В чем причина неравномерности процесса развития ребенка

В чем причина неравномерности процесса развития ребенка thumbnail

Понятие закономерности и неравномерности развития

Исследования, проводимые в области развития человека, выявили ряд важных закономерностей развития. Данные закономерности должны присутствовать в период становления и развития каждого человека. В том случае если нарушается их ход или «выпадает» какой-то период, то может наблюдаться отставании в развитии.

В практической педагогике принято выделять следующие закономерности развития человека:

  1. В раннем возрасте физическое развитие происходит интенсивно, по мере того как человек становится старше, тем его развитие становится медленнее.
  2. Физическое развитие ребенка не равномерно, в определенные периоды оно протекает интенсивнее, в другие – медленнее.
  3. Развитие каждого человеческого органа происходит в индивидуальном темпе, в общем же все части тела развиваются не только неравномерно, но и не пропорционально.

Замечание 1

Физическое развитие ребенка находится во взаимосвязи с духовным. Динамика духовного развития имеет значительные колебания, которые обусловлены неравномерностью развития и созревания нервной системы и психических функций.

Духовное развитие так же имеет ряд закономерностей:

  1. Темпы духовного развития находятся в зависимости от возраста человека. Чем человек моложе, тем выше темп его духовного развития, с возрастом темп замедляется.
  2. Духовное развитие протекает неравномерно. Это связано с тем, что в разных жизненных ситуациях, благоприятных и не очень, психические свойства и функции личности, находятся на разных уровнях развития. Так ряд условий могут оказывать положительное кратковременное влияние на развитие качеств личности.
  3. Для становления и развития различных видов психической деятельности, существуют оптимальные периоды жизни человека. Именно в эти периоды важно развивать данные деятельности, так как с их становлением связано развития духовных качеств личности. Указанные периоды развития, являющиеся оптимальными для становления различных качеств личности, принято называть сенситивными.

Основные причина сенситивности развития:

  • Неравномерное созревание головного мозга
  • Неравномерное созревание нервной системы
  • Неразвитость предшествующих качеств и свойств

Замечание 2

Так же необходимо отметить, что большое значение в развитии и становлении является процесс социализации ребенка и его жизненный опыт.

Характеристика неравномерностей развития

Определение 1

Развитие – это направленный процесс изменения духовных и материальных объектов личности, с целью их совершенствования.

Процесс развития по своей природе является неравномерным, то есть развитие различных психических свойств, функций и образований осуществляется неравномерно.

Неравномерность развития – это природная закономерность психического и физического развития и становления.

Все психические функции имеют свой особенный темп и ритм становления. Какие-то развиваются быстрее и «подтягивают» за собой другие. После может быть так, что функции, которые отставали, с возрастом приобретают приоритет в развитии и выходят на первый план. Некоторые развиваются и образуют основу для дальнейшего становления и усложнения психической деятельности ребенка. Например, в младенчестве у детей интенсивно развиваются органы чувств, на основании которых в последующем формируются предметные действия. В дальнейшем, уже предметные действия переходят в особую деятельность, оказывающую влияние на становление и развитие речи, мышления, памяти и т.д.

Все психические и физические процессы протекают не равномерно, что обуславливает неравномерное развитие личности. То есть нельзя ставить детей в определенные рамки и шаблоны. Кто-то раньше начинает ходить, кто-то говорить и т.д. Все это обусловлено закономерностями возрастного развития и наличием в каждом периоде ведущих видов деятельности.

Большое значение в развитии имеют задатки, которые были переданы ребенку по наследству от родителей.

Определение 2

Задатки – это переданные по наследству от родителей природные предпосылки развития личности, определяют успешность в выполнении определенной деятельности.

Задатки определяют успехи в осуществлении какой-либо деятельности. Ребенок, имеющий задатки в конкретной деятельности, соответственно и развивается в этом виде деятельность быстрее своих сверстников. Например, в том случае, если имеются художественные задатки, то ребенку интересно рисование, соответственно хорошо развивается мелкая моторика, которая влечет за собой успешное становление и развитие речи.

В процесс становления ребенка, необходимо обращать пристальное внимание на его развитие. Это связано с тем, что если отмечаются какие-либо проблемы, то их необходимо устранять и предотвращать незамедлительно. Иначе можно упустить сенситивный период.

