Усвоение ребенком достигнутого обществом уровня развития культуры

Усвоение ребенком достигнутого обществом уровня развития культуры thumbnail

А.А. Майер

Культурогенез детства

Детство как особая культурная реальность и пространство развития человека с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на этот период (с рождения до восемнадцати лет) приходится основной этап социализации человека период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. Направленность и достижения человека социализирующегося связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Нами выделены такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).

Каждая стадия социализации ребенка отличается его новым статусом как во внутреннем плане развития субъект, личность, индивидуальность, так и во внешнем адаптивность, интегрированность, индивидуализированность: единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество.

В приведенной ниже схеме представлен целостный процесс преобразования жизненных сил ребенка в процессе его социализации.

Схема 1 Генезис личности ребенка в культурноисторической парадигме

онтогенез персоногенез культурогенез

адаптация интеграция индивидуализация

жизнетворчество социотворчество культуротворчество

Достижения социализации связаны прежде всего с культурогенезом детства результатами освоения мира культуры и становления мира ребенка в единстве интериоризации и экстериоризации, опредмечивания и распредмечивания его жизненных сил. В логике описанных выше стадий социализации можно установить следующие содержательные изменения культурогенеза детства адаптация, освоение, усвоение, присвоение, культуротворчество, отличающихся особой социальной ситуацией развития ребенка во взаимодействии со значимым взрослым (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром).

Ребенок, овладевая взрослым, овладевает культурой. При этом взрослый выступает как носитель культурных образцов, как посредник, призванный интерпретировать культуру в складывающуюся картину мира ребенка в контексте детского миропонимания.

Следует отметить, что схема развертывания индивидуальной сущности происходит параллельно с приобретением социальной сущности человека: она может быть спроецирована как на отдельный возрастной период развития индивида (например, дошкольный возраст, детство), так и на весь континуум его жизни.

В культурноисторической парадигме оформился устойчивый подход к изучению механизмов и этапов социального становления человека. Специфика каждого возрастного периода раскрывается через понятия социальной ситуации развития (Л.С. Выготский), ведущего вида деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) и общения (М.И. Лисина), психологических новообразований возраста (Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.) литического и критического периодов, центральной психической функции (Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова).

Основные приобретения возраста как психологического феномена могут быть соотнесены с выделенными нами стадиями, направленностью и приобретениями социализирующегося субъекта.

Так, для дошкольного возраста, смена ведущих видов деятельности и общения, обусловливающих появление основных психологических новообразований и развитие центральной психической функции в социальной ситуации развития ребенка, к концу данного периода позволяют установить произвольность психических процессов, что выражается в таких личностных новообразованиях как особая внутренняя позиция ребенка, развитое воображение и интеллектуализация аффекта (обобщении переживания). Все это позволяет ребенку перенести центр тяжести с собственного мира на мир внешний, который он уже способен расширять посредством своей целенаправленной и продуктивной активности. Как следствие происходит обогащение внутреннего содержания мира ребенка.

Проекция представленной модели на весь период жизни человека позволяет увидеть, что этап адаптации связан с периодом вхождения в культуру и определенную социальную общность (собственно детство); интеграция свидетельствует о достижении относительной автономии в среде себе равных (взросление); индивидуализация об особой позиции и социальном статусе человека в культуре и обществе (период зрелости).

Движущими силами развертывания сущности человека выступает разрешение противоречий психологического плана неравновесность образа мира и образа жизни; социальнго плана обострение противостояния социальной и индивидуальной субъектности (возможности и способности к индивидуально или социально значимому действию); педагогического плана возможность перехода педагогического воздействия в самовоздействие.

Читайте также:  Какую роль играет книга в развитии ребенка

Механизмами смены основных этапов развертывания индивидуальной сущности человека выступает его творческая способность изменять окружающее в большей степени, чем самого себя и рефлексивная способность видеть себя в соотнесенных ситуациях прошлого, настоящего и будущего. В первом случае мы говорим о проблематизации и творчестве, во втором о диалоге и рефлексии.

На следующей схеме показано как ребенок, овладевая взрослым, перерастает его, и, овладев культурой, сам становится ее творцом в подлинном смысле этого слова.

