В психическом развитии ребенка среда это
ÐолдÑин одним из пеÑвÑÑ Ð¾ÑмеÑил ÑоÑиалÑнÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¸Ð³ÑÑ Ð¸ ÑаÑÑмоÑÑел ее как инÑÑÑÑÐ¼ÐµÐ½Ñ ÑоÑиализаÑии, подÑеÑкнÑв, ÑÑо она подгоÑÐ°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñеловека к жизни в ÑиÑÑеме ÑложнÑÑ ÑоÑиалÑнÑÑ Ð¾ÑноÑений.
ÐолдÑин обоÑновал конÑепÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð²Ð°ÑелÑного ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей. Ðн доказÑвал, ÑÑо познаваÑелÑное ÑазвиÑие вклÑÑÐ°ÐµÑ Ð½ÐµÑколÑко ÑÑадий, наÑинаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð²ÑожденнÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑнÑÑ ÑеÑлекÑов. ÐаÑем Ð¸Ð´ÐµÑ ÑÑÐ°Ð´Ð¸Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеÑи, и завеÑÑÐ°ÐµÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑ ÑÑÐ°Ð´Ð¸Ñ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкого мÑÑлениÑ. ÐолдÑин вÑделÑл ÑпеÑиалÑнÑе Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ â аÑÑимилÑÑÐ¸Ñ (инÑеÑиоÑизаÑÐ¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий ÑÑедÑ) и аккомодаÑÐ¸Ñ (Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñганизма). ÐÑи Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеоÑии ÐолдÑина оказали влиÑние на взглÑÐ´Ñ Ð. Ðиаже.
ÐемеÑкий пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³ Ð. ШÑеÑн (1871 â 1938), авÑÐ¾Ñ ÑеоÑии пеÑÑонализма, поÑÑавил в ÑенÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¸ÑÑледоваÑелÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑов анализ дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñебенка, ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑелоÑÑной ÑÑÑÑкÑÑÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑи Ñебенка. ШÑеÑн ÑÑиÑал, ÑÑо лиÑноÑÑÑ â ÑÑо ÑамоопÑеделÑÑÑаÑÑÑ, ÑознаÑелÑно и ÑеленапÑавленно дейÑÑвÑÑÑÐ°Ñ ÑелоÑÑноÑÑÑ, обладаÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð¿Ñеделенной глÑбиной (ÑознаÑелÑнÑм и беÑÑознаÑелÑнÑм ÑлоÑми). Ðн иÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð» из Ñого, ÑÑо пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкое ÑазвиÑие â ÑÑо ÑамоÑазвиÑие, ÑамоÑазвеÑÑÑвание имеÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ñ Ñеловека задаÑков, напÑавлÑемое и опÑеделÑемое Ñой ÑÑедой, в коÑоÑой Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ Ñебенок.
Само ÑазвиÑие ШÑеÑн понимал как ÑоÑÑ, диÑÑеÑенÑиаÑÐ¸Ñ Ð¸ пÑеобÑазование пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑÑкÑÑÑ, как пеÑÐµÑ Ð¾Ð´ Ð¾Ñ ÑмÑÑнÑÑ , неоÑÑеÑливÑÑ Ð¾Ð±Ñазов к более ÑÑнÑм, ÑÑÑÑкÑÑÑиÑованнÑм и оÑÑеÑливÑм геÑÑалÑÑам окÑÑжаÑÑего миÑа. ÐоÑенÑиалÑнÑе возможноÑÑи Ñебенка пÑи Ñождении доÑÑаÑоÑно неопÑеделеннÑ, он Ñам еÑе не оÑÐ¾Ð·Ð½Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ Ñвои ÑклонноÑÑи. СÑеда Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¾ÑознаÑÑ ÑебÑ, оÑганизÑÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ внÑÑÑенний миÑ, пÑÐ¸Ð´Ð°ÐµÑ ÐµÐ¼Ñ ÑеÑкÑÑ, оÑоÑмленнÑÑ Ð¸ оÑознаннÑÑ ÑÑÑÑкÑÑÑÑ. ÐÑи ÑÑом Ñебенок ÑÑаÑаеÑÑÑ Ð²Ð·ÑÑÑ Ð¸Ð· ÑÑÐµÐ´Ñ Ð²Ñе Ñо, ÑÑо ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ поÑенÑиалÑнÑм ÑклонноÑÑÑм, ÑÑÐ°Ð²Ñ Ð±Ð°ÑÑÐµÑ Ð½Ð° пÑÑи ÑÐµÑ Ð²Ð»Ð¸Ñний, коÑоÑÑе пÑоÑивоÑеÑÐ°Ñ ÐµÐ³Ð¾ внÑÑÑенним наклонноÑÑÑм. ÐÑа ÑеоÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑила название ÑеоÑии конвеÑгенÑии (взаимовлиÑниÑ) двÑÑ ÑакÑоÑов, Ñак как в ней ÑÑиÑÑвалаÑÑ ÑолÑ, коÑоÑÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ð² пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑком ÑазвиÑии два ÑакÑоÑа â наÑледÑÑвенноÑÑÑ Ð¸ ÑÑеда.
