Условно вариативный прогноз развития ребенка
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков.
Определение.
Специфика возрастно-психологического консультирования основывается на идеях Л.С.Выготского, о системном анализе явлений детского развития: рассмотрении его в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Любые проблемы, возникающие в сфере развития, обучения и воспитания ребенка должны решаться с учетом содержания и условий конкретного возрастного этапа и закономерностей онтогенеза в целом.
Задачи возрастно-психологического консультирования.
Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации.
Частные задачи:
1) информирование и ориентация родителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
2) своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями развития и оказание им психологической помощи;
3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
4) психологическое консультирование детей;
5) психологическое сопровождение развития на разных возрастных этапах;
6) составление рекомендаций по воспитанию детей для родителей;
7) коррекционная работа с детьми и родителями;
8) психологическое просвещение населения по вопросам развития и воспитания детей и подростков;
9) составление рекомендаций (совместно с педагогическими психологами или педагогами) по психолого-педагогической коррекции трудностей в дошкольном и школьном обучении для педагогов и родителей;
Основные положения возрастной психологии как теоретической базы консультирования по проблемам детского развития
Психологический возраст по определению Л.С.Выготского: «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Основными составляющими психологического возраста являются социальная ситуация развития, деятельность ребенка и новообразования в сфере сознания и личности.
Социальная ситуация развития. Каждый возраст характеризуется своей, уникальной ситуацией развития, т.е. теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка с взрослым, социальной средой в целом, которые складываются на данном возрастном этапе.
Среди многообразных отношений ребенка, образующих социальную ситуацию развития Выготский выделил «ближайшие и далекие» отношения с обществом. В дальнейшем первые получили конкретизацию в исследованиях генезиса форм общения М.И.Лисиной и ее школы, а вторые – в исследованиях объективного положения ребенка данного возраста в системе общественных отношений (Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева).
В практике консультирования анализ социальной ситуации развития ребенка осуществляется с учетом двух планов отношений:
1) отношения с «общественным взрослым» как представителем социальной роли, социальной функции (врач, воспитатель, учитель и др.), носителем социальных норм и требований, общественных смыслов деятельности;
2) личностные отношения с близкими взрослыми и сверстниками. По-существу, анализ социальной ситуации развития ребенка является исследованием системы взаимоотношений ребенка со значимыми для него людьми. Именно в системе значимых взаимоотношений нужно искать источник трудностей, неблагоприятных тенденций или нарушений развития ребенка.
Деятельность. Психика формируется в деятельности и проявляется в ней. Характер деятельности, ее структура, виды, иерархия имеют основополагающее значение для понимания развития ребенка в каждом конкретном случае. В процессе консультирования достигнутый ребенком уровень и особенности строения общения, игровой, предметной и других видов деятельности служат существенными показателями благополучного или отклоняющегося развития. Важную роль играет и сопоставление значимости того или иного вида деятельности ребенка (например, общения со сверстниками) с уровнем развития психологических процессов и качеств (умение сотрудничать с другими детьми).
Возрастные новообразования. В работах Л.С.Выготского были определены центральные психологические новообразования младенческого, раннего и дошкольного возраста. Д.Б.Эльконин показал, что для каждого возрастного периода должна существовать своя особая по содержанию система диагностируемых новообразований.
Психологический диагноз.
В работах, посвященных детскому развитию, Л.С.Выготский определил сущность и специфику психологического диагноза как диагноза развития. Он подчеркивал, что недостаточно выявить уровень и характер развития, достигнутый ребенком в настоящий момент. Необходимо установить целостный процесс развития, лежащий в основе этих проявлений. Поэтому выдвижение психологического диагноза должно включать квалификацию данного этапа развития ребенка в контекст этапов и закономерностей всего онтогенеза, а также исследование условий и механизмов формирования установленных трудностей и нарушений развития.
В современной возрастной психологии данные представления о психологическом диагнозе развития конкретизируются в следующих базовых компонентах:
1) общая оценка психического развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития;
2) описание индивидуальных особенностей развития ребенка (отличительных черт личности, разных сторон психической деятельности);
3) психологическая квалификация характера и степени выраженности психологических проблем ребенка;
4) выявление казуально-динамических связей установленных трудностей с источниками и условиями их образования (этиологический диагноз).
