Успешное развитие ребенка в образовательной среде
«РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ:ОПЫТ,ПРОБЛЕМЫ,ПЕРСПЕКТИВЫ»
Викулова Ольга Леонидовна, vikulowaolia@yandex.ru МАОУ СОШ №2 /с. Абатское/
«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенции учащихся, но и как процесс развития личности, обретение духовно- нравственного и социального опыта»
Развитие и воспитание человека во все времена было и остается весьма важной и актуальной проблемой. Российское государство действующим законодательством в области образования как одну из приоритетных задач определяет создание такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию творческой индивидуальности каждого ребенка. Это особенно актуально в период перехода на обучение по новым образовательным стандартам. Наши дети овладевают комплексом компетенций, который позволит им уверенно жить и развиваться в условиях современного быстро меняющего мира. Такими, как умение учиться на протяжении всей жизни, эффективно работать с информацией, владеть навыками коммуникации и сотрудничества в самых разных ситуациях, проектировать собственную деятельность, принимать ответственные и продуманные решения там, где нельзя положиться на готовые шаблоны, сформировать основы гражданской идентичности, толерантности, нравственных норм поведения в обществе. Необходимо создать условия, при которых наши дети смогут получить подготовку, позволяющую им уверенно ощущать себя в современном обществе. [2] Образовательная среда рассматривается как составляющая социальной ситуации развития и как условие развития личности ребенка. /Е.Б.Лактионова/. Эта цель достижима в результате создания образовательной среды, в которой нацеленность на достижение успеха является одной из главных личностно значимых целей. Критериями успешности формирующейся личности, я считаю образовательные достижения учащихся, т.к достижение- это еще и процесс получения определенного результата, это рост успеваемости, заинтересованность ребенка, повышение самооценки. В «Портфель достижении» я включаю следующие разделы: 1. Кто и чего я хочу. 2. Чему я научился на разных предметах. 3. Достижения Вне учебы. 4. Лист самооценки. 5. Самооценка творческого дела. Благодаря этой технологии, дети развивают умение самооценки, а также ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, а родители смогут проследить реальные успехи и достижения ребенка.
Таким образом, современная образовательная среда становится одним из важнейших факторов формирования успешной личности при условии создания эффективной системы управления развитием достижений учащихся.
Современная образовательная среда помогает каждому ученику осознать значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем его мире, проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий и интеллектуальный потенциал. Этому способствует глобальное образование, посредством которого у ученика образуется новое мышление, новое отношение к жизни, свое окружение, мир, в котором живет.
Модернизация современной образовательной среды создала определенные условия для развития ребенка, а это активное внедрение в практику различных педагогический инноваций, авторских программ и учебников, современных педагогических технологии, использование ИКТ в образовательном процессе, эффективных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения. Индивидуальная, парная и групповая формы работы организации учебного процесса применимы на уроках для развития компетенции, позволяющих учащимся уверенно чувствовать себя в дальнейшем. Кроме того на уроках я применяю элементы « Технологии развития критического мышления», через чтение и письмо, где ученики не пассивные слушатели, они главные действующие лица урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают прочитанное, учатся задавать вопросы. Благодаря этой работе учащиеся глубже понимают прочитанное, овладевают активными способами чтения и приемами работы с художественным текстом, повышается культура речи, эстетическое развитие, формируется активная личность, умеющая творчески и самостоятельно работать. Л.Н.Толстой утверждал «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилием мысли, а не одной только памятью». Действительно чем выше осознанность любых познавательных действий, тем выше их эффективность. Именно поэтому я использую на уроках активные формы и приемы обучения. С целью развития интеллектуальных способностей я применяю такие игровые приемы, как «Подтверди или опровергни информацию», «Фишбоун», «И это все о нем», «Криптограмма», «Кластер», «Дерево предсказаний» , «Корзина идей», «Инсерн», «Синквейн», «РАФТ». Свою педагогическую задачу я вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальность и создать условия для самореализации. В этом мне помогает приемы технологии РКМЧП.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике, «помогать им вырабатывать самостоятельность мышления». Необходимо уделять особое внимание обучению самостоятельности у учащихся. Проблемой современной образовательной среды является выработка у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.
Глубина и прочность знаний младших школьников, навыки их применения знаний на практике в значительной степени зависит от сформированности умения работать самостоятельно.
Китайская пословица гласит «Скажи мне и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму». Именно на организации самостоятельной деятельности ученика на уроке я строю свои урок. В условиях ФГОС хорошо вписываются известные педагогические технологии, проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие самостоятельности ребенка. На своих уроках я применяю технологии «Проблемно- диалогического обучение». Применение этой технологии позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе. Моя цель научить детей идти путем самостоятельных находок и открытии. Достигая результата, мои дети могут четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли, развивать познавательную активность и творческую самостоятельность. Как вариантом проблемного обучения использую поисковые и исследовательские методы.
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную личность; развивали в ребенке: исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки; развитие познавательного интереса учащихся; развивали бы принцип связи обучения с жизнью. Для достижения этих целей я использую технологию «Метод проектов».
