В сенсорообогащенной среде наблюдается развитие ребенка
Развитие и функционирование сенсорных систем происходит в разные сроки онтогенеза. Филогенетически наиболее древней является вестибулярная сенсорная система. Она созревает в эмбриональном периоде и у плода наблюдаются изменения положения конечностей при поворотах. На восьмой неделе эмбрионального развития отмечаются реакции на раздражения кожных рецепторов, а у трехмесячного ребенка кожная чувствительность не отличается от таковой взрослого. Обонятельный и вкусовой анализаторы начинают функционировать практически с момента рождения ребенка. Созревание сенсорных систем определяется развитием всех трех ее отделов. Рецепторные отделы к моменту рождения в основном являются сформированными, за исключением зрительного анализатора, рецепторная часть которого — сетчатка —заканчивает свое развитие к 6—7 месяцам. В первые месяцы жизни происходит созревание проводникового отдела. К этому периоду нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой, что доводит скорость проведения нервных импульсов до 120 м/с. Самыми последними созревают центральные отделы анализаторов, что определяет своеобразие функционирования сенсорных систем в детском возрасте. Наиболее поздно завершают свое развитие слуховая и зрительная зоны коры. По мере созревания нейронов корковых центров и их связей, в течение первых дней жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным. Степень созревания в значительной мере определяется поступающей информацией. Если новорожденного лишить сенсорной информации, то нейроны проекционных отделов не развиваются. В сенсорно-обогащенной среде развитие нервных клеток и их синаптических связей происходит более интенсивно, что имеет большое значение для сенсорного воспитания в раннем детском возрасте. Поэтому детей раннего возраста должны окружать разнообразные яркие предметы: игрушки, книжки с картинками, цветовая гамма одежды. Функциональное созревание сенсорных систем это длительный, постепенный и сложный процесс, продолжающийся и в подростковом возрасте.
Депривация – это специфическое психическое состояние, достигаемое путем лишения, либо ограничения, при котором остро ощущается недостаточное удовлетворение личных потребностей. В социологии применяют понятия абсолютной, а также относительной депривации, а в социальной психологии применительно понятие фрустрации или относительной депривации.
Абсолютная депривация – это невозможность для человека, а также для социальной группы удовлетворение своих базовых потребностей по причине отсутствия доступа к материальным благам, а также социальным ресурсам. Например, к жилищу, продуктам питания, образованию, медицине.
Депривация напрямую влияет на агрессию. Сам вектор агрессии может быть направлен на объект, создающий относительную депривацию (богатые люди), либо же на случайные объекты (подчиненные, животные, предметы). Возможно, что вектор агрессии будет направлен и вовнутрь, на самого человека, испытывающего депривацию.
Внешне это выражается или в суициде, или же в причинении себе вреда в форме повреждений (порезы вен, травмировании других участков тела), но без конкретной цели суицида. Вероятна и такая форма агрессии, которая выражается в скрытой форме аутоагрессии и проявляется, как эндогенная депрессия или невротическая депрессия, в соматических болезнях, курении, алкоголизме и пребывании в похмелье, наркомании.
Если рассматривать проблему депривации с точки зрения медицины и психологии, то у человека в первую очередь частый выход агрессии переходит в соматические болезни.
Если человек лишен или ограничен в возможности дать выход своей агрессии на обидчика – убить его или побить, если нет возможности выпить спиртное и накуриться вдоволь, либо моральное внутреннее табу не позволяет так себя вызывающе вести, то агрессия поменяет вектор и устремится на самого человека вовнутрь. Вызывая при этом изменения в вегетативной нервной системе, тем самым провоцируя психосоматические заболевания. Первоначально возникает раздражительность, повышенная конфликтность, бессонница, хроническая усталость, гипотония, субдепрессия, депрессия, гипертония, невроз, психоз, инфаркт, инсульт, астма, выкидыши, преждевременные роды, летаргический сон и так далее. У заболевшего поражаются гладкомышечные органы с парасимпатической иннервацией.
При подключении внешних факторов таких, как занятие спортом, закаливание холодной водой, появлении жизненных стрессов – война, землетрясение, включаются механизмы выживания и как следствие отключаются механизмы депривации, а также агрессия.
