых знаний.

Информационными в контексте нашего исследования являются работы психологов, которые определяют сущность, особенности развития, разнообразие активности человека в течение всей жизни. И.И. Ильина, учитывая теорию установки и классификацию форм активности, разработанные Д. Узнадзе, дает собственную, усовершенствованную классификацию форм активности человека, в которой прослеживается тенденция развития познавательной активности от удовлетворения любознательности в более ранние годы жизни, обучения на более высоком уровне развития в школьные года и, в конце концов, – к умственному труду на высшей ступени развития личности [4, с. 70].

Таким образом, познавательная активность – это черта человека, которая проявляется в стремлении к самостоятельной деятельности и живого участия во всем.

Определение понятия «активность» в трудах философов, педагогов, психологов также вытекает из понятия «деятельность», но диалектика взаимосвязи этих понятий раскрывается по-разному. В некоторых исследованиях активность рассматривается как широкая, всеобъемлющая категория, которая включает в себя деятельность. Последняя же трактуется при этом как специфическая для социальной системы форма активности, т. е. активность выступает относительно деятельности родовым понятием.

В работах других ученых эти понятия отождествляются. Например, у Г.И. Щукиной это «живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученной задачи»; у Т.Н. Доленко – «сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной и физической работы, необходимое для усвоения знаний, формирования умений и навыков». З.А. Абасов считает, что, несмотря на диалектическую взаимосвязь этих понятий, их нужно различать [2, с. 141].

Познавательная активность проявляется в умении ребенка видеть проблему, формулировать ее, находить пути решения, формировать свое мнение об изученных явлениях. По определению Ю.Н. Косенко, познавательная активность – это интегральное свойство личности, которое интенсивно формируется в процессе обучения и влияет на весь процесс учебной деятельности. Это и предпосылка, и результат развития ребенка; это и цель, средство и результат активизации учебно-воспитательного процесса [5, с. 112].

Итак, познавательная деятельность – особая, потому что субъектом ее является воспитанник, при этом формируется его сознание, интеллект.

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА

В результате активного взаимодействия с окружающим миром значительно расширяется мировоззрение ребенка, развиваются познавательные интересы. Объем информации, которую ребенок получает из различных источников, интенсивно формирует любознательность и наблюдательность [4, с. 72].

В этом возрасте у ребенка быстрее развивается произвольное внимание и память. Ребенок лучше сосредотачивается и запоминает в процессе игровой деятельности. Во время обобщения игровых действий он постепенно переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Для ребенка характерно усвоение представлений о различных свойствах предметов и явлениях окружающей среды, овладение новыми действиями, которые позволяют полнее и более дифференцированно воспринимать мир.

Формируется переход от предметных образцов, основанных на обобщении личного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов, то есть выработанных человечеством представлений об основных разновидностях свойств и отношений (цвета, формы, размеров предметов, их расположение в пространстве, высоты звуков, продолжительности отрезков времени).

Продолжает формироваться система собственного «Я». Ребенок становится более самостоятельным, но в то же время для него важно то, как его деятельность оценивает взрослый. Кроме того, именно взрослый становится для него носителем информации.

Задачи познавательного развития дошкольников в 3-4 года:

1. Поощрять детей к активной деятельности, стимулировать познание, инициативность, сосредоточенность в процессе ознакомления с окружающим миром, желание делать что-то полезное не только для себя, но и для других;

2. Формировать активное, разнообразное, развернутое ориентирование в мире вещей;

Читайте также:  Для развития ребенка на украинском языке

3. Совершенствовать наглядно-образное мышление, учить ребенка обследовать и изучать новое, определять похожее, отличное, объединять по определенным признакам, частично анализировать, обобщать как по внешним признакам, так и по функциональным, то есть по их употреблению;.

4. Формировать у детей практические умения по усвоению сенсорных эталонов и наглядных моделей для решения новых жизненных задач. Формируя сенсорные эталоны, учить детей с помощью анализаторов активно обследовать предметы, определять их внешние признаки (форму, размер, цвет);

5. Учить детей практическим умениям; прилагать усилия для получения результата, радоваться продуктам своей и чужой работы; переживать гордость за выполненное поручение, за действия, которые одобряют взрослые.

6. Формировать духовный мир ребенка, направлять на осознание ребенком себя, людей, которые его окружают, общественной жизни [4, с. 72].

3 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) познавательное развитие дошкольников является одним из пяти основных образовательных областей. В результате социально-коммуникативного развития дошкольников должно произойти развитие любознательности и познавательной мотивации; становление сознания.

