В процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны

Школа-интернат № 2 является коррекционным учебным заведением, в котором обучаются и воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи. В связи с этим образовательный процесс в школе имеет особую специфику, учитывающую особенности психики, развития познавательной деятельности детей-логопатов и их обучения, усвоения ими учебного материала. Так как роль речи в формировании высших психических функций является одной из ключевых, учебные курсы и воспитательные мероприятия корректируются с учетом данной специфики, с целью наибольшей эффективности для детей –логопатов.

Работа психолога в данном учебном заведении также имеет отличия от массовых школ. В первую очередь это составление коррекционных программ, рассчитанных на детей с нарушениями речи и большая доля индивидуальной работы с учащимися, а также длительное сопровождение детей, обнаруживающих проблемы в познавательной либо эмоционально-волевой сфере, количество которых значительно выше, чем в общеобразовательных школах.

Психолог тесно работает в тандеме с другими специалистами:

 -логопеды;

          – медицинские работники;

-социальный педагог.

Таким образом сформирована служба сопровождения, которая «ведет» ребенка, на всем протяжении обучения, всесторонне поддерживая его.

При работе психолога в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи важно учитывать целый ряд факторов –

Психическое развитие данного контингента детей имеет массу специфических закономерностей, свойственных детям с ограниченными возможностями – например, сниженную, по сравнению с наблюдаемой у нормально развивающихся детей способность к приему и переработке информации, эти закономерности необходимо учитывать для эффективного взаимодействия с детьми.

При этом наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с ограниченными возможностями, в частности – логопатов.

К ним, прежде всего, относятся определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии.

В связи с изложенным, работа с учащимися в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на основные положения детской возрастной психологии.

Возрастная психология –  отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в связи с возрастом – на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Детская психология является разделом возрастной психологии.

К числу важнейших практических задач, стоящих перед детской возрастной психологией, относятся:

1) создание методической базы для контроля за ходом, полноценность содержания и условиями психического развития ребенка;

2) организация оптимальных форм детской деятельности и общения;

3) организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов.

Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

Основными, фундаментальными  теориями, на которые опирается  в настоящее время детская возрастная психология, и которые применяются в педагогике, являются:

  1. Био- и социогенетические концепции развития психики  

Биогенетическая теория обращает основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально – психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми.

  1. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже

Жан Пиаже – психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.

Исследования привели Пиаже к выводу, что процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. 

Сначала формируются сенсомоторные структуры – системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций – системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально – логических операций.

Формальная логика, по Ж. Пиаже, – это высшая ступень в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие ребёнка представляет собой переход от низших стадий к высшим. Но при этом каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.

  1. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского

Согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

 Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой

 Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный – сензитивный  период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

 Закон развития высших психических функций. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий. Специфика детского развития состоит в

том, что оно подчиняется не действию биологических  законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов.

Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание – не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

  1. Концепция Д. Б. Эльконина

 Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

– Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

–  Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

–  Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее “взрыву” – кризису. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

  1. В. С. Мухина 

Предлагает принципиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.

Идентификация – механизм присвоения одним индивидом всесторонней человеческой сущности.

Обособление – механизм отстаивания индивидом своей природной и человеческой сущности.

В настоящее время в педагогической психологии наиболее принята возрастная периодизация В. С. Мухиной:

Младенчество (от 0 до 12-14 мес.)

Ранний возраст (1 до 3 лет)

Дошкольный возраст (3 до 6-7 лет)

Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)

Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет)

Эти периоды представляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах.

Особенностью концепции В. С. Мухиной является ее универсальность для любых слоев населения, географических и этнологических особенностей, социальных групп.

Таким образом, основываясь на  теориях и концепциях детской возрастной психологии, с учетом особенностей развития детей с нарушениями речи,  служба сопровождения коррекционной школы-интерната №2 выработала положения для работы с учащимися данного учебного заведения:

Факторы, которые необходимо учитывать при работе с детьми- логопатами:

– возрастная периодизация

– наличие сензитивных периодов

– наличие кризисов развития (7 лет, 11 лет)

– концепция о ведущшей деятельности в каждый возрастной период

– концепция развития интеллекта Ж. Пиаже

          – особенности развития детей с ограниченными возможностями.

– особый акцент на развитии речи у учащихся

На период обучения в школе-интернате приходятся 3 этапа психического развития:

Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)

К 7 годам кора больших полушарий является в значительной степени зрелой. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Это:

– качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

– рефлексия, анализ, внутренний план действий;

– развитие нового познавательного отношения к действительности;

– ориентация на группу сверстников.

Согласно Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет ребенок переходит к конкретно –операциональному мышлению, возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить к конкретной ситуации логическое мышление.

У детей логопатов данный период проходит сложнее, все процессы развиваются медленнее, так как нарушения речи зачастую связаны с органическими нарушениями головного мозга, кора больших полушарий может созревать медленнее. Хуже развиваются навыки самоконтроля, задержка в развитии речи накладывает отпечаток на формирование мыслительных операций.

