Утвердить индивидуальный план развития ребенка
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:
– одним из этапов подготовки к педсовету;
– завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
– по педагогике;
– по психологии;
– по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:
– последовательность;
– повторяемость;
– доступность;
– создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник
Государственное бюджетное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Бирский детский дом Республики Башкортостан
Доклад на тему:
«Ведение индивидуального плана развития воспитанника».
Выступила: социальный педагог
Муллагалимова А.А.
Бирск
2017
Одной из основных технологий, применяемых в ходе реализации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, является технология составления и реализации индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет, а орган опеки и попечительства утверждает индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка (далее ИПРиЖ).
ИПРиЖ – это персональный путь развития, жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, целью его является обеспечение и защита прав и законных интересов, в том числе право жить и воспитываться в семье, социальная адаптация в обществе.Психолог, педиатр, социальный педагог, логопед, воспитатель работают одновременно, они выявляют личные ресурсы, проблемы и потребности ребенка, составляют план коррекционной развивающей работы и рекомендаций.
Структура ИПРиЖ состоит из базовой, плановой, результативной и рекомендательной частей. Логика работы по составлению индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка состоит из 4-х этапов (см. Рис.1):
Рис.1 Этапы работы по ИПРиЖ воспитанника
На этапе диагностики выявляются личные ресурсы ребенка, его интересы, определяется сфера успешности, возможные причины травм и проблем. После диагностики проводится педконсилиум, на котором выносится заключение и определяется, каких специалистов нужно привлечь для работы с ребенком. С опорой на ресурсы специалисты ставят цели, которые выполняются на этапе реализации. Осуществляется психолого-медико-педагогическая работа с ребенком, которая включает в себя комплексную реабилитацию, работу по преодолению последствий психологической травмы, формированию позитивного образа семьи, представлений о семейных ценностях, желания воспитываться в семье. С учетом промежуточных результатов при необходимости корректируютсязадачи и подводится общий итог работы.
На данный момент структура ИПРиЖ воспитанников детского дома состоит из базовой, плановой, результативной и рекомендательной частей.
Базовая часть плана включает в себя информацию, в которой содержится основные сведения о ребенке (Рис.2).
Рис.2. Базовая часть ИПРиЖ воспитанника
Информацию, необходимую для заполнения базовой части, специалисты заполняют по документам, с которыми ребенок прибыл в учреждение. В случае, когда ребенок прибывает без документов (например, без паспорта или медицинской карты, ИНН и т.п.), тогда восстановление документов, оформление запросов в различные инстанции – это уже задачи деятельности конкретного специалиста (соцпедагога) в плановой части.
Затем фиксируется состояние здоровья ребенка и выносится коллегиальное заключение ПМПк, даются рекомендации по сопровождению, определяется наставник (либо сотрудник учреждения, либо привлеченный). Наиболее важно определить и зафиксировать в плане потребности и ожидания ребенка. Ведь без самого ребенка трудно за него простроить план его жизнеустройства, а ИПРиЖ по своей сути является социально-педагогической технологией и направлен на активное включение выпускника в процесс разрешения своих проблем (удовлетворения своих потребностей). На период выпуска из детского дома ИПРиЖ должен быть фактически договором между ребенком и специалистами, в котором четко указывается роль и ответственность каждого участника и, соответственно, он является открытым документом для выпускника, в котором фиксируется его согласие на реализацию плана.
Далее заполняется история жизни ребенка, с самого рождения до поступления в учреждение. Данные о ребенке изложены в хронологическом порядке в виде таблицы. Это очень важный момент. Если к нему подойти формально, то и организация реабилитационной, коррекционной работы будет организована формально. История жизни – это не просто констатация фактов, это пусковой механизм процесса. Он дает нам информацию о том, был ли у ребенка опыт проживания в семье или продолжительного общения с близкими взрослыми; сколько раз приходилось переживатьрасставание/утратуотношений; по каким причинам ребенок покидал ту или иную семью, учреждение и возможность поддержания связи со значимыми взрослыми. Этот опыт влияет на развитие ребенка и способность устанавливать эмоциональные связи с другими людьми. Знание особенностей ребенка поможет в установлении и поддержании связей воспитанника с братьями, сестрами, биологическими родителями и другими родственниками, а так же даст возможность предоставить данную информацию замещающим родителям.Поэтому, если такой информации нет, то необходимо, сделать запросы: где был, где и с кем жил и т.п.Исходя из этих данных в дальнейшем ведется работа по установлению и поддержанию связи между ребенком и его родственниками.Поэтому нужно указывать всех родственников, с которыми возможно общение подопечного. Так же это делается для того, чтобы замещающая семья могла получить полную информацию о родственниках ребенка. Если же возможно восстановление родителей в правах в ближайшее время – важно также указать данную информацию в примечании.
