В первом полугодии жизни ребенка развитие сенсорных систем

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем. Одной из важных специфических особенностей развития младенцев является опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Общая закономерность любого двигательного акта — сначала сориентироваться, а потом действовать. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве.Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, младенец будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования.
Однако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев еще нет устойчивого образа предмета. Предмет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестает для них существовать: они не ищут спрятанную под платком или чашкой игрушку и не узнают знакомых предметов, показанных в другом месте или в другом положении (они для них выступают как новые).
На 5-м месяце в жизни малыша происходит чрезвычайно важное событие — он начинает целенаправленно тянуться рукой к предмету и схватывать его. В детской психологии это явление называют «актом хватания». Это настоящая революция для ребенка первого года жизни.
Развитие познавательной активности в младенческом возрасте, которая является важнейшей предпосылкой становления мышления, происходит в манипулятивной деятельности с предметами.
С разнообразными свойствами предметов — их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования.
Изменение положения пальцев в то время, как рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки.
К 8—9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Появление интереса к свойствам предмета выражается в том, что прежде, чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах, как бы исследует
его, ощупывает его. Дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы, и такая игра становится любимой забавой малышей. Дети начинают узнавать предметы, независимо от их положения в пространстве, и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким образом, складываются представления об устойчивости, инвариантности свойств предметов. Получаемые при манипулировании впечатления складываются в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления.
Следует подчеркнуть, что познавательная активность и исследовательская деятельность ребенка во многом определяются его отношениями с близкими взрослыми.
К 10—11-му месяцу это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, ребенок складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной — таким образом возникает координация руки и глаза.
Складывается зрительное восприятие формы и величины. Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства — расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, на, над или под другим. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует; как только прекращается действие, исчезает и «знание».
В первом полугодии жизни познавательная активность младенца проявляется в слуховом и зрительном сосредоточении на воспринимаемых предметах, в эмоциональных реакциях на сенсорные стимулы. В конце первого полугодия благодаря тому, что взрослый привлекает внимание ребенка к окружающим предметам, возникают движения младенца, направленные на схватывание и удержание предмета, — акт хватания.
Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность младенца, которая выдвигается на положение ведущей, и в ней происходит интенсивное развитие предметных действий и познавательной активности младенца.
Под влиянием общения со взрослым к концу младенчества у нормально развивающегося ребенка начинают складываться познавательная активность и первоначальные представления об окружающем мире, которые составляют необходимую предпосылку для усвоения разных форм общественного опыта.
Развитие движений
Движения и действия младенца обеспечивают ему полноценное психическое развитие.
1. движение хватания ( 5-6 м-в). Хватание расширяет возможности ребенка, т.е. разные предметы может схватить.
2. манипулирование (7-8 м-в) использует предметы не понимая их назначения.
3. соотносящие действия (8-10 м-в) – это действия 2 и более предметов, которые ребенок друг с другом соотносит (н., по размеру, по форме).
4 . функциональные действия 910-12 м-в) – действия по их прямому назначению. Как только ребенок начинает перемещаться в пространстве для него расширяется круг предметов и следовательно, интенсивное психическое развитие: ребенок отделяется от матери, следовательно, расширяется ССР «пра-мы» и появляется «Я» и уже не мама ведет ребенка, а ребенок ведет маму.
Вывод:
особенность физического и психического развития младенца заключается в том, что физическое развитие (моторика) отстает от развития познавательных процессов (сенсорика). В младшем возрасте существует прямая связь между развитием движений и психическим развитием в целом.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник
В первом полугодии жизни (1-й подпериод младенчества) наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы1. Ярко проявляется закономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой.
Таблица 16
Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни
Уже к 3—4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей.
К этому возрасту ребенок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью; способен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания); правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (локализует звук в пространстве — поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука). Исследования показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы, объемы, весьма чувствительны к новизне. Формируются условнорефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления. Так, трехмесячный ребенок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.
Во втором полугодии постепенно складываются особые ориен-тировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. В состоянии спокойного бодрствования ребенок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно рас-сматривает их, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных двигательных актов проис-ходит под контролем зрения.
Развивается тактильная чувствитель-ность.
