Установить уровень психического развития ребенка
Консультация для родителей
Возраст ребенка – 1 год 9 месяцев
ТЕСТ1. Понимание речи. Обобщение предметов по существенным признакам
Дидактический материал:изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку, 2) дети умываются, 3) дети поливают цветы, 4) дядя чинит машину.
Методика. На столе перед ребенком выкладываютсякартины и предлагается рассмотреть их, а затем ответить на вопросы: “Кто это на картинке?”, “Что делают?” Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины: “Что мальчик делает?”, “Что лошадка делает?” и т.д.
Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов, при этом пользуется словами и двухсловными предложениями.
Задание считается выполненным, если ребенок понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
ТЕСТ
2. Активная речь.
Дидактический материал: 4 предмета (кукла, зайчик, машина, петушок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.
Методика.Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментах, занятиях.
Поведение ребенка — во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Задание считается выполненным, если ребенокво время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.
ТЕСТ
3. Сенсорное развитие
Дидактический материал:3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого— 10 см, второго —7 см, третьего — 4 см.
Методика. взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.
Поведение ребенка — собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).
Задание считается выполненным, если ребенок ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см
Дидактический материал:трехместная матрешка (разница в величине 3—4 см).
Методика. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.
Поведение ребенка — самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех).
Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи и ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см
ТЕСТ
4. Игра и действия с предметами
Дидактический материал: 3 кирпичика
Методика.Воспитатель предлагает ребенку построить “ворота”. При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.
Поведение ребенка— по слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может пробовать 2—3 раза.
Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи и отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
Воспроизводит несложные сюжетные постройки — перекрытия типа “ворот”, “скамейки”, “дома”.
ТЕСТ
5. Движения
Дидактический материал: скамейка высотой 15—20см с шириной доски 15-20 см
Методика.Ребенку предлагается пройти по доске без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого).
Поведение ребенка — проходит по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого.
Задание считается выполненным, если ребенок ходит по ограниченной поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15—20см).
ТЕСТ
6. Навыки
Частично раздевается с небольшой помощью взрослого.
Методика. При раздевании ребенка после прогулки или перед сном.
Поведение ребенка — снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), носочки, колготки, шапку.Задание считается выполненным, если ребенок частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает носочки, колготки,, ботинки, шапку).
Источник
К показателям психического развития ребенка относят:
– развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
– формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
– овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
А что должно стать предметом психологического изучения?
Это – психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» – превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К.Чуковского, слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».
Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.
И все-таки, что это за факты?
Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на
Глава 1. Психология развития ребенка 53
что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.
Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н-А.Русина и В.А.Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность – феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое – широкое, толстое – худое, нежное -грубое, красивое – неправильное), мимики и пантомими-ки (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.)’.
Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный – красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция,
‘ Русина Н.А„ Урываев В.А. Психологическая характеристика личности ребенка/Методические рекомендации для студентов 2-го курса педиатрического факультета. Ярославль, ЯГМА, 1998.
54 Аверин В.А. Психология детей и подростков____ словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, разговорный – изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно’.
В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
1) характер установления контакта ребенком: торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;
2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);
4) на проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка2.
А теперь перейдем к характеристике методов изучения этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?
Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.
Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, чтомы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.
В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.
Как сделать наблюдение максимально эффективным?
Первое и, может быть, главное условие – это выра-бртка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, должна входить в реестр профессионально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.
Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Вашими знаниями о развитииребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными Вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.
Третье условие – это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность
56 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
минимизирует возможности детального и обширного наблюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения, желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) – составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:
– физическое развитие;
– общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т.д.);
– социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются с взрослыми и детьми; как ребенок играет, его интересы и т.д.).
– самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туалетом и т.п.
– поведение ребенка.
Структура карточки – это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (по Дж.Леш-ли)’.
Какие следует дать советы наблюдателю? 1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отвечать за свои слова).
Д-Лешли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.М.: Просвещение, 1991.
Глава 1. Психология развития ребёнка 57
2. Придерживайтесь своих наблюдений – не старайтесь обобщать.
