В процессе развития речи ребенка смысловое значение слова

Крылова Татьяна
Формирование у детей понимания смысловой стороны слова

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования должен обеспечить развитие личности в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования детей (образовательные области) среди которых есть социально-коммуникативное и речевое развитие.

С учетом ФГОС ДО образовательные области посвящены не столько традиционному развитию речи детей дошкольного возраста, сколько развитию общения, в том числе и речевого. Развитие словаря дошкольников, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, а также развитие связной речи являются средствами развития навыков общения, конструктивных способов взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Одной из основных задач речевого развития ребенка-дошкольника является словарная работа. В процессе работы над словом дети усваивают не только его лексическое и грамматическое значение, но и учатся составлять словосочетания, предложения, а затем и связный текст. Одновременно с этим должно развиваться умение сознательно выбирать из словарного запаса те языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и делают высказывание не только грамматически правильным, но и выразительным.

Формирование понимания значения слова является важной частью овладения лексикой родного языка. Развитие лексического значения слова находится в тесном взаимодействии с освоением грамматического строя языка. Все эти умения особенно четко проявляются при построении связного монологического высказывания.

Необходимость обучения детей разным способам словообразования продиктована тем, что дошкольники испытывают значительные затруднения при выборе наиболее точного и яркого слова в каком-либо конкретном высказывании. Об этом говорили многие исследователи, занимающиеся проблемой формирования образной речи, работой над смысловой стороной слова, а также над вопросами словообразования (Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина).

В своих исследованиях М. М. Алексеева и В. И. Яшина утверждают, что словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребёнка.

Работа над словарем тесно связана с развитием познавательной деятельности, но она должна быть, прежде всего работой языковой. Это значит, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность, а также синонимические и антонимические отношения.

Для формирования у детей понимания смысловой стороны слова эффективно используем задания, в форме лексических упражнений для детей старших и подготовительных к школе групп.

1. Составление предложений с многозначными словами.

2. Составление предложений со словами синонимического ряда (большой –огромный – громадный; крошечный – маленький – малюсенький).

3. Подбор синонимов. Это лексическое упражнение развивает умение выбирать наиболее подходящее слово к заданному; вдумываться в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать; понимать разные значения многозначного слова.

4. Подбор антонимов. Лексическое упражнение учит сопоставлять предметы и явления окружающего мира: по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу и т. п.

5. Речевые ситуации. Лексическое упражнение помогает детям подбирать синонимы и антонимы, находить адекватные слова к определенным речевым ситуациям.

6. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу. Лексическое упражнение совершенствует умение формировать точность словоупотребления; учит осознавать смысловые отношения между словами; повышает требования к произвольности речи.

7. Определение значения слова при ответе на вопросы: «Что такое. ?», «Что значит. ?».

8. Придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу.

Заданий и упражнений на активизацию словаря, разнообразных грамматических форм, мелодической литературы содержится много.

Приведем в качестве примера наиболее используемые в нашей работе.

• «Кто назовет больше качеств?». «Арбуз. Он.» («Большой, темно-зеленый со светло-зелеными полосами, сочный, с розовой или ярко-красной мякотью» и т. п.)

• «Как сказать иначе?»: «Снег идет. Снег.» («Падает, летит, кружится»); «Месяц зашел за тучку. Месяц.» («Закатился, спрятался за тучку».)

• «Чем похожи (не похожи) предметы?» («Это флаконы из-под духов, они сделаны из синего стекла. Они разной формы, у них разные пробки» и т. п.)

• «Не так?»: «Судак – зверь, а енот – рыба?», «Клубника – дерево, береза – куст, сирень – ягода?» («Действительно, не так. Вовсе не так. Конечно, не так. Ну как же может быть так, если это путаница.» и т. п.)

• «Назови приметы»: «Весна.» («Сосульки, лужи, проталины, новая травка, цветы мать-и-мачехи» и т. п.)

• «Чем похожи слова?» («Соловушка, калинушка, сиротинушка; прибежал, прилетел, примчался; книга – книжица – книжная».)

При организации образовательной деятельности в течение дня следим, чтобы их высказывания были содержательными и понятными, а слова точными и разнообразными.