Согласно Пиаже, ребенок первого года жизни находится в первом периоде умственного развития — сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период включает шесть стадий, из которых на первый год приходятся четыре.
Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все наввжи, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого, новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
Первичные круговые реакции (1—4 месяца). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
Вторичные круговые реакции (4—8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление к 7 —8 месяцам первых страхов (страх «чужого»), восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям. Координация вторичных схем (8—12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).
К 8—10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно-действенного интеллекта — использование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). Так, к концу первого подпериода ребенок открывает связи между собственным действием и результатом (подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку), далее изобретает новые решения проблем (открывание коробочки).
До недавних пор считалось, что между первым годом и последующими существует, образно говоря, «разрыв» предсказуемости развития. В зарубежных исследованиях было неоднократно показано, что оценка развития младенца (например, по тесту Бейли) практически не коррелирует с показателями интеллекта, полученными в дошкольном и старших возрастах по другим тестам. Однако введение новых методов позволило установить, что особенности внимания младенцев (реакция на новизну, привыкание и др.) обладают ощутимой прогностической валидностъю и могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ребенка.
Еще по теме § 4. Развитие восприятия и интеллекта:
- Глава IXПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА: КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ
- Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона
- Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона
- Развитие интеллекта взрослых (adult Intellectual development)
- 2. Теория развития интеллекта. Эмпирический фундамент теории
- РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
- Развитие восприятия
- Развитие восприятия
- РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ (англ. development of perception).
- 21. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей
- ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
- ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Источник
Сенсорное развитие ребенка первого года жизни
Развитие зрительной сенсорной системы.
Дети рождаются с полным набором структур зрительной сенсорной системы. Большинство из них незрелы и совершенствуются в течение периода развития ребенка. С первых минут новорожденные чувствительны к свету. От яркого света их зрачки сужаются, в темноте — расширяются. Новорожденные могут следить за объектами, которые движутся в поле их зрения. Сначала это хаотичные движения глаз, но к 1-му месяцу появляется более совершенная форма глазодвигательной деятельности — содружественные движения глаз. Это приводит к тому, что месячный ребенок обнаруживает способность слежения за движущимися объектами, сопровождая процесс зрительного слежения поворотом головы в соответствующую сторону. Реакция на движение запускается рано созревающими рецепторами сетчатки, находящимися на се периферии.
Сначала движения глаз осуществляются в горизонтальной плоскости, затем появляется слежение по вертикали, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Новорожденные младенцы способны фокусировать взгляд в диапазоне от 17,8 до 25,4 см; предметы за пределами этого расстояния кажутся им размытыми. Па 3—5-й неделе развивается способность зрительной фиксации неподвижных объектов, отражающая общую способность к зрительному сосредоточению. К концу 2-го месяца ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой, к трехмесячному возрасту достигается достаточно хороший уровень развития движений глаз. С 4 месяцев прослеживающие движения глаз приобретают плавность, постепенно расширяется поле зрения: если в 3 месяца оно составляет 60°, то в 6—7 месяцев — 180°.
Целостное восприятие формы выявляется у детей с полутора-двух месяцев. Острота зрения в первые недели жизни низкая, постепенно она увеличивается и достигает максимума к пяти годам. Механизм конвергенции налаживается только к концу 2-го месяца. Предполагается, что отсутствие конвергенции ограничивает восприятие глубины.
Мозг новорожденного обладает зачатками способности интегрировать сетчатое изображение. Восприятие глубины, связанное с появлением бинокулярного зрения, формируется примерно к 4 месяцам. В 6 недель ребенок демонстрирует реакцию на надвигающийся на него предмет; к 2 месяцам у него формируется защитная реакция на приближающийся свет; к 4 месяцам он уже может точно ударять по игрушке, подвешенной прямо над ним. Эксперименты с «визуальным обрывом» (экспериментальная установка для проверки наличия у младенца восприятия глубины), показали, что младенцы от б месяцев и старше отказываются переползать границу поверхности, которая выглядит как обрыв. Значение информации об удаленности или о глубине постигается тогда, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться в пространстве.