ÐонÑÐ»Ð¸ÐºÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð²Ð½ÐµÑними воздейÑÑвиÑми (давлением ÑÑедÑ) и внÑÑÑенними ÑклонноÑÑÑми Ñебенка имееÑ, по Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¨ÑеÑна, пÑинÑипиалÑное знаÑение Ð´Ð»Ñ ÑазвиÑиÑ, Ñак как именно оÑÑиÑаÑелÑнÑе ÑмоÑии ÑлÑÐ¶Ð°Ñ ÑÑимÑлом Ð´Ð»Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑамоÑознаниÑ. Таким обÑазом, ШÑеÑн доказÑвал, ÑÑо ÑмоÑии ÑвÑÐ·Ð°Ð½Ñ Ñ Ð¾Ñенкой окÑÑжаÑÑего, они помогаÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑÑ ÑоÑиализаÑии и ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеÑлекÑии Ñ Ð´ÐµÑей.
ШÑеÑн ÑÑвеÑждал, ÑÑо ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½Ðµ ÑолÑко обÑÐ°Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð´ÐµÑей опÑеделенного возÑаÑÑа ноÑмаÑивноÑÑÑ, но и ноÑмаÑивноÑÑÑ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑнаÑ, Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑного Ñебенка. Ð ÑиÑле важнейÑÐ¸Ñ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑнÑÑ ÑвойÑÑв он назÑвал индивидÑалÑнÑе ÑÐµÐ¼Ð¿Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкого ÑазвиÑиÑ, коÑоÑÑе пÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð² ÑкоÑоÑÑи обÑÑениÑ.
ШÑеÑн Ñделил внимание и вопÑоÑам познаваÑелÑного ÑазвиÑиÑ, иÑÑледÑÑ ÑÑÐ°Ð¿Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑеÑи, впеÑвÑе пÑовел ÑиÑÑемаÑиÑеÑкое наблÑдение за пÑоÑеÑÑом ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑеÑи. РезÑлÑÑаÑÑ ÑÑой ÑабоÑÑ Ð½Ð°Ñли оÑÑажение в книге ШÑеÑна «ЯзÑк деÑей» (1907). ÐÑделив пÑÑÑ Ð¾ÑновнÑÑ ÑÑапов в ÑазвиÑии ÑеÑи Ñ Ð´ÐµÑей, ШÑеÑн деÑалÑно опиÑал Ð¸Ñ , ÑакÑиÑеÑки ÑазÑабоÑав пеÑвÑе ноÑмаÑÐ¸Ð²Ñ Ð² ÑазвиÑии ÑеÑи Ñ Ð´ÐµÑей до 5 леÑ. Ðн пеÑвÑм обÑаÑил внимание на пеÑелом в ÑазвиÑии деÑÑкой ÑеÑи (в возÑаÑÑе около полÑÑоÑа леÑ), коÑоÑÑй ÑвÑзан Ñ Ð¾ÑкÑÑÑием Ñебенком «знаÑениÑ» Ñлова, а именно Ñого, ÑÑо каждÑй пÑÐµÐ´Ð¼ÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ñвое название; вÑделил оÑновнÑе ÑенденÑии ÑеÑевого ÑазвиÑÐ¸Ñ â пеÑÐµÑ Ð¾Ð´ Ð¾Ñ Ð¿Ð°ÑÑивной ÑеÑи к акÑивной и Ð¾Ñ Ñлова к пÑедложениÑ.
Ðдеи Ð. ШÑеÑна повлиÑли пÑакÑиÑеÑки на вÑе облаÑÑи деÑÑкой пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ (иÑÑледование когниÑивнÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов, изÑÑение ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑмоÑий, лиÑноÑÑи, пеÑиодизаÑии ÑазвиÑиÑ) Рна взглÑÐ´Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð²ÑдаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð², занимавÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¿Ñоблемами пÑÐ¸Ñ Ð¸ÐºÐ¸ Ñебенка.