Схема 2 Стадии культурогенеза

Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребенка, взрослого, культуры. В первую очередь, это характерно для процесса биологической адаптации ребенка к условиям окружающей среды, что инициирует социальную адаптацию ребенка во взаимодействии (при посредничестве) со взрослым. Здесь важно учесть два специфических условия: вопервых, ребенок изначально социален (т.е. максимально “зависим “, нуждается во взрослом), вовторых, перманентный процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (не сформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. Освоение культуры осуществляется ребенком при посредничестве взрослого. На этом этапе начинает реализовываться принцип событийности, складываются особые детсковзрослые отношения. Усвоение культуры характеризует достигнутый и достигаемый уровень персоногенеза, когда ребенок овладевает взрослым как представителем культуры. Взрослый на этом этапе обеспечивает ребенку развитие на границах актуальной (нижняя граница пересечения мира ребенка и мира культуры) и потенциальной (верхняя граница пересечения мира ребенка и мира культуры) зон развития. Присвоение культуры связано с репродукцией культурных образцов и вообще содержания культуры во всех сферах жизнеосуществления ребенка. Культуротворчество характеризует высший уровень развития ребенка и содержательно связан с функционированием воображения в процессе творческой активности ребенка и созданием субъективно или объективно нового содержания культуры.

Завершенность культурогенеза и его качество напрямую зависят от характера фасилитации взрослыми развития ребенка. Прежде чем рассмотреть вопрос организации педагогического сопровождения следует сделать ряд предварительных пояснений:

вопервых, детское творчество процесс открытия ребенком новых смыслов осваиваемых культурных ценностей, с одной стороны, может быть креативным (отличаться субъективной новизной), с другой стороны, творческим (отличаться объективной новизной): его результатом будет определенное мотивационноценностное отношение ребенка к культуре;

вовторых, рассматривая смену этапов как линейную и дискретную траекторию развития ребенка, необходимо отметить, что достижения последних двух присвоения и культуротворчества невозможны без специально организованного взаимодействия ребенка и взрослого, чему предшествует педагогическое воздействие в процессе образования;

в третьих, социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс. Каждый посвоему определяет качество деятельности субъектов социализации, характер их взаимодействия в детсковзрослом сообществе, основные культурные и личностные приобретения человека.

Следовательно миссия образования на современном этапе его развития организация специальной деятельности по переводу социальной ситуации развития ребенка в педагогическую ситуацию. Подобная деятельность часто определяется как социальнопедагогическая, выходящая за пределы базового образовательного пространства. Она связана с интеграцией воспитательных сил общества в целях образования и развития личности ребенка.

Специфика детского социогенеза будет той призмой, через которую преломляются основные подходы и технологии перевода неорганизованных влияний социума в русло педагогического воздействия в рамках единого пространства развития ребенка:

1. В отличие от взрослых, которые изменяют свое поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоциональноценностных отношений в процессе вхождения в социум.

Читайте также:  Развитие речи ребенка по средствам нетрадиционного рисования

2. Взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относится; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения.

3. Социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов по типу “лучше / хуже “, “более / менее “, т.е. однозначно).

4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками (операционнотехническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационнопотребностная сфера).

Выделенная специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности взрослых комплексного сопровождения социального становления ребенка, в том числе в дошкольных учреждениях, в процессе его воспитания, образования и развития.

Главная роль в этом процессе отводится социальнопедагогической деятельности ДОУ по оказанию помощи и поддержки, направленных на благоприятную социализацию ребенка.

Схема 3 Логика развертывания социальнопсихологопедагогического сопровождения индивидуального развития субъектов в ДОУ структурная организация социального заказа федеральный национальнорегиональный дошкольное учреждение

этапы развертывания сущностных сил субъекта адаптация интеграция индивидуализация

виды управления традиционное рефлексивное самоуправление

тип отношений воздействие взаимодействие самовоздействие

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Выделенные этапы, с одной стороны, фиксируют непрерывность и количественную трансформацию изменений, с другой стороны, определяют уровни, характеризующие качественные изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности. Этап интеграции связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия в системе “педагогребенокродитель ” в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является перевод педагогов, родителей, детей с позиции субъекта в личностный контекст жизнеосуществления. Этап индивидуализации связан с анализом обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определением потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

Всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Комплексное воздействие основано на совокупности взаимосвязанных пространств развития субъектов воспитания внутри дошкольного учреждения. Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для большинства ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения (см. схема 4).

Схема 4 Система пространств и сопровождения развития ДОУ

Основным достижением функционирования открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности.

В современных условиях развития образования меняется его основная парадигма: образование рассматривается как человекообразование, доминирующим принципом в работе педагога выступает принцип человекосообразности единства природосообразности и культуросообразности.

В приведенной схеме показаны взаимосвязи основных структур образовательного процесса (структуры личности, содержания образования, социального опыта): в процессе человекообразования реализуется принцип культуро и природосообразности, когда соответствие элементов содержания образования, репрезентирующих структуры опыта человечества и культуры, в целом адекватны общепсихологической структуре личности.

