В чем заключается благополучное развитие ребенка
Правильное воспитание детей – одна из главных задач нашей жизни.
Что такое правильное воспитание ребенка? Это формирование у него правильных целей, это помощь в создании правильного мировоззрения. Это советы, как относиться к миру и к самому себе.
Забота о выживании ребенка в сегодняшнем дне – это забота о его теле; забота о выживании ребенка в завтрашнем дне – это забота о развитии его интеллекта, способностей; забота о выживании ребенка послезавтра и в отдаленной перспективе – это забота о его душе. Без воспитания души ни о каком стратегическом выживании речи быть не может, а без любви и веры душу воспитать невозможно. Смысл воспитания ребенка в том, чтобы приблизить его к Богу.
Самый главный опыт приобретается ребенком на уровне чувств, в подсознании. То, что мы обычно называем воспитанием детей, то есть советы, нравоучения, воспитание привычек, составляет лишь 5-10% воздействия на ребенка. Остальное определяется внутренним состоянием и поведением родителей. Тот, кто не может воспитать себя, никогда не сможет воспитать своих детей. К примеру, если родители поклоняются благополучной судьбе, то не стоит удивляться тому, что их ребенок рано или поздно безнравственно отнесется к ним самим, если они в чем-то ущемят его благополучную жизнь.
Первую, главную модель отношения к жизни ребенок заимствует у своей матери. Для того чтобы ребенок развивался, он должен общаться один на один с матерью. Через любовь и душевное тепло происходит главное обучение. Чем больше хлопот, связанных с воспитанием детей, чем чаще мы с ними общаемся, гладим их, воспитываем, обучаем, тем больше любви открывается в нашей душе, и ребенок реагирует соответственно – учится любить и отдавать высшую энергию души.
Детдомовские дети, не получившие в раннем детстве достаточного количества тепла и ласки, вырастают инвалидами души – отсюда их часто крайне неудачная судьба впоследствии.
Любовь, искренность, забота, жертвенность, сострадание – этому маленький ребенок должен учиться с раннего детства, иначе он потом не сможет создать семью и развить в себе социальное мышление. Раньше девочка играла с кастрюльками, тарелочками, нянчила тряпичную куклу – и огромная, неиспользованная энергия шла на создание образа, стереотипа матери, жены, подруги. Когда девочки играют с печально известными куклами Барби, у них срезаются навыки и образ матери, жены, хозяйки. Жертвенность и сострадательность тут ни к чему, – кукле Барби нужны дворцы, машины и красивая одежда, то есть то, что нужно взрослому. В этой кукле воплощена идея бесплодия.
Современная наука педагогика не дает целостного понимания того, что такое ребенок и в чем смысл поведения детей. На самом деле, все очень просто: пока ребенок не вошел в социум, он отождествляет себя с телом и его поведение подчинено законам существования животного мира. У него есть четкое врожденное понимание иерархии, понятие вожака и необходимости подчинения вожаку, тенденция унижения слабого как ослабляющего род т.д. Ребенка нельзя осуждать за подобные формы поведения, – ему нужно помочь перейти на более высокий уровень взаимоотношений с окружающими. Нужно помогать детям переходить от уровня тела – к уровню духа и души.
Ребенку нужно давать любовь и придерживать его инстинкты; у нас же часто все воспитание сводится к тому, чтобы инстинкты подавить. Воспитание ребенка заключается не в подавлении и наказании, а в правильной мотивации. Если ребенку четко объяснить, куда и как идти, что такое хорошо и что такое плохо, заинтересовать его и дать простую понятную цель, – его не надо будет наказывать, он сам к ней пойдет. Ему нужно только подсказывать.
Таким образом, воспитание ребенка можно свести к 4 этапам:
1) формирование цели;
2) помощь и подсказка;
3) предупреждение, – если делать то, что нужно, ребенок не хочет;
4) наказание, – если делать то, что нужно, ребенок категорически отказывается.