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. В последнее время наблюдается тенденция к потере интереса к процессу обучения со стороны учащихся, поэтому необходимо искать новые методы, приемы и формы организации обучения, которые позволят решить многие проблемы в рамках классно-урочной системы. В своей работе для стимулирования интереса школьников к учебной деятельности использую «Метод проектов»- как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую). Одним из принципов является личностная ориентация содержания образования. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и особенностей предполагает особый акцент на запуск исследовательской программы.
В методе проектов предполагается постановка проблемы, решение которой приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности. В работе над проектом могут участвовать дети с самыми разными способностями и талантами, всем найдется дело. «Метод проектов» дает возможность детям попробовать себя в новом качестве, в новой роли, что способствует развитию его умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом. Метод проектов способствует развитию творческих способностей, развивает интерес к познанию мира, уверенность в себе, коммуникативные способности, повышает мотивацию к обучению, уровень обученности и качество знаний
Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес является «Игровая технология». «Игровые технологии» являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Ученики очень любят игры. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, им интересен поиск недостающего. Положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Я считаю, благодаря использованию дидактических игр ученики становятся самостоятельнее, активнее, творческими.
Неотъемлемой частью систему обучения является внеурочная деятельность. Через внеурочную деятельность осуществляем:
-развитие интересов учащихся на основе свободного выбора;
-постижение духовно- нравственных ценностей и культурных традиций;
-создание условии для физического , интеллектуального и эмоционального отдыха детей;
-развитие каждого ребенка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуациях;
-развитие инициативы и творчества детей;
-воспитание любви к родному краю
-развитие любознательности, познавательной деятельности.
Решая эти задачи, в моем классе проводятся такие кружки, как «Школа трудолюбия», «Одаренок», «Я гражданин России», «Здоровячек», «Ладушки». Занятия я провожу в различных формах, это и беседа, рассказ, деловая игра, диалог исторических или литературных персонажей, путешествие, ролевая игра, телепередачи, экскурсии. Через экскурсии в музей, в храм, в библиотеку решаю такие задачи как: развитие познавательной мотивации, эстетического вкуса, духовно- нравственные ценности. Общаясь с детьми, родителями, отмечают, что это дает положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представление об окружающем мире. Изучение классного коллектива по системе «Познай себя», классные часы «Мир моих увлечений», самовоспитание по системе «Сделай себя». В классе складываются доброжелательные отношения, что является формированием здоровьесберегающей среды. Большое значение в развитии ребенка являются занятия в учреждениях дополнительного образование. Это и спортивные секций, занятия хореографией, музыкой.
Я считаю, что современная образовательная среда это центр не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Системная работа школы, направленная на развитие творческих способностей учащихся, их самореализацию, приводит к определенным системным изменениям и социальным эффектам:
100% учащихся заняты организационными воспитательными формами, 90% заняты в системе дополнительного образования, наблюдается положительная динамика участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, повышается удовлетворенность родителей деятельностью ОУ. В настоящее время существует множество актуальных проблем развития личности в образовательном пространстве: проблема развития креативной личности, проблема развития социально ответственной личности, проблема развития нравственно- правовой культуры личности и ряд других проблем. Перспективы развития личности ребенка: взаимодействие с организациями всей социальной сферы, введение новых информационных технологии, приобщение потенциала родительской общественности в организации школьных дел. Задача школы в современных условиях- полноценное развитие личности.
Литература
Астафьева Н.Г. «Формирование и развитие среды школы»/статья,-2012г
Зубарева Е.В. «Актуальные проблемы развития личности в современном образовательном пространстве»/статья,-2011г
Коротеньков Ю.Г. Информационная образовательная среда.//учебное пособие, академия АйТи,-152
Назарова Т.С . Проблемы реализации Национальной образовательной инициативы «наша Новая школа»/ вестник образования России, №1,2012
Румянцева О.А., О.В. Уханова. Современная образовательная среда начальной школы, 2012г
Источник
Елена Виноградова
Образовательная среда как комплекс условий, обеспечивающих развитие детей в ДОУ
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают
развитие детей в дошкольном учреждении.
Функции образовательной среды:
— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
— воздействует на результаты образовательного процесса,
— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
— создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
— обеспечивает открытость дошкольного образования; (сайт ДОУ, родительский и методический уголки, газета, информация через СМИ)
— создает условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
— способствует профессиональному развитию педагогических работников.
Компоненты образовательной среды в ДОУ:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
— содержание дошкольного образования.
1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть
образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием,
материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и
навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
1. Большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся
взаимодействию участников образовательного процесса.
Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ:
готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.
Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать
субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного
процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель
взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает
развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.
Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой
возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы
конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:
} Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
} Возможность двигательной активности детей.
} Возможность для уединения.
Психолого – педагогические требования к созданию пространственной развивающей среды. Среда должна быть:
• Содержательно- насыщенной
• Полифункциональной
• Трансформируемой
• Доступной
• Безопасной
• Вариативной
Насыщенность ППР среды предполагает:
} Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
} Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию
программы
Полифункциональность материалов предполагает
} Возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Трансформируемость пространства обеспечивает
изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости: } От образовательной ситуации } От меняющихся интересов детей } От возможностей детей
Вариативность среды предполагает:
} Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения
и пр.