Дополнительным важным требованием к психологическому диагнозу является сформулированное Л.С.Выготским требование: не только определить уровень актуального развития ребенка, но и выявить «зону его ближайшего развития». Это означает, что в ходе обследования ребенка нужно определить возможности его обучаемости в ситуации специально организованного сотрудничества с взрослым.
Понятие психологического прогноза.
Общие представления о содержании психологического прогноза развития высказал Л.С.Выготский. Он выделял такие качества как развернутый дифференцированный характер прогноза, соответствующий по полноте содержания психологическому диагнозу, а также разбивку на отдельные периоды, последовательные возрастные этапы. Л.С.Выготский считал принципиально возможным предсказать характер и траекторию детского развития на основе всестороннего психологического диагноза, но только в том случае, если все условия развития ребенка сохраняются.
В настоящее время разработчики возрастно-психологического подхода к консультированию (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.) выдвигают представления об условно-вариативном прогнозе развития ребенка. Условно-вариативный прогноз – это конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенка из множества потенциально возможных. Эти варианты определяются в зависимости от реализации трех типов:
1) если неблагоприятные условия, ставшие причиной возникновения у ребенка психологических трудностей, сохраняются;
2) если они будут сняты, устранены либо существенно ослаблены;
3) если они, напротив, усугубятся.
Таким образом, в прогнозе дальнейшего развития ребенка речь идет по существу о диапазоне его возможных вариантов, а не однозначном прогнозе (который принципиально невозможен). Опираясь на условно-вариативный прогноз, психолог может четко сориентировать родителей и ребенка по ряду вопросов:
1) какова будет наиболее вероятная картина его развития в случае отсутствия неприятия мер психологической помощи;
2) что и как нужно сделать в целях снятия либо смягчения проблемы;
3) какого рода условия способны усугубить имеющиеся трудности, т.е. чего нужно избегать.
Третий компонент прогноза, содержащий информацию об уязвимых сторонах развития ребенка и соответствующих им факторах риска, несет профилактическую функцию. В целом условно-вариативный прогноз имеет не только информационную, но и мотивирующую значимость в работе психолога с родителями ребенка.
Психологическая помощь.
Важнейшей составляющей психологического консультирования является выработка мер психологической помощи, или психолого-педагогическое назначение (Л.С.Выготский). В настоящее время практическая психология располагает большим количеством форм и средств оказания такой помощи. Это составление рекомендаций родителям, воспитателям, учителям; проведение психотерапевтической и коррекционно-развивающей работы с детьми; психологическое сопровождение и др.
Итак, возрастно-психологическое консультирование имеет свою специфику. Детский психолог в ходе консультирования решает конкретные задачи. Не подменяя дефектолога, патопсихолога или психотерапевта. Эти задачи связаны с анализом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возрастных и индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и личности, составлением условно-вариативного прогноза и психолого-педагогических рекомендаций.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Психологический прогноз – один из видов оказания психологической помощи клиенту при сообщении психодиагностической информации и результатов психологического обследования. Для того чтобы осуществить прогноз, психолог должен для себя очень четко решить вопрос о содержании педагогического оптимизма, то есть вопрос о возможности целенаправленного изменения свойств и качеств личности ребенка и взрослого человека. Теоретическая позиция психолога-практика, клинический опыт общения с людьми, постоянная рефлексия на содержание своей профессиональной деятельности, дает материал для прогностической диагностики. Сошлемся в этом плане на некоторые результаты клинического исследования детей при семейном алкоголизме [Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. – М., 1989].
Исследователи отмечают, что у этих детей ограниченный опыт эмоционального общения, в силу чего они импульсивны, поверхностны и не стабильны в эмоциональных контактах с людьми. Эта особенность эмоций детей родителей-алкоголиков позволяет делать обоснованный прогноз о том, что использование в их воспитании методов порицания, наказания, игнорирования их и других приемов, которые фиксируют внимание ребенка на его отрицательных качествах, является неэффективным. Это происходит потому, что эмоциональная поверхностность детей сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому вытеснению из сознания.
В то же время положительные эмоции оказываются более стойкими и эффективнее регулируют их поведение. Возможность пережить положительную эмоцию толкает этих детей на выполнение трудоемких и даже недостаточно привлекательных видов деятельности. Это объясняет и многие отклонения в их поведении, возникающие в начале обучения в школе.
