В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо
3. Инициатива против чувства вины
В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех. Таким новым качеством, существующим как в форме чувства, так и в форме широко распространенной особенности поведения, является инициатива. Критерии для распознавания всех этих новых чувств и качеств одни и те же: кризис, в той или иной степени подавлявший активность ребенка его неумелыми действиями и страхом, разрешается в том смысле, что кажется, будто ребенок сразу «повзрослел и душой, и телом». Теперь он выглядит «в большей степени самим собой», кажется более любящим, ненапряженным и живым в суждениях, более активным и активизирующим. Он свободен распоряжаться излишками энергии, что позволяет ему быстро забывать неудачи и приближаться к желаемому (даже если оно кажется сомнительным и, более того, опасным) неунизительным и более точным путем. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость, планирование и стремление «атаковать» задачу ради того, чтобы быть активным, находиться в движении, тогда как раньше своеволие почти всегда подталкивало ребенка к открытому неповиновению или, во всяком случае, к вызывавшей протест независимости.
Я знаю, что само слово «инициатива» для многих имеет американский и предпринимательский оттенок. И все-таки, инициатива — это необходимая часть всякого дела; человеку необходимо чувство инициативы независимо от того, что он делает и чему учится — от собирания плодов до системы свободного предпринимательства.
Ходячая стадия и стадия инфантильной генитальности добавляют к инвентарю основных социальных модальностей модальность «делания» («making»), преимущественно в смысле «быть занятым чем-то исключительно в корыстных (личных) целях». [Эриксон употребляет здесь двусмысленное выражение «being on the make» (1. развиваться, делать карьеру; 2. искать и добиваться сексуальной близости), чтобы подчеркнуть связь инициативы с локомоторной и фаллической стадиями развития. — Прим. пер.] Нет более простого и более сильного слова для обозначения этой модальности, чем «make»; оно предполагает получение удовольствия от того, что человек что-то предпринимает (или что-то / кого-то атакует) и достигает цели (побеждает). У мальчиков акцент сохраняется на фаллически-интрузивных модусах; у девочек акцент переносится на модусы «захватывания» («catching»), проявляющиеся в более агрессивных формах как «вырывание» («похищение») или, в смягченной форме, как придание себе привлекательности и внушение любви к себе. Опасность этой стадии заключается в возникновении чувства вины за предполагаемые цели и инициируемые поступки в ходе буйного наслаждения ребенка новым локомоторным и ментальным могуществом, актами агрессивного обращения и принуждения, которые быстро выходят далеко за исполнительные возможности детского организма и ума и, следовательно, требуют энергичного обуздания намеренной инициативы ребенка. В то время как автономия сосредоточивает ребенка на том, чтобы держать в стороне потенциальных соперников, и поэтому может приводить к вспышкам ревнивого гнева, чаще всего направленного против вторжения младших братьев и сестер, инициатива несет с собой предвкушаемое соперничество с теми, кто оказался первым и, следовательно, может благодаря превосходящему оснащению занять то поле деятельности, на которое направляется инициатива данного ребенка. Детская ревность и соперничество, то есть те озлобленные, хотя по существу тщетные попытки разграничить сферу неоспариваемого преимущества, теперь достигают кульминации в финальном состязании за привилегированное положение с матерью; обычное в этом случае поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Ребенок позволяет себе удовольствие быть в фантазиях великаном и тигром, но в сновидениях он в ужасе бежит изо всех сил. В таком случае это — стадия «комплекса кастрации», усилившегося страха обнаружить поврежденными свои половые органы (сейчас уже сильно эротизированные) вследствие наказания за фантазии, связываемые с их возбуждением.
Инфантильная сексуальность и табу инцеста, комплекс кастрации и супер-эго — все соединяется здесь, чтобы вызвать тот специфически человеческий кризис, в течение которого ребенок должен повернуть от особой, прегенитальной привязанности к родителям на путь медленного превращения в родителя, носителя традиции. Именно здесь происходит самое важное по последствиям разъединение и трансформация в эмоциональном энергоблоке, разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя. Фрагменты инстинкта, которые до этого кризиса усиливали рост его детского тела и разума, теперь оказываются разделенными на детский набор, навсегда сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание.
Снова совместное регулирование оказывается важной задачей. Там, где ребенок, сейчас столь охочий до строгого управления собой, может постепенно развивать чувство моральной ответственности, там, где он может получить некоторое представление об институтах, функциях и ролях, которые будут благоприятствовать его ответственному участию, — он будет добиваться приятных достижений во владении орудиями и оружием, в умелом обращении со значимыми игрушками и в уходе за младшими детьми.