В течение первых месяцев жизни зрительные способности быстро развиваются. Фокусирующая способность глаз увеличивается и к 6 месяцам соответствует уровню взрослого. Растет острота зрения. Вели новорожденные различают полосы шириной 3,2 см на расстоянии 25,4 см от глаз, то шестимесячные малыши — полосы шириной 0,8 см на том же расстоянии.
У новорожденных в сетчатке функционируют только палочки, лишь у 30% детей первые признаки цветоощущения появляются в конце первой недели. Устойчивое дифференцирование основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого) отмечается в 3—4 месяца. К 9 месяцам ребенок различает все основные цвета, но полноценное цветовое зрение формируется только к концу 3-го года жизни.
Форму предметов дети распознают раньше, чем узнают цвет. С возрастом изменяются цветоощущение, цветоразличение и контрастность. Происходит пожелтение хрусталика, приводящее к повышению порога цвето- различения. Наблюдается ухудшение восприятия цвета и контрастов. Страдает сумеречное зрение.
В течение первого года жизни меняется заинтересованность ребенка к рассматриваемым предметам. Младенцы отдают предпочтение контрастным зрительным стимулам, в большей степени — лицу человека. О врожденной предрасположенности ребенка к восприятию человеческих лиц свидетельствует то, что новорожденные предпочитают модель человеческого лица любым другим структурированным объектам, отдают большее предпочтение живым лицам, чем лицеподобным зрительным стимулам. В самом лице наиболее ключевыми раздражителями для младенца являются те части, для которых характерно движение (рот, глаза, брови). Двухнедельные младенцы при предъявлении им различных человеческих лиц выбирают лицо матери.
С самых ранних этапов развития младенцы способны имитировать лицевую экспрессию взрослых. В течение первых месяцев жизни возрастает возможность распознавания лицевого паттерна. Новорожденный прослеживает взглядом контуры лица, к двум месяцам фокусирует взгляд на глазах, в 4 месяца оказывает предпочтение правильному изображению лица перед искаженным. В 5 месяцев он смотрит на рот говорящего человека и реагирует на изменение в ориентации определенных черт лица, к 7 месяцам реагирует налицо целиком и лицевую экспрессию, опознает изображение лица по фотографии. Полученные данные позволяют предполагать, что ребенок рождается, уже обладая информацией о структуре человеческого лица, т.е. действует некая врожденная программа узнавания и предпочтения именно человеческих лиц как основного элемента видового социума. Однако это всего лишь возможность, «запуск» которой зависит от активации самого социума, т.е. от того, насколько активны и полноценны будут контакты с младенцем взрослых людей, прежде всего матери.
При изучении возрастной динамики распознавания человеческих лиц сделано предположение, что в онтогенезе ребенка четко проявляется существование двух последовательно сменяющих друг друга механизмов лицевого распознавания:
- • восприятие общей конфигурации лица («видоспецифическая реакция распознавания»);
- • распознавание индивидуальных характеристик человеческого лица с тонкой дифференцировкой настроения взрослого человека, отражающегося в его лицевой экспрессии («стадия социально приобретенного опыта»). Первоначально младенец выделяет из окружающей среды мать как наиболее значимый ее компонент, происходит первое социальное разделение «мать — другие люди». Затем происходит процесс выделения «свой — чужой». Окружающие люди начинают дифференцироваться по степени знакомства.
Способность к различению свойств объекта — формы, размера, цвета — проявляется с 3—4 месяцев, нарастает к семи, а затем резко снижается после 8—9 месяцев. В период с 8-го по 11-й месяц у ребенка формируется инвариантность к размеру объекта, когда доминирующим признаком является форма.
На основе электрофизиологических исследований показана динамика когнитивной деятельности ребенка в течение 1-го года жизни. В период новорожденное™ и первые недели жизни он опознает только движущиеся предметы, обнаруживая и прослеживая их с помощью функционирующей с момента рождения колликулярной системы глазодвигательных реакций. Далее (после 2—3 месяцев) появляется способность к обнаружению неподвижных предметов, обусловленная началом функционирования коркового контроля внимания. Во втором полугодии, и особенно к концу первого года жизни, формирование и взаимодействие механизмов анализа низких и высоких пространственных частот обеспечивает инвариантность опознания.
Источник