В чем отличается развитие ребенка с нормальным развитием

В чем отличается развитие ребенка с нормальным развитием thumbnail

Консультация  для педагогов

«Общие представления о нормальном и отклоняющемся развитии детей дошкольного возраста»

Понятия о нормальном и отклоняющемся развитии

     Личностно – ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией системы образования на всех её уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми навыками и знаниями, позволяющими ему обеспечить оптимальные условия развития не только среднестатистического ребёнка, но ребёнка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.

     Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей одного возраста. Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения».

     Функциональная норма – это своего рода индивидуальная норма развития, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической помощи наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом отвечает тем требованиям, которые предъявляет социум в зависимости от возраста и уровня психосоциального развития.

     Л.Пожар пишет, «…Мы считаем ребёнка нормальным: когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста; когда ребёнок развивается в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения; когда ребёнок развивается в соответствии с требованиями общества… Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности и анормальности детей».

Основные условия для нормального развития ребёнка

   Можно выделить основные условия необходимые для нормального развития ребёнка, сформулированные Г.М.Дульневым и А.Р.Лурия:

     – нормальная работа головного мозга и его коры;

     – нормальное физическое развитие ребёнка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

     – сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребёнка с внешним миром;

     – систематичность и последовательность обучения ребёнка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Отсутствие либо недостаточность перечисленных выше условий обусловливает наличие отклонений в развитии детей.

Дети с проблемами в развитии

     Дети с проблемами в развитии – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, физическими, эмоционально-волевыми и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «дефективные» – «аномальные» – «с отклонениями в развитии» – « с особыми образовательными потребностями» – «с ограниченными возможностями здоровья».

     На педагогов дошкольных учреждений общего типа и специализированных возлагается особая ответственность по подготовке к школе детей с отклонениями в развитии. В дошкольном детстве формируется прочный фундамент для развития речи, моторики, всех психических процессов, разных видов деятельности, в том числе и учебной. Подавляющее большинство детей в массовом детском саду успешно овладевает всеми разделами программы дошкольного развития и воспитания, но дети, имеющие особенности в речевом, психическом развитии, нарушении слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, с этой программой не справляются. Принципиально важным являются своевременное выявление таких детей, всестороннее изучение их в целях дифференциальной диагностики и определение путей необходимого в каждом конкретном случае лечения и коррекционно-педагогической помощи.

     Дошкольная дефектология, для создания оптимально успешного развития ребёнка, опирается на учения Л.С.Выготского о структуре дефекта. Принципиально важным является правильное разграничение первичного и вторичного дефектов развития.

     Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализатора, отделов КГМ) вследствие воздействия патогенных факторов.

     Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития (ВПФ) и нарушения социального поведения с формирующимися патологическими чертами характера (замкнутость, тревожность, агрессия и т.д.).

     Для преодоления первичных дефектов необходимо медицинское воздействие, вторичные отклонения поддаются коррегирующим педагогическим воздействиям, где важное и определяющее значение играет компенсация дефекта. Л.С.Выготский – основоположник культурно-исторической теории, убедительно доказал, что «врастание нормального ребёнка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития – естественный и культурный – совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют единый ряд социально-биологического формирования личности ребёнка». Л.С.Выготский придавал большое значение включению аномального ребёнка в различную социально-значимую деятельность, необходимости создавать действенные формы детского опыта, во избежание «социального вывиха», преодолении патологических черт личности.

     Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма, возмещение нарушенных или утраченных функций за счет активизации сохранных функций и анализаторных систем.

     Дефект развития есть в большинстве своём факт биологический, ребёнок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, в занятии соответствующей социальной позиции, в установлении отношений с окружающими. Влияние дефекта на самом деле двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток, т.е. «минус дефекта превращается в плюс компенсации».

     Однако для превращения потенциальных возможностей в действительные нужно знать те возможности ребёнка, которыми он уже располагает, (зона актуального развития) и те возможности, которые ещё не стали его достоянием и находятся в зачаточном состоянии (зона ближайшего развития).

     Воспитание детей с различными дефектами должно базироваться на том, что в самом детском организме заложены возможности компенсации и сверхкомпенсации дефекта, связанные с пластичностью основных систем развивающегося организма, включая ЦНС, именно они выступают на первый план развития ребёнка и должны быть включены в воспитательный процесс как его движущая сила. Это значит не смягчать тех трудностей, которые возникают из-за дефекта, а напрягать все силы для его компенсации, выдвигать только те задачи и в том порядке, какие отвечают постепенности становления и развития личности ребёнка.

Литература:

1.   БеловаТ.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008

 2. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011

Подготовила : учитель-дефектолог Лысова Н.В.

Источник

Сравнительная характеристика нормально развивающихся детей и детей с интеллектуальными нарушениями в младенческом и раннем возрасте.