Данный возраст является сензитивным (наиболее благоприятным):

– для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

– развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

– раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

– развития навыков самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации;

– становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

– усвоения социальных норм, нравственного развития;

– развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Развитие функций, которые являются сензитивными для данного периода является основными задачами работы службы сопровождения с детьми данной возрастной категории в школе-интернате.

Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет)

Появляется ряд специфических черт – стремление к общению со сверстниками, стемление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Причем общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности.

Период оптимален для развития вербальных компонентов мышления.

Центральное личностное новообразование – новый уровень самосознания, Я-концепции, стремление понять себя. Свои возможности и особенности, неповторимость.

Происходит переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. Для детей логопатов этот переход особенно сложен в связи с взаимозависимостью развития логического, вербального мышления и нарушенной у них речевой функции, при этом он для них особенно важен, при успешном прохождении, учащиеся могут во многом сократить дистанцию со здоровыми сверстниками.

Также на данный возраст приходится подростковый кризис независимости, который характеризуется строптивостью, негативизмом, отрицательное отношение к требованиям взрослых и т. п. либо зависимости – напротив конформное поведение, чрезмерное послушание.

Служба сопровождения школы-интерната на данный период ставит перед собой следующие задачи:

– формирование операций вербального мышления у подростка;

– развитие речевой функции, активизация словаря;

– помощь в преодолении подросткового кризиса, коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы.

– самопознание и формирование положительной Я-концепции.

Юность (15-18 лет)

Продолжается процесс развития самосознания.

Главным новообразованием юности является готовность к личностному и жизненному самоопределению.

Детям с нарушениями речи может быть свойствен некоторый инфантилизм, отражающийся в задержке возникновения самоопределения, чувства личной идентичности. Они испытывают значительные сложности в сфере личности.

Это выражается в трудностях профориентации, склонности к вливанию в различные субкультуры, неадекватном поведении. Подросток «ищет себя».

Также появляется проблема сдачи экзаменов, психологической готовности к ним.

Основные задачи развития:

– обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);

– обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;

– профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

– развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Служба сопровождения школы-интерната решает данные задачи, опираясь на индивидуальный уровень развития учащихся, их особенности.        Проводится профориентационная работа, консультирование, оформлен стенд для учеников.

В итоге работа службы сопровождения коррекционной школы-интерната №2 строится с  учетом положений возрастной психологии и особенностей детей с логопедическими нарушениями.

Разработаны комплексные программы коррекционно-развивающей работы психолога, для речевой школы. Концепции возрастной психологии учитывают логопеды и другие специалисты учреждения. Все это позволяет добиваться оптимальных результатов в обучении, воспитании и комплексном сопровождении детей с речевыми нарушениями.

ГОУ специальная (коррекционная)

 школа-интернат № 2 (V вида)

Адмиралтейского района

Основные положения и концепции детской возрастной психологии

(применительно к работе психолога и службы сопровождения школы V вида)

Выполнила: педагог-психолог

Поливина А. А.

Санкт-Петербург

2008/2009 учебный год

Источник

 “Расстояние” между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития называется зоной:
ближайшего развития

 А. Валлон выявил закономерности детского развития с помощью сравнительного:
патопсихологического метода

 А. Фрейд считала, что отправной точкой исследования скрытых переживаний ребенка является:
его игры

 Автором ортогенетической концепции является:
Х. Вернер

 Биогенетический закон гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:
филогенеза

 Биогенетический закон сформулировал:
Э. Геккель

 В дошкольном возрасте в центре сознания находится:
память

 В качестве заместителя метода свободных ассоциаций при изучении поведения маленьких детей М. Клейн использовала:
игру в куклы

 В качестве критерия периодизации психического развития учениками А.Н. Леонтьева была выбрана:
ведущая деятельность

 В раннем возрасте в центре сознания находится:
восприятие

 В современных теориях возрастного развития решающее значение придается отношениям в системе:
человек — общество

 В теории социального научения центральное место отводится:
подражанию

 В школьном возрасте в центре сознания находится:
мышление

 Ведущей деятельностью для дошкольника является:
сюжетно-ролевая игра

 Ведущей деятельностью для младшего школьника является:
учебная деятельность

 Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:
орудийно-предметная деятельность

 Ведущую роль в возрастном развитии играет:
обучение

 Возрастная психология изучает законы, закономерности и тенденции развития психики и личности человека:
на протяжении всей жизни

 Возрастная психология тесно связана с:
педагогической психологией

 Возрастное развитие человека как переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному рассматривается в:
ортогенетической концепции

 Вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека — созревание организма или влияние внешней среды:
является проблемой

 Высшие психические функции возникают первоначально как форма:
коллективного поведения

 Генетическая предопределенность стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней, называется:
эпигенетическим принципом

 Геронтология — это наука о …
старении человека

 Гетерохронность психофизиологических изменений является отличительной чертой:
всей жизни человека

 Гетерохронность психофизиологического развития человека означает:
неравномерность развития

 Гипотезу о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, высказал:
Д.Б. Эльконин

 Деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, называется:
ведущей деятельностью

 Диадический принцип анализа личности предложил:
Р. Сирс

 Если у ребенка нет задержек психического развития, но он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи, то в этом случае говорят о:
педагогической запущенности

