В психологии развития ограничено проведение с ребенком
Метод важнее открытия,
ибо правильный метод исследования
приведет к новым, еще более ценным открытиям
Л.Л.Ландау
Психология– это наука и практика. Методы психологии,
первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к
психологу-практику, и служит целям диагностики, развития и коррекции,
психопрофилактики и т.п.
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые
получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий
и выработки практических рекомендаций.
Метод – путь, способ познания современной науки.
Метод– это способ достижения какой-то
цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций,
практическое или теоретическое освоение действительности.
Основные
методы получения фактов в психологии:
·
наблюдение
·
эксперимент.
Вспомогательные
методы:
·
беседа,
·
анкетирование,
·
тесты,
·
самонаблюдение,
·
анализ продуктов
творческой деятельности,
·
социометрия и другие.
Наблюдение – исследование
определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его
инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.
Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений,
результаты которого фиксируются наблюдателем.
Особенностью научного наблюдения, в отличие от
простого, житейского является его преднамеренность, целенаправленность
(осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность
(наблюдаются определенные особенности поведения и деятельности), планомерность
(проведение в соответствии с определенном планом) и систематичность.
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой —
житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной
практике.
Различают
следующие виды наблюдения:
-срез
(кратковременное наблюдение),
–
лонгитюдинальное (длинное, иногда в
течение ряда лет),
-сплошное
(проводится за всеми психическими процессами, свойствами и качествами данного
человека),
-выборочное (наблюдение за одним психическим процессом, свойством
или состоянием),
-включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом
исследуемой группы),
-внешнее (наблюдение со стороны),
-внутреннее (самонаблюдение),
-свободное ( не имеет заранее установленных рамок, программы,
процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его
характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя ) ,
-стандартизированное (заранее определено и четко ограничено в плане того,
что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе)
-стороннее (не предполагает личного участия наблюдателя в том
процессе, который он изучает).
Процедура наблюдения складывается из
следующих процессов:
1)
определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
2)
выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
З)
выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее
обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
4)
выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
5)
обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
«+»:доступность, дешевизна средств; не искажает
естественного протекания псих. процессов; богатство собираемых сведений.
«-»: большие затраты времени, невозможность повторного
наблюдения тождественных факторов, трудность установления причины явления,
трудность статистической обработки.
Иногда наблюдение входит составной частью
и в два других метода — беседу и эксперимент.
Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность
испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический
факт.
Виды экспериментов:
1.Лабораторный
Э., он протекает в специальных
условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого
определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до
конца истинного смысла эксперимента может не знать.
«+»:Эксперимент (лабораторный) может проводиться
многократно.
«-» – испытуемый ведет себя недостаточно естественно,
некоторая искусственность Э..
Этот метод используется с тех пор, как в 1879 году в
Германии была открыта первая в мире психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт). Ранее использовался
только метод интроспекции (самонаблюдения).
2.Естественный
Э., (В 1911г. русский ученый Лазурский Александр Федорович предложил метод психологического
изучения личности в привычных условиях ее деятельности)- Естественный Э. Этот
вид эксперимента широко применяется в социальной, педагогической психологии, в
психологии управления. Естественный Э. проводят в естественных условиях
жизни, учебы, труда людей, люди не подозревают, что над ними проводится
эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой
фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную
информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою
естественность и скрытность от испытуемых.
3.Психолого-педагогический
Э. –сущность эксперимента состоит
в том, что здесь изучение ребенка ведется непосредственно в процессе его
обучения и воспитания, в процессе активного формирования тех психических
особенностей, которые являются предметом изучения.
Психолого-педагогический
Э. чаще состоит из 3-х:
1.констатирующий: направлен на установление и фактического состояния и
уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения Э.
Проведение диагностик.
2.
формирующий: активное формирование изучаемого свойства (согласно
гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и
воспитания.
3. контрольный:
проверка эффективности проведенной работы, анализ и сравнение результатов.
Используются те же диагностики, что и в констатирующем Э.
Вспомогательные
методы:
Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого
сведений о его деятельности, в которых видны свойственные ему психологические
явления (сбор фактов о психических явлениях).
Виды бесед:
Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в
строго определенном порядке.
Свободная – у
экспериментатора имеется только общий план интервью и сам формулирует вопросы,
определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.
Для получения надежных данных в беседе используются
разные типы вопросов:
– открытые («Ты любишь читать книги?»)
– косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное
время?»)
