Узнав о беременности своего референта переводчика генеральный директор

Вопросы, выносимые на собеседование:

1. Понятие трудового права, его функции и система.

2. Принципы и источники трудового права.

3. Правовой статус субъектов трудового права.

4. Понятие и система правоотношений в трудовом праве

5. Порядок признания гражданина безработным.

Индивидуальные домашние задания:

Задание 1. Проанализируйте, каким образом осуществляется взаимодействие трудового права с иными отраслями права и в чем оно проявляется.

Дайте свою оценку этим процессам.

Задание 2. Сформулируйте принципы отдельных правовых институтов трудового права (рабочего времени, оплаты труда, охраны труда и др.) исходя из содержания норм трудового законодательства. Результат работы представьте в виде самостоятельно составленной и заполненной таблицы.

Задание 3. Определите, какой из актов, содержащий нормы трудового

права, будет действовать в случае возникновения коллизии и при каких

условиях:

—— локальный нормативный акт или нормативный акт органа местного самоуправления;

—— закон субъекта РФ или указ Президента РФ;

—— коллективный договор или индивидуальный трудовой договор;

—— нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта РФ или отраслевое соглашение, заключенное на федеральном уровне;

—— федеральный закон или рекомендация МОТ.

Задание 4. Приведите примеры неправовых отношений в сфере труда. Разработайте механизмы их преодоления.

Задание 5. Дайте характеристику правоотношений, возникающих между

профессиональным союзом и членом профессионального союза. Какие права

и обязанности имеют указанные лица?

Практические задачи:

Задача 1. Николай, окончив третий курс юридического факультета, летом поехал вместе со своими родителями навестить проживающих в деревне бабушку и дедушку. Однажды вечером за семейным ужином у Николая зашел спор со своим дедушкой Валентином Петровичем который, будучи уже на пенсии, продолжал работать в сельскохозяйственном кооперативе. Валентин Петрович утверждал, что для него «трудовой закон не писан», поскольку он уже на пенсии и к тому же работает в кооперативе. Спор постепенно зашел и об остальных родных Николая: отце, который, будучи индивидуальным предпринимателем, пропадал на работе с утра до вечера; бабушке, которая, находясь на пенсии, постоянно весь летний сезон работала на приусадебном участке и сама же торговала выращенными овощами и фруктами на городском рынке; матери, которая работала на дому литературным редактором по договору с издательством. Работал и сам Николай — помощником адвоката, в свободное от учебы время.

Помогите разрешить возникший спор о том, кому «трудовой закон писан». Какова правовая природа трудовой деятельности родных Николая и его самого? Какими отраслями права могут регулироваться указанные отношения?

Задача 2. Узнав о беременности своего референта-переводчика, генеральный директор ОАО «Каскад» вызвал начальника кадровой службы предприятия и распорядился о следующем:

— ввести в штатное расписание какую-нибудь «спокойную» должность

в канцелярии генерального директора с окладом в два раза меньше, чем у референта-переводчика, и перевести сотрудницу на эту должность, поскольку активная и напряженная работа референта-переводчика может негативно отразиться на ее здоровье;

— дать объявление в специализированные средства массовой информации

по вакансии референта-переводчика, при этом обязательно указать, что рассматриваются исключительно кандидаты-мужчины.

Соответствуют ли принципам трудового права действия руководителя

ОАО «Каскад»?

Задача 3. Нормы трудового законодательства не содержат каких-либо ограничений по продолжительности ненормированного рабочего дня и пределов его применения (см. ст. 101, 119 Трудового кодекса РФ).

Представьте себя на месте эксперта Государственной Думы и сформулируйте конкретные предложения для уточнения правового регулирования ненормированного рабочего дня. При этом укажите конкретные принципы, опираясь на которые вы формулируете ваши предложения.

Задача 4. При поведении проверки правил соблюдения продажи алкогольных напитков в ООО «Весна» было установлено, что к продаже алкоголя был допущен несовершеннолетний Левитин. Генеральный директор ООО «Весна» пояснил, что Левитину действительно не исполнилось восемнадцати лет, однако он уже вступил в брак и две недели назад у него родился ребенок.

Оцените доводы генерального директора.

