В первом полугодии жизни ребенка развитие сенсорных систем

В первом полугодии жизни ребенка развитие сенсорных систем thumbnail

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем. Одной из важных специфических особенностей развития младенцев является опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Общая закономерность любого двигательного акта — сначала сориентироваться, а потом действовать. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве.Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, младенец будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования.

     Однако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев еще нет устойчивого образа предмета. Предмет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестает для них существовать: они не ищут спрятанную под платком или чашкой игрушку и не узнают знакомых предметов, показанных в другом месте или в другом положении (они для них выступают как новые).

    На 5-м месяце в жизни малыша происходит чрезвычайно важное событие — он начинает целенаправленно тянуться рукой к предмету и схватывать его. В детской психологии это явление называют «актом хватания». Это настоящая революция для ребенка первого года жизни.

     Развитие познавательной активности в младенческом возрасте, которая является важнейшей предпосылкой становления мышления, происходит в манипулятивной деятельности с предметами.

     С разнообразными свойствами предметов — их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования.

    Изменение положения пальцев в то время, как рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки.

     К 8—9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Появление интереса к свойствам предмета выражается в том, что прежде, чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах, как бы исследует
его, ощупывает его. Дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы, и такая игра становится любимой забавой малышей. Дети начинают узнавать предметы, независимо от их положения в пространстве, и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким образом, складываются представления об устойчивости, инвариантности свойств предметов. Получаемые при манипулировании впечатления складываются в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления.

Следует подчеркнуть, что познавательная активность и исследовательская деятельность ребенка во многом определяются его отношениями с близкими взрослыми.

     К 10—11-му месяцу это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, ребенок складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной — таким образом возникает координация руки и глаза.

Складывается зрительное восприятие формы и величины. Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства — расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, на, над или под другим. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует; как только прекращается действие, исчезает и «знание».

     В первом полугодии жизни познавательная активность младенца проявляется в слуховом и зрительном сосредоточении на воспринимаемых предметах, в эмоциональных реакциях на сенсорные стимулы. В конце первого полугодия благодаря тому, что взрослый привлекает внимание ребенка к окружающим предметам, возникают движения младенца, направленные на схватывание и удержание предмета, — акт хватания.

    Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность младенца, которая выдвигается на положение ведущей, и в ней происходит интенсивное развитие предметных действий и познавательной активности младенца.

Читайте также:  Упражнения для развития коммуникативных качеств ребенка

     Под влиянием общения со взрослым к концу младенчества у нормально развивающегося ребенка начинают складываться познавательная активность и первоначальные представления об окружающем мире, которые составляют необходимую предпосылку для усвоения разных форм общественного опыта.

Развитие движений

Движения и действия младенца обеспечивают ему полноценное психическое развитие.

1. движение хватания ( 5-6 м-в). Хватание расширяет возможности ребенка, т.е. разные предметы может схватить.

2. манипулирование (7-8 м-в) использует предметы не понимая их назначения.

3. соотносящие действия (8-10 м-в) – это действия 2 и более предметов, которые ребенок друг с другом соотносит (н., по размеру, по форме).

4 .  функциональные действия 910-12 м-в) – действия по их прямому назначению. Как только ребенок начинает перемещаться в пространстве для него расширяется круг предметов и следовательно, интенсивное психическое развитие: ребенок отделяется от матери, следовательно, расширяется ССР «пра-мы» и появляется  «Я» и уже не мама ведет ребенка, а ребенок ведет маму.

Вывод:
особенность физического и психического развития младенца заключается  в том, что физическое развитие (моторика) отстает от развития познавательных процессов (сенсорика). В младшем возрасте существует прямая связь между развитием движений и психическим развитием в целом.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

В первом полугодии жизни (1-й подпериод младенчества) наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы1. Ярко проявляется закономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой.

Таблица 16Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни

Таблица 16

Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни

Уже к 3—4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей.

К этому возрасту ребенок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью; способен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания); правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (локализует звук в пространстве — поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука). Исследования показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы, объемы, весьма чувствительны к новизне. Формируются условнорефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления. Так, трехмесячный ребенок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.

Во втором полугодии постепенно складываются особые ориен-тировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. В состоянии спокойного бодрствования ребенок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно рас-сматривает их, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных двигательных актов проис-ходит под контролем зрения.