Параметры развития

Норма

Интеллектуальные нарушения

Младенческий возраст

Моторные функции

 Наряду с импульсивными дети начинают выполнять и произвольные движения: перекатываются и переворачиваются, садятся, встают, ползают, ходят.

 задерживается появление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить

Интерес к окружающему

 неудержимое стремление познать окружающий мир,

 отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.).

Взаимодействие со взрослым

своевременный переходак общению со взрослым на основе совместных действий с игрушками, возникает новая форма общения — жестовая. Дети на первом году жизни дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых,

 не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления», в то время как. не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых

Речь

 формируются своевременно предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения (мимика, указательный жест), развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха возникает своевременно лепет, гуление. Эти процессы физиологические, они появляются в самые первые месяцы жизни протекают, в основном, независимо от окружающей среды, от влияния взрослых и связаны с состоянием центральной нервной системы ребенка.

 не формируются своевременно предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения (мимика, указательный жест), развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха связано с тем, что у детей с нарушениями интеллекта не возникает своевременно не только лепет, но и гуление.

Эмоциональная сфера

 в ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает ручки, ножки, улыбается, тихо гулит

 снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.). У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления»

Ранний возраст

Моторные функции

 овладение ходьбой (прямохождением), развитие предметной деятельности и развитие речи.

 овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста. наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

Предметные действия и предметная деятельность

 осваивает «дальнее» пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, которые раньше оставались для него недоступными. Он познает на практике направление и отдаленность в пространстве, свойства многих предметов. В результате начинается бурное развитие предметных действий.

 Подлинного ознакомления с предметным миром у этих детей не происходит. появляется «полевое поведение» дети хватают в руки все, что попадает в их поле зрения, но тотчас же оставляют эти предметы, не проявляя интереса ни к их свойствам, ни к назначению. Многие из них бросают и те предметы, которые взрослый вкладывает им в руки.

Речь и общение

 к трем годам его словарь начинает насчитывать более 400 слов. В его речи присутствуют сначала однословные предложения Чуть позже однословная фраза заменяется К трем годам появляются и многословные предложения, часто еще не оформленные грамматически. Одновременно идут два процесса: совершенствуется понимание речи взрослого, т.е. развивается пассивная речь, и формируется собственная, активная речь ребенка. Подражание действиям взрослого является одним из существенных видов общения в раннем возрасте.

 Развитие речи и общения также задерживается. У большинства детей активная речь не возникает. Пассивная речь развивается лучше. Она может оказывать некоторое воздействие на деятельность и поведение ребенка в пределах хорошо знакомых бытовых ситуаций. У некоторых детей появляются отдельные искаженные слова. В единичных случаях наблюдается формально соответствующая возрасту, но «пустая» речь.

Источник

Хотя я и не отношу себя к тревожным мамам, все равно не представляю, как можно не ориентироваться на таблицы роста и умений ребенка, особенно, если ребенок первый, и в голове множество вопросов по его развитию. Но дело в том, этих норм-огромное количество, в том числе противоречивых.

Когда я училась на педагога раннего развития, то сразу в нескольких авторитетных источниках попадались отличающиеся друг от друга нормы, иногда с разницей чуть ли не в год по одному и тому же показателю. А непроверенной информации в интернете еще больше.

Поэтому, опираясь сразу на несколько книг, хочу привести для примера таблицы со средними показателями тех или иных достижений детей в возрасте от рождения до трех лет. Мне они кажутся наиболее объективными, хотя и источник 2004 года.

Но нужно понимать, что последние 5 лет встречается все больше детей с задержкой развития, поэтому многие неврологи и логопеды уже прибавляют около года к той или иной норме. Слышала такое насчет приучения к горшку, что соответствующие сигналы ребенка могут поступать в мозг не к двум, а к 2,5-3 годам. По речи тоже много противоречий, по сути, главное, чтобы к трем годам говорил предложениями. Ну и самое главное-нормы на то и нормы – что это совсем усредненный показатель, и даже если ребенок где-то не дотягивает-это не повод паниковать, если уже и специалисты дают разбег от полугода до года по некоторым параметрам. Вопрос в том, что если малыш совсем не совпадает ни по какому показателю, то, возможно, все-таки следует обратиться к специалисту.

Я их использую для того, чтобы подтянуть тот или иной навык и помогать формировать те или иные умения. Если, например, малыш может к году пить из чашки, то не стоит бояться ему эту чашку предлагать месяцев с 7-8. А то можно с поильником и до трех лет проходить)

Ориентировочные показатели развития детей от 1 года (таблица составлена на основе разработок Н.М. Аксариной, Т.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт)

Ребенок первого года жизни (по месяцам):

1 месяц: фиксация взгляда на лице взрослого и ярких предметах; первая улыбка в ответ на общение со взрослым; попытка удержать голову, лежа на животе.

2 месяц: следит взглядом за движущимся предметом, прислушивается к звукам; длительно улыбается при общении со взрослым.