–
проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших 2х часов ты можешь
делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»)
Требования
к беседе:
1).непринужденность
2).нельзя
превращать беседу в опрос
3).установление
личного контакта исследователя с обследуемым человеком (создание дружественной
обстановки)
4).тщательно
продумать беседу (представить ее в форме конкретного плана, задач)
Психологу принадлежит активная роль в организации и
проведении беседы, он должен добиваться, чтобы каждый как можно полнее и
понятнее отвечал на поставленные вопросы.
Материал, который в результате получает психолог,
нуждается в самом строгом критическом анализе.
Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета
испытуемых по специально составленным программам. При использовании этого
метода большое значение имеют четкое определение содержания вопросов и
правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты,
тщательная количественная и качественная обработка полученного материала,
правильное использование статических методов обработки материалов.
«+» в том, что здесь имеется возможность получить большой
по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших
чисел».
«-» в том, что обычно бывает, затруднен качественный анализ
данных и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и
поведением испытуемых.
Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых
задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития
различных качеств человека.
Тесты предназначены для того, чтобы установить наличие
или отсутствие уже известных психологических особенностей у тех или других
испытуемых.
Тесты:
–
всегда стандартизированные испытания (определяет, в какой мере испытуемый
соответствует известному стандарту, объективно сравнивает между собой различных
испытуемых).
–
предоставляет всем испытуемым одинаковые возможности для проявления имеющихся у
них психологических особенностей.
Приступая к интерпретации, следует помнить, что тесты,
как правило, разовые испытания, что они позволяют провести срез, зафиксировать
то, что есть в данный момент. На основе результатов теста нельзя строить
прогнозы, предсказывать возможность, степень успешности последовательного
психического развития. Можно получить точную количественную или качественную
характеристику изучаемого явления: математическая обработка данных.
Метод
социометрического исследования –
исследование межличностных отношений в группе с целью определения структуры
взаимоотношений и психологической совместимости (разработан амер.
психологом Морено, переработан
Я.Л.Коломенским и адаптирован к детям дошкольного возраста Т.А.Репиной, получив
название «Игра секрет»). Эта методика
используется для изучения личностного статуса ребенка в системе межличностных
отношений в группе сверстников.
Детям задают ряд вопросов, например, «С кем бы ты хотел
играть?», «Кого бы ты пригласил на свой день Рождения?» и т.д. или предлагают
сделать «выбор в действии», т.е.по секрету подарить какую-либо вещь (картинки,
игрушки и т.п.) тому ребенку из группы, которому они хотят. Ответы детей
оформляют в специальную таблицу – социограмму. Она показывает тех детей,
которые пользуются наибольшей или наименьшей популярностью, а также взаимность
выборов, но причины симпатий или антипатий не выявляет. Выявляются следующие
категории: «звезды»-лидеры, популярные, отверженные.
Психологический
анализ продуктов творческой деятельности – позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их
умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем
знаний.
Очень важно изучать не только продукты деятельности, но
и процесс изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности
человека проявляется более ярко.
К продуктам деятельности относятся: сочинения детей,
рисунки, чертежи, различные предметы, сделанные на уроке труда и т.д.
Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.
Те задания, которые ребенок выполняет по непосредственному указанию взрослого,
особой ценности не представляют. Ценны работы по замыслу. Большое значение в
понимании внутреннего мира ребенка играют рисунки по замыслу. В них отражается
особенность восприятия и переживания внутреннего мира ребенка. Рисунки дают
возможность в некотором роде судить об умственном развитии ребенка. Цветовая
гамма, которая используется ребенком в рисовании, дает нам основание судить о
его отношения к изображаемому персонажу (например, отрицательных героев ребенок
рисует темными красками и крайне небрежно: они не стоят того, чтобы стараться
их рисовать»). Анализ других продуктивных видов деятельности говорит об уровне
сформированности или несформированности навыков и умений ребенка.
ВЫВОД: Только
комплексное использование различных методов исследования может дать полное,
объективное представление о психических особенностях ребенка. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки,
поэтому для полного понимания психического развития ребенка они должны
использоваться в тесном взаимоконтакте. Только в этом случае можно получить
полную и объективную оценку развития личности.
Источник
Выделяют две группы методов: неэкспериментальные и экспериментальные.
К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение, беседа (интервью), изучение индивидуальных случаев, анкетирование, тестирование, проективные методики, психофизиологические методы, метод контент-анализа.
