В чем значение овладения прямой походкой для развития ребенка
Раннее детство – возраст от рождения до 3 лет – особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).
В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.
Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы.
На психическое развитие ребенка оказывает значительное влияние овладение прямой походкой. В конце младенческого возраста малыш начинает делать первые шаги. Перемещение в вертикальном положении — трудное дело для него. Маленькие ножки ступают с большим напряжением. Важным поощрением является мышечное чувство, которое возникает при ходьбе от работающих мышц ног, рук, спины и всего тела. Чувство овладения собственным телом служит своего рода самовознаграждением для ребенка. Ребенка в его намерении ходить поддерживает также возможность достигнуть желаемой цели, а также участие и одобрение взрослых. Очень скоро после первых робких шагов начинает формироваться способность к гармоничным прямолинейным движениям. На втором году жизни ребенок с огромным энтузиазмом ищет себе препятствия при передвижении. Трудности и их преодоление вызывают у малыша положительные эмоциональные состояния.
Способность к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к психологическим последствиям. Благодаря способности к передвижению ребенок вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Это достигается совместной функцией зрения и осязания. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает ею направление и удаленность.
Освоив передвижение, ребенок получает возможность намного расширить круг вещей, которые становятся объектами его познания.
Он становится способным манипулировать с самыми разнообразными предметами, которые прежде родители не считали нужным предлагать ему. Новые предметы влекут за собой новые способы обследования, открывают малышу скрытые до этого свойства вещей и связи между ними.
Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В интенсивном овладении прямохождением важную роль играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребёнка освоить пространство. Одобрение взрослых, их радостная поддержка заставляют ребёнка при падении подниматься и снова шагать. Очень скоро ребёнок начинает испытывать огромное удовольствие от того, что он владеет своим телом. Каждодневные упражнения ведут к постоянному совершенствованию ходьбы и всего двигательного аппарата, что быстро расширяет сферу доступного ему окружающего удивительного мира. Полуторагодовалые дети ищут дополнительные трудности — идут туда, где горки, ступеньки, специально наступаютнакамешки.
Уже в середине 2-го года жизни ребёнок способен освоить разнообразные движения, носить и перемещать предметы. Самостоятельное передвижение следует поощрять. Оно расширяет контакт ребёнка с окружающей средой. Мир, доступный малышу для познания, при этом резко расширяется, улучшается восприятие расстояния и пространственного положения предмета. Приближаясь к предмету, ребёнок практически познаёт удалённость и направление, осваивает понятия «близко», «далеко», «вправо», «вверх», «вниз», «рядом». Свободно передвигаясь, ребёнок расширяет и круг познаваемых вещей.
Ходьба позволяет малышу узнавать и оценивать предметы с разных сторон — он практически узнает их форму, величину, цвет, запахи и другие свойства. Визуальный контакт с удалёнными предметами заменяется непосредственным контактом, который имеет очень важное значение в психическом развитии и реализуется в предметной деятельности ребёнка. Помогая малышу овладеть прямохождением, мы не только способствуем расширению поля его взаимодействия с окружающим миром, но и развитию его самостоятельности.
Источник
Вопрос. Каковы основные приобретения психического развития детей раннего возраста?
Ответ. Основные приобретения психического развития детей раннего возраста – это овладение прямой походкой, предметными действиями и речью.
2.3
Вопрос. В чем значение овладения прямой походкой для развития ребенка?
Ответ. Способность к передвижению прямой походкой позволяет ребенку свободно и самостоятельно общаться с внешним миром, достигать желаемой цели, развивает способность ориентироваться в пространстве. В процессе ходьбы ребенок испытывает эмоциональные переживания, у него совершенствуется мышечное чувство владения собственным телом.
! Эмоционально одобряйте первые шаги ребенка.
2.4
Ситуация. Жене 1 год. Она передвигается, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается.
2 Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением, потерей равновесия, падениями)?
Решение. Родители не должны показывать ребенку своей тревоги, напряженности, страха, недовольства в случае неумелых движений малыша, его падений. Иначе у ребенка может возникнуть страх падения, и он длительное время даже не будет пытаться ходить.
2.5
Вопрос. Что должны делать родители, чтобы развивать самостоятельность ребенка при общении его с внешним предметным миром?
Ответ. Самостоятельность ребенка при общении с внешним предметным миром будет развиваться при условии овладения им ходьбой, предметными действиями и речью.
