В каких случаях можно говорить об аномальном развитии ребенка

В каких случаях можно говорить об аномальном развитии ребенка thumbnail

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Самостоятельная работа

по дисциплине: «Специальная психология»

по теме:

«Особенности

психического развития детей с задержкой психического развития»

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Ефимова

Валерия Анатольевна

г. Москва, 2017 г.

Задания для самостоятельной работы по теме «Особенности

психического развития детей с задержкой психического развития»

  1. Что такое темп психического развития?

  2. Раскройте понятие задержки психического развития как крайнего варианта нормы.

  3. Каковы основные особенности ЗПР конституционального, соматогенного, церебрально-органического происхождения?

  4. Каковы условия обучения, необходимые для детей с ЗПР?

  5. Четко определите, что понимается под возрастной нормой? Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка?

  6. В каких случаях можно говорить об аномальном развитии? Каких детей считают аномальными?

  7. Чем, по мнению Л.С. Выготского, определяется процесс формирования ребенка?

1 вопрос: Что такое темп психического развития?

Ответ:

Темп психического развития – это степень быстроты личностных изменений человека. Психика постоянно изменяется и развивается. Это диахронная (дио – сквозь, хронос – время) система. Сюда относится, напр., закономерная последовательность развития интеллекта, описанная Ж. Пиаже (1896-1980). Согласно В.Д. Шардакову, гетерохромная система существует и в овладении профессиональной деятельностью. В процессе психического развития стадии нарастания функций чередуются со стадиями стабилизации. Так происходит переход количественных изменений в качественные. Процесс развития разных сторон целостной личности, уровней ее индивидуального сознания также происходит неравномерно. Поэтому в личности могут сочетаться зрелость в одних отношениях и инфантилизм – в других. Интегральной характеристикой физического и психического развития выступает скорость изменений. По этому признаку людей можно разделить на три группы: 1) с ускоренным (примерно 25%), 2) с равномерным (50%) и 3) с замедленным развитием (25%).

2 вопрос: Раскройте понятие задержки психического развития как крайнего варианта нормы.

Ответ:

Задержка психического развития – это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

ЗПР не относиться к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причем тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком. Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. Лучшие результаты в коррекционной работе можно получить, когда ребенок еще не достиг младшего школьного возраста.

3 вопрос: Каковы основные особенности ЗПР конституционального, соматогенного, церебрально-органического происхождения?

Ответ:

Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т. к. им не хватает знаний для усвоения даваемого в общеобразовательной школе материала. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом.

ЗПР конституционального происхождения

При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.

ЗПР соматогенного происхождения

Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей.

При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т. п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Клинико-психологические критерии ЗПР:

  1. Астено-невротический синдром (сокращенно АНС) – это неврологический недуг. Его часто наблюдают у взрослых и детей с очень подвижной психикой, которые реактивно реагируют на малейшие неудачи или внешние раздражители, бурно проявляют эмоции, принимают «близко к сердцу» жизненные неурядицы.

Читайте также:  Гармоничное развитие личности ребенка предполагает

Такие психоэмоциональные особенности человека могут иметь врожденно-наследственный характер и при благоприятной окружающей обстановке особо не проявляться. Но могут резко «сдетонировать» под воздействием внешней или внутренне- физиологической причины и спровоцировать развитие нервной болезни, которую трудно лечить.

  1. синдром гармонического инфантилизма – это личностная незрелость преимущественно в области ее эмоционально-волевых свойств, сохраняющих черты более младшего детского возраста. Эта эмоционально-волевая незрелость проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации, неумении сдерживать свои желания и эмоции, детской непосредственности и преобладании игровых интересов в школьном возрасте, в беспечности, повышенном фоне настроения и недоразвитии чувства долга, неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей, в повышенной подражаемости и внушаемости. Кроме того, у этих детей нередко имеются признаки интеллектуальной недостаточности (не достигающей степени умственной отсталости) в виде относительной слабости абстрактно – логического мышления, словесно-смысловой памяти, дефицита познавательной активности при обучении в связи с отсутствием школьных интересов и быстрой пресыщаемости в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения, в стремлении быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует;

  2. церебрастенический синдром – это заболевание неврологического характера. Ухудшение памяти и концентрации внимания, рассеяность, раздражительность являются основными признаками данного заболевания. Больной быстро устаёт, обычная работа становится тяжёлой и трудновыполнимой. Повышается сонливость, утомляемость и возникает некое подобие апатии.

4 вопрос: Каковы условия обучения, необходимые для детей с ЗПР?

Ответ:

Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения – коммуникации. Лица с ограниченными возможностями испытывают значительные затруднения и в социализации, и в формировании навыков социальной коммуникации, так как для них доступ к различного рода источникам информации ограничен по ряду причин: наличие коммуникативных ограничений и барьеров, ограничение мобильности, недостаточность навыков межличностного взаимодействия, а также неприятие и ограничение общения с этими людьми большинством социума.

Особенности клинико-психологической картины органического инфантилизма в значительной мере связаны с преобладающим фоном настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. На уроках эти дети непоседливы, не подчиняются требованиям дисциплины, в ответ на замечания дают обещание исправиться, но тут же об этом забывают.