Для того, чтобы понять протекает ли развитие полноценно или же имеются какие-либо отклонения, необходимо знать, как протекала беременность и роды, условия проживания матери, а также ребенка в первые месяцы жизни.

Игнорирование неравномерности развития ребенка приводит к тому, что дети со слабым развитием могут начать отставать все больше и больше в развитии. Способные дети, чье развитие игнорируется родителями и педагогами могут утратить интерес к обучению.

Акселерация

Одной из актуальных проблем развития является акселерация.

Определение 3

Акселерация – это ускоренное умственное и физическое развитие живого организма.

В настоящее время проблема акселерации детей, занимает умы врачей, биологов, социологов и преподавателей всего мира.
Выделяют следующие виды акселерации:

  1. Биологическая акселерация – это изменения, которые касаются биологии развития человека.
  2. Социальная акселерация – это увеличение объема знаний и скорости восприятия информации. У детей нынешних времен, скорость восприятия информации значительно выше, по сравнению с их сверстниками 50-100 лет назад.
  3. Половая акселерация – это ускоренное половое созревание. Половое созревание у современных детей наступает на 2-3 года раньше, чем в начале прошлого века.
Читайте также:  Курсы по развитию ребенка в одинцово

Таким образом, переходный возраст девочек и мальчиков передвинулся в среднем на 2,5-4 года вперед по сравнению с предыдущими поколениями.

Источник

Исследования в области детского развития выявили ряд закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Учителю начальной школы необходимо опираться на закономерности физического развития:

– В более молодом возрасте физическое развитие ребенка идет быстрее и интенсивнее; по мере того как он становится старше, темп развития замедляется.

– Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие – медленнее.

– Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе, а потому в целом процесс идет неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между детьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивации, нравственном поведении, уровне социального развития. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.

1. Между возрастом ребенка и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем оно выше, и наоборот.

Размышляя о таинствах человеческого развития, Л.H. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость». Великий знаток человека чувствовал то, что ученые впоследствии доказали строго научными методами.

2. Духовное развитие детей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных, условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды одни качества формируются быстрее, другие – медленнее.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств наиболее благоприятны (оптимальны), называются сензитивными (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины сензитивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже устоявшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Почему не овладели нормальной человеческой речью дети-Маугли? Ответ ясен – был упущен сензитивный период, отведенный природой для формирования этого качества. Если ребенок к определенному времени (обычно к 1,5–2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. То же самое можно сказать о всех других качествах – физических, психических, социальных, нравственных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, задержка с прямохождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Сензитивные периоды развития хорошо изучены. Педагоги должны держать периоды формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (младший и средний школьный возраст) под пристальным контролем. Недавно американские психологи установили, что возраст от 6 до 12 лет – это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период – и человеку трудно овладеть приемами творческого мышления на более высоком уровне.

4. По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность, т.е. возможность изменения. На пластичности нервной системы основано действие воспитания: слабые психические функции можно компенсировать более сильными, но не менее важными качествами, например, слабую память – более высокой организацией познавательной деятельности.

Неравномерность развития – во многом загадочное явление. Вот некоторые факты ускоренного, т.е. не свойственного возрасту, развития отдельных качеств. Моцарт с 4 лет играл на клавесине, в 5 – сочинял музыку, в 8 – создал первую сонату и симфонию, в 11 – написал оперу. Михаил Глинка в 7-8-летнем возрасте, размещая по комнате тазы, устраивал «малиновый» перезвон. У Римского-Корсакова в 2 года проявились музыкальный слух и память. 3-летний Репин вырезал из бумаги красивых лошадей в самых различных позах, в 6 – уже рисовал красками. Серов в 3 года лепил, в 6 – рисовал с натуры и, по его же словам, в лица вглядывался с детства: как глаза расставлены, как черты лица образуются. Пушкин начал сочинять стихи, будучи 7-8-летним мальчиком.

Очень одаренных в какой-то области детей называют вундеркиндами (от немецкого «вундер» – чудо и «кинд» – ребенок). Что говорит о вундеркиндах современная наука? Лишь то, что они ничем другим, кроме раннего проявления способностей в определенной области, от других детей не отличаются. Одаренный ребенок на решение задач, которые он перед собой ставит, тратит много меньше времени и сил, причем положительные эмоции от успеха легко компенсируют энергетические затраты. На специальных испытаниях одаренные дети демонстрируют, как правило, высокие способности лишь в какой-нибудь одной области.