Если цели правильные и масштабные, то ребенок будет энергичным и добродушным. Если цели привязать к инстинктам, ребенок будет эгоистичным, агрессивным или депрессивным. Если смыслом жизни и высшей целью является любовь и единение с Богом, тогда ребенок способен будет изменить свой характер, свои наклонности и привычки. И даже если у него в подсознании есть патологические тенденции, пришедшие от предков, при наличии любви в душе он сможет глубинно измениться и преодолеть их.
Начинать прививать ребенку правильную иерархию ценностей можно с элементарных объяснений: деньги – это хорошо, однако если есть деньги, но нет семьи, – человек счастлив не будет; если есть и деньги и семья, но на душе темно и пусто, в душе нет любви, – человек счастлив не будет. И только тогда, когда в душе светло и радостно, в душе живет любовь, – тогда будет энергия и приложится все остальное. Любовь нам дает Бог, Творец, и когда мы постоянно помним об этом, когда мы любим Его и обращаемся к Нему, – мы эту любовь получаем и становимся по-настоящему счастливыми.
Воспитание – это всегда помощь и поддержка. Эта помощь может быть жесткой, эта помощь может быть мягкой, но она всегда должна сопровождаться любовью. Ребенка можно наказывать, но нельзя ругать, – последнее тождественно его уничтожению на тонком плане.
Нужно понимать, что очень трудно преодолеть зависимость от инстинктов, двинуться в правильном направлении, поскольку чувства человека имеют огромную инерцию. Поэтому для воспитания ребенка необходима не только любовь, но и терпение.
Важные моменты в воспитании детей
Очень важно научить ребенка уважать родителей и подчиняться им, – это поможет с детства усмирять гордыню, т.к. в подсознании родители для человека тождественны Богу: они также создали нас, только на физическом плане.
Ребенок должен научиться заботиться о родителях, иначе впоследствии он вряд ли станет это делать. Давно известно выражение: «До 5 лет ребенок – царь, от 5 до 15 лет – раб, а после 15 – друг».
Мать и отец в любых ситуациях прежде всего должны демонстрировать детям свое единство, даже при внешних разногласиях, – иначе ребенку сложно будет впоследствии стать единобожником.
Ребенка нужно правильно хвалить. Если мы хвалим внешнее эго ребенка («какой ты сильный, какой умный и т.п.»), – мы усиливаем в нем гордыню, привязанность к ценностям этого мира, то есть, по сути, воруем у ребенка будущее; если же мы хвалим его за доброту, за то, что помог, сумел простить, – тогда мы защищаем стратегию, мы обеспечиваем ему будущее.
Ребенку необходима школа прохождения страданий тела и духа, школа прохождения душевной боли, – это его развитие. Иногда ребенок сам напрашивается на наказание, – это может быть знаком того, что ему недостает нормального стресса в жизни. В таком случае ребенку нужно помочь, дать ему возможность заниматься спортом, ходить в походы и т.д., то есть преодолевать трудности, – тогда ребенка нужно будет меньше наказывать.
Истерика у ребенка, направленная на то, чтобы получить желаемое во что бы то ни стало, – это знак, что ребенок находится в рабстве у инстинктов. В таком случае нужно не бояться применять жесткие меры для остановки истерики и в дальнейшем постепенно приучать ребенка к сдерживанию своих желаний.
Во всем должна быть золотая середина: ребенка нужно учить правильно конфликтовать и, в то же время, предоставлять ему возможность самостоятельно реализовывать навыки правильного решения конфликта в повседневной жизни; нельзя поощрять доносительство, но, в то же время, нужно научить ребенка сообщать взрослым о какой-то серьезной ситуации, которая может быть опасна, и т.д.
Ребенка нужно водить в церковь, учить молиться, – но не механически повторяя слова молитвы, а чувствуя любовь и тепло в душе. Можно попробовать передать ребенку свои чувства, испытываемые при искренней молитве.