В беседе открыто и легко высказывают отрицательное отношение к учебе, не смущаясь, говорят, что учиться неинтересно и трудно, что они хотят гулять или играть.

Главные задачи, которые способствуют гармоничному обучению детей с ЗПР:

  1. Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей рассматриваемой категории;

  2. квалифицированная коррекциионно – развивающая работа, основанная на результатах комплексной диагностики и новых организационных методических формах деятельности. Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в учении и адаптации к школе;

  3. создание специальных классов коррекционно-развивающего обучения;

  4. Сотрудничество с педагогами;

  5. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач;

  6. Развитие у ребенка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь;

  7. Малая наполняемость класса (10-12 человек);

  8. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований;

5 вопрос: Четко определите, что понимается под возрастной нормой? Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка?

Ответ:

Возрастная норма – это показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа.

К пониманию возрастной нормы выделяют следующие подходы:

  1. Статистический подход;

  2. функционально-системный подход;

  3. медико-биологический подход.

С учетом подходов можно выделить виды норм1:

1. Статистическая (характеризует статистическое большинство описываемых показателей);

2. физиологическая (включает средние показатели процессов и состояний живого организма);

3. психическая (определяется показателями большинства индивидуальных проявлений психики);

4. индивидуальная (включает показатели функционирования организма конкретного человека без ориентировки на средневозрастные критерии).

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.

Возрастные особенности – это специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Они отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры.

Индивидуальные особенности – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения.

К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

6 вопрос: В каких случаях можно говорить об аномальном развитии? Каких детей считают аномальными?

Ответ:

Аномальное развитие – это отклонение от нормы, закономерности развития, неправильность развития. Известно, что число детей развивающихся в условиях патологии постоянно растет. Обусловлена данная тенденция различными факторами. Среди них:

  1. дестабилизация общества и отдельных семей;

  2. отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экологических, экономических условий для будущих матерей и детей из разных возрастных групп;

  3. психическая и познавательная депривация вследствие недостаточности удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии;

  4. генетическую направленность вопроса, а также влияние эндо и экзогенных факторов в период пренатального, натального и постнатального развития.

Читайте также:  Влияние на развитие ребенка отклонения в состоянии здоровья

Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с проблемами в развитии было выделено Л.С. Выготским как общая закономерность аномального развития.

Понятие аномальный ребенок в советской дефектологии отражает систему положений, характеризующих ребенка с дефектом с позиций развития.

Важнейшее положение заключается в том, что в отличие от дефекта у взрослого дефект, возникающий у ребенка под тем или иным болезнетворным влиянием, может привести к целому ряду отклонений в развитии. Называя ребенка с дефектом аномальным, советские дефектологи исходят прежде всего из того положения, что дефект той или иной функции может привести к нарушению общего хода развития ребенка только при определенных условиях.

Аномальным считается только такой ребенок, развитие которого в том или ином смысле нарушено. Это значит, что не всякий ребенок с дефектом может быть отнесен к категории аномальных. Так, например, ребенок, лишенный одного глаза, потерявший слух на одно ухо и т. п., чаще всего не имеет отклонений в развитии и, следовательно, не является аномальным. К категории аномальных относятся только те дети, у которых в связи с дефектом нарушен нормальный ход психического развития. Иными словами: при определении понятия аномальные дети речь идет об аномальном развитии ребенка, а не об отдельном дефекте.

7 вопрос: Чем, по мнению Л.С. Выготского, определяется процесс формирования ребенка?

Ответ:

В “Лекциях по педологии” Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития. В своем развитии высшие психические функции проходят ряд стадий (Хрест. 6.2 и 6.3).

hello_html_m23f04488.jpg2

Список использованной литературы

1. https://xn--80ahc0abogjs.com/vozrastnaya-psihologiya_783/vozrast-vozrastnaya-norma-39396.html

2. https://yandex.ru/images/search

1 https://xn--80ahc0abogjs.com/vozrastnaya-psihologiya_783/vozrast-vozrastnaya-norma-39396.html

2 https://yandex.ru/images/search

11

Источник

В каких случаях можно говорить об аномальном развитии ребенка

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аномальное развитие – развитие на дефектной основе.

Аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру. Данное понятие входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза.

В понятие «аномальное развитие»входит ряд положений: во-первых, дефект у ребенка, в отличие от взрослого человека, приводит к нарушениям развития, во-вторых, дефект у ребенка может привести к нарушениям в развитии при определенных условиях. Детский мозг обладает большой пластичностью, и в детском возрасте велики способности к компенсации дефекта. В связи с этим даже при наличии поражений в определенных отделах мозга и проводящих путях может не наблюдаться выпадения отдельных функций. Выделение параметров анализа дизонтогенеза позволяет провести квалификацию аномального развития. К таким параметрам относятся: функциональная локализация нарушения, в зависимости от которого выделяют частный дефект, обусловленный нарушением гнозиса, праксиса, речи, и общий, связанный с нарушением регуляторных корковых и подкорковых систем головного мозга; время поражения (чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития функций, при позднем поражении возникают повреждения с распадом психических функций); степень поражения (более глубокое поражение приводит к выраженным нарушениям в развитии).