3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».
Можно рекомендовать родителям вести такие карточки наблюдения.
Таблица 4
Фрагмент карточки физического развития
Широкие физические движения | | |||
Дата: | 6.04.86. | 7.07.86. | 1.10.86. | 31.12.86. |
Возраст ребенка | 4мес. | 7мес. | Юмес. | 13мес. |
Ребенок может: | | | | |
– переворачиваться со | + | + | | |
спины на живот; | | | | |
– сидеть без поддержки | | + | + | |
короткое время; | | (долго) | | |
– бросать предметы; | | + | + | + |
– ползать на | | пытается | + | + |
четвереньках; | | | | |
– подниматься, держась | | | + | + |
за мебель; | | | | |
– приседать из | | | + | + |
положения стоя; | | | | |
– ходить с помощью | | | * | + |
взрослых; | | | | |
– ходить | | | | + |
самостоятельно. | | | | |
58 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
Таблица 5
Фрагмент карточки развития, фиксирующей поведение ребенка.
Социальное развитие и игра | |||
Дата: | 5.02.86. | 25.05.86. | 20.08.86 |
| | ||
Возраст: | 2,6 | 2,9 | |
Реакция на трудности: | | | |
– быстро сдается; | | | |
– пытается преодолеть какое-то время; | + | + | |
– пытается преодолевать постоянно; | | | |
Реакция на тихие занятия, требующие обдумывания: | | | |
– непоседлив с самого издала; | + | | |
– концентрируется на 1-2 минуты; | | + | |
– концентрируется на 5 минут и более; | | | + |
В играх с деть ми; | | | |
– обычно включается в игру; | | | |
– обычно играет в одиночку, но возле других детей; | | | |
– держится в стороне от других детей. | + | + | + |
Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мнению Н.С.Русиной и В.А.Урываева темами для беседы могут быть’:
семья: ее члены и отношения между ними, терпимость, предпочтения, интимность, доминантность, зави-
Русина Н.С„ Урываев В.А. Ук. соч.
Глава 1. Психология развития ребенка
симость, агрессия, интенсивность – экстенсивность и активность – пассивность отношений, ревность, зависть, конфликт и т.д.;
родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;
участие в домашней работе: ее содержание, систематичность исамостоятельность;
свободное время: количествои качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;
самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;
школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уровень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:
статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учителя: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие конфликтов.
Страхи и опасения: наличие и объекты страхов,
ночные страхи.
Состояние здоровья: хронические заболевания, самооценка состояния здоровья.
По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.
Другая группа методов изучения ребенка – это эк-
сперимент.
Для врача и педагога наиболее приемлемой формой эксперимента может стать исследование с помощью
60 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
тестов. Тест – это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. К положительным сторонам тестирования обычно относят:
– возможность определения нормы развития;
– возможность проведения повторных, т.е. сравнительных испытаний;
– возможность одномоментного сбора большого материала;
– отсутствие длительной специальной подготовки.
В то же время тесты страдают известными ограничениями. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми процедурами. Среди них немало надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть только экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и развернутого анализа полученных сведений.
Итак, в этой главе мы определились в главном – концептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психического развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка – социальная ситуация развития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности – психологические новообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Думаю, что только так удастся понять все то множество эмпирических данных, которыми так богата детская и подростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого
Глава 1. Психология развития ребенка 61
нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концепцией (идеей) психического развития ребенка, мы постараемся увидеть и проанализировать множество конкретных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.
Источник
Юлия Разенкова
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста
Исследования в помощь воспитателям и педагогам, работающим с детьми раннего возраста.
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года) (Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.-48 с.)
При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Исследование восприятия
1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеле
ный.
Стимульный материал:цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.
Пример инструкций
1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.
Нормативы:
сличение – от 1,5-2 лет;
выбор по названию – в 2-3 года;
самостоятельность названия – в 2,5-3 года.
Вступление
В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость проведения диагностического минимума с детьми раннего возраста. И в случае выявления нарушений появляется возможность, как можно раньше начать коррекционные действия. Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.
