В психологии развития ограничено проведение с ребенком метода беседы
Беседа – это в психологии метод исследования. Виды, достоинства и недостатки метода
Распространённый диагностический метод опроса в психологии – это беседа, которая позволяет получить информацию о мотивах поведения, выявить необходимые черты характера, особенности субъективного мира личности. Как независимый метод беседа интенсивно используется в консультативной, диагностической и психокоррекционной психологии.
Беседа в психологии – это средство сбора данных, а также инструмент убеждения, информирования, воспитания. Она применяется в медицинской, юридической, политической, возрастной отраслях психологии.
Условия проведения беседы
Квалифицированное применение беседы в психологии – это использование фундаментальных знаний, навыков общения, компетентности практического психолога как специалиста. Вопросы должны быть правильно заданы и сформулированы, иметь логическую взаимосвязь между собой. Но главным условием метода является доверие респондента исследователю.
Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку, предложенные в качестве вопроса. Беседа в психологии – это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему.
Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Вспомогательные действия оказывают анкетирование для сверки достоверности данных и запись разговора на диктофон.
Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной: оценку отношения испытуемого к исследователю, предмету разговора, обстановке, искренность и ответственность личности.
Виды беседы
Виды беседы в психологии подразделяются на следующие:
- индивидуальная;
- групповая – в беседе принимают участие несколько испытуемых;
- структурированная или формализованная;
- стандартизированная – повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
- нестандартизированная – проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
- организационная: по способу проведения – по месту работы, жительства, в офисе психолога.
По инициативе выделяют следующие типы беседы:
- управляемая – происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
- неуправляемая – возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать.
Структура беседы
Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:
- Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
- Второй этап. Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
- Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап – кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
- Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.
Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов.
Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.
Восприятие собеседника
Восприятие бывает двух типов: организационное позволяет правильно воспринимать речь собеседника, эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения.
Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента – ответами, независимо от субъективного восприятия.
Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения.
Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога – направить беседу в соответствующее целям русло.
Виды слушания
Слушание подразделяется на следующие виды:
- Рефлексивное: его суть заключается в формировании беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приёмы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.
- Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой невербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Техника полезна в случаях: выражение собственной точки зрения респондента, ему нужно выговориться, собеседник затрудняется решить наболевшие проблемы, испытывает неуверенность.
Беседа в психологии: достоинства и недостатки
Преимуществом метода беседы являются предпосылки для правильного понимания вопросов с учётом устной, более раскрепощённой формы ответов.
Недостатками беседы в психологии являются:
- большие временные затраты, что имеет особое значение при массовых опросах;
- необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы;
- возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта.
Совмещение методов
Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии – беседы, эксперимента, опроса, наблюдения – обеспечивает исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность.
Эксперимент в психологии – это исследование в заданных условиях при помощи опосредованного вмешательства исследователя. Можно смоделировать искусственную ситуацию, обстоятельства, при которых испытуемый проявит себя характерным для него образом.
Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависит как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. информации обоих типов позволяет правильно интерпретировать данные и усовершенствовать достоверность результатов. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.
Источник: https://FB.ru/article/349524/beseda—eto-v-psihologii-metod-issledovaniya-vidyi-dostoinstva-i-nedostatki-metoda
Методы детской психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, изучение результатов деятельности
Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.
История возникновения
Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.
Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты.
Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли.
Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.
Задачи и цели
Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.
Детская психология ставит перед собой следующие задачи:
- выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
- установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
- изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
- определить стандарты зрелости личности;
- выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
- сделать прогноз психического развития.
Методы исследования психики ребенка
Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии.
Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде.
При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.
Выделяют 4 основных метода детской психологии.
- Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
- Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
- Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
- Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.
Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям.
В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем.
В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.
Этапы психического развития
Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д.
Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б.
Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.
От 0 до года (младенчество)
Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.
От года до 3 лет (раннее детство)
Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.
От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)
Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла.
Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира.
Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.
От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)
Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление.
Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой.
Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.
От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)
Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я».
Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы.
Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.
От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)
В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию.
Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции.
Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.
Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична.
Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно.
Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.
Источник: https://Razvivashka.online/psihologiya/detskaya-psihologiya
Источник
Будучи методом исследования, беседа имеет четко осознанную цель, происходит с использованием заранее подготовленных вопросов, которые формулируются точно, коротко и ясно.
Беседа – метод получения информации с помощью словесного общения исследователя с ребенком с целью выявления фактов, характеризующих ее личностные проявления (интересы, знания, отношения и др.).
Используют беседу при необходимости выяснить знания и представления ребенка, его мнение о предметах, явлениях, событиях, людях и их поступки, о себе. Проводят ее с использованием дополнительного материала (сказок, картинок, рисунков, игрушек) или в форме диалога. Чем старше дети, тем чаще пользуются диалогической форме. Вопросы для беседы должны иметь определенную цель, быть четкими и лаконичными, лишенными редких слов, слов с двойным значением. Необходимо избегать двойных вопросов, поскольку ребенок чаще отвечать на один из них. Формулировка их должно исключать шаблонные ответы. Желательно, чтобы вопросы были лишены оценочных слов, которые вызывают негативное или позитивное отношение (“Тебе нравятся дети, которые постоянно делают плохие поступки?”). Вопрос также не внушать ребенку определенные ответы.
Как правило, вопрос продумывают заранее и формулируют детям в определенной последовательности или меняют их в зависимости от ответа ребенка на предыдущий вопрос. Беседа с нешаблонным использованием вопросов значительно продуктивнее, так как позволяет учесть индивидуальные особенности ребенка. Проведение ее требует глубокого понимания детей, гибкости и изобретательности.
Беседу должен проводить подготовленный исследователь (тактичный, приветливый, способен чувствовать индивидуальность ребенка). Ведь, как показывает опыт, ответ ребенка зависит не только от содержания вопросов, но и от ее отношения к исследователю, осознание значимости темы разговора.
Продолжительность беседы должно охватывать не более 10-15 мин. Во время разговора с ребенком следует вызвать у него интерес к теме беседы. ее результаты подробно записывают или “фотографически” фиксируют в протоколе.
Во время массовых исследований, результаты которых подвергают статистической обработке, используют стандартизированные беседы с целенаправленно сформулированными вопросами.
Правильно спланированная беседа (опрос) обеспечивает достоверность полученных результатов, возможность обрабатывать их статистически.
Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной (выполнение и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя. Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и др.
Анализ продуктов деятельности ребенка – метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т.п.).
Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому. Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках – желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию “хорошее” в изображении детей – орнаменты, явления природы, приятные животные и т. Неприятное изображается темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы) и др.
Анализ рисунков позволяет изучить и отношение детей к окружающему. Например, во время одного исследования детям предложили нарисовать подарки своим одногруппникам. Об их отношении к сверстникам можно судить на основании того, для кого ребенок хочет нарисовать рисунок и как она его выполняет. Для сверстника, к которому она относится положительно, рисунок выполняется в ярких цветных тонах, светлыми красками, сюжет отражает то, что ей нравится. На такой рисунок ребенок тратит много времени. Рисунок для ровесника, которого ребенок любит, выполняется в темных, серых тонах, с малым количеством красок. На него она тратит немного времени. По содержанию, цветовой гаммой, стилем рисунков можно судить и о душевном состоянии их исполнителей.
Благодатным материалом для исследования является созданные ребенком сказки, которые свидетельствуют об уровне развития его воображения, связной речи, интересы, сформированность нравственных норм и моральных суждений и т.:
Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступные для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используют как вспомогательный, поскольку, опираясь лишь на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в большинстве его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, так как для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.
Источник