В процессе развития ребенка речь выполняет три основные функции

Функции речи ребёнка.

Родной язык как фактор развития и воспитания.

             Речь ребёнка выполняет 3 функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Коммуникативная функция самая ранняя: первое слово, родившееся из модулированного лепета на 9-ом – 12-ом месяце жизни ребёнка, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребёнка в дальнейшем. К концу 2 года жизни он может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращённую к нему речь взрослых. В возрасте после 3-ёх лет ребёнок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестаёт быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребёнок расширяет своё представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Параллельно с развитием коммуникативной и познавательной функции начинается усвоение ребёнком речи как регулятора поведения. Первыми словами – регуляторами поведения становятся слова «нельзя, можно», глаголы в форме повелительного наклонения типа «ешь, иди» и т.д.

– Нельзя! – говорит мать твёрдо, отбирая у малыша книгу, которую тот пытается порвать.

– Книжка уйдёт от Вани, скажет: «Ваня плохой». (Суть запрета – нельзя обращаться с книгой небрежно. Если она порвётся, ею нельзя будет пользоваться.)

Подобные слова пробуждают самосознание ребёнка, тренируют его волю, дисциплинируют. Дисциплина и позднее самодисциплина как качество личности – залог развития черт характера, необходимых человеку.

             Способность общаться, познавать мир, способность планировать свои действия формируется у ребёнка по мере развития мозга, но сам процесс развития в большей степени зависит от тренировки, т.е. от постоянного реагирования на уже усвоенные слова. Когда для ребёнка становится доступным усвоение языка в его регулирующей функции, это значит, что родной язык стал орудием нравственного воспитания. С  этого времени взрослые должны быть особенно внимательны к своим словам, к своему поведению. Первые регулирующие поведение слова, которые должен усвоить ребёнок, – это слова «нельзя, можно, надо», с их помощью он усваивает и понятия «хорошо, плохо». Слово «можно» разрешает хорошие, добрые поступки на пользу людям, животным, растениям. С помощью слова «надо» тренируется воля, воспитывается действенное отношение ребёнка к своему долгу: надо сделать то, что делать совсем не хочется, надо подкармливать птиц зимой, заботиться о растениях, помогать бабушке в домашней работе, надо защитить слабого от несправедливости.

             Осваивая родной язык, ребёнок воспринимает и свойственные ему синтаксические конструкции. Так, поняв изменение глаголов по лицам, ребёнок усвоит форму вежливости (например, в обращении к педагогу: «Что Вы почитаете нам?» или «Не можете ли Вы почитать нам?» вместо капризного «Ну, прочитай!»)

             Когда ребёнок поймёт такие слова родного языка, как доброта, доброжелательность, отзывчивость, заботливость, правдивость, трудолюбие, честность, скромность, верность, они станут программой формирования его нравственных принципов. Ребёнок впитывает в себя их содержание, т.е. учится поступать в соответствии с нравственными требованиями, составляющими смысл этих слов, он сможет противопоставить их смыслу слов-антонимов: бессердечие, завистливость, чёрствость, невнимательность, лживость, лень, бесчестность, хвастливость, неверность.

             Конечно, на ранних возрастных ступенях малыш не будет произносить этих слов, он будет сначала слушать потешки, сказки, рассказы, стихи, в которых герои своим поведением показывают примеры честности, верности, трудолюбия, служения долгу. Ребёнок захочет следовать хорошим поступкам и осмысленно усвоит слова, обозначающие соответственные нравственные понятия. В ребёнке рождается чувство приобщения к прекрасному, красота и счастье становятся для него синонимами! И всё это даёт родной язык!

Resource id #5048

Источник

Развитие функций речи.

Коммуникативная функция (функция общения) – одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте.  Ребенок пользуется речью как средством общения уже в раннем детстве. Речь ребенка служит ему для общения с людьми, которые его окружают, близки с ним, живут его интересами, понимают его с полуслова. Для общения в таких условиях дети используют ситуативную речь как таковая она не является дефектной, неполноценной речью. 

Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например ребёнок в своей речи либо пропускает  подразумеваемое им подлежащее, либо заменяет его местоимениями. Речь его насыщена словами “он”, “она”, “они”, причём в самом контексте речи нигде не указано, к кому эти местоимения относятся; одно и то же местоимение “он” или “она” одновременно в одном и том же предложении относятся к различным субъектам. Точно так же речь изобилует наречиями (“там”, без указания, где именно).

Постепенно в речь ребенка входит вместо повторяющихся местоимений существительные, и речь делается все более последовательной и логичной. Появляется типичная речевая конструкция у старших дошкольников: ребенок  говорит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своих слов, поясняет существительным: «она (мама) пошла»; «она (собака) залаяла»; «он (мяч) упал»; «он (кубик) стоит» и т. д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника.

По мере развития ребенка и расширения кругозора, дети овладевают контекстной речью. Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения, новых грамматических форм. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.

Читайте также:  Развитие ребенка первая неделя беременности

Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Со временем ребенок использует как ситуативную, так контекстную речь в зависимости от условий и характера общения.  В процессе  обучения ребенок развивает контекстную речью.