Задача 5. Каковы основания возникновения трудовых отношений у руководителя унитарного предприятия, председателя районного суда, директора акционерного общества, доцента кафедры Университета, молодого специалиста направленного на работу после окончания Университета, муниципального служащего, иностранного гражданина, председателя профкома.

Задача 6. Инженер Кукушкин был уволен с предприятия в связи с его ликвидацией. Он обратился в районное отделение службы занятости с целью подыскания ему подходящей работы и регистрации в качестве безработного. Ему предложили работу в качестве техника по его специальности. Он отказался, считая, что место работы слишком удалено от места жительства (2 часа езды к месту работы) и оплата составляет 7000 рублей, что значительно ниже прежней.

Можно ли считать предложенную Кукушкину работу подходящей?

Какие документы ему необходимо представить для регистрации в качестве безработного? Какие выплаты и в течении какого времени после увольнения и в дальнейшем регистрации в качестве безработного будет получать гр. Кукушкин?

Практическое занятие №2

Источник

Практическое занятие 1.

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.

Общая характеристика российского трудового права (2 час)

Вопросы к практическому занятию

1. Социально-правовые вопросы организации труда. Наемный, неединоличный, подчиненный работодателю труд.

2. Предмет трудового права.

3. Метод трудового права. Понятие и виды стандартов правового регулирования труда.

4. Система отрасли. Функции трудового права.

5. Принципы трудового права: понятие, классификация.

Методические рекомендации

При изучении данной темы следует в первую очередь уяснить, что понимается под терминами «труд», «работа», «самостоятельный труд». Каким образом происходит организация труда и в чем особенности труда несамостоятельного, подчиненного работодателю. Важно определить роль технологического процесса как совокупности рабочих операций по переработке сырья в полуфабрикаты или готовую продукцию в организации процесса труда, его значение для регулирования социально-трудовых отношений.

Далее следует уяснить, какие именно общественные отношения регулируются трудовым правом, т.е. составляют предмет отрасли. Можно классифицировать группы общественных отношений по их связи с основным – трудовым отношением – как предшествующие, сопутствующие и вытекающие из него. При рассмотрении вопроса о предмете трудового права необходимо изучить природу общественных отношений в сфере наемного, неединоличного, подчиненного работодателю труда, выявить их особенности, определяющие приемы и способы правового воздействия на них, усвоить основные характеристики метода трудового права.

Изучение вопроса о системе отрасли поможет представить общую картину правового регулирования наемного труда, механизм применения норм отрасли, получить представление о строении основного нормативного акта – Трудового кодекса РФ. В настоящее время в трудовом праве выделяются следующие крупные блоки правовых норм: Общая часть; Коллективное трудовое право; Индивидуальное трудовое право; Нормы, закрепляющие порядок рассмотрения трудовых споров.

Для формирования общей картины отрасли большое значение имеет уяснение принципов отрасли, которые являются концентрированным выражением содержания ее норм. При изучении принципов, закрепленных в ст.2 ТК РФ их целесообразно систематизировать. Можно использовать предложенную О.В. Смирновым группировку – принципы, определяющие: 1) политику в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости; 2) установление условий труда работников; 3) применение труда наемных работников; 4) охрану прав работников и работодателей.

Задачи

Задача 1.Александр, окончив третий курс юридического института, летом поехал вместе со своими родителями навестить проживающих в деревне бабушку и дедушку. Однажды вечером за семейным ужином у Александра зашел спор со своим дедушкой Валентином Петровичем который, будучи уже на пенсии, продолжал работать в сельскохозяйственном кооперативе. Валентин Петрович утверждал, что для него «трудовой закон не писан», поскольку он уже на пенсии и к тому же работает в кооперативе. Спор постепенно зашел и об остальных родных Александра: отце, который, будучи индивидуальным предпринимателем, пропадал на работе с утра до вечера; бабушке, которая, находясь на пенсии, постоянно весь летний сезон работала на приусадебном участке и сама же торговала выращенными овощами и фруктами на городском рынке; матери, которая работала на дому корректором по договору с издательством. Работал и сам Александр — помощником адвоката, в свободное от учебы время.

Помогите разрешить возникший спор о том, кому «трудовой закон писан». Какова правовая природа трудовой деятельности родных Александра и его самого? Какими отраслями права могут регулироваться указанные отношения?