В ходе диагностикиоцениваются следующие параметры познавательной деятельности ребенка:
– принятие задания;
– способы выполнения задания;
– обучаемость;
– отношение к результату своей деятельности.
План работы
Введение….
Методика 1….
Методика 2. …
Заключение….
Список литературы…
Испытуемая – Новоселова Лиза-2,5 года
Методика 1 «Выбор по образцу» (парные картинки)
Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок – цветочков.
Нормативы:
выбор из двух картинок — в 2 года;
выбор из четырех картинок — в 3 года.
Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.
Инструкция:
1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?».
Результат исследуемой:
• выбор 4 картинок соответствует возрастным нормам.
• Выбор цвета – цвета различает по названиям, что так же соответствует возрастным нормам
Общая оценка: Ребенок принял задание после повторной просьбы, понял его, но выполнить задание самостоятельно у него не получилось, после обучения задание выполнил безошибочно, положительно и адекватно оценил результат.
Общий результат обследования:
Уровень развития психической деятельности соответствует возрастной норме. Ребенок понимал задания и стремился к их выполнению. У него не получалось самостоятельно выполнить задание, но после обучения взрослого мог самостоятельно справиться с ним. После выполнения задания адекватно оценивал свой результат и радовался правильному решению задачи.
Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.
Методика 2
Пространственный гнозис (методика подходит детям-2,5-3 лет).
Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки уложенные в коробку. В моем случае в корзинку.
Пример инструкций:
Посади мишку в корзинку. Положи мишку в корзинку. Положи картинку под корзинку. Достань из-под корзинки. Покажи, где верх; где низ.
Нормативы:
2,5-3-года дети понимают предложно-падежные конструкции, ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются.
Анализ результатов:
1. подражание внешним манипуляциям взрослого без учета пространственных отношений.
2. подражание манипуляциям с учетом пространственного расположения;
3. самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
Инструкция:
Сейчас мы будем с тобой складывать игрушки в корзинку. Я начну, а ты будешь мне помогать.
1) Посади мишку в корзинку.
2) Положи куклу в корзинку.
3) Положи картинку под корзинку.
4) Достань картинку из-под корзинки.
5)Покажи, где верх; где низ.
Результат исследуемой:
1) подражает манипуляциям с учетом и пространственного расположения, понимает предложно-падежные конструкции;
2) самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения;
3) определяет несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу;
4) результаты исследования развития говорят, что оно соответствует возрастным нормам.
Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.
Список литературы
1. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. –176 с.
2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Справочник педагога-психолога, 01-2011, 02 -2011
Заключение
Новоселова Лиза-2,5 года. Обследование проводилось 3 сентября 2015г. в ГБОУ Школа 878 д/о «Лучик».
Цель: исследование познавательных процессов ребенка 2 -3 лет
Сведения о ребёнке
Ребёнок от 1-ой беременности. Беременность проходила без
осложнений
Показатели при рождении:
вес – 3500г,
рост – 53см,
по шкале Апгар – 7-8 баллов.
Развитие:
На первом году жизни – без осложнений.
На втором году жизни – без осложнений.
По достижении трёх лет – без осложнений.
На настоящий момент:
Наблюдается высокий уровень познавательных способностей.
Ребёнок идёт на контакт, отвечает на вопросы. В выполнении поставленной задачи заинтересована, охотно принимает помощь и ждёт похвалу. Выполняет задание старательно, с результатом, следит за реакцией взрослого. При указании на ошибки быстро пытается исправить их, успешно. Восприятие пространственных отношений не снижено.
Обращенную речь понимает в полном объеме.
Выводы
Проведенное исследование показало, что у ребёнка до конца не сформированы прогнозирование и планирующая деятельность, пространственное ориентирование и соотнесение форм предметов. Движения мелкой моторики не затруднены. Наблюдается высокий уровень развития речи и уровня развития словесно-логического мышления.
Список литературы
1) Психология в 3-х кн. кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами математической статистики:
Уч. для студ. высш. пед. учебн. завед. /Р. С. Немов
2) Психология развития. Словарь/ Под ред. А. Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2005
3) Специфика психического развития ребенка.
https://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=542
Источник