Наблюдение — преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В психологии развития это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. И хотя наблюдение представляется несложным методом, при правильной организации оно дает возможность собрать факты естественного поведения человека. При наблюдении человек не знает, что за ним кто-то следит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение дошкольника в игре, в общении, школьника — на занятиях, подростка — в среде сверстников, взрослого — в профессиональной сфере и т.д., психолог получает данные о человеке как целостной личности и, следовательно, интеллект, память, эмоции, личностные особенности воспринимаются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системноанализировать психику развивающегося человека.
Наблюдение можно проводить в естественной обстановке и в лабораторных условиях. В первом случае выделяют естественное (включенное) наблюдение, во втором – структурированное. При структурированном наблюдении испытуемый помещается в такую обстановку, которая может помочь в понимании интересующего поведения. При этом за ним ведется незаметное наблюдение (посредством скрытой камеры или зеркала Гезелла), что позволяет увидеть, демонстрирует ли он определенное поведение.
Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами. Во-первых, естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении психолог сам не должен вызывать явление, которое он хочет изучать. В-третьих, при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии дело осложняется еще и тем, что фиксировать данные наблюдения психологу приходится в письменной форме, так как камеры, магнитофоны, любая аппаратура влияют на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла). Здесь отчетливее всего обнаруживается серьезный недостаток метода наблюдения — трудно преодолимая субъективность. Так как, в психологии и само наблюдение подвергается изучению, было установлено, что оно в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношения к наблюдаемому, а также от его наблюдательности, внимательности. Чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и устойчивыми, приходится использовать не одного, а нескольких исследователей для наблюдения за одним и тем же фактом, что снижает экономичность метода. Наконец, в-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.
Поэтому существуют лонгитюдные (лонгитюдинальные) наблюдения, позволяющие проводить наблюдения за одним (или несколькими) испытуемым длительное время (в этом смысле беспрецедентными являются наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет). Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фиксирующие день за днем развитие одного ребенка, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глубже понять отношение к детям разных возрастов на разных исторических лапах.
Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесною отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек — его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои пережигания, оценивать свои действия.
Источник
Разделы психологии развития и их особенности.
Структура психологии развития и возрастной психологии:
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
1. детская психология (от рождения до 17 лет);
2. акмеология (психология взрослых, зрелых возрастов);
3. геронтология или психология пожилого возраста.
На Западе интерес к изучению детского возраста (речь идет о периоде примерно от 7 лет до подросткового возраста) возник лишь после завершения индустриальной революции в XIX в. Однако уже задолго до этого раннее детство рассматривали как отдельный период жизненного цикла. В тот момент, когда стали происходить изменения в экономической организации общества, вызванные индустриальной революцией (такие, как миграция населения из сельской местности в города), наступил благоприятный период для исследования детства. Индустриальная революция привела к тому, что фабричным работникам понадобились навыки начальной грамотности и счета, которые могли быть получены только в рамках общего начального образования. Таким образом, исследования психики ребенка получили мощный импульс, поскольку именно они могли сделать образование более эффективным. Несомненно, что и другие социальные факторы (такие, как рост благосостояния, улучшение гигиены, усиливающийся контроль за детскими заболеваниями) также способствовали смещению фокуса внимания в сторону детства.
Подростковый возраст как отдельная стадия между детством и периодом взрослости также был выделен и описан в системе биологических, исторических и культурных изменений. Отличительные биологические признаки подросткового возраста обеспечивали видимые ориентиры для выделения этой фазы жизненного цикла. Однако объектом исследования психологии развития он стал только в XX в., когда западное общество достигло такого уровня благосостояния, которое позволило снять с подростка экономическую ответственность. Это дало возможность отсрочить вступление подростков в трудовую жизнь и одновременно увеличить сроки получения образования.
В современной психологии развития исторический анализ распространим не только на Детство как социально-психологический феномен социума, но и на Юность, Зрелость, Старость. Однако эти возрасты до последнего времени находились вне сферы актуальных интересов психологии развития (возрастной психологии), поскольку Зрелость рассматривалась как возраст «психологической окаменелости», а Старость — как возраст тотального угасания. Таким образом, развиваясь физически, социально, взрослый человек как бы исключался из процесса развития в его социально-психологическом значении и из истории развития самого конкретного человека как реально действующего субъекта, развития его сознания, самосознания, других личностных качеств.
Развитие во взрослом возрасте — жизненный путь — лишь совсем недавно стало объектом исследования. Социальные и медицинские достижения, позволившие доживать до очень преклонного возраста и жить достаточно долго уже после окончания активной трудовой деятельности, привлекли внимание к проблемам и реальным возможностям пожилых людей. Поэтому встал вопрос о психологии старения, также адресованный психологии развития.