Не менее важной является заключительный параметр базовой части: особенности травматического опыта ребенка.Указывается,известныли факты того, что ребенок подвергался любому виду насилия или был свидетелем жестокого обращения с окружающими его людьми. Здесь необходимо учесть владеет ли специалист, воспитатель знаниями в данной области. Ведь нередко под этим понимается только физическое или сексуальное насилие. При этом пренебрежение основными нуждами ребенка, эмоциональное (психическое) угрозы, оскорбления, унижение и т.п. также является насилием и имеет серьезные последствия для человека.Данная информация позволяет понять причины психологического и физического состояния воспитанника, какие реакции мы можем ожидать от ребенка и учесть это при планировании работы по его реабилитации и жизнеустройству.
Считаем, что чем тщательнее будет проработана базовая часть, тем более конкретной будет плановая часть.
Рис.3
II. ПЛАНОВАЯ ЧАСТЬ
Комплексное сопровождение воспитанника
на первое полугодие
План социального сопровождения
п/п
Направление
Содержание
Ответственный
Сроки
«Результат/Изменения»
Планпедагогического сопровождения
п/п
Направление
Содержание
Ответственный
Сроки
«Результат/Изменения»
План воспитательного сопровождения
п/п
Направление
Содержание
Ответственный
Сроки
«Результат/Изменения»
План медицинского сопровождения
п/п
Направление
Содержание
Ответственный
Сроки
«Результат/Изменения»
Следующая часть ИПРиЖ- плановая (Рис.3).Планирование деятельности логично вытекает из базовой части. Каждый специалист заполняет свой раздел, где указывает направления работы, содержание и результаты (например, раздел социального сопровождения, педагогического сопровождения, медицинского сопровождения и др.). Отражаются только те направления, по которым нужно работать с конкретным ребёнком. Они должны вытекать из потребностей, возможностей и ресурсов ребёнка, а также из его травмирующего опыта, тех проблем, которые были обозначены.В содержании пошагово прописываются те мероприятия, которые планируем проводить с воспитанником. Ключевая цель индивидуального плана – найти ребенку замещающую семью (помочь кровной семье в реабилитации и воссоединении с ребенком) либо организовать социализацию ребенка в других формах (например, гостевой режим, в т.ч. в семью кровных родственников). Поэтому помимо лечения ребенка или правовых мероприятий план должен описывать конкретные шаги по налаживанию контактов с родственниками либо по поиску замещающей/гостевой семьи. Указываем ответственных и сроки проведения каждого мероприятия.В графе «Результат/Изменения» подробно указываем, какие результаты достигнуты или не достигнуты, как изменился ребёнок по каждому направлению и почему. Результат не должен дублировать содержание.
Анализ опыта специалистов по процессу заполнения плановой части выявил ряд проблем. В частности, это формальное заполнение документа. При заполнении первых планов шло перечисление одних и тех же мероприятий для всех воспитанников, без учета индивидуальности. Конкретизация просматривалась лишь частично у специалистов. Например, социальный педагог в мероприятиях чётко прописывает: взыскание алиментов с родителей или оформление пенсии по потере кормильца, постановка на учёт по жилью или сохранение жилья и т.п. Но и здесь есть недочеты, особенно у психологов, логопедов, дефектологов– это употребление специфических формулировок, не понятных другим. При планировании работы ощущаетсянехватка и знаний и умений в области грамотного анализа личностного развития ребёнка с ОВЗ, инвалидов, детей с серьёзными травмами.