Развивается тактильная чувствитель-ность.

Согласно Пиаже, ребенок первого года жизни находится в первом периоде умственного развития — сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период включает шесть стадий, из которых на первый год приходятся четыре.

Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все наввжи, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого, новорожденные еще умеют смотреть и слушать.

Первичные круговые реакции (1—4 месяца). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).

Вторичные круговые реакции (4—8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление к 7 —8 месяцам первых страхов (страх «чужого»), восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям. Координация вторичных схем (8—12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Читайте также:  Развитие ребенка в кировском районе с 3 лет

К 8—10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно-действенного интеллекта — использование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). Так, к концу первого подпериода ребенок открывает связи между собственным действием и результатом (подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку), далее изобретает новые решения проблем (открывание коробочки).

До недавних пор считалось, что между первым годом и последующими существует, образно говоря, «разрыв» предсказуемости развития. В зарубежных исследованиях было неоднократно показано, что оценка развития младенца (например, по тесту Бейли) практически не коррелирует с показателями интеллекта, полученными в дошкольном и старших возрастах по другим тестам. Однако введение новых методов позволило установить, что особенности внимания младенцев (реакция на новизну, привыкание и др.) обладают ощутимой прогностической валидностъю и могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ребенка.

Еще по теме § 4. Развитие восприятия и интеллекта:

  1. Глава IXПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА: КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ
  2. Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона
  3. Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона
  4. Развитие интеллекта взрослых (adult Intellectual development)
  5. 2. Теория развития интеллекта. Эмпирический фундамент теории
  6. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
  7. Развитие восприятия
  8. Развитие восприятия
  9. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ (англ. development of perception).
  10. 21. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей
  11. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  12. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Источник

Сенсорное развитие ребенка первого года жизни

Развитие зрительной сенсорной системы.

Дети рождаются с полным набором структур зрительной сенсорной системы. Большинство из них незрелы и совершенствуются в течение периода развития ребенка. С первых минут новорожденные чувствительны к свету. От яркого света их зрачки сужаются, в темноте — расширяются. Новорожденные могут следить за объектами, которые движутся в поле их зрения. Сначала это хаотичные движения глаз, но к 1-му месяцу появляется более совершенная форма глазодвигательной деятельности — содружественные движения глаз. Это приводит к тому, что месячный ребенок обнаруживает способность слежения за движущимися объектами, сопровождая процесс зрительного слежения поворотом головы в соответствующую сторону. Реакция на движение запускается рано созревающими рецепторами сетчатки, находящимися на се периферии.

Сначала движения глаз осуществляются в горизонтальной плоскости, затем появляется слежение по вертикали, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Новорожденные младенцы способны фокусировать взгляд в диапазоне от 17,8 до 25,4 см; предметы за пределами этого расстояния кажутся им размытыми. Па 3—5-й неделе развивается способность зрительной фиксации неподвижных объектов, отражающая общую способность к зрительному сосредоточению. К концу 2-го месяца ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой, к трехмесячному возрасту достигается достаточно хороший уровень развития движений глаз. С 4 месяцев прослеживающие движения глаз приобретают плавность, постепенно расширяется поле зрения: если в 3 месяца оно составляет 60°, то в 6—7 месяцев — 180°.

Целостное восприятие формы выявляется у детей с полутора-двух месяцев. Острота зрения в первые недели жизни низкая, постепенно она увеличивается и достигает максимума к пяти годам. Механизм конвергенции налаживается только к концу 2-го месяца. Предполагается, что отсутствие конвергенции ограничивает восприятие глубины.

Мозг новорожденного обладает зачатками способности интегрировать сетчатое изображение. Восприятие глубины, связанное с появлением бинокулярного зрения, формируется примерно к 4 месяцам. В 6 недель ребенок демонстрирует реакцию на надвигающийся на него предмет; к 2 месяцам у него формируется защитная реакция на приближающийся свет; к 4 месяцам он уже может точно ударять по игрушке, подвешенной прямо над ним. Эксперименты с «визуальным обрывом» (экспериментальная установка для проверки наличия у младенца восприятия глубины), показали, что младенцы от б месяцев и старше отказываются переползать границу поверхности, которая выглядит как обрыв. Значение информации об удаленности или о глубине постигается тогда, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться в пространстве.