Актуализация интереса психологии развития к изучению периодов Зрелости и Старости связана с гуманизацией общества и начавшимся возрождением и активным развитием акмеологии (заявленном еще в работах Б. Г. Ананьева) как науки о периоде максимального расцвета личностного роста, высшего момента проявления духовных сил. Эти тенденции и научные подходы значительно изменили современную ситуацию понимания Взрослого, открыв новое пространство человека, акцентировав важность изучения главных моментов его творческого саморазвития. Как указывает Д. И. Фельдштейн, эти важные и перспективные направления должны в перспективе раскрывать проблему Взрослого в развитии и проблему его развития, что возможно лишь в том случае, если все этапы онтогенеза будут рассматриваться в единстве, и старость, в том числе и глубокая, будет изучаться как момент индивидуального пути. В познании взрослого, понимании его личностных характеристик важное значение приобретает учет исторической ситуации. Современный человек не только приобрел новые возможности выбора, новый уровень самосознания (имеющиеся исследования индивидов античности — А. Ф. Лосев, средневековья — Я. А. Гуревич и др., свидетельствуют о сложном пути приобретения человеком личности), но задачи, вставшие сейчас на рубеже тысячелетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развертывания отношений, углубления самоопределения, «общего взросления». А постоянно растущие возможности (определяемые достижениями науки, техники, медицины”, информатизации и пр.) обусловливают новую ситуацию развития взрослого, раздвигая рамки его жизни. И в этом плане особое значение приобретает проблема старости, проблема пожилого человека.
Среди отдельных разделов психологии развития геронтология является самым «молодым» направлением исследования. Именно сейчас ломаются прежние представления о старости. Все больше дифференцируются два ее аспекта — физический и психологический. Старость — закономерный этап в развитии человека, и все очевиднее становятся возможности удлинения человеческой жизни, в том числе и за счет внутреннего саморазвития самого индивида, выработки его психологической устойчивости против старения.
Итак, в каждой точке жизненного цикла существуют и биологические, и культурные аспекты развития. Биологические процессы способствуют развитию и обеспечивают естественную “маркировку” отдельных стадий. Они приобретают значение как предпосылки социальной истории и дают стимул для более глубокого понимания жизненного цикла. Социум влияет на развитие человека на протяжении всей его жизни. Он задает систему отсчета, относительно которой могут быть выделены и изучены отдельные стадии или периоды жизни.
Междисциплинарные связи психологии развития и возрастной психологии.
В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой — сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.
Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны прежде всего для понимания пренатального развития, а также для последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних оснований. Они играют значительную роль при анализе адаптивных возможностей новорожденных, а также общего физического и моторного (двигательного) развития, особенно в его отношении к последующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез. Кроме того, открытия биологии имеют особое значение для понимания проблематики «субъект—среда», т.е. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов.
Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения поведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида (например, изучение импринтинга). Не менее ценной является методическая возможность проводить наблюдения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития.
Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, проверить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на других культурах (например, восточно-азиатской) и, с другой — благодаря расширению культурной среды выявить межкультурные различия, обусловливающие разное протекание процессов развития. Особое значение в последние годы приобретает изучение детского фольклора (субкультуры).
Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для психологии развития как за счет определенных теоретических посылок (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и т.д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а также за счет исследования социально-экономических условий развития.
Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с психологией развития. Науки, объединенные названием «Общая психология», позволяют лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогическую практику, процессы обучения и воспитания. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Психодиагностика идет рука об руку с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного и т.д. развития и для определения возрастных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологией творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей); психологией индивидуальных различий и др. В последние годы нарастает объем взаимодействия психологии развития с патопсихологией (олигофренопсихология, детские неврозы) и дефектологией (работа со слабослышащими и слабовидящими детьми, детьми с задержками психического развития и т.д.). Можно обнаружить сращивание психологии развития с психогенетикой, психолингвистикой, психосемиотикой, этнопсихологией, демографией, философией и др. Почти все прогрессивные и интересные работы в психологии развития, как правило, выполняются на стыке дисциплин. За длительный период своего существования психология развития ассимилировала общепсихологические методы наблюдения и эксперимента, применяя их к исследованию развития человека на разных возрастных ступенях. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции – восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая – с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития. Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.
Ананьев предложил: разделить методы психологического исследования на три основные группы: организационные, эмпирические и методы обработки и интерпретации
Организационные методы отражают общий экспериментальный подход, который может быть сравнительно-психологическим – метод поперечных срезов (когда нужно сравнить показатели развития и поведения детей, принадлежащих к разным выборкам), либо лонгитюдным – метод продольных срезов (применяется к одним и тем же испытуемым, но через некоторое время, достаточное для контролируемых и неконтролируемых изменений).