При всем разнообразии видов депривации они очень схожи между собой в психологическом плане. Это проявляется в повышенной тревоге, глубоком чувстве неудовлетворенности собой, своей жизнью, людьми, повышенном страхе. Такие состояния выражаются в потере жизненной активности, устойчивым депрессивным состоянием, всплесками немотивированной агрессии.
3.Слуховая сенсорная система: строение и функции.
Слуховая сенсорная система — сенсорная система, обеспечивающая кодирование акустических стимулов и обусловливающая способность животных ориентироваться в окружающей среде посредством оценки акустических раздражителей. Периферические отделы слуховой системы представлены органами слуха и лежащими во внутреннем ухе фонорецепторами. На основе формирования сенсорных систем (слуховой и зрительной) формируется назывательная (номинативная) функция речи — ребёнок ассоциирует предметы и их названия.
Слуховая система является одной из важнейших дистантных сенсорных систем человека, так как она является средством межличностного общения. Акустические (звуковые) сигналы, представляющие собой колебания воздуха с разной частотой и силой, возбуждают слуховые рецепторы, которые находятся в улитке внутреннего уха. Эти рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего сенсорная информация передается в слуховую область коры большого мозга[1].
Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 2710 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования
(0.002 с)…
Источник
В ходе первого успешного экспериментального применения в отношении людей такого терапевтического метода, как сенсорно-моторное обогащение или обогащение окружающей среды, исследователи задокументировали заметные улучшения у аутичных детей, по сравнению с теми детьми, которые получали традиционные виды поведенческой терапии . Данное исследование было опубликовано Американской Психологической Ассоциацией в мае 2013 года.
Логическим обоснованием данного нового метода лечения является тот факт, что аутичные дети, как правило, имеют сенсорные проблемы, наиболее распространенными из которых считается гиперчувствительность обоняния и осязания. Опираясь на десятилетний опыт работы с животными и задокументированное глубокое воздействие обогащенной среды на поведенческие и неврологические показатели, авторы исследования предположили, что подобное обогащение среды в случае детей, страдающих аутизмом, также может произвести положительный эффект.
«Благодаря тому, что родители могут обеспечить своему ребенку сенсорное обогащение среды, используя предметы, обычно имеющиеся у них дома, эта терапия представляет собой один вариантов улучшения прогресса у ребенка, не требующий больших затрат», говорит соавтор исследования Синтия С. Ву, кандидат наук, научный сотрудник в Университете штата Калифорния.
В исследовании, которое было опубликовано онлайн в журнале Behavioral Neuroscience, приняли участие 28 аутичных мальчиков в возрасте от 3 до 12 лет. Исследователи распределили мальчиков на две группы в зависимости от их возраста и степени тяжести аутизма. В течение шести месяцев обе группы участвовали в стандартной поведенческой терапии, однако в дополнение к этому одна из этих групп также получала ежедневные занятия в рамках метода обогащения окружающей среды.
Родители каждого из 13 детей, которые находились в группе, занимающейся дополнительно в обогащенной среде, получили комплект, содержащий ароматизированные масла, например, яблока, лаванды, лимона и ванили, для того чтобы стимулировать обоняние. Комплект для развития осязания содержал квадраты пластикового коврика для вытирания ног, пену, резиновый коврик для раковины, алюминий, тонкие абразивные листы, войлок и губки. В комплект также были включены части ковра, жесткого полового покрытия, подушки, картон и пузырчатая пленка, для того чтобы родители клали их на пол для создания мульти-текстурированной пешеходной дорожки. Предметы для манипулирования включали копилку с пластиковыми монетами, миниатюрные пластиковые фрукты и небольшую удочку с магнитным крючком. Многие предметы домашнего обихода также были использованы, например, чаши для хранения воды при различных температурах, чтобы ребенок мог окунать в них руку или ногу, а также металлические ложки, которые родители охлаждали или нагревали и прикасались ими к коже ребенка.
Исследователи поручили родителям детей из группы с обогащенной средой проводить по две сессии в день, состоящие из 4-7 упражнений с использованием различных сочетаний сенсорных стимулов для прикосновений, создания температурных изменений, движения и т.п. Каждая сессия занимала от 15 до 30 минут. Кроме того, дети слушали классическую музыку один раз в день.