3 месяц: слуховое и зрительное сосредоточение; комплекс оживления; случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью; хорошо удерживает голову; лежит на животе, опираясь на предплечье; начало гуления.

4 месяц: находит источник звука; громко смеется; захватывает подвешенную над грудью игрушку; поддерживаемый за подмышки, хорошо опирается ногами, пытаясь выпрямить их; гуление.

5 месяц: различает интонации; отличает своих от чужих; четко берет игрушку из рук взрослого, переворачивается на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки; подолгу гулит.

6 месяц: свободно берет игрушку из разных положений и долго занимается с ней, переворачивается с живота на спину, пытается ползать; начало лепета; хорошо ест, снимая пищу губами с ложки.

7 месяц: играя с погремушкой, стучит, размахивает ею; хорошо ползает, ровно стоит при поддержке за обе руки; подолгу лепечет; на вопрос «Где?» Находит предмет, расположенный в одном и том же месте.

8 месяц: игрушками занимается долго, сам садится и ложится, сам встает, держась за барьер; громко повторно произносит различные слоги; по просьбе взрослого выполняет заученные движения: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания»; пьет из чашки, которую держит взрослый; ест кусочек хлеба, который сам держит в руке.

9 месяц: занимается по-разному с предметами, в зависимости от их свойств: катает, вынимает и вкладывает; переступает вдоль барьера; ходит при поддержке за обе руки; подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги; на вопрос «Где?» отыскивает предметы, находящиеся в разных местах.

10 месяц: действия с предметами (открывание, закрывание, вкладывание) приобретают характер устойчивых занятий; стоит самостоятельно, ходит за каталкой; по просьбе взрослого находит и дает игрушку; отвечает на заигрывание «догоню-догоню».

11 месяц: овладевает новыми действиями: накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамидки и т.д.; ходит при незначительной поддержке взрослым; произносит первые слова-обозначения: «ав-ав», «кис-кис», «дай», «мама» и др.; по просьбе взрослого выполняет знакомые ему действия: «Покати мяч», «Покачай Лялю» и т.д.

12 месяц: самостоятельно ходит; произносит 6-10 слов; самостоятельно пьет их чашки.

Развитие детей в возрасте 1 года – 1 года 6 месяцев

Сенсорное развитие: Различает предметы по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например, кубик к кубику.

Общие движения: Ходит длительно до 10 м. Меняет положение, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи.

Игра: Умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает её и т.д. Переносит знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку.

Понимание речи взрослых: Увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи.

Активная речь: Пользуется словами-заменителями и облегченными словами (машина – «би-би», собака – «ав-ав» и т.д.). Легко подражает облегченным словам.

Навыки: Пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос.

Развитие детей в возрасте 1 года 6 месяцев – 2 лет

Сенсорное развитие: Подбирает по образцу предметы 4 основных цветов. Различает 3 разных по величине предмета, например, 3 куба. Подбирает по образцу однородные предметы, сходные по форме.

Общие движения: Перешагивает через палку, поднятую от пола на 18 – 20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60-70 см. Легко влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом.

Игра: Легко воспроизводит в игре отдельные явления, последовательные действия.

Понимание речи взрослого: Понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о событиях, знакомых без показа. Понимает содержание несложного текста по картинке.

Активная речь: Словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Задает вопрос: «Что это?»

Навыки: Ест довольно аккуратно. Пользуется носовым платком. Частично одевается и раздевается. Контролирует физиологические отправления.

Развитие ребенка 3-го года

Сенсорное развитие: Называет 4 основных цвета, величину «большой», «маленький».

Общие движения: Ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезает на табурет высотой 0,5 м, слезает с него. Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстояние от 80-100 до 100-125 см. Бросает и ловит мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывает свои действия с другими детьми. Одновременно действует рукой и ногой. Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.

Речь: Словарь активных слов включает 1200-1500 слов. Появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Почему?». Речь становится средством общения и с детьми. Легко разучивает стихи и песенки. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Произносит все звуки, кроме «р», «л» и шипящих. (По звукопроизношению тоже существуют расхождения, например, звуки «с-сь», «з-зь» могут не появляться и до 4 лет).

Игра: В игре исполняет роль мамы, врача и т.д.

Навыки: Самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания.

Если вы хотите знать, как развивать ребенка от года до трех лет без вреда для его здоровья, получить большой перечень занятий и игр – переходите по ссылке и ознакомьтесь с пособием “Раннее развитие детей от года до трех лет с комфортом для мамы” от педагога раннего развития

Статьи по теме:

Психическое развитие малыша. Что должны знать родители

Какие игрушки необходимы ребенку до года для развития

Чем занять ребенка дома? Большой список игр

Обзор правильных и неправильных игрушек до трех лет

Развивающие игрушки своими руками за 5 минут

Источник