Объяснительная речь является особым типом речи ребенка. В старшем дошкольном  возрасте у ребенка возникает желание  объяснить сверстнику условия новой игры, устройство игрушки и многое другое. Зачастую даже неправильное объяснения приводит к взаимному неудовольствию слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Для того чтобы собеседник понял, у объясняющего речь должна быть  с определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации. Существенное значение для формирования коллективных взаимоотношений и для умственного развития  детей является объяснительный тип связной речи.

Не редко когда дошкольники увлечено играют или занимаются той или иной деятельность  подменивают объяснительную речь на ситуативную.  Дошкольник затрудняется строить речь таким образом, чтобы объяснить, почему следует делать так, а не иначе. Он сосредоточивает свое объяснение лишь на исполнительской деятельности . Иногда взрослые специально создают такие условия для детей , чтобы они могли раскрыть смысл объяснения, и у ребенка развивается навык объяснения.

 Планирующая функция

На протяжении всего дошкольного периода  речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. Главное функции планирования  это непосредственная связь речи  и мышления.

Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу дошкольного периода дети, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, начинают произносить много слов, которые как будто ни к кому не адресованы. Отчасти это восклицания, выражают эмоции и  отношение ребенка к происходящему, частично — слова, которые сопровождают  действие.

Речь ребенка направлена на себя является эгоцентрической речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность. Такие высказывания выражают образную мысль ребенка, опережающую практическое поведение. К старшему дошкольному возрасту, эгоцентрическая речь идет на убыль. Ребенок, если он в это время ни с кем не общается, чаще всего выполняет работу молча. Это не значит, однако, что его мышление перестает протекать в речевой форме. Эгоцентрическая речь подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Эгоцентрическая речь является, таким образом, промежуточной ступенью между внешней и внутренней речью ребенка.

Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понято вне его соотношения с развитием других форм. Игра и рисование обеспечивают упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета-заместителя, а в рисовании — знаковый смысл графических построений. Одновременное называние одним словом-наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения: насыщает значение слова знаковым смыслом. Знаковый смысл постигается и в предметной деятельности; сопутствуя продвижениям ребенка в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово начинает нести в себе знаковую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.

Источник

Ольга Александровна Андриянова
Статья «Развитее функций речи в дошкольном возрасте»

Язык и речь традиционно рассматривались в психологических, педагогических, философских и социальных науках “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития личности, таких как мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого взаимодействия, общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

По мнению А. А. Леонтьева, речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования произошли изменения в традиционных подходах к организации педагогического процесса. Коснулось это и раздела работы по развитию речи.

Каждый ребенок на ранних этапах своего развития, начинает осваивать сначала жесты и движения, а затем переходит к восприятию и применению звуков, которые в дальнейшем становятся связанной речью с учетом всех правил и традиций, принятых в данной этнической группе.

Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи. Выделяют следующие функции речи в дошкольном возрасте:

1. Коммуникативная функция (функция общения). В раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи, она вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не ознакомленному с самой ситуацией. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего, которое заменяется местоимением.

Читайте также:  Психология развития ребенка от рождения до 3 лет скачать

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.

2. Планирующая функция. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка. Мышление в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто ни к кому не адресованы. Частично это восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично — слова, обозначающие действия и их результаты.

3. Интеллектуальная функция. В дошкольном возрасте речь становится орудием мышления ребенка. Он учится излагать свои мысли связно, логично; его рассуждения превращаются в способ решения различных интеллектуальных задач. Речь становится средством познания, интеллектуализации познавательных процессов.

4. Регулирующая функция. Связана с развитием понимания речи. Она выражается в понимании литературных произведений, в подчинении и исполнении инструкций взрослого, воздействии самого ребенка на взрослого или сверстника.

5. Знаковая функция. Ее связывают с выделением слова как абстрактной единицы, т. е. осознание ребенком звукового строя слова и словесного состава предложения, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь.

Развитие функций речи в дошкольном возрасте производятся в процессе непрерывной непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности воспитанников, игры.

Таким образом, развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания. С возрастом все большую роль в общем и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.

Источник

Татьяна Бирулина
Развитие форм и функций речи на разных этапах психического развития детей

Развитие форм и функций речи на разных этапах психического развития детей

Овладение речевыми формами и функциями можно условно разделить на два основных периода – до года жизни и от года до семи лет. Причём необходимо отметить тот факт, что при установлении данной периодизации имеет значение не конкретный календарный момент, а определенные качественные изменения форм психологического функционирования.

Итак, рассмотрим более подробно каждый из периодов детского речевого развития.

Речевое развитие в ранний период жизни. Ж. Пиаже определил этот период как развитие «сенсомоторного интеллекта», выделив в нем четыре стадии, обусловленные возникновением новых психологических возможностей ребёнка.

1. В первый месяц жизни поведению новорожденного человека свойственны простые природные рефлексы, при помощи которых он приспосабливается к условиям окружающей внешней среды. Как заметил Ж. Пиаже, младенец первого месяца жизни находится в состоянии глубокого эгоцентризма, практически не замечая внешней действительности. Эта стадия связана с двигательными проявлениями.