Читайте также:  Игры для развития речи ребенка консультация для родителей

Но, конечно, с обычной меркой подходить к вундеркинду нельзя. Попробуйте «приставить» ее хотя бы к 4-летнему первокласснику Саше Улановскому. Незаурядные способности мальчика проявились очень рано, в порядке исключения ему разрешили учиться в школе. В полтора года он знал азбуку, в 3 – прекрасно читал и считал. Прочитав любой текст из букваря, мог тут же дословно пересказать его. Если класс затруднялся с ответом на какой-то вопрос, выручал Саша.

Итак, духовное и физическое развитие детей происходит неравномерно: в одни периоды – быстрее, в другие – медленнее. Здесь действуют многие закономерности, на которые следует опираться учителю начальной школы. Особенно надо помнить, что существуют наиболее благоприятные периоды для развития отдельных физических и духовных качеств, которые называются сензитивными.

Источник

Страница: 36

Школьник требует к себе неусыпного внимания. В мировой практике успешно разрешается вопрос о снижении наполняемости классов, чтобы дать учителю возможность лучше узнавать своих учеников, интенсивнее проводить индивидуальное и личностно–ориентированное воспитание. Диагностика ребенка занимает в деятельности современного воспитателя такое же, а может быть, даже большее место, чем обучение и воспитание. Все чаще приходим к выводу: если не знаем ребенка, в его воспитание лучше не вмешиваться – чтобы не навредить.

Задание

На педагогической практике выясните, какими методиками и показателями для определения интеллектуального развития детей пользуются учителя начальных классов. Проанализируйте. Сравните. Лучшее позаимствуйте.

Подытожим сказанное о главных тенденциях природы младшего школьника. Его развитие – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте он должен очень многое понять, а потому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная установка этого возраста – постижение окружающего мира, природы человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни. Важнейшее требование к учителям и воспитателям, работающим с детьми данного возраста, – видеть в них находящуюся в развитии, но целостную личность.

Неравномерность развития

Исследования в области детского развития выявили ряд закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно–воспитательную деятельность. Учителю начальной школы необходимо опираться на закономерности физического развития:

– В более молодом возрасте физическое развитие ребенка идет быстрее и интенсивнее; по мере того как он становится старше, темп развития замедляется.

– Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие – медленнее.

– Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе, а потому в целом процесс идет неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между детьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивации, нравственном поведении, уровне социального развития. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.

1. Между возрастом ребенка и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем оно выше, и наоборот.

Размышляя о таинствах человеческого развития, Л.H. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость». Великий знаток человека чувствовал то, что ученые впоследствии доказали строго научными методами.

2. Духовное развитие детей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных, условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды одни качества формируются быстрее, другие – медленнее.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств наиболее благоприятны (оптимальны), называются сензитивными (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины сензитивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже устоявшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Почему не овладели нормальной человеческой речью дети–Маугли? Ответ ясен – был упущен сензитивный период, отведенный природой для формирования этого качества. Если ребенок к определенному времени (обычно к 1,5–2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. То же самое можно сказать о всех других качествах – физических, психических, социальных, нравственных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, задержка с прямохождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Сензитивные периоды развития хорошо изучены. Педагоги должны держать периоды формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (младший и средний школьный возраст) под пристальным контролем. Недавно американские психологи установили, что возраст от 6 до 12 лет – это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период – и человеку трудно овладеть приемами творческого мышления на более высоком уровне.

Читайте также:  Сквозные механизмы развития ребенка по фгос это

Если книга которая размещена на сайте нарушает Ваши авторские права, свяжитесь с нами. oivantc@gmail.com

Источник

Исследования
в области человеческого развития выявили
ряд важных закономерностей, без учета
которых невозможно спроектировать и
организовать эффективную
учебно-воспита­тельную деятельность.
Практическая педагогика опирается на
закономерности физического развития:

1.
В более молодом возрасте физическое
развитие человека идет быстрее и
интенсивнее; по мере того, как человек
стано­вится старше, темп развития
замедляется.