Конечно, родительский набор является сначала детским по природе: то, что на протяжении всей жизни человека его совесть остается частично детской, составляет самую суть человеческой трагедии. Ибо супер-эго ребенка способно быть грубым, безжалостным и непреклонным, как можно заметить в случаях, когда дети чрезмерно контролируют себя и сжимают свое «Я» до точки самоуничтожения; когда они развивают сверхпослушание, более педантичное, чем то, которого хотели добиться родители; или когда они развивают глубокие регрессии и стойкие обиды, так как сами родители, оказывается, не живут по этой новой совести. Один из глубочайших конфликтов в человеческой жизни — ненависть к тому из родителей, кто служил образцом и исполнителем воли супер-эго, но сам, как выяснилось, пытается выйти сухим из воды в случае тех же прегрешений, которые ребенок больше не мог терпеть у себя. Подозрительность и способность изворачиваться, образуя смесь с таким качеством супер-эго как «все или ничего» (характерным для этого рупора моральной традиции), делает человека морального (в смысле морализирующего) большой потенциальной опасностью для его собственного эго, да и для эго всех его собратьев.
Во взрослой патологии резидуальный конфликт, порожденный чрезмерной инициативой, выражается либо в истерическом отрицании, которое вызывает регрессию желания или аннулирование его исполнительного органа посредством паралича, торможения или импотенции; либо в сверхкомпенсаторной рисовке, когда испуганный индивидуум так страстно желает «увернуться», что вместо этого «высовывается». Погружение в психосоматическую болезнь также становится теперь обычным делом: как если бы культура вынудила человека неуемно рекламировать себя и настолько идентифицироваться со своей собственной рекламой, что только болезнь может принести ему спасение.
И здесь мы снова должны считаться не только с индивидуальной психопатологией, но и с той внутренней энергоустановкой гнева, которая должна быть «затоплена» на этой стадии, так же как подавляются и сдерживаются излишне оптимистичные надежды и дикие фантазии. Результирующая уверенность в своей правоте — часто главная награда за добропорядочность — позднее может быть обращена против других в виде постоянного и совершенно нетерпимого поучающего надзора, так что доминирующим стремлением человека становится запрещение, а не направление инициативы. С другой стороны, даже у нравственного человека инициатива склонна прорывать границы самоограничения, позволяя ему на своей или чужой территории делать другим то, что он никогда бы не сделал или не потерпел бы по отношению к самому себе.
В виду опасных потенций долгого детства человека было бы разумно не забывать об общем плане этапов человеческой жизни и возможностях руководства «племенем младым», пока оно еще действительно младое. И здесь мы видим, что в соответствии с мудростью базального плана ребенок никогда так не склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел, как на этой стадии своего развития. Он хочет и может заниматься совместными делами, объединяться с другими детьми для придумывания и планирования таких дел, и он стремится извлекать пользу из своих учителей и подражать идеальным прототипам. Конечно, он остается идентифицированным с родителем своего пола, но теперь уже ищет благоприятные для себя возможности там, где идентификация с делом, вероятно, сулит простор для инициативы без слишком сильного детского конфликта или эдиповой вины и оказывается более реалистической, основанной на духе равенства, постигаемого на личном опыте совместной деятельности. Во всяком случае, «эдипова» стадия имеет результатом не только введение деспотического правления морального чувства, ограничивающего горизонты дозволенного; она также задает направление движения к возможному и реальному, которое позволяет мечты раннего детства связать с целями активной взрослой жизни. Поэтому социальные институты предлагают детям этого возраста экономический этос в образе идеальных взрослых, узнаваемых по своей особой одежде и функциям и достаточно привлекательных, чтобы заменить собой героев книжек с картинками и волшебных сказок.
Читайте также
Как избавиться от чувства вины?
Как избавиться от чувства вины?
— Чувство вины возникает, когда мы не сделали чего-то, что, как мы считаем, должны были сделать. Если бы у нас не было представления о том, что мы что-то должны, то не возникало бы и чувства вины. Таков механизм этого чувства. Поэтому, если вы
Противоядие от чувства вины и стыда
Противоядие от чувства вины и стыда
Повсюду чувства – будьте милосердны.