Схема 5 Принцип человекосообразности в образовании

Иллюстрацией модели комплексного медикосоциопсихопедагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении может послужить система модульной организации деятельности всех служб учреждения, разрабатываемая в МДОУ № 90 г. Барнаула для детей из социально неблагополучных семей.

Организация комплекса служб сопровождения может быть представлена в виде взаимосвязанных, составляющих единый комплекс и вместе с тем достаточно самостоятельных структур, оформленных в модули по принципу ведущих форм и факторов развития воспитанников. В каждом из них на основе общих целей выдвигаются специальные задачи, решение которых позволит развить индивидуальные возможности воспитанников и на основе этого оптимизировать учебный и воспитательный процесс в ДОУ. Модуль поле и сфера интегративной совместной деятельности специалистов ДОУ на основе координации и интеграции усилий педагогов. Это создает возможности для системной, комплексной, планомерной и контролируемой работы как в ситуативной, так и перспективной деятельности.

Читайте также:  Зачатие ребенка развитие в утробе

Решение задач комплексного характера должно опираться на межпредметную и междеятельностную основу в целях обеспечения всестороннего развития детей, формирования целостной картины мира и реализации всех компонентов общечеловеческой культуры (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоциональноценностного/ оценочного отношения к окружающему ребенка миру).

Взаимодействие модулей на основе эффективной деятельности управленческого блока позволяет оперативно решать педагогические задачи, своевременно корригировать деятельность всех взаимодействующих сторон. В системе ДОУ выделены следующие модули:

Управленческий модуль (временный творческий коллектив, научный руководитель, заведующая, методист, специалисты, попечительский совет) решает следующие задачи:

создание единой основы интеграции, обеспечение стратегических линий развития;

анализ, планирование, организация, контроль и регулирование деятельности каждого модуля и системы целом;

определение критериев эффективности, мониторинг деятельности системы.

Деятельность педагогического модуля (воспитатели, узкие специалисты, родители) направлена на:

реализацию содержания образования в рамках стандартов, требований общеобразовательных и развивающих программ;

обеспечение условий для всестороннего и безопасного развития детей;

организацию различных видов деятельности и общения в контексте развития индивидуальных жизненных сил ребенка и формирование опыта творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения к окружающему.

Модуль комплексной медикосоциопсихопедагогической диагностики и консультации (психолог, дефектолог, невропатолог, психиатрпсихоневролог, логопед) осуществляет:

диагностику состояния здоровья детей, уровня их психосоматического здоровья;

выявление причин и степени задержек и нарушений физического, функциональнопсихического и личностного развития детей;

определение индивидуальных планов коррекционнопедагогической и развивающей деятельности специалистов.

Направления работы медицинского модуля (невропатолог, психиатр, педиатр):

выявление степени соматических, невротических и психопатических расстройств детей;

разработка индивидуализированной лечебной и лечебнокоррекционной программы;

осуществление адекватной помощи детям, консультирование педагогов и родителей.

Психологический модуль (педагогпсихолог, психологически подготовленные учителя, воспитатели) связан с решением следующих задач:

выявление степени сформированности психических функций;

изучение личностных особенностей, негативно влияющих на психическое здоровье, развитие, поведение и обучаемость детей;

прогнозирование развития и коррекции, соответствующих индивидуальной программе;

психологическое консультирование и тренинг родителей, педагогов;

создание условий для психологической комфортности ребенка

Социальнопедагогический модуль (социальный педагог, педагогпсихолог) связан с:

профилактикой и преодолением стрессогенных взаимоотношений во внешнем социуме;

предупреждением воздействий на детей лиц, связанных с криминальной субкультурой;

обеспечением возможностей позитивного самоутверждения и самореализации детей;

профилактикой нездоровых интересов и влечений детей;

обеспечением щадящего режима нуждающимся в нем детям;

вовлечением родителей в работу с детьми в свободное время

Коррекционнопедагогический модуль (психолог, логопед, воспитатели) обеспечивает:

раннее выявление трудностей в развитии, зоны неуспешности;

разработку индивидуальных планов развития ребенка и реализация специальных программ по коррекции и оптимизации траекторий развития;

подготовку документации для психологопедагогического консилиума;

необходимую помощь детям в учебной, игровой, творческой деятельности.

Представленная система деятельности специалистов ДОУ является одним из вариантов сопровождения социализации ребенка в процессе перевода его социальной ситуации развития в педагогическую.

Майер Алексей Александрович

старший преподаватель кафедр дошкольного образования, социальной и педагогической технологий Барнаульского государственного педагогического университета.

m000r@rambler.ru

источник неизвестен

Источник