ÐлиÑние ÑÑÐµÐ´Ñ Ð½Ð° пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкое ÑазвиÑие Ñебенка
СоÑиолог и ÑÑнопÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³ Ð. Ðид ÑÑÑемилаÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ Ð²ÐµÐ´ÑÑÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ ÑоÑиокÑлÑÑÑÑнÑÑ ÑакÑоÑов в пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑком ÑазвиÑии деÑей. СÑÐ°Ð²Ð½Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¾ÑобенноÑÑи полового ÑозÑеваниÑ, ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑÑÑкÑÑÑÑ ÑамоÑознаниÑ, ÑамооÑенки Ñ Ð¿ÑедÑÑавиÑелей ÑазнÑÑ Ð½Ð°ÑодноÑÑей, она подÑеÑкивала завиÑимоÑÑÑ ÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑов в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð¾Ñ ÐºÑлÑÑÑÑнÑÑ ÑÑадиÑий, оÑобенноÑÑей воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей, доминиÑÑÑÑего ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑемÑе. Ðведенное ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑие инкÑлÑÑÑÑаÑии как пÑоÑеÑÑа наÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑÑловиÑÑ ÑпеÑиÑиÑеÑкой кÑлÑÑÑÑÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ð±Ñее понÑÑие ÑоÑиализаÑии.
Ðид вÑделила ÑÑи Ñипа кÑлÑÑÑÑ Ð² иÑÑоÑии ÑеловеÑеÑÑва â поÑÑÑигÑÑаÑивнÑе (деÑи ÑÑаÑÑÑ Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¿ÑедÑеÑÑвенников), коÑигÑÑаÑивнÑе (деÑи и взÑоÑлÑе ÑÑаÑÑÑ Ð² оÑновном Ñ ÑвеÑÑÑников, ÑовÑеменников) и пÑеÑигÑÑаÑивнÑе (взÑоÑлÑе могÑÑ ÑÑиÑÑÑÑ Ð¸ Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей). Ðе взглÑÐ´Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¸ болÑÑое влиÑние на конÑепÑии пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ лиÑноÑÑи и возÑаÑÑной пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸; она наглÑдно показала ÑÐ¾Ð»Ñ ÑоÑиалÑного окÑÑжениÑ, кÑлÑÑÑÑÑ Ð² ÑоÑмиÑовании пÑÐ¸Ñ Ð¸ÐºÐ¸ Ñебенка.
Таким обÑазом, Ð¼Ñ Ð¿ÑоÑледили поÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²ÐºÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð´ÐµÑеÑминаÑии пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкого ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð² ÑеоÑеÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð¸ ÑмпиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ÑÑледованиÑÑ ÑÑда кÑÑпнейÑÐ¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð².
Источник
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Второй фактор, определяющий развитие — среда. Если изначально под средой подразумевалось социальное окружение человека, то в настоящее время развивается представление о многоуровневом устройстве среды.
Природная среда включает в себя географические, климатические, экологические условия, в которых развивается ребенок. Природная среда оказывает опосредованное влияние на развитие через специфику образа жизни, деятельности, культуры в различных географических условиях. Ребенок, ведущий кочевой образ жизни с родителями-олеиеводами на крайнем Севере, будет отличаться от сверстника, выросшего в современном западноевропейском мегаполисе.
Социальная среда — семейное и общественное окружение — оказывает непосредственное влияние на развитие. С течением жизни социальное окружение расширяется. В младенчестве, раннем детстве наибольшее значение имеет семья, позже на развитие начинают также влиять воспитатели детского сада, группа сверстников, школьные учителя. С подросткового возраста доминирующее значение приобретает более широкий социум, а к пожилому возрасту важным снова становится малый социум — семейное окружение.
Также можно выделить культурную среду, включающую систему ценностей, культурные нормы, традиции, доминирующую идеологию, религию, уровень развития пауки, искусства. Особенности социального и культурного развития общества определяют систему воспитания и обучения как в образовательных учреждениях, так и в семье.
Значимыми тенденциями развития современных культурной, социальной сред становятся информатизация, глобализация и виртуализация. Виртуальная культурная и социальная среда демонстрирует парадоксы противоречивого влияния на психическое развитие[1]. Виртуальная культурная среда может способствовать интеллектуальному развитию ребенка, подростка, расширяя его кругозор, но и создавать зависимость, иллюзию владения информацией.
Виртуальная социальная среда может выступать как позитивным, так и негативным фактором социального развития. С одной стороны, глобализация определяет возможность более тесной взаимосвязи, активного взаимодействия личности с широким социумом, а с другой стороны, представляет опасность подмены полноценного непосредственного общения опосредованным иллюзорным. Анонимность общения в виртуальных социальных сетях позволяет личности как более полно раскрывать свой внутренний мир, искренне проявлять себя, так и создавать фальшивую само- презентацию, уходить от подлинной возможности «быть самим собой».
Как и реальный мир, виртуальная среда предоставляет широкие возможности для формирования и проявления как просоциалыюго поведения (позитивного общения, дружеского сопереживания, благотворительности), но также и асоциального: появляются новые формы преступности, хулиганства и т.п.