Используем разнообразный стихотворный материал, авторские сказки, которые могут служить хорошим источником для изучения многозначности слов. Все это обогащает речь ребенка, делает ее более конкретной, понятной, образной. Тексты стихотворных упражнений и сказок читаем многократно, так как они не наскучили детям. Это позволяет закреплять приобретенные знания и умения ребят. Использовать материал можно не только на занятиях, но и в повседневной деятельности, для вечернего чтения.

Одним из условий эффективности работы над данной проблемой является активное вовлечение семей в образовательную деятельность. Даём советы родителям. Например:

Помогите ребёнку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов: «Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребёнка, ручка зонта, ручка кастрюли; иголки для шитья, иголки сосны. Иголки ежа и др.»

Помогите ребёнку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания: «Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер»; «Ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.». Сочетание различных приемов в работе над пониманием смысловой стороны слова способствует повышению эффективности словарной работы, совершенствованию связной монологической речи.

Читайте также:  Влияние домашних животных в психологическое развитие ребенка

Проведенная работа дала положительный результат – уровень понимания смыслового значения слов и правильное употребление их в речи в нашей группе значительно повысились, воспитанники более грамотно и красиво выражают свои мысли, высказывания их стали связными, полными по объему. Речь детей стала плавной, ясной, доступной слушателям, что доказывает и эффективность примененной методики.

Литература.

1. Алексеева М. М. Методика развития речи дошкольников / М. М. Алексеева. – М. : Астель, 2006. – 317 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей /А. Г. Арушанова. – М. : Детский мир, 2005. – 195с.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В. В. Гербова. – М. : Академия, 2007. – 128 с.

4. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н. А. Стародубова. – М. : Владос, 2006.- 367 с.

5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников/ О. С. Ушакова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

Источник

Значение слова и развитие речи у детей раннего возраста

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающее явление. Ребенок, который овладел речью, осознает прежде всего значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип. Перестраиваются под влиянием речи и процессы памяти. Воспроизведение ранее полученных впечатлений с образованием и дальнейшим развитием речи происходит не только в результате внешней ситуации, а через слово, ее заменяющее. Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.

Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста

Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать:
наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям); индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро); высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию; восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

                                   

К концу первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым буквально взрывается изнутри: в ней появляются двое – ребенок и взрослый. В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий – как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.
1) в это время речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, многозначны, полисемантичны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.

2)  до сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек.

И прежде всего – через конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого периода. Самостоятельно манипулируя предметом и ориентируясь на его физические свойства, ребенок ни при каких условиях не сможет открыть его общественно закрепленного назначения .
Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: “ребенок-предмет-взрослый” (вместо прежней “ребенок-взрослый”).
В это время ребенок целиком поглощен предметом. Но в наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности – предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.
3). развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.

Особенности речевого развития детей раннего возраста.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н.А. Гвоздев , В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова и др.

Особенности:

Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;

Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

Возникает описательная речь;

Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

Читайте также:  Роль игры во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста

Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

Как организовать занятие с малышом

Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения малыша с задержкой в психофизическом развитии совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи в передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут). Родителям нужно определить, чему уделить внимание, подобрать необходимые игрушки и пособия, выбрать время максимальной активности ребёнка. Занятия должны проходить только в форме игры, интересной для ребёнка. Так же в игру можно превратить любой режимный момент, любую процедуру по уходу за ребёнком. Проводить игру лучше, когда ребёнок находится в хорошем настроении. Гимнастика, массаж — все эти необходимые процедуры дают возможность общаться родителям с малышом, привыкать к его 
особенностям характера и темперамента, а малышу — приспосабливаться к новым условия и радоваться жизни.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.

  Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п. 

Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

  Провокация или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

 Распространение.
Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»
Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

 Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

  Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

                           

 Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

Читайте также:  Аномалия развития ключицы у ребенка

  Продуктивные виды деятельности. На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслитель¬ной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Целые листы бумаги покрываются изображениями людей, подобий животных, зданий, различных предметов, часто ему одному понятными каракулями. Так он на бумаге закрепляет все представления, чувства, мысли, их комбинации и хитросплетения, в течение определенного периода возникшие в его уме или душе. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал — и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

  Замещение. «Представь, что…» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

  Ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

   Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!

Заключение

Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста, игровой элемент не был поглощен “образовательным”, а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.

В заключение напомним общие для всех методик развития речи правила:

  • говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;

  • каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку.
  • игра – основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме.
  • не переходите на “детский язык” (не “сюсюкайте”) сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь – образец для подражания.

Источник