Существует комплексный метод исследования, когда через продольные срезы проходят и контрольная, и экспериментальная группы испытуемых.
Группа эмпирических методов – самая объемная и включает в себя разнообразные исследовательские приемы. К ней относятся: беседа и наблюдение, эксперимент, а также различные тесты. Беседа и наблюдение наиболее популярны в детской психологии, так как они могут быть включены в естественные условия взаимодействия с детьми. Существенная особенность ребенка в том, что очень трудно адекватно оценить мотивационные и эмоциональные состояния детей во время эксперимента. Поэтому, могут возникать ошибки интерпретации результатов тестового материала. В связи с этим наблюдение является сквозным методическим приемом, помогающим во многих случаях избежать неверных выводов и решений при психологическом заключении о результатах обследования.
1. Наблюдение как основной эмпирический метод дает ценный материал о свободном и нерегламентированном тестовыми условиями поведении испытуемого, однако оно требует определенной формализации для получения достаточно объективных выводов. Формализация возможна при проведении повторных сеансов наблюдения, так как поведение ребенка обладает высокой нестабильностью и зависимостью от социальной ситуации. Одно и то же психологическое свойство в разное время проявляется по-разному, поэтому нужна многократная серия наблюдений для его изучения.
2. Беседа – так же, как и наблюдение, – необходимая методика в детской психологии; она обычно предваряет эксперимент, поскольку в начале экспериментального воздействия необходимо войти в контакт с ребенком, снять его возможные тревогу и напряженность. Кроме того, в контексте вводной беседы происходит знакомство ребенка с условиями деятельности. От эффективности этой вводной части зависит успех эксперимента в целом. Мастерство экспериментатора в большей степени определяется его умением разговорить малыша и способностью сформировать доверительные отношения с испытуемым, то есть умением создавать положительный психологический климат в субъект-субъектных отношениях.
Беседа может проходить в форме направленного интервью. Главное, составить адекватные возрасту вопросы и утверждения. Нижний возрастной порог – 3-4 года. При использовании этого метода необходимо фиксировать все речевые и невербальные реакции ребенка, а также экстралингвистические реакции.
Широко распространенная и специализированная форма беседы – лингвистические тесты и задания, сущность которых заключается в речевом взаимодействии экспериментатора и испытуемого в рамках строгой схемы.
Начиная с работ К. Юнга, используется ассоциативный эксперимент, который представляет собой целенаправленную беседу по схеме: слово-стимул. Используется в психоаналитической и когнитивной психологии.
3. Эксперимент как способ взаимодействия развивался в истории по тем же законам, что и в физиологии и биологии.
Лабораторный эксперимент – ограничение свободы поведения испытуемого, жесткая регламентация условий деятельности и длительности выполнения заданий. Условия и процедура обычно регламентированы.
В детской психологии лабораторный эксперимент имеет свои ограничения, ввиду высокой эмоциональности ребенка. Чаще, это выглядит как совместная со взрослым игровая деятельность, форма которой позволяет заглянуть в психофизиологические механизмы изучаемых психических процессов.
В настоящее время существует много модификаций того подхода. Американские психологи используют игровые комнаты, в которых через стекло Геззела они наблюдают за поведением ребенка.
4. Еще одной формой эксперимента является социометрия. Она широко используется для изучения социальных взаимоотношений и социального статуса ребенка в группе сверстников. Используется начиная с младшего дошкольного возраста.
5. Изучение результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, лепки, танца и театрализованных игр.Наиболее распространенным продуктом деятельности детей при анализе их личностной, интеллектуальной сферы, креативных способностей, является рисунок. Рисование может быть свободным и на заданную тему.
6. Мощной группой эмпирических методов являются тесты. Возникли они еще на заре 20 века в американской психологии. Первые тесты были направлены на изучение интеллектуальных способностей и способности к обучению. Тесты представляют собой набор определенных заданий или вопросов, предъявляемых последовательно и требующих однозначных решений и действий. Причем в большинстве тестов существует один правильный ответ, заранее известный экспериментатору. Результат тестирования показывает число правильных решений или ответов из набора заданий. Полученные результаты сравниваются с нормативными показателями. Известные тесты – матрицы Равена, тест Д.Векслера, Дж. Гилфорда и Е. Торенса.
7. Незначительную группу тестов в детской психологии составляют проективные методы, занимающие в психологии личности важное место при изучении эмоциональных. Специфика проективных методов заключается в наличии неопределенного стимул