2. На втором-четвертом месяце жизни прирожденные рефлексы изменяются под влиянием опыта и повторений, формируются первые двигательные навыки. Создаётся новая поведенческая схема, появляется так называемый «комплекс оживления», когда при появлении взрослого младенец начинает оживленно реагировать на его приближение. Это стадия установления первичного общения со взрослыми, характерным признаком которой является появление циркулярных форм, то есть повторяющихся проявлений одних и тех же реакций.

Происходят изменения и в голосовых проявлениях младенца: появляется так называемое гуление – первичные вокализации, имеющее спонтанный характер и свидетельствующее о нарастании латентных двигательных программ.

3. На пятом-восьмом месяце возникают первые формы преднамеренности: ребёнок нацеливается на объект, произвольно приспосабливается к новой для него ситуации при помощи промежуточных действий. Гуление переходит в форму лепета, особенность которого проявляется в наличии неоднократно повторяемых слоговых элементов. Лепет – это начало собственной речи ребенка. У умственно отсталых детей лепет появляется намного позже (3-3,5 года, но в возрасте до года ребенок может произносить слоговые сочетания, но они не соотносятся с предметами и действиями, механически произносятся.

4. В девять-двенадцать месяцев преднамеренные формы двигательного поведения начинают проявляться более отчётливо. В общении ребёнка с взрослыми развиваются конвенциональные (условленные) формы общения, когда младенец обычно подаёт побудительные сигналы в виде хныканья, плача и крика как основных реакций на неприятные или непонятные воздействия либо в виде гуления и лепета, выражающих позитивные эмоции.

Читайте также:  Сопровождение ребенка с особенностями развития

В этот период возникает так называемое «младенческое пение» – произвольная вокализация различной эмоциональной окрашенности. В конце этого периода ребёнок произносит свои первые слова, что является признаком его успешного психического развития.

Ранний период характеризуется освоением слова как специального сигнала. Сначала слово сливается со всеми компонентами знакомой для младенца ситуации, в которой оно было произнесено взрослым, и лишь затем постепенно ребёнок начинает откликаться на него вне зависимости от наличия данных компонентов.

Младенцы первого года жизни в большей степени реагируют на интонацию взрослых, нежели на смысловое содержание их речи. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 “лепетных слова”, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами.

Речевое развитие от года до школьного возраста. В начале второго года жизни появляются первые детские слова, по звучанию очень приближенные к лепетным звукокомплексам (например, «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «бай-бай» и т. д.) и сходные у детей всех народов мира. Как правило, ребёнок обозначает, одним словом, как одну, так и несколько ситуаций в целом.

От полутора до двух с половиной лет дети начинают использовать соединения слов, складывать первые двухсловные предложения, зачастую грамматически неоформленные («Папа куп-куп» (купается, «мама там»). Так закладываются первые грамматические навыки в речи ребёнка.

К двухлетнему возрасту лексический запас ребёнка содержит около двадцати пяти слов, в дальнейшем происходит быстрый рост словаря.

С двух с половиной лет начинает стремительно развиваться детское словотворчество. Ребёнок начинает изобретать свои собственные слова, повторяя структуру уже существующих в языке лексем. Как отмечал детский писатель К. И. Чуковский, «ребёнок самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков. Чудесно овладевает детский ум методами, приемами, формами народного словотворчества. Даже те детские слова, которых нет в языке,кажутся почти существующими: они могли бы быть, и только случайно их нет».

Процесс активного словотворчества у ребенка длится до восьми – девяти лет, а затем постепенно сходит на нет, поскольку, по выражению А. Н. Гвоздева, «в это время ребёнок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие, действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твёрдое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый язык становится для него действительно родным».

По мнению Д. Б. Эльконина, «в раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму – форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Эта речь представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности» .

Также примерно в три года проявляется такой феномен детской речи, описанный Ж. Пиаже, как «эгоцентрическая речь». Часто дети, играя или выполняя иные привычные для них действия, разговаривают вслух сами с собой, ни к кому более не обращаясь. Такая речь продолжается до наступления школьного возраста (семи-восьми лет) и постепенно угасает.

Такая речь – это выражение настоятельной потребности ребёнка говорить, даже если его никто не слушает.

В период с трёх до семи лет резко возрастает речевая активность, расширяется объем понимания речи, употребляются различные грамматические конструкции. Ребёнок начинает использовать не только простые, но и сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Ребенок может рассказать о себе, занимается словотворчеством, постоянно задает вопросы.

В дошкольном этапе выделяют период физиологических нарушений звукопроизношения (физиологическое косноязычие – у ребенка недостатки звукопроизношения обусловлены, возрастными особенностями строения артикуляционного аппарата, и они исчезают самостоятельно, без логопедической помощи и не являются патологией).

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается приблизительно до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. К концу дошкольного возраста при нормальном развитии дети правильно произносят все фонемы родного языка. Они свободно владеют развернутой фразовой речью, участвуют в диалогах.

Г. А. Урунтаева выделила следующие особенности развития речив дошкольном возрасте:

– речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

– появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

– ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

– ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

– складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

Источник