Читайте также:  Логико математическое развитие ребенка дошкольника

В течение первых месяцев жизни зрительные способности быстро развиваются. Фокусирующая способность глаз увеличивается и к 6 месяцам соответствует уровню взрослого. Растет острота зрения. Вели новорожденные различают полосы шириной 3,2 см на расстоянии 25,4 см от глаз, то шестимесячные малыши — полосы шириной 0,8 см на том же расстоянии.

У новорожденных в сетчатке функционируют только палочки, лишь у 30% детей первые признаки цветоощущения появляются в конце первой недели. Устойчивое дифференцирование основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого) отмечается в 3—4 месяца. К 9 месяцам ребенок различает все основные цвета, но полноценное цветовое зрение формируется только к концу 3-го года жизни.

Форму предметов дети распознают раньше, чем узнают цвет. С возрастом изменяются цветоощущение, цветоразличение и контрастность. Происходит пожелтение хрусталика, приводящее к повышению порога цвето- различения. Наблюдается ухудшение восприятия цвета и контрастов. Страдает сумеречное зрение.

В течение первого года жизни меняется заинтересованность ребенка к рассматриваемым предметам. Младенцы отдают предпочтение контрастным зрительным стимулам, в большей степени — лицу человека. О врожденной предрасположенности ребенка к восприятию человеческих лиц свидетельствует то, что новорожденные предпочитают модель человеческого лица любым другим структурированным объектам, отдают большее предпочтение живым лицам, чем лицеподобным зрительным стимулам. В самом лице наиболее ключевыми раздражителями для младенца являются те части, для которых характерно движение (рот, глаза, брови). Двухнедельные младенцы при предъявлении им различных человеческих лиц выбирают лицо матери.

С самых ранних этапов развития младенцы способны имитировать лицевую экспрессию взрослых. В течение первых месяцев жизни возрастает возможность распознавания лицевого паттерна. Новорожденный прослеживает взглядом контуры лица, к двум месяцам фокусирует взгляд на глазах, в 4 месяца оказывает предпочтение правильному изображению лица перед искаженным. В 5 месяцев он смотрит на рот говорящего человека и реагирует на изменение в ориентации определенных черт лица, к 7 месяцам реагирует налицо целиком и лицевую экспрессию, опознает изображение лица по фотографии. Полученные данные позволяют предполагать, что ребенок рождается, уже обладая информацией о структуре человеческого лица, т.е. действует некая врожденная программа узнавания и предпочтения именно человеческих лиц как основного элемента видового социума. Однако это всего лишь возможность, «запуск» которой зависит от активации самого социума, т.е. от того, насколько активны и полноценны будут контакты с младенцем взрослых людей, прежде всего матери.

При изучении возрастной динамики распознавания человеческих лиц сделано предположение, что в онтогенезе ребенка четко проявляется существование двух последовательно сменяющих друг друга механизмов лицевого распознавания:

  • • восприятие общей конфигурации лица («видоспецифическая реакция распознавания»);
  • • распознавание индивидуальных характеристик человеческого лица с тонкой дифференцировкой настроения взрослого человека, отражающегося в его лицевой экспрессии («стадия социально приобретенного опыта»). Первоначально младенец выделяет из окружающей среды мать как наиболее значимый ее компонент, происходит первое социальное разделение «мать — другие люди». Затем происходит процесс выделения «свой — чужой». Окружающие люди начинают дифференцироваться по степени знакомства.

Способность к различению свойств объекта — формы, размера, цвета — проявляется с 3—4 месяцев, нарастает к семи, а затем резко снижается после 8—9 месяцев. В период с 8-го по 11-й месяц у ребенка формируется инвариантность к размеру объекта, когда доминирующим признаком является форма.

На основе электрофизиологических исследований показана динамика когнитивной деятельности ребенка в течение 1-го года жизни. В период новорожденное™ и первые недели жизни он опознает только движущиеся предметы, обнаруживая и прослеживая их с помощью функционирующей с момента рождения колликулярной системы глазодвигательных реакций. Далее (после 2—3 месяцев) появляется способность к обнаружению неподвижных предметов, обусловленная началом функционирования коркового контроля внимания. Во втором полугодии, и особенно к концу первого года жизни, формирование и взаимодействие механизмов анализа низких и высоких пространственных частот обеспечивает инвариантность опознания.

Источник