Аномальные дети – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. К детям с нарушениями в развитии относят умственно отсталых; неслышащих, слабослышащих, позднооглохших; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); множественными нарушениями. Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную. Современным эквивалентом термина «аномальные дети» являются термины «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» и «дети с особыми образовательными потребностями»

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка их этого социально и культурно обусловленного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

Читайте также:  Занятия с ребенком 6 лет для развития логики и мышления

Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни; вторичные, возникающие опосредованно в процессе социального развития. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении. Именно вторичные и третичные наслоения на дефект определяют своеобразие поведения ребенка. В связи с этим главная задача в предупреждении, ослаблении или преодолении возникающих опосредованно нарушений средствами психолого-педагогической коррекции. Коррекция – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей. В специальной психологии термин употребляется в частном значении – исправление отдельных нарушений, например недостатков звукопроизношения, коррекция близорукости с помощью очков и т.д., и общем значении – коррекционно-воспитательная работа как система средств, направленная на сглаживание вторичных недостатков. В этом смысле коррекция должна осуществляться комплексом психолого-медико-педагогических средств с помощью специальных методов и с опорой на сохранные функции. Следует отметить, что в связи с развитием прикладной возрастной психологии, произошла своеобразная экспансия термина «коррекция» на область нормального психического развития. Здесь им обозначается деятельность, направленная на создание оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы. В отличие от симптоматической коррекции в специальной психологии коррекция при нормальном развитии ребенка направлена на источник и причины отклонений.

Компенсация – это сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. В основе компенсации лежат нейропсихологические механизмы замещения функций одних пораженных зон коры головного мозга другими. Таким образом, в процессе компенсации решающая роль принадлежит социальным факторам.

Аномальное развитие

Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обусловливающее необходимость специальных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности. Определение аномальности довольно обманчивый и сложный процесс. Аномальное поведение и признаки аномального развития личности могут представлять собой психическое расстройство. В ответ на просьбу описать аномальное поведение, люди обычно говорят, что оно происходит нечасто, кажется странным, характеризуется страданиями и опасностью.

Один из практичных способов определить аномальное развитие личности это спросить вызывает ли такое развитие какие-либо нарушения в жизни человека. Чем больше такое развитие становится на пути успешного функционирования важных сфер жизни (в том числе психологических, межличностных и сферы достижения), тем более вероятно, что оно является аномальным. Имея базовое представление о том, что такое аномальное развитие личности, мы можем сосредоточиться на его причинах. Причины такого личностного развития можно рассматривать с разных точек зрения. Каждая из следующих моделей сообщает нам нечто о различных аспектах многогранной группы психических расстройств.

Существует несколько причин, которые вызывает аномальное развитие личности:биология и генетика;психодинамика и отношения «родитель-ребенок»;привязанность и безопасность;приобретенное поведение;искаженное мышление.Модели аномального развития личности, описанные выше, весьма отличаются друг от друга, и каждая более или менее подходит для определенных нарушений. Поскольку в большинстве своем аномальность достаточно сложна, ни одна модель не может обеспечить полное объяснение причин ее наступления.

Под аномальным развитием детей понимают существенные отклонения в развитии ребенка от физической или психической нормы, которое требует его воспитания и обучения в специальных условиях, чтобы обеспечить коррекцию и компенсацию недостатков развития. Наиболее адекватные условия для этого созданы в специальных учебно-воспитательных учебных учреждениях. Насколько существенные отклонения имеются в развитии ребенка, могут определять только специалисты. Иногда у ребенка наблюдается какое-либо нарушение (например, он не слышит одним ухом), однако это не может считаться аномальным развитием, поскольку не наблюдается нарушение физического и психического развития.

Изучением развития аномальных детей и разработкой методов их воспитания и обучения занимается особый раздел науки – дефектология.Все дефекты, которые стали причиной отклонений в развитии ребенка, делятся на врожденные и приобретенные. Врожденные дефекты могут быть обусловлены наследственными факторами, вредными воздействиями на ребенка в период беременности (внутриутробные инфекции, травмы, интоксикации, в том числе алкогольные), а также асфиксией и родовыми травмами. Приобретенные аномалии бывают вызваны инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве (менингит, полиомиелит и т.п.), а также травмами, интоксикациями и др.

Выделяют следующие виды аномалий:нарушения зрения,нарушения слуха, нарушения интеллекта,нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата,эмоциональные нарушения.При этом аномальное развитие детей, вызванное первичными нарушениями, выражается во вторичных отклонениях в развитии. Так, при поражении слуха у ребенка наблюдается искаженное развитие устной речи, а это, в свою очередь, вызывает нарушение познавательного и личностного развития ребенка. Независимо от характера первичного нарушения ребенок будет отставать в сроках формирования психических функций, они будут развиваться более медленно. Аномальное развитие сказывается на всех видах деятельности ребенка – предметной, игровой, продуктивной. Наиболее эффективно общеобразовательную, трудовую и профессиональную подготовку аномальных детей проводят в специальных школах. Коррекционная и лечебная работа помогают их социальной адаптации и интеграции в общество.



Источник