В чем заключается задержка речевого развития у ребенка

В чем заключается задержка речевого развития у ребенка thumbnail

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I – 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно – повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 2-3 мес.);
  • лепета (с 5-6 мес.);
  • лепетных слов (с 8-10 мес.);
  • первых слов (в 10-12 мес.).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре – около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Источник

05.01.2019

Задержкой речевого развития (ЗРР) медики считают несвоевременное овладение устной речью ребенком младше трех лет. Заподозрить заболевание можно по отсутствию у малыша фразовой речи к двум годам и связной к трем годам. Словарный запас ребенка с ЗРР недоразвит по качественным и количественным признакам.

Причины ЗРР у детей

Детская речь развивается поэтапно. В большинстве случаев дети начинают стараться говорить примерно в два года. До этого возраста малыш наблюдает за окружающими предметами, людьми, пробует запоминать все, что видит и слышит.

По достижении двух лет ребенок пытается воспроизвести все то, что запомнил ранее. К этому возрасту мышцы его речевого аппарата достаточно развиты. Но бывают исключительные ситуации, дети начинают разговаривать позже, чем это происходит обычно.

Отказ разговаривать

Специалисты считают, что задержку речевого развития провоцируют следующие причины:

  • Слаборазвитые мышцы, окружающие рот, пониженный мышечный тонус лица. Это происходит из-за кормления мягкой пищей, отсутствия грудного вскармливания.
  • Нарушения слуха. Эта причина является наиболее распространенной в появлении ЗРР. Важно заметить ее вовремя и обратиться к докторам.
  • Невостребованность речи. Когда с малышом мало общаются близкие или стараются предугадать его желания наперед, то ребенок теряет интерес к разговору, стремление общаться у него пропадает.
  • Плохая концентрация слухового внимания. Ребенок, страдающий данной патологией, плохо понимает фразы и предложения.
  • Наследственность. У малыша медленнее, чем у его сверстников, происходит созревание нервных волокон, которые отвечают за развитие речи.
  • Слишком быстрая речь родителей. Если взрослые говорят слишком быстро, то малышу сложно понять смысл слов, и через некоторое время он перестает стараться узнать смысл сказанного.
  • Два языка в семье.
  • Травмы тканей головного мозга, которые были получены в процессе родов или в первые пару месяцев жизни.
  • Психические заболевания.
  • Психические травмы, полученные в раннем возрасте.
  • Заболевания нервной системы.
  • Слишком сильный шум в помещении. Если в доме постоянно работает телевизор, взрослые слишком громко разговаривают, то ребенок постепенно перестает уделять внимание значению сказанного.
  • Кислородное голодание в период вынашивания малыша.
  • Завышенные требования родителей к развитию речи ребенка. В этой ситуации малышу перестает быть интересно учиться говорить.
  • Злоупотребление родителями алкогольной продукцией.
  • Проблемы со зрением у ребенка.
  • Патологическое состояние головного мозга.
  • Некоторые заболевания, перенесенные матерью в период беременности.

Лечение ЗРР может стать затянутым, если точно не обозначена причина, ее вызвавшая, так как патологический фактор, несмотря на проводимую терапию, будет негативно воздействовать и дальше. Детям, страдающим задержкой речевого развития, назначается комплексное обследование, чтобы точно поставить диагноз.

Как проявляется задержка речи у детей различного возраста?

Насторожить родителей должны следующие проявления задержки речевого развития:

  • недостаточность в повторении звуков за другими людьми в возрасте полутора лет или неверное повторение;
  • неправильное протекание периода, который предшествует развитию речевой коммуникации, ребенок не гулит, не лепечет, звуки в младенческом возрасте вообще отсутствуют;
  • отсутствие способности у двухлетнего ребенка выполнить простые просьбы или повторять действия за взрослыми;
  • полное отсутствие речи в три года;
  • неспособность произносить целые слова в двухлетнем возрасте;
  • неспособность формирования в трехлетнем возрасте легких фраз, словосочетаний;
  • преобладание в общении жестикулирования и мимики.

Задержка речи у детей

Любой из вышеперечисленных симптомов может свидетельствовать о ЗРР. А если ребенок не говорит в четырехлетнем возрасте, ситуация требует вмешательства.