Эффективность прогностической диагностики значительно возрастает, если психолог владеет факторами риска, характеризующими психическое развитие ребенка в каждом возрасте. В этом смысле факторами риска в дошкольном возрасте можно считать следующие особенности поведения ребенка, которые могут быть использованы в прогностической психодиагностике [Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988]:
– выраженная психомоторная расторможенность; трудности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
– склонность ребенка к косметической лжи – приукрашиванию ситуации, в которой он находится, а также склонность к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;
– инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
– импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;
– реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез; энкопрез.
В младшем школьном возрасте факторами риска, которые должны учитываться при составлении психологического прогноза, являются следующие особенности поведения:
– сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника;
– неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая сочетается с эйфорическим фоном настроения;
– повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
– акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
– наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, вспыльчивости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями;
– отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа;
– реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних занятий «назло» взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения – грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;
– выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет слабых интеллектуальных предпосылок и отсутствия интереса к учебе;
– нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;
– дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие ребенка, которые надо учитывать в прогностической диагностике, являются следующие:
– отсутствие редукции черт психической незрелости, то есть сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
– некорригируемость поведения, которая обусловлена сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью, импрессивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности эндокринной перестройки;
– ранние проявления влечений при интенсификации либо при раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек – истероиднооформленная окраска поведения, связанная с сексуальностью; у мальчиков – склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
– сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе. Педагогическая запущенность определяется как органической слабостью интеллектуальных предпосылок, так и низкой работоспособностью, обусловленной предпубертатной астенией;
– переориентация интересов на внешкольное окружение; поведение с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни;
– неблагоприятные микросредовые условия (семейные, асоциальное поведение) как основа реакции имитации либо протеста;
– неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы.
Сочетание этих факторов в прогностической диагностике дает психологу основания для использования их в качестве краткосрочного или более длительного прогноза при сообщении клиенту психологической информации о ребенке.
При формулировании психологического прогноза изменений личности взрослого клиента практическому психологу есть смысл и необходимость ориентироваться на одну или несколько доступных ему типологий личности, позволяющих строить прогноз в отношении основных образующих психической реальности клиента. При этом клиенту обязательно сообщается вероятностный характер прогноза, а если это возможно, то и степень вероятности прогнозирующего качества. Например, раздражительность, вспыльчивость, тревожность женщины может быть обусловлена физиологическими изменениями в период менопаузы. В отношении этих качеств прогноз будет совсем иным, нежели в отношении таких же качеств мужчины, которые могут быть обусловлены его общим невротическим состоянием.
В свое время Выготский не мог опереться на сколько-нибудь разработанную концепцию структуры личности, но несмотря на это, подчеркивал, что именно такая структура должна быть основой научно построенного психологического диагноза. В отношении научного прогноза развития Выготский также мог высказать идеи лишь самого общего плана, однако и сейчас они представляют существенный интерес. Как необходимые качества психологического прогноза Выготский выделял его развернутый, дифференцированный характер, имеющий такую же полноту содержания, как и в диагнозе, и разбивку на отдельные периоды, последовательные возрастные этапы. Он считал принципиально возможным предсказать на основе всестороннего динамического исследования ребенка путь и характер детского развития, но только в том случае, если все условия развития ребенка сохраняются.
Впоследствии принципиальные уточнения по поводу прогностического значения диагностических методик были высказаны Л.А. Венгером, который обоснованно подчеркивал, что «если обучение играет в умственном развитии ведущую роль, то естественно, что существенное изменение условий обучения может решающим образом повлиять на дальнейшее развитие, изменить его показатели». Следовательно, любые далекие прогнозы развития неправомерны, а близкие оправданны только в том случае, когда основываются на действительно содержательных и надежных методиках.
Кроме того, применительно к консультативной практике необходимо говорить об условно-вариантном прогнозе развития ребенка (не путать с так называемым вероятностным прогнозом, упоминаемым рядом авторов. Понятие вероятностного прогноза представляется в данном контексте неуместным, поскольку в силу открытого характера процесса психического развития ребенка здесь в принципе отсутствуют основания для определения вероятности того или иного его хода в будущем. Психолог не может предвидеть, как реально сложатся обстоятельства дальнейшей жизни ребенка, способные повлиять на его развитие. Однако он может и должен представить наиболее существенные особенности картины развития при определенных условиях, например, при сохранении основных характеристик сложившейся микросоциальной ситуации развития ребенка.