Гармоничный ребенок – это тот, по отношению к которому не возникает агрессии; который радостен, постоянно отдает энергию на общение и помощь другим; не расстраивается по пустякам.
Сможем ли мы сделать своего ребенка истинно счастливым, подарить ему счастливое будущее, – это зависит прежде всего от нас самих. Насколько мы сами идем к Богу и любви, настолько будут счастливы наши дети.
*******************************************************************
Сергей Николаевич Лазарев – автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.
Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева – это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.
lazarev.ru
Дорогие Друзья! Если Вам понравилась информация, и Вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!
Источник
Условия развития успешного ребенка
По П.Ф. Лесгафту
- Атмосфера любви. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви. Все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родин, делать людям добро. И при этом, слепая, неразумная материнская любовь забивает ребенка хуже, чем розги, делает его безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.
- Высоконравственный родитель. Учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела.
- Общественно-полезный труд. Труд в присутствии ребенка, способствует подражанию, изначально в игре, далее как помощник и затем как самостоятельный исполнитель.
- Исключение «прибавочных раздражителей» в жизни ребенка. Роскошь; нищета; чрезмерные лакомства; беспорядочная еда. Все должно быть в пределах разумного. Иначе не вырабатывается, у ребенка, способность к целенаправленной деятельности.
- Гармоничное развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок; слушание музыки, песен; занятие сборными игрушками; чтение стихов; рисование и лепка. Это разнообразие необходимо, чтобы со временем определить свое призвание.
- Принцип постепенности и последовательности. Родитель должен следить за тем, чтобы ребенок брался за те дела, которые в данное время ему по силам, иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень.
- Ограждение ребенка от контакта с безнравственными людьми.
Факторы влияния на личность ребенка
По С.В. Ковалеву.
- Социальная микросреда семьи. Приобщение к социальным ценностям и ролям.
- Внутри и вне-семейная деятельность. Бытовой труд.
- Семейное воспитание. Комплекс целенаправленных воздействий.
Типы отношений в плоскости.
Горизонтальная плоскость. Супруги-родители и другие взрослые члены семьи (особенности взаимодействия, взаимоотношения с другими людьми).
Вертикальная плоскость. Родители – дети. Возрастная динамика таких отношений «Обними покрепче – пусти – отстань». С возрастом функции этих отношений изменяется.
- Младенец (0 – 3). Родители – источник эмоционального тепла и поддержки.
- Дошкольник (3 – 6). Родители – власть, высшая инстанция, распорядитель благ.
- Мл. школьный возраст (7-10). Родители – образец и пример для подражания.
- Пубертатный период (11-14). Родители – друзья и советчики.
Типы сотрудничества с ребенком.
По Г.С. Абрамовой.
- Ситуативный. «Делай то, что умеешь». Формула взаимоотношений – «Делай сам, не приставай ко мне и не мешай мне».
Взрослый как бы создает искусственную преграду для возможного развития ребенка, ограничивая сферу взаимодействия с ним.
- Операционный. «Давай делать вместе, и ты научишься делать хорошо». Формула взаимоотношений – «Делай как я и ты будешь делать хорошо».
Этот тип сотрудничества ориентируется не только на актуальные, но и на потенциальные личностные возможности ребенка, но тем не менее взрослый всю инициативу в этом взаимодействии берет на себя. Ребенок не имеет собственной позиции, собственное мнение. Самостоятельность ребенка взрослый не всегда оценивает положительно. Этот тип взаимодействия конфликтен по своей природе.
- Ценностный. Где каждый представляет ценность для другого. Эмоциональный фон + система оценок. «Я очень рад, что у тебя получается». Формула взаимоотношений – «Завтра ты обязательно будешь лучше, чем сегодня, а для этого учись видеть в других людях и плохое и хорошее».