Согласно результатам исследования, после шести месяцев лечения у 42 процентов детей в группе с обогащенной окружающей средой значительно улучшилось поведение, в частности, отношения с людьми и реакции на увиденное и услышанное, по сравнению с показателем в 7 процентов для группы стандартной терапии. У детей в группе обогащенной среды также улучшились баллы за когнитивные функции, которые касаются аспектов восприятия и рассуждения, в то время как средний балл у детей в группе стандартной терапии несколько уменьшился. Кроме того, 69 процентов родителей в группе обогащенной среды сообщили об улучшении общей картины симптомов аутизма у их детей, по сравнению с 31 процентом родителей группы стандартной терапии, пишут авторы.
«Сенсорное обогащение вполне может быть эффективным методом лечения аутизма», сказал соавтор исследования Майкл Леон, кандидат наук, профессор нейробиологии и поведения из Калифорнийского университета.
«Это исследование является увлекательным по нескольким причинам», считает Марк Блумберг, кандидат наук, редактор журнала Behavioral Neuroscience. «Оно хорошо разработано, основывается на установленных результатах многочисленных экспериментов с участием животных, и оно касается критической необходимости поиска эффективных методов лечения аутизма. Очевидно, что следующим шагом должна стать репликация этих результатов в рамках более масштабного исследования».
Перед проведением эксперимента, большинство детей из обеих групп проходили стандартную при аутизме терапию, основанную на прикладном анализе поведения, которая обычно включает в себя от 25 до 40 часов занятий в неделю с квалифицированным специалистом в течение нескольких лет. Некоторые дети из обеих групп также занимались с логопедом, проходили физическую терапии для мелкой моторики или трудотерапию с различными видами упражнений. Большинство современных методов лечения аутизма должны быть реализованы в очень раннем возрасте, для того чтобы быть эффективными, в то время как метод обогащения среды сработал даже в случае мальчиков, находящихся в возрасте 12 лет, говорится в исследовании.
В настоящее время исследователи проводят крупные рандомизированные клинические испытания, в которых также принимают участие и девочки. Еще одним важным следующим шагом станет испытание терапии обогащения среды в условиях, когда ребенок не получает никакого другого стандартного лечения, отмечают авторы.
Статьи по теме: Что такое АВА, а что – не АВА.
Источник: https://www.sciencedaily.com/releases/2013/05/130518153303.htm
Источник
Как влияет сенсорное развитие на детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли),а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А.Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Вен-гер и др.)справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение —строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета(образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
- На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
- На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
- Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
- Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
- Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Источник
От автора: Программа нашей жизни закладывается в детстве. Очень важно помнить о ранимости детской психики и о доле своей безграничной и всевластной ответственности за будущее не только вашего ребенка, но и других детей.
Камера сенсорной депривации
Слово «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю. В основе его лежит латинский корень privare, что значит «отделять».
Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.
Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обедненная среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, а также включаться в жизненные ситуации взрослого человека.
Это понятие использовал в своих работах Д. Хебб (канадский физиолог и нейропсихолог), который выдвинул и эмпирически доказал гипотезу о том, что если сильно ограниченная среда приводит к нарушениям развития и нормального функционирования организма, то среда, богатая сенсорными стимулами, напротив, стимулирует развитие. Следовательно, сложное сенсорное окружение – важное условие благоприятного развития маленького ребенка.
Случаи сенсорной депривации по отношению к животным известны еще с древности.
Законодатель Древней Спарты Ликург провел следующий эксперимент. Поместил двух щенков одного помета в яму, а двух других вырастил на воле в общении с другими собаками. Когда собаки подросли, он в присутствии большого количества народа выпустил нескольких зайцев. Щенок, воспитанный на воле, бросился за зайцем, поймал и задушил его. Щенок, воспитанный в полной изоляции, трусливо бросился бежать от зайцев.
Позднее проведенные учеными опыты с животными подтвердили влияние дефицита сенсорных стимулов на развитие.
Недостаточный сенсорный опыт в депривированной среде ограничивает количество нервных связей или вообще откладывает их формирование. Поэтому животные, выросшие в малостимулирующей среде, хуже справляются с решением поставленных перед ними задач.
Результаты подобных исследований позволяют сделать аналогичный вывод о человеке: богатый сенсорный опыт ребенка на ранних этапах развития повышает уровень организации нейронных связей и создает условия для эффективного взаимодействия с окружающей средой.
Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.
Те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Мозг постоянно нуждается в раздражителях, стимулирующих его деятельность и обеспечивающих развитие.
Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, наблюдаемой в яслях и домах ребенка (госпитазизм), то происходят резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.
Скорее всего, именно потребность во впечатлениях играет ведущую роль в психическом развитии ребенка, возникая примерно на третьей-пятой неделе его жизни и являясь базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и в общении ребенка с матерью. Это представление противостоит представлениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.) либо потребность в общении. Еще В.М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок ищет новые впечатления.
В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа, как уже говорилось ранее. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.
Большой вклад в разработку этой проблемы внесли отечественные ученые. Было установлено, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться.
Отечественный ученый М.Ю.Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаза и уши.
Опираясь на эти факты, а также на собственные наблюдения и эксперименты, известный детский психолог Л.И.Божович выдвинула гипотезу о том, что ведущей в психическом развитии младенца является потребность в новых впечатлениях.
Косвенно это положение подтверждается и опытом организации и функционирования детских больниц, детских домов и интернатов. Было показано, что в подобных учреждениях ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий, один из существенных моментов которых — бедная стимульная среда.
Описывая условия содержания детей в одном из приютов, исследователи, занимающиеся этой проблемой, отмечают, что дети постоянно лежали в стеклянных боксах до тех пор, пока им не исполнялось 15—18 месяцев, они не видели ничего, кроме потолка, так как боксы были задрапированы занавесками. Движения детей были ограничены. Игрушек было крайне мало.
Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития ребенка, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Например, Б.Логенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Это проявляется в виде общего или частичного запаздывания развития, возникновения некоторых двигательных особенностей и особенностей личности и поведения.
Другая исследовательница, Т.Левин, изучавшая личность глухих детей с применением теста Роршаха, обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.
Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, развитие ребенка в условиях детского учреждения — явление очень сложное; сенсорный голод здесь выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным. Вместе с тем, современные исследования показывают, что полноценная забота о ребенке может в значительной степени компенсировать последствия проживания в обедненной информационной среде.
В исследовании английских психологов, проведенном в 1992 г. сравнивались две группы детей. В обеих группах дети росли в примерно одинаково бедной сенсорной и информационной среде. Но в одной из групп о младенцах полноценно заботились окружающие взрослые, а в другой нет. Исследователи показали, что по прошествии нескольких лет дети первой группы имели существенно более высокие показатели интеллектуального развития, чем дети второй группы (по Д.Майерс).
Так в каком же возрасте влияние сенсорной депривации на психическое развитие ребенка максимально?
Некоторые авторы считают, что критическими являются самые первые месяцы жизни. Они отмечают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда.
По мнению известного итальянского психолога и педагога М.Монтессори, наиболее сензитивным, критическим для сенсорного развития ребенка является период от двух с половиной до шести лет.
Существуют и другие точки зрения, и, по-видимому, окончательное научное решение вопроса требует дополнительных исследований. Однако для практики следует признать справедливым, что сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. Поэтому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды.
Необходимость создавать в детских учреждениях сенсорно насыщенную внешнюю среду, признаваемая в настоящее время всеми, на деле нередко реализуется прямолинейно, примитивно, однобоко и неполно. Иногда из самых лучших побуждений, борясь с унылостью и однообразием обстановки в детских домах и школах-интернатах, стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно, картинками, выкрасить стены в яркие цвета, создать звуковой фон, когда на всех переменах, в свободное время звучит громкая, бодрая музыка. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. Оставаясь неизменной, подобная обстановка в дальнейшем все равно к нему приведет. Только в данном случае это произойдет на фоне значительной сенсорной перегрузки, когда соответствующая зрительная стимуляция буквально будет «бить по голове». Созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, создающимся при длительном, однообразном влиянии интенсивных стимулов.
Таким образом, как видим, даже окраска стен и оформление интерьера оказываются чрезвычайно сложным и тонким делом, если рассматривать их в контексте проблемы сенсорной депривации. Хорошо, если этот момент осознается работниками соответствующих детских учреждений.
Депривация тем более патогенна, чем младше ребенок и чем больше потребностей она охватывает.
О механизмах сенсорной депривации
Единого объяснения механизмов сенсорной депривации в психологии нет. При их изучении обычно рассматриваются разные аспекты данного явления.
Хебб пишет о том, что, если события в жизни человека были зафиксированы на нейрофизиологическом уровне, они и в дальнейшем должны сопровождать жизнь человека. Если же обычные ранее сенсорные события больше не происходят, у человека возникает сильное и неприятное возбуждение, которое воспринимается как стресс, страх или дезориентация.