Дж. Мазаи
Умение управлять чувствами стыда и вины очень важно для интровертов, в противном случае они рискуют бо?льшую часть жизни быть несчастными. Чтобы вернуть себя в нормальное русло,
Внушение чувства вины
Внушение чувства вины
Внушение чувства вины – реалия, возможная в близких отношениях, которая чаще всего связана с пренебрежением одной из сторон своими обязанностями или отсутствием внимания к чувствам другой стороны. «Я могла умереть, а ты даже не знал бы об этом,
Освободитесь от чувства вины
Освободитесь от чувства вины
У многих людей, начинающих свой путь к Изобилию, вырабатывается четкое ощущение вины за то, что они живут лучше других. Им причиняет настоящую боль мысль о том, что безнравственно быть богатым и счастливым, когда вокруг столько бедных и
Практикум Как избавляться от чувства вины
Практикум
Как избавляться от чувства вины
1. Задайте себе правильный вопрос. Не «кто виноват?», а «что делать?».2. Вина появляется из-за противоречия между «надо» и «не могу/не хочу». (Выбирайте что-то одно.)3. Делайте.A. Подойдите и извинитесь. Сказать «извини» — это выйти из
Как защитить себя от чувства вины
Как защитить себя от чувства вины
Человек, неукоснительно выполняющий привитые с детства и перечисленные выше предписания («вы должны» и «вы не должны»), является легкой добычей для манипуляторов, поскольку каждое из предписаний создает мишень для воздействия на этого
Разделение чувства вины и ответственности
Разделение чувства вины и ответственности
Ответственность лежит на нас, даже если направление развития ребенка создает проблемы – как ему самому, так и окружающим. Примеры проблемного развития – болезненная застенчивость, агрессивное поведение, сильная тревожность.
Источники возникновения чувства вины
Источники возникновения чувства вины
Существует два основных механизма, способствующих тому, что чувство вины становится частью эмоциональной натуры индивидуума. Во-первых, к чувству вины можно приучиться в очень раннем возрасте, и оно остается у взрослого в виде
Оценка чувства вины
Оценка чувства вины
Чувство вины помогает пастору оценить реакцию прихожанина на свой поступок. Вызвано ли его отчаяние такими идеями, как ожидание похвалы, чрезмерная требовательность к себе или осуждение обидчика? Или же он осознает свою вину, верит, что Бог простит
Бессознательные чувства стыда и вины
Бессознательные чувства стыда и вины
Самоуничижение часто становится результатом бессознательных вины и стыда, двух разных, но связанных друг с другом чувств. Причиной вины обычно выступают конкретные действия (или бездействие) в прошлом. Стыд не так явно привязан
Источник
Мега-элита
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
я уже вывешивала отрывки из своей книги о внимании на форуме.
вот решила поделиться еще и отрывками из первой своей книги, о дошкольниках, может кому-то пригодиться
Особенности возрастного развития старшего дошкольника.
Период дошкольного детства крайне не продолжительный отрезок времени, но он играет весьма существенную роль в становлении личности человека. Этот возрастной этап продолжается с трех лет до шести – семилетнего возраста, но именно в это время происходит становление всего многообразия свойств и качеств человека. Происходят важные качественные изменения в развитии человека, которые вместе с достижениями всего предыдущего жизненного этапа становятся фундаментом дальнейшей жизни. В связи с этим данный период имеет высокое значение, он считается одним из наиболее благоприятных для развития всех психических процессов. В ходе этой стадии развитие происходит как никогда мощно и стремительно. Из совершенно беспомощного существа, каковым является младенец, ребенок превращается в относительно самостоятельного, активного человека, несмотря на, пока еще, юный возраст.
Основными направлениями психического развития дошкольника являются:
• формирование основ личности;
• расширение сфер деятельности;
• развитие познавательной сферы.
Рассмотрим представленные выше линии психического развития дошкольника и попытаемся определить особенности ребенка пятилетнего возраста.
В период дошкольного детства происходит формирование основ личности. Прежде всего, ребенок учится осознавать самого себя: он принимает свое имя, пол, возраст, собственное тело. Ребенок постепенно начинает осознавать свою активность, деятельность, происходят закладки системы самооценивания. Дошкольник учится управлять своим поведением, предвидеть результат своей деятельности и производить контроль над своими действиями.
Пятилетие является особо важным периодом для развития произвольности. В исследованиях Н. М. Матюшиной, З. В. Мануйленко, Е. О. Смирнова и других отмечается, что у детей 5 – 6 лет появляется произвольное управление собой, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивными.
О данном, на мой взгляд, очень важном новообразовании пятилетнего ребенка говорили еще Л. С. Выготский и А. Р. Лурия. По их мнению, возникает способность к организации деятельности по внешней программе, то есть в соответствии с теми словесными пояснениями, комментариями, которые может дать взрослый. Это говорит о том, что речь начинает выполнять основную нагрузку в регулировании, управлении поведением и деятельностью ребенка. Возникает способность решать задачи в умственном плане.
Естественно это не происходит мгновенно. Сначала ребенок учится планировать деятельность при помощи взрослого, который, так или иначе, предлагает программу действий в виде кратких указаний, правил, установок. Постепенно ребенок начинает проговаривать себе план выполняемых действий, и чуть позже внешняя управляющая атрибутика деятельности переходит во внутреннюю среду.