Задача 2.Иванов обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу (ЗАО) «Темп» о внесении в трудовую книжку записей о приеме на работу в качестве инженера, об увольнении по сокращению штатов, о взыскании заработной платы. Как явствовало из представленных истцом доказательств, Иванов являлся акционером ЗАО «Темп», трудовой договор с ним в письменной форме заключен не был. В ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение следующие факты: Иванов фактически был допущен к работе, имел пропуск на предприятие, выполнял поручение вице-президента ЗАО «Темп», деньги за два календарных месяца истцу были заплачены. Вице-президент ЗАО «Темп», представляя интересы ответчика в суде, заявил, что Иванов выполнял его поручение как акционер «Иванов», за что и получил соответствующее вознаграждение, а квалифицировать эти отношения как трудовые оснований нет.

Встаньте на позицию суда и вынесите аргументированное решение.

Задача 3. Профсоюзный комитет ОАО «Заря» объявил выговор
работнику ОАО слесарю Михайлову за отказ от участия в работе комиссии по социальному страхованию, на которую он был делегирован решением профсоюзного комитета. Михайлов, считая, что выговор ему объявлен незаконно, обратился в комиссию по трудовым спорам (КТС) с заявлением об отмене вынесенного выговора.

Относятся ли отношения между членами профсоюза и выборным профсоюзным органом к предмету трудового права? Являются ли нормы, регулирующие отношения членов профсоюза с выборным профсоюзным органом, элементом
системы трудового права России? Дайте обоснованные ответы на вопросы.

Задача № 4. Для подготовки новогоднего утренника с учительницей Мошковой директором школы был заключен договор о пошиве костюмов Деда Мороза и Снегурочки, в роли которых должны были выступить родители учеников. В нем были указаны сроки и стоимость работ. Однако Мошкова не успела вовремя сдать костюмы, сославшись на то, что была занята подготовкой учеников к контрольной работе. Директор школы потребовала возместить убытки в размере 20 000 руб., включающих стоимость материалов и оплату услуг профессиональных актеров, которых пришлось пригласить, так как у них были костюмы. Учительница возразила, что данная сумма превышает ее среднемесячный заработок, а материальная ответственность работника ограничена именно таким размером.

Проанализируйте возникшие правоотношения и решите спор.

Задача № 5. На заводе возникла необходимость заменить оборудование, обеспечивающее контроль и учет времени появления на работе и ухода с завода рабочих и служащих. Было решено провести эти работы в выходные дни (субботу и воскресенье). Для этого завод нанял группу специалистов, в том числе и работников завода, с которыми был заключен договор. В нем специально оговаривались следующие условия: а) конечный результат работы; б) время работы (срок); в) итоговая сумма оплаты труда группы с указанием конкретной суммы, получаемой каждым исполнителем.

После выполнения договорных работ и получения расчета работники завода (члены группы, с которыми заключался договор) обратились к директору завода с заявлением. Они просили руководителя организации оплатить им сверхурочные работы (ст. 99 ТК РФ), а также предоставить другие дни отдыха вместо субботы и воскресенья. Свое требование специалисты мотивировали тем, что в пятницу группа работала после окончания их смены, а в субботу и воскресенье они трудились только с перерывами на прием пищи и кратковременный отдых на месте работы, которые не превышали 4 часов в день. Именно такой режим работы позволил группе выполнить условия договора.

Обоснованы ли требования работников завода?

Являются ли отношения членов группы, заключивших договор с заводом, трудовыми?

Задача 6. Директор школы решила избавиться от мешавшей ей первичной профсоюзной организации. С этой целью она по одному вызывала к себе в кабинет учителей и других работников и предлагала на выбор написать любое из двух заявлений: на выход из профсоюза либо об увольнении по собственному желанию. Учитель истории Петрова решила обратиться в суд за защитой своих прав.

Руководствуясь законом, ответьте на вопрос: на нарушение каких принципов трудового права директором школы она может указать в своем заявлении в суд?

Задача 7.Работник предприятия Ефремов неоднократно шел на конфликт с директором, отстаивая свои права. Через некоторое время Ефремов подал заявление об увольнении по собственному желанию. Получив в последний день работы трудовую книжку, он увидел в ней запись об увольнении по подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ (появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения). Начальник отдела кадров, к которому он обратился, сказала, что это случайная ошибка, и исправила запись в трудовой книжке. Считая, что ошибка не случайна, Ефремов решил обратиться за защитой своих прав в суд. В исковом заявлении он указал, что в отношении него нарушены основные принципы трудового права. О каких принципах может идти речь в данном случае? В каких нормативных правовых актах они сформулированы?