Возможные последствия

Симптомы заболевания игнорировать нельзя, родителям следует обращаться за медицинской помощью своевременно, иначе задержка речевого развития приведет к следующим последствиям:

  1. Отставанию от сверстников в интеллектуальном и психологическом развитии, усугублению ситуации с годами.
  2. Сложностям в процессе посещения детского сада, обучения в школе и других учебных заведениях.
  3. Ощущению ребенком дискомфорта в эмоциональном плане. Он думает, что не такой, как все, может закрыться от общения с окружающими.

К какому специалисту обращаться?

При подозрении на задержку речевого развития у ребенка родителям следует отвести его на консультацию сначала к логопеду. Затем может понадобиться помощь таких специалистов, как дефектолог, невролог, психолог, психиатр, отоларинголог, сурдолог, офтальмолог. Врачи на основании обследования помогут установить причину, спровоцировавшую появление ЗРР, чтобы стало ясно, как ее устранить.

Диагностика

Для постановки верного диагноза ребенок нуждается в осмотре несколькими специалистами. Невролог оценивает состояние головного мозга, назначает ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий. С помощью этих исследований устанавливается наличие патологий.

Отоларинголог исключает такие заболевания, как глухота и хронический отит, наличие аденоидов, ведь подобные недуги могут стать причиной ЗРР. Обращение к офтальмологу поможет исключить проблемы со зрением.

Также обследования проводятся логопедом. Он пишет историю болезни, знакомиться с выводами в карте уже пройденных докторов. Определяет настоящее состояние речевого аппарата ребенка, особенности его коммуникации, насколько развиты слуховые и зрительные реакции.

До года поведение ребенка рассматривается при нахождении его в естественной среде и искусственно созданной. Анализу подвергаются доречевые реакции и голосовые проявления.

После года врач проверяет, насколько обширен активный и пассивный словарный запас малыша, его общее речевое поведение, присутствуют ли при разговоре с ним фразы, предложения. Чаще логопеды прибегают к использованию в практике Денверского теста (он показывает психомоторное развитие), шкалам Гриффитса и Бейли. Эти методы помогают провести диагностику психологического и речевого развития малыша.

Врачи отделяют ЗРР от отклонений (олигофрении или аутизма), общего недоразвития речевой коммуникации любого из уровней.

Лечение или что делать при задержке речевого развития у ребенка?

При задержке речевого развития необходим комплексный подход в лечении. Желательно начинать терапию на ранних сроках обнаружения патологии. Если отставание незначительное, то результаты от занятий станут заметны почти сразу, в противном случае ребенку понадобится посещать специализированное образовательное учреждение, так как обучаться со сверстниками будет сложно.

Ребёнок у врача

Не стоит надеяться, что проблема исчезнет сама, и ребенок нормально заговорит, начав ходить в детский сад. Следует понимать, что занятия дома, направленные на развитие мелкой моторики не позволят вылечить малыша без вмешательства специалистов.

Упражнения

На сегодняшний день разработано большое количество разнообразных упражнений, с помощью которых можно устранить патологию. Самыми известными и популярными являются следующие:

  1. «Игры-недопонималки». Ребенок старается жестами и мимикой попросить выполнить его просьбу, родители изо всех сил делают вид, что не понимают малыша, и просят объяснить его желание словами.
  2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения требуют каждодневного повторения. Сначала занятия длятся не более 10 минут, затем их продолжительность постепенно увеличивается. Наиболее распространенными простыми упражнениями являются «забор», при котором ребенок смыкает зубы и широко улыбается, и «блинчик» – малыш кладет плоский язычок на нижнюю губу.
  3. Дыхательные упражнения. Детям будет интересно, если им предложат надувать мыльные пузыри, задувать свечку или с помощью дуновения стараться сдвинуть со стола кусочек бумаги.

Медикаментозные средства

Медикаменты для лечения ЗРР выписывает невропатолог. Прежде чем назначить лекарство, врач выясняет, какая именно патология со стороны ЦНС спровоцировала возникновение заболевания. Диагноз ставится на основании исследований с помощью компьютерной томографии и ЭЭГ. После этого доктор выписывает ноотропные препараты:

  • Актовегин;
  • Энцефабол;
  • Кортексин;
  • Нейромультивит.