В многообразных исследованиях различных авторов также отмечается, что к пяти годам у детей формируется способность к управлению своим поведением, принятию и пониманию словесной инструкции, выполнению требований взрослых. Данная способность, начиная развиваться уже в середине дошкольного детства, должна пройти сложный путь преобразования и приобрести максимально совершенный вид к моменту поступления в школу. Уровень развития произвольности – функции внимания управляемой волевым актом, является одним из основных при определении готовности ребенка к школьному обучению.
За время дошкольного детства происходит многократное усложнение эмоциональной сферы: эмоции становятся ярче, их спектр многогранней, а сам ребенок учиться понимать эмоциональный мир окружающих его людей. В пятилетнем возрасте дети уже могут воссоздать переживания окружающих, связать их с определенными событиями. По мнению К. Бриджес, именно в этом возрасте наблюдается наиболее яркое развитие различных эмоций. В пять лет ребенок уже способен сопереживать, вчувствоваться в эмоциональное состояние другого человека.
Со временем, приобретая опыт, ребенок усваивает «язык» чувств, учиться с помощью мимических и пантомимических черт выражать свои переживания. Совершенствуется и речевая оболочка эмоций, ребенок обретает способность словами передать свое душевное состояние. Ближе к концу дошкольного детства происходит постепенное овладение навыком сдерживания выражения чувств в определенных ситуациях, ребенок учится понимать, как нужно себя вести в различных ситуациях.
В период старшего дошкольного детства совершается формирование высших чувств, развитие которых можно рассматривать как закладку морально-нравственной позиции личности. Ребенок учиться формулировать целостное отношение к миру, окружающим его людям. Именно в этот период происходит формирование чувства ревности, гордости, самоуважения, закладываются эстетические чувства – чувство гармонии, ритма, прекрасного.
В течение всего дошкольного детства формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:
• Могу ли я любить, и любим ли я? (первый год – полтора жизни)
• Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения? (от двух до четырех лет)
• Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире? (пять – шесть лет).
В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех. Таким новым качеством, существующим как в форме чувства, так и в форме широко распространенной особенности поведения для пятилетнего ребенка является инициатива.
Инициатива позволяет планировать и стремиться к “атаке” той или иной задачи, которую ставит перед собой ребенок. После развития чувства автономности, которое формировалось на предыдущем возрастном этапе, ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.
Кроме инициативности в этот же период времени появляется такое образование как совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать свои импульсы.
На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается “ухаживать” за людьми противоположного пола.
Особое внимание стоит обращать на тех детей, которые демонстрируют педантичное поведение, не способны придумывать и составлять задания, которые боятся попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни.
Фразы родителей мешающие успешному проживанию данной стадии: “Тебе нельзя, ты еще маленький!”, “Не трогай!”, “Не смей!”, “Не лезь, куда не следует!”, “У тебя все равно не получится…”, “Давай лучше я сделаю”, “Опять ты напакостил!”, “Ай-яй-яй, опять ты …(здесь могут быть разные варианты, но общий смысл – сделал что-то не так, не справился).
Основная задача данного периода получить ответ на вопрос, задаваемый ребенком самому себе: Как много я могу сделать? Чем более скудный ответ сможет дать ребенок себе на этот вопрос, тем больше вероятность развития такой особенности характера, поведения как лень. Данная особенность «человеческой души» может иметь основание именно в этом возрасте, и в дальнейшем будет мешать нам, не давая приступать к тому или иному делу, в связи с отсутствием инициативности, упорства, настойчивости.
В течение начальных этапов жизни постепенно расширяются сферы деятельности ребенка. От взаимодействия только с узким кругом близких родных ребенок переходит к общению со сверстниками и взрослыми, не являющимися членами постоянного окружения (врач поликлиники, которого ребенок может видеть достаточно редко, дальние родственники семьи).
За время дошкольного детства изменяются и усложняются общедеятельностные навыки: малыш учиться играть, рисовать, конструировать, выполнять элементарные трудовые поручения. Вместе с этим происходит и освоение целей и мотивов данных видов деятельности, у ребенка формируются определенные навыки, умения, способности, а также структура личностных качеств.
Наряду с развитием различных психических функций совершенствуется и физическое развитие ребенка. Движения становятся все более точными, снижается их угловатость, скованность. Развиваются как общие, крупные движения, так и малые, в частности, формируется мелкая моторная умелость пальцев рук. Это связано с взаимозависимым процессом формирования мозговых структур. Стимуляция развития движений дает толчок для более интенсивного развития мозга, что в свою очередь дает возможность совершенствовать движения, то есть происходит взаимозависимый процесс развития. Сравните, насколько значительные изменения происходят в развитии ребенка между четырьмя и пятью годами:
Источник