Задача 8. Инженер Игнатьев обратил внимание на то, что регулярно получает премиальные в меньшем размере, чем другие сотрудники, выполняющие аналогичную работу. Связав этот факт со своей активной деятельностью в качестве члена профсоюзного комитета, он обратился в КТС. На нарушение каких принципов права может сослаться Игнатьев в своем заявлении в комиссию? Ответ аргументируйте с помощью материальной нормы Трудового кодекса РФ.

Задача 9. На первом заседании комиссии по заключению коллективного договора стороны договорились о круге вопросов, которые подлежат рассмотрению и включению в коллективный договор. Через два месяца после начала переговоров профсоюзный комитет предложил включить в коллективный договор норму, усиливающую ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы. Однако члены комиссии, представляющие работодателя, ответили отказом, указав на то, что круг обсуждаемых вопросов уже согласован сторонами. Профком продолжал настаивать на своем, ссылаясь на принципы трудового права.

В роли юриста областного комитета профсоюза назовите эти принципы и укажите нормативные правовые акты, в которых они закреплены.

Задача 10.Узнав о беременности своего референта-переводчика, генеральный директор ОАО «Лира» вызвал начальника кадровой службы предприятия и распорядился о следующем:

—ввести в штатное расписание какую-нибудь «спокойную» должность в канцелярии генерального директора с окладом в два раза меньше, чем у референта-переводчика, и перевести сотрудницу на эту должность, поскольку активная и напряженная работа референта-переводчика может негативно отразиться на ее здоровье;

—дать объявление в специализированные средства массовой информации по вакансии референта-переводчика, при этом обязательно указать, что рассматриваются исключительно кандидаты-мужчины.

Соответствуют ли принципам трудового права действия руководителя ОАО «Лира»?

Управление самостоятельной работой студента – 10 часов.

Задания для самостоятельной работы

(10 часов)

Задание 1.Приведите примеры, иллюстрирующие следующие понятия: «трудовая деятельность», «самостоятельный труд», «зависимый труд», «управляемый труд», «подчиненный труд», «наемный труд». Определите соотношение указанных понятий между собой и попытайтесь отобразить эту взаимосвязь графически.

Задание 2.Сравните предмет и метод трудового права с иными отраслями. В чем проявляется схожесть и в чем их различие? Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы.

Критерии отличия Трудовое право Гражданское право Административное право Иные отрасли
Предмет        
Метод        
Иные особенности        

Задание 3.Проанализируйте содержание и взаимосвязь общеправовых, межотраслевых принципов и принципов трудового права. Приведите примеры конкретизации принципов трудового права в нормах трудового законодательства. Результаты оформите в виде таблицы.

Общеправовые (межотраслевые) принципы Принципы трудового права Конкретизация принципа в нормах трудового законодательства
     

Задание 4.Составьте самостоятельную классификацию принципов российского трудового права, закрепленных в ст. 2 Трудового кодекса РФ. Для этого следует определить критерий по которому Вы будете различать принципы между собой.



Источник

1. Понятие принципов трудового права и их значение в сфере регулирования трудовых отношений

2. Принципы международного права в сфере труда

3. Межотраслевые принципы в сфере труда

4. Отраслевые принципы трудового права

5. Принципы отдельных правовых институтов отрасли права

6. Понятие и особенности источников трудового права.

7. Виды источников трудового права.

8. Конституция РФ, как источник трудового права

9. Общая характеристика ТК РФ, как источника трудового права

10. Локальные нормативные акты и их роль в правовом регулировании трудовых отношений.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализируйте содержание и взаимосвязь общеправовых, межотраслевых принципов и принципов трудового права. Приведите примеры конкретизации принципов трудового права в нормах трудового законодательства. Результаты оформите в виде таблицы.

Задание 2. Составьте самостоятельную классификацию принципов российского трудового права, закрепленных в ст. 2 Трудового кодекса РФ.