Условия развития успешного ребенка
Делай то, что умеешь.
Делай сам, не приставай ко мне, не мешай мне.
Давай делать вместе, и ты научишься делать хорошо.
Делай как я и ты будешь делать хорошо.
Я очень рад что у тебя получается.
Завтра ты обязательно будешь лучше, чем сегодня, а для этого учись видеть в других людях и плохое и хорошее.
Источник
Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста
По мнению американского врача-психотерапевта Элизабет Кюблер-Росс, здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.
Психический, или эмоциональный, составляющий компонент здоровья не менее важен, чем физический.
Известен тот факт, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием, эмоциональным благополучием и, в целом, с развитием личности. Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. В то же время, эмоциональное перенапряжение у ребенка, чрезмерные переживания, стрессы, а также многие другие факторы могут привести к появлению невроза у ребенка.
Нужно помнить, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности.
Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. С другой стороны, причиненное ему огорчение, проявление несправедливости, вызывают обиду и злость.
Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт,
Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Таким образом, можно сделать заключение, что психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.
Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:
- Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
- Общий эмоциональный тонус.
- Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
- Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.
Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.
Под высоким уровнем эмоционального благополучия принято понимать:
– желание вступать в общение,
– взаимодействовать длительное время;
– успешное участие в коллективных делах;
– успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;
– умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
– заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.
Средний уровень эмоционального благополучия:
– недостаточная инициативность при общении;
– предпочтение исключительно пассивных ролей;
– неумение улаживать конфликты;
– принятие помощи и при возможности ее оказание.
Низкий уровень эмоционального благополучия:
– нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;
– отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия;
– отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;
– исключительная ориентация на собственные действия;
– непризнание правил и норм общения, деятельности
– отсутствие понятий «хорошо» – «плохо» или нежелание им следовать при сформированности;
– конфликтность, агрессивность.
Общим заключением, является констатация факта потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь – матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.
Анкета для родителей
«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?
- родители любят детей;
- родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;
- родители уважают мнение детей, их переживания;
- родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
- нравственная атмосфера семьи;
- наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);
- наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие);
- наличие обязанностей по дому;
2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?
- благополучно;
- иногда бывают конфликты;
- обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
- неблагополучно.
3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?
- настаиваю на своей точке зрения;
- ищу компромисс;
- «иду на поводу у ребенка»;
- обращаюсь за помощью к другим членам семьи.
4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?
- уравновешенный;
- терпеливый;
- уступчивый;
- приветливый;
- вспыльчивый;
- склонный командовать;
- свой вариант ________________________________________________________
5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?
- прямого влияния не оказывают;
- благополучие семейных отношений — это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
- сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.
Тест на оценку уровня тревожности и выявление
признаков психического напряжения. Автор: А.И. Захаров
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.
1. Легко расстраивается, много переживает.
2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
3. Капризничает и раздражается по пустякам.
4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
5. Бывают припадки злости.
6. Заикается.
7. Грызёт ногти.
8. Сосёт палец.
9. Имеет плохой аппетит.
10. Разборчив в еде.
11. Засыпает с трудом.
12. Спит беспокойно.
13. Неохотно встаёт.
14. Часто моргает.
15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
17. Старается быть тихим.
18. Боится темноты.
19. Боится одиночества.
20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
21. Испытывает чувство неполноценности.
Обработка результатов
28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.
20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.
7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.
Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.
Анкета для воспитателя
«Анализ эмоционального благополучия детей в группе»
Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:
Обстановка в группе.
1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)
2. Почему я так думаю?
3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?
Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.
1. С кем из детей у меня хороший контакт?
2. Чем это объясняется?
3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?
4. Чем это можно объяснить?
Взаимоотношения между детьми.
1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?
2. Чем это вызвано?
3. Какие дети часто ссорятся между собой?
4. Почему это происходит?
5. Каких детей часто обижают?
6. Почему это происходит?
Источник