Физиотерапия

Физиотерапевтические методы лечения занимают не последнее место в лечении ЗРР. Детям чаще назначают магнитотерапию, транскраниальную микрополяризацию и электрорефлексотерапию.

Суть последней из вышеуказанных методик заключается в том, что при лечении воздействуют сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные и нейрорефлекторные области мозга. После таких процедур деятельность центральной нервной системы, где ранее были нарушения, приходит в норму. Аппарат воздействует на отделы мозга, которые отвечают за понимание, восприятие, речь, воспроизведение запаса слов и фраз.

Работа специалистов

Для устранения ЗРР разработаны комплексы специальных упражнений. Они направлены на развитие памяти, мышления и мелкой моторики у ребенка. Логопеды начинают работать с детьми в возрасте 4-5 лет. Дефектологи занимаются с малышами двухлетнего возраста.

Врачи проводят с детьми, страдающими патологией, различные упражнения в игровой форме. С их помощью можно укрепить мышцы лица, улучшить подвижность языка и развить возможности слухового аппарата. Во время таких занятий логопед иди дефектолог проговаривает с ребенком скороговорки, выполняет с ним гимнастику артикуляционного аппарата.

Работа специалистов

Чем могут помочь родители?

Занятий, проводимых логопедом или дефектологом, для лечения ЗРР недостаточно, поэтому родителям также придется заниматься с ребенком дома. Для этого можно повторять выполнение тех же упражнений, которые были заданы специалистами. В качестве терапии подойдут и занятия, направленные на развитие мелкой моторики, например, сборка пазлов, конструктора, игры с кубиками, можно рисовать и лепить.

Родителям важно простимулировать у ребенка желание разговаривать. Для этого ему можно предложить воспроизвести звуки окружающей природы, например, помяукать, пожужжать, как шмель, погавкать, погудеть и т. п. Также можно читать книги, обыгрывать с помощью игрушек ситуации и сюжеты из любимых сказок, устроить подобие домашнего театра.

Дети с ЗРР нуждаются в поощрении. Родители должны поддерживать любые попытки разговора. Стимулировать речь нужно постоянно – и дома, и на прогулках.

Прогноз

Вовремя начатое лечение помогает избавиться от патологии, и дети к 5-7 годам развиваются, не отставая от своих сверстников. Если не лечить ЗРР, то у ребенка могут возникнуть осложнения.

Меры профилактики

Задержка речевого развития, как и многие другие заболевания, легче предотвращается, чем лечится. В качестве профилактических мер специалисты советуют:

  1. С раннего возраста учить малыша показывать свои желания и эмоции. Ребенок постоянно нуждается в контакте с родителями, им следует запастись терпением и отвечать на все вопросы, объяснять то, что непонятно.
  2. Нескорые врачи рекомендуют общаться с младенцем еще в период его эмбрионального развития, так как это благотворно повлияет на его речь и иммунитет в будущем, установит связь с матерью.
  3. Ребенку можно включать классическую музыку. Она оказывает положительное влияние на работу мозга.
  4. Также с малышом можно читать книги, рассматривать картинки, разучивать стихи, рисовать, заниматься лепкой из пластилина, играть с кинетическим песком.
  5. Будущей маме важно следить за течением беременности, посещать специалистов и сдавать анализы.
  6. В семье должны царить нормальные отношения, взаимопонимание и взаимоуважение. Всем домочадцам необходимо общаться с малышом.
  7. Проходить профилактические медосмотры, чтобы вовремя заметить проблемы со стороны слуха или зрения. На ранних этапах их можно устранить и не спровоцировать ЗРР.
  8. В двухлетнем возрасте малыша стоит показать логопеду.

Видео о задержке речевого развития

С информацией о ЗРР от известного кандидата психологических наук и научного руководителя Центра коррекционной и семейной психологии Сологуб Дарьи Сергеевны можно ознакомиться при просмотре следующего видеоролика:

Задержка речевого развития считается серьезным поводом для беспокойства. В данной ситуации не следует ориентироваться на чей-либо положительный опыт, заключающийся в том, что ребенок начал хорошо говорить только в четыре года и позднее. Родителям следует обратиться за консультацией к специалистам.

Источник