Родителям необходимо создать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную деятельность, осуществлять ее совместно, постепенно предоставляя малышу все больше самостоятельности. В этом им помогут различные игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши разной величины, цветные наборы, формы, сделанные из разного материала, а также куклы, машинки, наборы строительного материала и др.
2.6
Ситуация. Маленькая Надя (1 год 8 месяцев) играет с куклами своеобразно – все время старается их раздеть, но никогда не одевает.
? В каком периоде развития находится Надя?
Решение. Надя находится в том периоде развития сексуальности, когда дети начинают осознавать отличия и сходство своего тела с другими. Кукла похожа на детей, и девочка ее раздевает, чтобы понять, как кукла устроена. А не одевает просто потому, что это для нее пока достаточно трудно. Позже она научится и одевать своих кукол.
2.7
Ситуация. Молодая мама пишет: «Я стараюсь с самого детства приучать ребенка к порядку. Но иногда требование убрать перед прогулкой игрушки вызывает у моего полуторагодовалого сынишки бурю протеста. Я настаиваю на своем, и все заканчивается слезами. Может, следует иногда уступить?»
? Дайте совет маме.
Решение. То, что маме кажется беспорядком, не всегда есть собственно беспорядок, возможно, это просто какой–то игровой момент. Необходимо проявить гибкость. Ребенку можно и после прогулки приступить к ликвидации, в мамином представлении, беспорядка. Тем более не стоит доводить его до слез из–за этого. Компромисс в данной ситуации полезнее. Но если ребенок все–таки примет участие в уборке, не забудьте поощрить, похвалить его за усердие и труд. А вообще–то маме надо учиться управлять активностью ребенка, предоставляя ему право выбора.
2.8
Ситуация. Проанализируйте взаимосвязь кинестезии, осязания и зрения в развитии мышечного чувства при овладении ходьбой.
? В процессе каких действий мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и положения предметов в пространстве?
? Как ребенок осваивает правильность направления и удаленность предметов в пространстве?
Решение. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета в том случае, если ребенок подсознательно сопоставляет свои мышечные ощущения со зрительным восприятием предметов, до которых он может дойти, дотянуться.
! Учите ребенка действовать на основе выделяемых ориентиров, мерок, мер отсчета и т. п.
2.9
Ситуация. Малыш любит толкать перед собой игрушки или тянуть их.
? Чем взрослый может ему помочь?
Решение. Взрослый, показывая игрушки, помогает ребенку их тянуть или толкать. Ребенок, пробуя двигать игрушки по–разному, пытается делать несколько шагов в разные стороны. Это помогает ему удерживать равновесие при ходьбе вперед, назад, боком. Привязывайте веревочки к игрушкам, которые ребенку нравится таскать по полу.
2.10
Ситуация. Постепенно малыш приходит к пониманию того, что добраться до предмета можно, совершив те или иные действия.
? Какие ситуации может создать взрослый для реализации этих целей?
Решение. Взрослый может создать такие ситуации:
а) закатывать мяч за стул, который ребенок должен обойти;
б) положить за подушку игрушку, которую ребенок должен достать;
в) поиграть в прятки (сможет ли ребенок найти взрослого?);
г) во время прогулок менять направление и скорость движения по площадке, тропинке и др.
Непременно успехи ребенка нужно поощрять радостной улыбкой и одобрительной фразой.
! Решая подобного рода практические ситуации, ребенок развивает свое мышление.
2.11
Ситуация. Малыш поднимается на ноги сам и пытается передвигаться.
? Как взрослый может помочь малышу?
Решение. Взрослый может:
а) предложить ребенку, держась за устойчивую тележку, толкать ее;
б) протянуть малышу предмет (палку, обруч и др.), за который он мог бы держаться;
в) стоя в двух шагах от ребенка, протянуть к нему руки, побуждая его идти к себе. И нужно обязательно не забыть похвалить ребенка за то, что он пытается ходить сам.
2.12
Ситуация. Мать с гордостью заявила: «А наш–то не ползал, а сразу пошел!»
? Можно ли это считать достижением?
Решение. Желательно, чтобы малыш прошел все этапы своего психофизического развития: удерживание головы, подползание, ползание, сидение, стояние, ходьба. Развитие должно происходить постепенно, последовательно.