Задание 3. Сформулируйте принципы отдельных правовых институтов трудового права (рабочего времени, оплаты труда, охраны труда и др.) исходя из содержания норм трудового законодательства. Результат работы представьте в виде самостоятельно составленной и заполненной таблицы.

Задание 4. Подумайте, какие изменения, с вашей точки зрения, целесообразно внести в ст. 2 Трудового кодекса РФ, формулирующую основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Обоснуйте свои предложения.

Задание 5. Расположите указанные ниже нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в порядке убывания их юридической силы:

—— коллективный договор;

—— указ Президента РФ;

—— закон субъекта РФ;

—— постановление Минтруда России;

—— Трудовой кодекс РФ;

—— правила внутреннего трудового распорядка;

—— отраслевое соглашение;

—— Конституция РФ;

—— постановление Правительства РФ;

—— конвенция МОТ;

—— федеральный закон;

—— постановление органа исполнительной власти субъекта РФ.

Задание 6. Укажите, какие виды источников трудового права регулируют отношения, возникающие при:

приеме работников на работу;

ведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора;

разрешении индивидуального трудового спора о восстановлении на работе;

осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства органами федеральной инспекции труда;

привлечении к материальной ответственности работника религиозной организации.

Задание 7. Определите, какие из указанных ниже вопросов могут быть урегулированы законодательством субъекта РФ:

формы участия работников в управлении организацией;

дополнительные гарантии работникам, высвобождаемым из организаций в связи с ликвидацией или сокращением штата;

порядок регистрации трудовых договоров, заключенных работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;

минимальный размер оплаты труда;

дополнительные виды дисциплинарных взысканий;

порядок регистрации коллективных договоров;

дополнительные нерабочие дни.

Задание 8. Определите, какой из актов, содержащий нормы трудового

права, будет действовать в случае возникновения коллизии и при каких

условиях:

—— локальный нормативный акт или нормативный акт органа местного самоуправления;

—— закон субъекта РФ или указ Президента РФ;

—— коллективный договор или индивидуальный трудовой договор;

—— нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта РФ или отраслевое соглашение, заключенное на федеральном уровне;

—— федеральный закон или рекомендация МОТ.

Практические задачи

Задача 1. Инженер-исследователь 3-й категории Щукин был предупрежден

за два месяца об увольнении из института по сокращению штата организации и одновременно приказом директора ему был установлен неполный рабочий день. Как гласила формулировка приказа «в целях содействия дальнейшему трудоустройству и облегчения поиска новой работы с оплатой согласно отработанному времени». Щукин выразил несогласие с приказом, о чем и сделал соответствующую запись при ознакомлении с приказом.

Есть ли у Щукина основания для обращения в суд? На какие принципы

могут ссылаться стороны при разрешении данного спора?

Задача 2. Узнав о беременности своего референта-переводчика, генеральный директор ОАО «Каскад» вызвал начальника кадровой службы предприятия и распорядился о следующем:

— ввести в штатное расписание какую-нибудь «спокойную» должность

в канцелярии генерального директора с окладом в два раза меньше, чем у референта-переводчика, и перевести сотрудницу на эту должность, поскольку активная и напряженная работа референта-переводчика может негативно отразиться на ее здоровье;

— дать объявление в специализированные средства массовой информации

по вакансии референта-переводчика, при этом обязательно указать, что рассматриваются исключительно кандидаты-мужчины.

Соответствуют ли принципам трудового права действия руководителя

ОАО «Каскад»?

Задача 3. Нормы трудового законодательства не содержат каких-либо ограничений по продолжительности ненормированного рабочего дня и пределов его применения (см. ст. 101, 119 Трудового кодекса РФ).

Представьте себя на месте эксперта Государственной Думы и сформулируйте конкретные предложения для уточнения правового регулирования ненормированного рабочего дня. При этом укажите конкретные принципы, опираясь на которые вы формулируете ваши предложения.

Задача 4. В газете опубликовано объявление о приеме на работу следующего

содержания: «Требуется секретарь-референт. Требования: женский пол, приятная наружность, возраст не старше 25 лет, отсутствие вредных привычек, владение навыками работы на компьютере и двумя иностранными языками (желательно английским и немецким). Обязательно наличие российского гражданства, высшего образования и регистрации в данной местности.

Необходимо представить рекомендацию от работодателя с последнего места работы и справку о доходах».