2. Физически ребенок
развивается неравномерно: в одни периоды
— быстрее, в другие — медленнее.

3.
Каждый орган человеческого тела
развивается в своем темпе; в целом части
тела развиваются неравномерно и
непро­порционально.

С
физическим неразрывно связано духовное
развитие, в ди­намике которого также
есть значительные колебания, обуслов­ленные
неравномерностью созревания нервной
системы и раз­вития психических
функций. Исследования показывают, что
существенные отличия между людьми
выражаются прежде все­го в уровнях
интеллектуальной деятельности, структуре
созна­ния, потребностях, интересах,
мотивах, нравственном поведе­нии,
уровне социального развития. Духовное
развитие подчиня­ется ряду общих
закономерностей.

1.
Между возрастом человека и темпами
духовного развития проявляется обратно
пропорциональная зависимость: чем ниже
возраст, тем выше темп духовного развития;
с возрастом темп духовного развития
замедляется.

Размышляя
о таинствах человеческого развития,
Л.Н. Тол­стой писал: «От пятилетнего
ребенка до меня — только один шаг. От
новорожденного до пятилетнего — страшное
расстоя­ние. От зародыша до новорожденного
— пучина. А от несуще­ствования до
зародыша отделяет уже не пучина, а
непостижи­мость». Великий знаток
человеческой природы чувствовал то,
что ученые впоследствии доказывали
строгими научными ме­тодами.

2.
Духовное развитие людей протекает
неравномерно. При любых, даже самых
благоприятных условиях психические
функ­ции и свойства личности, лежащие
в основе духовных качеств, не находятся
на одном и том же уровне развития. В
отдельные
периоды
развития возникают более благоприятные
условия для развития отдельных качеств,
и некоторые из этих условий име­ют
временный, преходящий характер.

3.
Существуют оптимальные сроки для
становления и роста отдельных видов
психической деятельности и обусловленного
ими развития духовных качеств. Такие
возрастные периоды, когда условия для
развития тех или иных качеств оптимальны,
называются сензитивными (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины
сензитивности — неравномерность
созревания мозга и нервной системы и
то обстоятельство, что некоторые свойства
личности могут формироваться лишь на
ос­нове уже сформировавшихся свойств.
Большое значение имеет и приобретаемый
в процессе социализации жизненный опыт.

Почему
не овладели нормальной человеческой
речью дети-Маугли? Ответ ясен — был
упущен сензитивный период, отве­денный
природой для формирования этого качества.
Если ре­бенок к определенному времени
(обычно к 1,5—2,5 годам) не овладел речью,
то с каждым днем наверстывать упущенное
бу­дет все труднее. Точно так же можно
сказать о всех других ка­чествах —
физических, психических, социальных,
нравствен­ных. Более сложные из них
не могут развиваться до тех пор, пока
не сформированы те, что служат основой.
Скажем, за­держка с прямохождением
влечет за собой цепную реакцию в развитии
двигательного и вестибулярного аппарата.
Сензитив-ные периоды развития хорошо
изучены. Под пристальным контролем
педагоги должны держать периоды
формирования интеллектуальных,
нравственных, социальных качеств
(млад­ший и средний школьный возрасты).
Недавно американские психологи
установили, что возраст от шести до
двенадцати лет — это сензитивный период
для развития навыков решения проблем.
Упущен этот период — и человеку будет
очень трудно овладеть приемами творческого
мышления на высоком уровне.

4.
По мере развития психика человека и его
духовные ка­чества приобретают
устойчивость, постоянство, сохраняя
при этом пластичность и возможность
компенсации. В этом прояв­ляется
сложнейшая диалектика человеческого
развития: с од­ной стороны, психическое
развитие представляет собой посте­пенное
перерастание психических состояний в
черты лично­сти, с другой — их всегда
можно изменить в лучшую сторону, были
бы созданы надлежащие условия и
осуществлены адекватные действия (И.П.
Павлов). На пластичности нервной сис­темы
основано действие воспитания. Пластичность
также от­крывает возможности
компенсации: слабые психические функ­ции
могут быть компенсированы более сильными,
но не менее важными качествами. Например,
слабая память может быть компенсирована
более высокой организацией познавательной
деятельности.

Источник