Родителям следует способствовать тому, чтобы ребенок вначале овладел умением изменять положение тела в пространстве и перемещением, а затем уже движениями сохранения положения тела в статике. Это значит, что ребенку прежде всего необходимо овладеть ползанием, а затем уже сидением. Нельзя сажать его раньше, чем у него «созреет» способность удерживать позвоночник в правильном положении.
Источник
Светлана Фаткина
Консультация «Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой, её значение в развитии ребенка»
Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В интенсивном овладении прямохождением важную роль играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребёнка освоить пространство. Одобрение взрослых, их радостная поддержка заставляют ребёнка при падении подниматься и снова шагать. Очень скоро ребёнок начинает испытывать огромное удовольствие от того, что он владеет своим телом. Каждодневные упражнения ведут к постоянному совершенствованию ходьбы и всего двигательного аппарата, что быстро расширяет сферу доступного ему окружающего удивительного мира. Полуторагодовалые дети ищут дополнительные трудности — идут туда, где горки, ступеньки, специально наступают на камешки.
Уже в середине 2-го года жизни ребёнок способен освоить разнообразные движения, носить и перемещать предметы. Самостоятельное передвижение следует поощрять. Оно расширяет контакт ребёнка с окружающей средой. Мир, доступный малышу для познания, при этом резко расширяется, улучшается восприятие расстояния и пространственного положения предмета. Приближаясь к предмету, ребёнок практически познаёт удалённость и направление, осваивает понятия «близко», «далеко», «вправо», «вверх», «вниз», «рядом». Свободно передвигаясь, ребёнок расширяет и круг познаваемых вещей.
Ходьба позволяет малышу узнавать и оценивать предметы с разных сторон — он практически узнает их форму, величину, цвет, запахи и другие свойства. Визуальный контакт с удалёнными предметами заменяется непосредственным контактом, который имеет очень важное значение в психическом развитии и реализуется в предметной деятельности ребёнка. Помогая малышу овладеть прямохождением, мы не только способствуем расширению поля его взаимодействия с окружающим миром, но и развитию его самостоятельности.
Предметная деятельность. Предпосылки предметной деятельности формируются ещё в младенческом возрасте. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Своеобразие этого периода состоит в том, что предметы начинают восприниматься ребёнком не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определённое назначениеи способ употребления: мяч можно катать, подбрасывать, матрёшку — разбирать и собирать из частей, ложкой удобней есть, если её правильно держать, из пластилина можно слепить «колобок», «колбаску». Многие действия с предметами, их свойства, о которых ребёнок ещё не скоро бы догадался сам, он познаёт в предметной деятельности совместно со взрослыми. Здесь особенно важно персональное обращение к ребёнку, одобрение его действий, деловое общение.
Формирование предметных действий тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребёнка. Если младенец, получив незнакомый предмет, манипулирует им всеми известными способами, то ребёнок раннего возраста выясняет, как его можно употребить. Ориентировка типа «что такое?»сменяется на другую: «что с этим можно делать?». Действия ребёнка с одним и тем же предметом постепенно из ручных становятся орудийными. Вспомним хотя бы, как далеко не сразу он овладевает таким, казалось бы, простым предметом-орудием, как ложка. Лишь после довольно длительного обучения ребёнок усваивает основные приёмы пользования ею: он ведёт её не прямо в рот, а вначале вверх, затем горизонтально, ко рту. Но впоследствии он ещё долго пытается взять ложку кулачком ниже верхнего широкого края ручки. Важно, чтобы взрослый, обучая ребёнка орудийным действиям с предметами, сообщал ему и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами (совочком можно рыхлить землю, насыпать песок в ведро, но нельзя бросать им этот песок на людей — ни на взрослых, ни на детей — можно засорить глаза и т. п.).
А как научить малышей обращаться с опасными предметами, предостеречь от травм? Интересные профилактические приёмы против травматизма и несчастных случаев использовали в своей семейной педагогике супруги Никитины. Они знакомили ребёнка с опасными вещами и ситуациями, как только он сталкивался с ними в первый раз, не откладывая до той поры, «пока он поумнеет». Предоставляя ребёнку, уже ползунку, как можно больше возможностей для самостоятельного познания мира и свойств вещей, не прятали от детей ни ножниц, ни вилок, ни ножей, они могли дотронуться до горячего чайника или утюга. Но при этом родители не были безучастными свидетелями — предупреждали ребёнка, что может быть больно, горячо, что он может упасть и т. п., но не мешали ему попробовать, так ли это на самом деле (конечно, предварительно убедившись, что серьёзная травма исключена). Иногда родители делали даже специальные ловушки, например, ставили кружку с холодной водой, когда малыш тянул всё со стола, «помогали» стульям и скамейкам падать в нужный момент, а иголкам и булавкам — вовремя уколоть пальчик и т. д. Обычно 2—3 таких уроков с опасным предметом бывало достаточно, чтобы ребёнок становился осторожным.
Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения способов употребления вещей происходит зарождение умственной деятельности, активно развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Она способствует и развитию речи ребёнка. Опыт использования речи как средства деловых контактов ребёнка со взрослыми, приобретённый в предметной деятельности, оказывает существенное влияние на адаптацию ребёнка к новым условиям, на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольника. В предметной деятельности активно формируются и предпосылки изобразительной и игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте.
Источник
14
На основе накопленных впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, у ребенка происходит формирование и развитие активной речи. Наиболее эффективно активная речь формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого, который должен развивать у малыша потребность говорить, ясно выражать свои желания, мысли, чувства.
При благоприятных обстоятельствах у ребенка в этом возрасте последовательно происходят развитие активной речи, переход от автономной к связной речи, пробуждение «чувства языка». Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка.
Взрослым, имеющим дело с ребенком раннего возраста, надо:
♦ уметь распознавать, диагностировать особенности психического развития детей от года до 3 лет;
♦ создавать условия для правильного развития ребенка и разрешения кризиса 3 лет;
♦ быть посредником между ребенком и окружающим миром;
♦ повышать собственную педагогическую культуру.
2.1
Вопрос. Каковы основные особенности развития ребенка раннего возраста?
Ответ. Для ребенка в этом возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению.
Физическое и психическое развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любое отклонение в физическом развитии приводит к нарушениям психического развития. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития, а следовательно, и его ранимость. Это предъявляет к воспитанию малыша особые требования. Органы и системы организма ребенка развиваются с разной скоростью, но взаимосвязанно. Это обусловлено внутренними и внешними факторами развития ребенка.
Нервная система малыша очень пластична, поэтому условные связи легко образуются, мозг активно развивается, что делает ребенка восприимчивым к обучению.
2.2
Вопрос. Каковы основные приобретения психического развития детей раннего возраста?
Ответ. Основные приобретения психического развития детей раннего возраста – это овладение прямой походкой, предметными действиями и речью.
2.3
Вопрос. В чем значение овладения прямой походкой для развития ребенка?
Ответ. Способность к передвижению прямой походкой позволяет ребенку свободно и самостоятельно общаться с внешним миром, достигать желаемой цели, развивает способность ориентироваться в пространстве. В процессе ходьбы ребенок испытывает эмоциональные переживания, у него совершенствуется мышечное чувство владения собственным телом.
! Эмоционально одобряйте первые шаги ребенка.
2.4
Ситуация. Жене 1 год. Она передвигается, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается.
2
Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением, потерей равновесия, падениями)?
Решение. Родители не должны показывать ребенку своей тревоги, напряженности, страха, недовольства в случае неумелых движений малыша, его падений. Иначе у ребенка может возникнуть страх падения, и он длительное время даже не будет пытаться ходить.
2.5
Вопрос. Что должны делать родители, чтобы развивать самостоятельность ребенка при общении его с внешним предметным миром?
Ответ. Самостоятельность ребенка при общении с внешним предметным миром будет развиваться при условии овладения им ходьбой, предметными действиями и речью.
Родителям необходимо создать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную деятельность, осуществлять ее совместно, постепенно предоставляя малышу все больше самостоятельности. В этом им помогут различные игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши разной величины, цветные наборы, формы, сделанные из разного материала, а также куклы, машинки, наборы строительного материала и др.
2.6
Ситуация. Маленькая Надя (1 год 8 месяцев) играет с куклами своеобразно – все время старается их раздеть, но никогда не одевает.
? В каком периоде развития находится Надя?
Решение. Надя находится в том периоде развития сексуальности, когда дети начинают осознавать отличия и сходство своего тела с другими. Кукла похожа на детей, и девочка ее раздевает, чтобы понять, как кукла устроена. А не одевает просто потому, что это для нее пока достаточно трудно. Позже она научится и одевать своих кукол.
14
Источник