Во время ознакомления с предметами в условиях дома нужно формировать у детей умение обследовать их, сравнивать, находить сходство и различие; ориентироваться в разнообразии предметов одного вида (платья разного цвета, размера, фасона) на их основе формировать умение классифицировать предметы, вводить обобщающие слова: «игрушки», «транспорт», «мебель», «одежда», «обувь», «посуда», «постель», «бытовая техника». Нужно знакомить ребенка с электроприборами и предметами бытовой техники (утюг, пылесос, кофеварка, холодильник, стиральная машина, газовая (электрическая) плита, электрический чайник) и формировать представление об их использовании; знакомить с компьютером и его ролью в облегчении труда человека.

Необходимо расширять представления детей о предметах и их частях, деталях (стул имеет спинку, сиденье, ножки); совершенствовать умение самостоятельно устанавливать связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого он изготовлен; формировать понимание органической взаимосвязи между практическим использованием предметов быта и их пользой.

В детском саду нужно формировать познавательную активность во время ознакомления с детским садом (помещение детского сада и их функциональное назначение) и его территорией; формировать соответствующее отношение к ровесникам и взрослых в детском саду. Необходимо учить называть имена детей своей группы, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры, повара, прачки, заведующего, свое дошкольное учебное заведение.

В детском саду нужно создавать оптимальные условия для возникновения ролевых игр, привлекать их к использованию необходимых атрибутов, игрушек-заменителей; учить бережно относиться к общим игрушек, предметов; учить правилам обращения с ними, их хранения.

В условиях игры взрослым необходимо знакомить детей с разнообразием игрушек; обращать внимание на цветовую гамму игрушек, материал, из которого они сделаны (дерево, резина, пластмасса и т. п.); учить детей правилам игры с игрушками и их хранения.

В процессе различных игр развивается интерес к окружающей среде, любознательность, желание узнать о свойствах предметов, природных материалах, из которых сделаны игрушки; называть, сравнивать, различать их; поддерживается бодрый и веселый настрой, ребенок побуждается к активной деятельности в выборе игры, осуществлении задуманного. Нужно помогать детям объединяться в небольшие группы на основе интереса к деятельности, личностных симпатий; формировать игровые умения: играть рядом, все, не мешая друг другу; проявлять внимательное отношение к другим детям.

В семье необходимо помогать ребенку лучше познавать свою семью: родителей, брата, сестру, дедушку, бабушку; учить называть имена родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек; воспитывать этику общения с родными, желание откликаться на предложения и просьбы близких людей, помогать им; учить детей уважать своих родственников, проявлять внимание, заботу, сочувствие; чувствовать настроение окружающих; воспитывать умение проявлять чуткость и тактичность.

В процессе ознакомления с родным краем нужно знакомить ребенка с названием родного города (села), улицы, на которой он проживает, закрепить названия объектов ближайшего окружающей среды (аптека, магазин, парикмахерская и т. д.). Полезно заучивать стихи о родной земле, городе, селе.

Нужно знакомить ребенка с названием родного края, с Государственным флагом РФ. Объяснять, что в праздники на дома вывешивают Государственный флаг РФ.

Также необходимо знакомить ребенка с трудом взрослых в детском саду, рассказывать о профессиях водителя, продавца, строителя, почтальона, врача; формировать представление о профессии своих родителей; подводить детей к пониманию, что все, чем они пользуются, создано трудом людей, каждый человек своим трудом заботится о других; подводить к пониманию ценности любого труда; воспитывать уважение к людям труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важнейших задач, которые общество ставит перед дошкольными учреждениями образования, является развитие познавательной деятельности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько удается развивать у дошкольников познавательные процессы и стремление к самореализации.

Поисковая учебно-познавательная деятельность направлена на открытие чего-то нового, неизвестного ранее. Перед воспитанником возникают проблемы, которые он должен решить самостоятельно или сотрудничая с окружающими.

Для решения этих проблем ребенку необходимы определенные черты, качества и навыки, которые должен формировать и развивать педагог. Их перечень входит в основные понятия проблемы поисковой деятельности младших школьников: учебная деятельность, познавательная активность, познавательная самостоятельность, познавательный интерес. Без этих факторов организация познавательной деятельности невозможна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Голицын В.С., Щербакова К.А. Развивать познавательную активность ребенка [текст] / В.С. Голицин, К.А. Щербакова // Дошкольное воспитание. 2014. – № 11. – С. 8-10.
  2. Исследование развития познавательной деятельности: [пер с англ.] / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер и П. Гринфилд. – М .: Педагогика, 2014. – 392 с.
  3. Лисина М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 2015. –№4. – С. 18-35.
  4. Поддьяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 69-74.
  5. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н.В. Нищев. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 379 с.

Источник