} Периодическую сменяемость игрового материала
} Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора
детьми
} Появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
} Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность
} Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все
виды детской активности
} Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды:
} Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и
безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации
соответствия.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду.
При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в разновозрастной группе детского сада, нами учитывались все вышеперечисленные требования.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда – это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.
Наличие образовательной среды уже можно увидеть в раздевалке. Здесь у нас находятся индивидуальные шкафчики для одежды и скамейки для детей. Здесь же оформлен «Уголок группы» и «Уголок для родителей», где находится много полезной, нужной, познавательной информации для родителей и детей: расписание образовательной деятельности, режим дня, консультации для родителей, полезные советы и многое другое. Так же в раздевалке есть стенды, на которых вывешиваются творческие работы детей: выставки рисунков и поделок. Вниманию родителей предоставлена информация на папках-передвижках о сезонных изменениях в природе и связанные с ними рекомендации.
При входе в групповое помещение расположен «Уголок безопасности». Там отображена информация по противопожарной безопасности, безопасности детей на улице и дома, информация по правилам дорожного движения.
Групповая комната условно разделена на 3 зоны: учебную, игровую и зону отдыха. Вся мебель в группе соответствует возрасту детей и требованиям Сан Пина.
В качестве центров развития в учебной зоне выступают «Уголок патриотического воспитания», «Уголок природы», «Центр экологии», «Уголок экспериментирования».
В «Уголке патриотического воспитания» есть портрет президента России, картинки с символикой России, текст Гимна России, гербы Рязани и Старожиловского района. Оформлены альбомы «Мы живём в России» и «Национальные костюмы народов нашей страны».
Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней. Здесь дети учатся ухаживать за растениями. Имеются леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
«Календарь природы» с моделями -значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой;
Картинки с изображениями птиц, животных, насекомых, рыб. Рядом с Уголком природы у нас расположен Центр экологии.
В экологическом уголке сосредоточены все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы о природе, способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном содействии человека на природное окружение в целях сохранения и приумножения природного достояния.
Уголок экспериментирования.Здесь размещены материалы для проведения экспериментов: лупы, ёмкости, мерные стаканчики, тарелочки, палочки, трубочки, поднос, совочки, лейки, песок, глина, камни, деревянные брусочки и многое другое. В уголке есть картотеки опытов с водой, песком, воздухом.
В игровой зоне находится «Игровой центр», «Центр конструирования», «Центр театрализации», «Музыкальный уголок».
В «Игровом центре» игрушки располагаются по гендерной принадлежности детей. Для девочек – куклы различных размеров, одежда для кукол, коляски, наборы парикмахера, медика, швейная машинка, игрушечная мебель, посудка и др. Для мальчиков машинки, трактора, другие виды транспорта, железная дорога,инструменты: дрель, молоток, пила и многое другое.
В группе специальное место выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.
Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.
Центр конструирования: в большом разнообразиипредставлены различные виды и формы конструкторов: напольный конструктор (деревянный и пластмассовый, к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки, настольный конструктор (деревянный и лего, к ним для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.
Театрализованный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театрализованном уголке располагаются театр настольный по сказкам (конусный, деревянный, плоскостной, кукольный, пальчиковые театры, театр ложек) ширмы для показа театров, простейшие декорации, изготовленные детьми, костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
«Музыкальный уголок»– это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты: баяны, дудочки, металлофон, бубен, барабаны, погремушки, бутафорские музыкальные инструменты. В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.
В каждой группе имеется магнитофон и небольшой набор кассет и дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок.
В зоне отдыха у нас располагаются «Центр книги», «Уголок творчества» и «Центр отдыха».
В младшей группе Уголок книги содержит несколько экземпляров книг с красочными картинками. Сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Игрушки» А. Барто, «Усатый-полосатый» С. Маршак и др. Много материала не дается, должна быть сменность. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает, говорит о правилах пользования (нельзя рвать, рисовать в книге, брать только чистыми руками и т. д.).
В старшей и подготовительной группах содержание книжного уголка становится более разнообразным. Количество книг увеличивается. Дети могут сами пользоваться библиотечкой. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др. Для книжной полки книги выбирают с учетом интересов детей, юбилейных дат, времени года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит от заинтересованности детей и определяется воспитателем.
Уголок творчества. Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. Имеются краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, альбомы для рисования, цветная бумага и картон, ножницы, клей, пластилин.
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Физкультурный уголок «Здоровячок» служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Здесь для этого есть всёнеобходимое оборудование: гимнастические скамейки, мячи большие и маленькие, скакалки, обручи, дуги для подлезания, гимнастические палки. Имеется так же кольцеброс,кегли и нестандартное оборудование: ленты, цветные флажки, снежки, изготовленные из синтепона. Для проведения утренней гимнастики под музыку используется магнитофон.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает
потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребенка, должна вовлекать его в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
3. Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение
содержания дошкольного образования.
Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условийдля самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.
Содержание дошкольного образования определяется:
– Федеральными государственными образовательными стандартами;
– Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;
– Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, образовательная среда – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.
Спасибо за внимание.
Источник