Рис.4
III. РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Динамика развития и жизнеустройства ребенка за 1 полугодие
Воспитатель:
Психолог:
Социальный педагог:
Учитель – логопед:
Воспитатель__________________________________
Психолог____________________________________
Социальный педагог___________________________
Учитель-логопед______________________________
Врач-педиатр ________________________________
Все итоги проделанной работы фиксируются в результативной части (Рис.4).Каждый специалист прописывает результат своей работы с ребёнком за полугодие. Указывается,как развивается ребёнок, какие особенности, интересы, склонности или трудности у него были выявлены, какие результаты достигнуты. В этой части мы также столкнулись с трудностями правильной оценки изменений в воспитаннике. Оценивать ли личностные изменения воспитанника с точки зрения развития, формирования метапредметных компетентностей или фиксировать в форме отметки действий, включенности ребёнка и т.п.? Вопрос пока открытый.
Рис.5
IV. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Рекомендации по развитию и жизнеустройству ребенка
Активы и пассивы ребенка:
Сильные стороны ребенка
(способности, качества, таланты, умения)
Слабые стороны ребенка
(особые потребности, трудности, проблемы)
Рекомендации для работы с ребёнком: _________
Рекомендуемая семья:
Критерии
Рекомендации
Наличие опыта воспитания приемных детей
Желаемый возраст приёмных родителей
Особенности семейной структуры
(Состав семьи, количество членов семьи)
Готовность принять на воспитание братьев/сестер
Наличие кровных и приемных детей, их возраст
Жилищные особенности и возможности
Трудовая занятость
Возможность обеспечить учебные потребности ребенка
Доступ к медицинской помощи
Доступ к учреждениям дополнительного образования, спортивных секций
Возможность оказывать долгосрочную родительскую поддержку после 18 -летия ребенка
Прочее
Рекомендации специалистов для семьи: __________
Хотелось бы заметить, что рекомендательная часть (Рис.5) – этосвязующее звено между детским домом и семьёй или учреждением, куда пойдёт выпускник учиться и получать профессию. Здесь мы указываем активы и пассивы ребёнка, т.е. сильные и слабые стороны. Заполняем в первый месяц пребывания ребёнка в учреждении, затем дополняем по мере наблюдений, диагностики, изменений.В рекомендациях для работы с ребёнком специалисты указывают, каким образом корректировать слабые стороны и развивать сильные.
В рекомендательной части составляем примерный портрет семьи, которая подходит именно этому ребёнку. Он составляется по критериям, которые важно учитывать при подборе семьи. Специалисты дают рекомендации для семьи, в которых указывают конкретные и точные действия, которые необходимо или недопустимо совершать по отношению к ребёнку для его развития.
В работе с ИПРиЖ важно учитывать некоторые риски, которые могут помешать получить желаемый положительный результат. Если это оставить без внимания, тогда ИПРиЖ может стать планом не развития воспитанника, а документом для отчёта в опеке.
Индивидуальный план разрабатывается в отношении каждого ребенка, поступившего в детский дом в течение 1 месяца. При разработке необходимо учитывать ряд обязательных условий. В разработке ИПРиЖ принимают участие все специалисты организации. Мы прекрасно понимаем, что если за процесс отвечают все, это равнозначно тому, что никто, поэтому нужно чётко определить держателя, главного в этом процессе, у нас это воспитатель. Так как он наиболее значимое лицо для ребенка в детском доме, именно воспитатель проводит больше всего времени с ребенком: он будет обсуждать план с ребёнком, он и будет курировать план.
Следующее не менее важное условие: места согласования. В первую очередь это встречи воспитателя со специалистами для выбора места, времени, формы взаимодействия адекватной конкретному ребенку, с учетом всех его особенностей. Во-вторых, это педконсилиум, он проводится после комплексной диагностики и прохождения ребенком периода адаптации. На нём составляется заключение междисциплинарной группой специалистов и планируется дальнейшая работа. Затем план передается на согласование и утверждение в ООиП. По окончанию полугодового периода реализации ИПРиЖ, процедура повторяется для оценки эффективности, корректировки и планирования дальнейшей деятельности.
ИПРиЖ в детском доме ведётся в электронном варианте, в сетевом режиме, это очень удобно, т.к. так как все участники могут отслеживать всю картину в целом. В отдел опеки план передается на согласование в печатном варианте.
Источник