В контексте когнитивной теории предполагается, что ограниченное поступление стимулов затрудняет построение когнитивных моделей, посредством которых человек контактирует со средой. Если депривация возникает в детстве, то создание подобных моделей становится невозможным. В том случае, когда депривация происходит позднее, под угрозой находится их сохранение, регулирование, корректировка, что препятствует созданию адекватного образа среды.
В психоаналитически ориентированных исследованиях больше внимания уделяется эмоциональному аспекту сенсорной депривации. Ситуация изоляции обычно подразумевает темное помещение, закрытые глаза, забинтованные руки, удовлетворение потребностей только с помощью другого. Таким образом, человек как бы возвращается в ситуацию младенчества; подкрепляется его потребность в зависимости, провоцируется регрессивное поведение, в том числе регрессивные фантазии.
Общие последствия сенсорной депривации
В ряде исследований описаны особенности поведения и психических состояний людей, оказавшихся в ситуации сенсорной депривации. При этом последствия можно разделить на общие и специфические, связанные с индивидуальными особенностями субъекта.
Феноменология описываемых явлений достаточно обширна и не сводится к единой системе. При изучении эффектов сенсорной депривации можно обратиться к классификации М. Цукермана, которая включает:
1) нарушения направленности мышления и способности сосредоточения;
2) «захват» мышления фантазиями и мечтаниями;
3) расстройство ориентации во времени;
4) иллюзии и обманы восприятия;
5) беспокойство и потребность в активности;
6) неприятные соматические ощущения, головные боли, боли в спине, в затылке, в глазах;
7) бредовые идеи, подобные параноидным;
8) галлюцинации;
9) тревогу и страх;
10) целый ряд других реакций, включающих жалобы на клаустрофобию, скуку, особые физические потребности.
Расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления.
В условиях сенсорной депривации нередко нарушается организация познавательной деятельности. При этом страдают прежде всего высшие психические функции: словесно-логическое мышление, опосредованное запоминание, произвольное внимание, речь.
Основная причина данного нарушения – отсутствие организованной и целенаправленной познавательной деятельности.
В таких ситуациях начинают доминировать архаические модусы мышления, связанные с ослаблением так называемой проверки реальности, нечеткостью различий между причиной и следствием, амбивалентностью мышления, снижением чувствительности к логическим противоречиям.
По словам Л. С. Выготского, генетически более ранние типы сознания сохраняются у человека в качестве подстройки и могут при определенных обстоятельствах выходить на первый план. Вероятно, данный феномен и наблюдается в условиях сенсорной депривации.
Изменения в перцептивных процессах.
В ряде экспериментов, а также по выходе из них были обнаружены явления искажения воспринимаемых объектов: нарушения константности формы, размера, цвета, появление спонтанного движения в видимом поле, отсутствие трехмерного восприятия. Испытуемым могло казаться, что стены комнаты расширяются или сдвигаются, волнообразно колеблются, искривляются.
Искажение восприятия является типичным для ситуаций депривации. Оно может привести к возникновению необычных образов и ощущений.
Активизация воображения в ситуации сенсорной депривации может иметь и «позитивные» последствия – в виде повышения креативности (компенсация).
В условиях ограничения сенсорных стимулов встречаются иногда и совсем необычные, «глобальные» нарушения – деперсонализационные расстройства.
Дефицит внешних стимулов нарушает самосознание, вызывает изменения «схемы тела». Человек может ощущать свое тело или его отдельные части как нарушенные, уменьшенные или увеличенные, странные и т. п.
Итак, можно с уверенностью утверждать, что сенсорная депривация оказывает серьезное влияние на функционирование психики человека, вызывая ряд ярко выраженных расстройств.
Достаточное общение со взрослыми, богатая стимулами среда, возможность осуществления двигательной активности, эмоциональное благополучие – вот главные факторы полноценного и здорового формирования личности ребёнка. Неудовлетворение потребностей, соответствующих этим факторам, ведёт к возникновению депривации, которая, в зависимости от своей интенсивности и продолжительности, оказывает зачастую необратимое негативное влияние на психическое развитие ребёнка, ведёт к задержке его умственного и психического развития, способствует усложнению установления контактов с социальным окружением в будущем.
Источник