Для размышления
Современные исследователи интернет-общения выделяют специфические особенности виртуальной среды[2]. Как вы думаете, какие преимущества, достоинства, недостатки и опасности связаны с данными особенностями:
- — неоднородность виртуальной среды;
- — иллюзия свободы;
- — анонимность;
- — отсутствие невербальной стороны общения: жестов, мимики, зрительного контакта и т.п.;
- — более медленный способ коммуникации;
- — толерантность к различиям участников общения;
- — «достраивание» образа виртуального партнера, о котором пользователь имеет мало информации?
Таким образом, в современной науке развивается представление о сложной структуре среды. Американский психолог Ури Бронфенбреннер предлагает экологическую модель человеческого развития, которая описывает структуру взаимодействия человека со средой[3]. С его точки зрения, процесс развития связан с взаимовлиянием активного человека и среды. Не только среда воздействует на человека, но и он изменяет все ее уровни.
Согласно концепции Бронфенбреннера экологическая среда развития ребенка представляет собой четырехуровневую систему. Микросистема (первый уровень) включает занятия, роли, взаимодействие с ближайшим окружением (семья, детский сад, школа). Так, интерес родителей к раскрытию способностей ребенка помогает его творческому развитию. И, наоборот, интересы, увлечения, особенности темперамента, характера ребенка способствуют пониманию родителями важности индивидуального подхода к воспитанию и обучению.
Второй уровень (мезосистема) формируется при взаимосвязи нескольких микросистем. Развитие ребенка подвержено совместному влиянию различных социальных групп. Когда родители способствуют формированию коммуникативных навыков ребенка, интересуются его отношениями с друзьями, оказывают поддержку при решении возникающих трудностей во взаимодействии, это может благотворно сказаться на общении ребенка в группе сверстников. И, наоборот, знакомство подростка за пределами семьи с другими системами ценностей заставляет взрослеющего ребенка задавать новые вопросы самому себе и родителям, всем членам семьи и совместно с ними осмысливать глубинные, мировоззренческие проблемы.
Третий уровень Бронфенбреннер назвал экзосистемой: она включает опосредованное влияние социальной среды, т.е. тех групп, с которыми напрямую ребенок не взаимодействует. Например, место работы матери и отца, друзья родителей и т.п. Так, организация, «в которой работает мать, может разрешить ей несколько дней в неделю работать дома. Это позволит матери проводить больше времени с ребенком, что косвенным образом может способствовать его развитию. В то же время возможность уделить ребенку больше времени, снимет с матери напряжение и тем самым повысит производительность ее труда»[4][5].
Четвертый уровень, или макросистема, объединяет культурные, государственные ценности, традиции, законы. Например, разрешение на государственном уровне совместного пребывания матери и новорожденного в родильных домах может способствовать более быстрому формированию эмоционального контакта, взаимной привязанности, чрезвычайно важных для развития малыша и матери в первые месяцы жизни. В свою очередь, первые успехи эксперимента но совместному пребыванию матерей с детьми в некоторых родильных домах привели к широкому распространению подобной практики по всей нашей стране.
Таким образом, определять индивидуальное развитие может сочетание многочисленных условий среды. В. Н. Мясищев и Е. II. Феоктистова2 указывали на три возможные формы связи внешних условий, определяющих формирование свойств личности: аккумуляция и субординация условий, а также антагонистическая связь. Аккумуляция условий означает, что ряд внешних условий влияет на развитие определенных свойств в одном и том же направлении. Например, склонность к унынию, апатии, уединению ребенка может быть результатом одновременного влияния нескольких условий: постоянной болезни матери, низкого материального уровня семьи, школьной неуспешное™.
Субординация условий означает, что одно условие определяет целый ряд других внешних условий и все они в совокупности формируют определенное свойство личности. Например, пьянство отца определяет материальные трудности, семейные конфликты, отсутствие контроля за поведением и успеваемостью ребенка, что в результате приводит к асоциальному поведению ребенка.
Антагонистическая связь означает, что различные условия влияют в противоположном направлении на формирование свойств личности. Например, тяжелые материальные и бытовые условия могут компенсироваться дружескими, любящими отношениями в семье.
Напомним о том, что в современной психологии человек не рассматривается как пассивный объект влияния среды. Человек не только формируется под влиянием природного, социального, культурного окружения, но и сам активно создает среду. При этом уровень активности субъекта при взаимодействии со средой на протяжении жизни может изменяться.
Джоахим Ф. Вулвилл[6][7] описывает четыре модели взаимодействия со средой субъекта, проявляющего разный уровень пассивности или активности. Модель «больничной койки» свойственна новорожденным, младенцам и характеризуется максимальной пассивностью человека. Модель «Луна-парк» описывает возможность выбора ребенком объектов среды, но их влияние от него не зависит. В модели, имеющей название «соревнование пловцов», субъект следует своему пути, а среда играет роль контекста жизни. Модель «теннисного мяча» характеризует постоянное взаимодействие и взаимовлияние субъекта и среды.
Источник