Подготовьте юридическое заключение по содержанию данного объявления.

Задача 5. При разработке проекта коллективного договора в ЗАО «Корд»

представители работодателя предложили предусмотреть одновременное предоставление всем работникам ежегодного оплачиваемого отпуска в июле каждого года. Представители работников отвергли это предложение, ссылаясь на то, что предоставление отпуска исключительно летом ущемляет права любителей зимнего отдыха.

Дайте оценку условию коллективного договора, предлагаемому представителями работодателя, с точки зрения его соответствия нормам Трудового кодекса РФ. Приведите правовые аргументы «за» или «против» включения такого условия в коллективный договор.

Задача 6. Правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Терция»

предусмотрено, что в течение срока действия дисциплинарного взыскания

меры поощрения к работнику не применяются.

Как соотносится данное положение Правил внутреннего трудового распорядка с нормами Трудового кодекса РФ? Каким актом следует руководствоваться в случае возникновения спора о неприменении меры поощрения к работнику, имеющему действующее дисциплинарное взыскание?

Задача 7. В соответствии с внутренними установлениями религиозной организации в период проведения праздничных богослужений все работники, трудовые обязанности которых предполагают участие в этих богослужениях, могут привлекаться к работе в ночное время.

Соответствует ли данное положение внутренних установлений религиозной организации действующему законодательству? Каким источником права следует руководствоваться при решении вопроса о правомерности привлечения к участию в ночных богослужениях работников, в отношении которых установлено законодательное ограничение на работу в ночное время?

Задача 8. При приеме на работу в адвокатское бюро «Кравцов и партнеры» каждому работнику разъясняются правила корпоративного поведения, принятые в данной организации (требования к внешнему виду и форме одежды, стилю общения и др.). Эти правила не закреплены в письменной форме, однако их неукоснительное соблюдение является одной из обязанностей каждого работника, предусмотренной в трудовом договоре.

Являются ли правила корпоративного поведения, сформировавшиеся

в конкретной организации, деловыми обычаями? Можно ли их рассматривать в качестве локального источника трудового права? Допустимо ли привлечение к юридической ответственности за несоблюдение этих правил?

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Трудовое право России: учебник. / отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова.– 3-е изд.- М.: Контракт: “Инфра-М”, – 2010. – 1-40 с.

2. Трудовое право России: учебник / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. -3-е изд.. прераб. и доп.- М.: Юрайт, 2010. – 15-49 с.

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации: постатейный, научно-практический. – 4-е изд. / Под ред. К.Я. Ананьевой. – М.: Омега-Л, 2007. – 912 с.

Дополнительная:

1. Трудовое право России: учебник / Под ред. К.Н. Гусова, В.Н. Толкуновой.– М.: Проспект, 2006. – 496 с.

2. Трудовое право России. Учебник / Под. ред. А.М. Куренного. – 2-е изд. испр. и доп. -М.: Издательский дом «Правоведение», – 2008. – 544 с.

3. Трудовое право: учебник / под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 624 с.

4. Трудовое право России: учебник / под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. -2-е изд.. прераб. и доп.- М.: НОРМА, 2008. – 656 с.

5. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: в 2 т. Т.1. Общая часть.-2-е изд. перераб. и доп. – М.: Статут, – 2009. – 879 с.

6. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: в 2 т. Т.2. Коллективное трудовое право. – М.: Статут, – 2009. – 1151 с.

7. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / И.Я. Киселев, А.М. Лушников. Под ред. М.В. Лушниковой. – изд. 3-е, прераб и доп.. – М.: Эксмо, 2008. – 608 с.

8. Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России / Российская академия правосудия. – М,: Статут, 2008. – 668 с.

9. Современное трудовое право (Опыт трудоправового компаративизма) / В.М. Лебедев, Е.Р. Воронкова, В.Г. Мельникова; под ред. В.М. Лебедева. – М,: Статут, 2007. – 301 с.

10. Трудовое право России: практикум: учебное пособие / Отв. ред. К.Н. Гусов – М.: Проспект, – 2009. – 256 с.

11. Трудовое право России: практикум: учебное пособие / под ред. В.Л. Гейхмана, И.К. Дмитриевой.– М.: Юрайт, – 2011. – 285 с.

Источник