 З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
бессознательным переживаниям детства

 За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах:
употребления предметов

 Индивид начинается с перехода филогении в:
онтогению

 Интеллектуальное развитие человека:
связано с развитием личности

 Интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют тогда, когда их участие в тестировании:
стимулируется

 История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения называется:
жизненный путь

 Итогом развития человека на определенной возрастной ступени являются:
новые качества

 Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития — это закон …
неравномерности возрастного развития

 Когда психический процесс формируется в совместной деятельности ребенка со взрослым, он находится в зоне:
ближайшего развития

 Коэффициент интеллектуальности получают на основе сравнения индивидуальных показателей умственного развития ребенка с (о):
средними показателями его возрастной группы

 Кризисы возрастного развития свидетельствуют о:
переходе человека от одной возрастной ступени к другой

 Л.С. Выготский определил область своего исследования как:
вершинная психология

 Личность начинается с процесса:
ранней социализации

 Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов:
наследственности и среды

 Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию:
А. Гезелл

 Метод, при котором развитие определенного психического процесса у ребенка осуществляется в лабораторных условиях, называется:
экспериментально-генетическим

 Н. Миллер и Д. Доллард были сторонниками теории:
социального научения

 Наибольшей индивидуальной изменчивостью в процессе жизни человека обладают:
вербальные функции

 Наступление зрелости человека как личности и как субъекта деятельности:
не совпадает

 Необходимым внутренним условием становления человека как личности является высокий уровень:
нервно-психического развития

 Никакое воздействие взрослого на процесс психического развития ребенка не может быть осуществлено без его (ребенка):
деятельности

 Обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, называется:
стихийным

 Одной из существенных характеристик возрастного развития различных систем организма человека является:
неравномерность их развития

 Определение актуального и потенциального уровня развития человека называется:
нормативной диагностикой

 Ортогенетическая теория признает идею изначальной:
целесообразности в природе

 Основателем Женевской школы генетической психологии является:
Ж. Пиаже

 Основоположником теории конвергенции является:
В. Штерн

 Отличительными признаками высших психических функций являются:
опосредованность, осознанность, произвольность, системность

 Отношения между людьми, сложившиеся в группе, позволяет определить:
социометрический метод

 Переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию способности к:
обобщению

 По Д.Б. Эльконину, система отношений “ребенок — взрослый” превращается в систему отношений:
“ребенок — общественный взрослый”

 По мнению А. Валлона, осознание человеком своей личности происходит в:
категориальной фазе

 По Х. Вернеру, в умственном развитии человека отчетливость приходит на смену:
диффузности

 По Х. Вернеру, ортогенез заключается в возрастании в мышлении человека:
дискретности

 Под единицей анализа детского развития Л.С. Выготский понимал:
возраст

 Подход, которого придерживался Л.С.Выготский в исследовании проблем возрастной психологии, называется:
историческим

 Понятие “возраст” в психологии ассоциируется с:
психологическими особенностями человека

 Понятие “коэффициент интеллектуальности” ввел в возрастную психологию:
Л. Термен

 Процесс социализации индивида наиболее интенсивно протекает на:
втором-третьем годах жизни

 Психика ребенка отличается от психики взрослого:
качественными компонентами

 Психическое развитие человека на научном уровне объясняют:
законы и закономерности

 Психологи Женевской школы связывают развитие ребенка с развитием:
интеллекта

 Развитие способностей у человека зависит от:
задатков и правильно организованного обучения и воспитания

 Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования зрелой психосоциальной идентичности:
Э. Эриксон

 Роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий рассматривалась:
П.Я. Гальпериным

 С помощью задач, решаемых под руководством взрослого, определяется зона:
ближайшего развития

 С точки зрения З. Фрейда, влияния среды и сексуальные влечения:
противоречат друг другу

 Сведение Э. Торндайком сложного в поведении человека к простым действиям называется:
механицизм

 Ситуационные изменения психологии и поведения:
неустойчивы

 Смена типов ведущей деятельности связана с возникновением новых:
мотивов

 Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:
человеческого рода

 Согласно теории А.Валлона, в генезисе психической жизни раньше всего появляются:
эмоции

 Согласно теории конвергенции психическое развитие человека обусловливается:
наследственностью и средой

 Социальное формирование человека как личности сопровождается его формированием как:
субъекта

 Специфика развития человека заключается в том, что оно подчиняется:
общественно-историческим законам

 Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
эволюционными

 Сторонник концепции рекапитуляции:
С. Холл

 Теорию трех ступеней развития человека предложил:
К. Бюлер

 Теория трех ступеней развития человека включает:
инстинкт, дрессуру, интеллект

 Уровень научения отождествляется с уровнем развития в:
бихевиоризме

 Учение о несводимости высших форм поведения к низшим называется:
витализмом

 Факторы, определяющие поступательное психологическое развитие, называют:
движущими силами

 Формирующий эксперимент направлен на изучение динамики развития определенной:
психической функции

 Х. Вернер выделяет следующие стадии умственного развития человека:
сенсомоторная, перцептивная, умственная

 Э. Эриксон выделял в развитии человека:
8 кризисов

 Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме:
игры

Источник