Устное народное творчество в развитии речи ребенка
Наталья Мочалова
Устное народное творчество в развитии речи детей
Статья на тему «Устное народное творчество в развитии речи детей».
В наше время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями и нарушениями. Наиболее эффективным средством по профилактике и коррекции этих отклонений является использование устного народного творчества, фольклора с целью развития детей дошкольного возраста.
Фольклор является важным средством обогащения и развития речи детей, которое формирует отношение к окружающему миру и играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ценность фольклора заключается в установлении меду детьми и взрослыми быстрого эмоционального контакта через общение. Устное народное творчество имеет интересное содержание, богатую фантазию. Создание яркого художественного образа привлекает внимание детей, доставляя ему радость, оказывая на него воспитательные воздействия. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малые богатства- смысловое, звуковое и речевое.
Художественное народное слово сопутствует ребенку с первых месяцев жизни, когда взрослый начинает приговаривать напевные двустишие, петь колыбельные и т. д.
Сухомлинский В. А. большое внимание уделял народным сказкам, потешкам и песням, т. к. их считал незаменимым средством пробуждением дошкольников к самостоятельности и познавательной активности.
Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек, и кончая пословицами,сказками дает детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбие, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки и пестушки, потешки.
Произведение устного народного творчества имеют огромные познавательные и воспитательные значения, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.
Попевки, приговорки, потешки- первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувство, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей.
Такие педагоги, как Ушинский К. Д., Тихеева Е. И., Флерина Е. А., Усова А. П. отмечает большое влияние малых фольклорных форм на воспитании культуры речи ребенка. Через художественную литературу и фольклор ребенок успешно учиться родному языку.
Газиева С. А., Карпинская Н. С., Соловьева О. И. считали, что через использования малых форм фольклора в повседневной жизни происходит эстетическое развитие детей, формируются нравственные качества, развиваются патриотические чувства.
Устное народное творчество- неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней.
Речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального речевого окружения, от воспитания обучения, которое начинается с первых дней его жизни. К сожалению, родителям в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и в процессе развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательные и воспитательные значения, способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей. Устное народное творчество- это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт великий народ. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение.
Простая рифма, неоднократно повторяющие слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания слова их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, произношение звуков.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разносторонних использовании их в педагогическом процессе. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению словарного запаса.
Обращения к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора и развития, воспитание и обучение дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатления о ней.
Начиная с младшего дошкольного возраста, исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выраженные, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Вот, что писал о силе слова К. Д.Ушинский: «Не условным звуком только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимо груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером его людей, с обществом среди которого он живет, с его историями и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народное верование, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
В этих словах великого педагога указан не только ожидаемым результат освоение родного языка,но и метод его изучения: доверие «Языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому -то недосягаемо-облегчающему методу».
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.
Источник
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому.
Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой ,регулируем свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи , ребёнок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. Речь привлекает внимание ребёнка к предметам и действиям. Речь взрослого играет важную роль , так как ребёнок пытается ему подражать . Если общение со взрослым носит эмоциональный , положительный, предметный , характер то это является основной и предпосылкой для активного общения со сверстниками, которое возникает позднее. При недостатке общения речь ребёнка не развивается, он может вырасти замкнутым.
Огромное значение на развитие речи ребёнка влияют произведения устного народного творчества. Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Потешки , пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки, песенки – всё это богатство русского языка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают к речевой активности, к познавательной и творческой деятельности. В течении многих веков они любовно и мудропоучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью устанавливается эмоциональный контакт и эмоциональное общение между взрослыми и ребёнком. Богатство фантазии, яркие художественные образы, интересное содержание привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и оказывают воспитательное воздействие. Вслушиваясь в образность и певучесть русского языка, дети, начиная с раннего возраста, учатся грамотному русскому языку, приучаются к красоте и самобытности русских слов. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. По средствам устного народного творчества, дети познают окружающий мир, при этом усваивая словесные и образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся окрашивать свою речь, ярко и четко выражая свои мысли и чувства, развивают умение творчески употребить слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания.
Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. Их начинают применять ухе на втором году жизни, когда у ребёнка уже имеется первичный словарь. Эти произведения русского фольклора используются при одевании, кормлении, укладывания спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребёнка, вызывает у него радость и желание ее повторить. Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где же однокоренными словами будут слова «заика-заинька», «серый-серенький». Задорные и зазывные заклички также как и потешки привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимая. При этом также развивается речь ребёнка, окраштваясь яркими эмоциональными красками. Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко – ведрышко», «Дождик-дождик, пуще». С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух,так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. Все это позволяет ребёнку почувствовать и осознать красоту русского языка. Роль потешек ещё и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Сменяют потешки ,прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах, где дана картина какого-либо яркого события и стремительного действия.
Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребёнку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
Дразнилки – это форма проявлений детской сатиры и юмора. Это вид творчества почти всецело принадлежащий и развитый самими детьми. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство. Однако самой детской среде обычай дразнить вызывал протест – о любителях дразнить говорили: «Дразнило – собачее рыло!»
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в тоже время простой игрой. Этим они привлекают детей . Скороговорки сочетают однокоренный или созвучные слова: Сшит колпак не по – колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать; на дворе – трава, на траве –дрова.
Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.
Считалка- это рифмованный стишок, состоящий по большой части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.
Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. За счет многозначности в загадке некоторых понятий, происходит обогащение детской речи, дети замечают вторичные значения слов, и у них формируется представление о том что такое переносное значение слова. Кроме того, русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребёнку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивает умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.
Особое место следует уделить народной лирике. Состав песенного фольклора гораздо богаче и разнообразнее многих других жанров. С самого раннего детства малыш слышит свои первые колыбельные песни, которые ласково и спокойно напевает ему любящая мать. Традиция напевать перед сном возникла из глубины веков. В те времена мать при помощи колыбельной песенки передавала малышу свой опыт, учила обычаям народа, давала знания о мире. Ещё не умея говорить, ребёнок отлично понимает, о чем поет его мать. Ученными доказано что малыши, засыпающие под мелодичные колыбельные песенки, быстрее развиваются и адаптируются в жизни. Дети впитывают с младенчества мудрость поколений, которая заложена в колыбельных песнях. Колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи. Используя эти песни, дети учатся образовывать однокоренные слова, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. И не просто «кот», а «котя», «коток», «котенька». Положительные эмоции, связанные с тем или иным образом ,делают это освоение более прочным и успешным. За счет особой интонации колыбельная песня формирует фонематическое восприятие ( медленный темп, напевное выделение голосом гласных звуков и т. п.) Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний , осваивать лексическую сторону речи.
В более старшем дошкольном возрасте речь ребёнка достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит зачастую благодаря чтению детям произведений художественной литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой. Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми , благодаря ей у детей развивается воображение и мышление. Именно сказки в самом начале содержат «крылатые» повторения выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка-«дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Народная сказка может быть по настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат правильную, грамотную интонационно окрашенную речь взрослого: произношение взрослого должно быть четким, ясным правильным, рассказчик не должен забывать о необходимых паузах и ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Сказка является носителем нравственных поучений, которые доступны детям в любом возрасте. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так кА ребёнок больше вникает в ход событий.
Как отмечал В.А. Сухомлинский, «сказка- это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование.» Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и обязательная победа добра над злом.
Таким образом, помогая ребёнку овладевать языком устного народного творчества, взрослый выполняет задачи воспитания, развития и образования каждого ребёнка.
Источник
наталья волкова
Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.»
В. А. Сухомлинский.
Речь – чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство, оно имеет огромное значение на развитие речи ребёнка.
Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки – все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи.Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения народного творчества обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов. Знакомить детей с лучшими образцами устного народного творчества нужно начинать как можно раньше.
Устное народное творчество – это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По другому – устное народное творчество называют словом «фольклор»,которое произошло от соединения двух английских слов: folk – народ, lore – мудрость.
Детский фольклор состоит из:
Потешек;
Песенок;
Прибауток;
Закличек;
Пестушек;
Колыбельных;
Считалок;
Пословиц и поговорок;
Скороговорок;
Загадок;
Сказок;
Хороводных игр.
Уместно прочитанные : потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно- гигиеническим навыкам. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение «Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т. д. Дети знакомятся с первыми сказками («Курочка- Ряба», «Репка», «Колобок» и т. д.). Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В этот период потешки становятся просто незаменимыми. С помощью них легче установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Вместе с потешками дети причесываются, одеваются на прогулку, умываются, кушают и играют.В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать. Потешки–песенки-приговорки, сопутствующие игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
Во время умывания под звуки напевных слов малыш даст себя умыть:
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!
Кормление -очень важный момент в жизни каждого малыша. Использование потешек поможет сделать процесс еды веселым и непринужденным.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Хорошо успокаивает и развивает речь и мелкую моторику пальцев рук малыша игры с пальчиками.
Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)
Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)
А зовут его …
Колыбельные песни – песни, исполняемые при укачивании ребенка. Назначение их – размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка. С ними начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запомнить слова и формы слов.
Заклички – это стихотворные обращения к природе, небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей. В основном они сопровождаются различными игровыми действиями.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей!
Загадки– краткое образное определение предмета или явления. Один предмет описывается через другой на основе схожих черт. Загадка может представлять собой и простое описание предмета. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Народная сказка – выдуманный рассказ о каких-либо событиях. Сказки открывают малышу новый мир, наполненный богатством слов и выражений, поэтичностью языка, художественной выразительностью. Сказки учат морали, впервые знакомят с такими понятиями как добро и зло, жадность и щедрость, хитрость и глупость, смелость и трусость. Герои четко поделены на положительных и отрицательных. Поступки характеризуют каждого из них, благодаря чему малыш начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
Сказки лучше не просто читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает им понять содержание сказки, отношение к ее персонажам.
Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. С самого первого дня дети впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться.
К трём годам завершается формирование ребёнка как личности,происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я – сам»; «Я – могу»; «Я – хочу». Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании.
Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления младших дошкольников с культурными ценностями общества.
Для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку овладение языком идёт именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребёнка со взрослым. Поэтому особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимает устное народное творчество, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений фольклора.
Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, потешками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни. Роль фольклора в развитии и воспитании детей с раннего возраста огромна и очень важна.
«Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего.»
А. М. Горький.
Источник