Условно-вариантный прогнозэто конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенкаиз множества потенциально возможных. Эти варианты определяются в зависимости от реализации ситуаций трех типов:
1) если неблагоприятные условия, ставшие причиной возникших у ребенка психологических трудностей, сохраняются;
2) если они будут сняты, устранены либо существенно ослаблены;
3) если они, напротив, усугубятся.
Другими словами, в прогнозе дальнейшего развития ребенка речь идет не о предсказании однозначного исхода этого развития (что следует прямо признать принципиально невозможным), а о диапазоне его возможных вариантов. Опираясь на условно-вариантный прогноз, психолог получает возможность четко сориентировать родителей ребенка по ряду вопросов: 1) какова будет наиболее вероятная картина его развития в случае непринятия мер психологической помощи; 2) что и как можно сделать в целях снятия либо смягчения проблемы; 3) какого рода условия способны усугубить имеющиеся трудности, а значит, чего следует избегать. Очевидно, что третий компонент прогноза, т.е. информация об уязвимых сторонах развития ребенка и соответствующих им факторах риска, по сути несет в себе профилактическую функцию. В целом же условно-вариантный прогноз обладает не только информационным, но и значительным мотивирующим потенциалом в работе психолога с родителями ребенка.
Конечно, содержащаяся в условно-вариантном прогнозе экстраполяция дальнейшего хода развития ребенка касается главным образом его относительно близких возрастных этапов и, разумеется, должна строиться с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития конкретного ребенка. Однако следует признать, что на современном этапе психология еще далеко не всегда располагает достаточно четким и конкретным знанием вариантов детского развития. Тем не менее для многих актуальных в практике консультирования проблем построение содержательного условно-вариантного прогноза вполне осуществимо.
Психологический прогноз («Что будет дальше?») в каждом конкретном случае будет основан на том теоретическом материале, на той концепции психической реальности, которой пользуется психолог. Относительно длительный прогноз определяет представление психолога об устойчивых характеристиках личности, а кратковременный прогноз основан на его представлении об изменчивых характеристиках личности.
К числу устойчивых характеристик личности взрослого человека специалисты, например, относят уровень овладения нравственными категориями, которые организуют, структурируют всю психическую реальность в силу своей универсальности, всеобщности. В то время как многие характеристики внутреннего мира человека переменны, разнообразны, ситуативно обусловлены и не влияют существенно на длительный прогноз, к числу их можно отнести такие, как уровень конкретных знаний и умений, навыки самоорганизации, эмоциональный тонус и т.п.
Один из возможных вариантов психологического прогноза при оказании помощи через сообщение психодиагностических данных связан с привлечением клиента к этому прогнозированию через информирование его об известных психологу закономерностях психической реальности.
Важна в этом смысле работа психолога по ориентации клиента на благоприятные прогностические факторы, которые важны как в сообщении психодиагностической информации о ребенке, так и о взрослом.
Так, в младшем школьном возрасте к благоприятным прогностическим факторам можно отнести следующие:
– способность ребенка к выработке дисциплинарных форм поведения в детском коллективе, умение тормозить свои желания;
– наряду со свойственной возрасту эмоциональной незрелостью появление познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой;
– стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках и других регламентированных формах деятельности.
В подростковом возрасте прогностически благоприятными могут служить следующие факторы:
– гармоничность психофизического созревания;
– положительное отношение к труду или отдельным учебным предметам;
– целенаправленность во внеучебной деятельности;
– ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и вне ее; корригируемость отдельных возрастных поведенческих реакций;
– устойчивость к неблагоприятным средствам влияния; появление реакции отрицательной имитации;
– невротический, с внутренними конфликтными переживаниями, а не психопатоподобный тип реагирования на психотравмирующую ситуацию.
Для взрослого человека, по мнению специалистов, такими благоприятными прогностическими факторами можно считать следующие:
– умение вставать на точку зрения другого человека;
– способность принимать альтернативные точки зрения, отличные от собственной;
– способность безоценочного отношения к действиям другого человека;
– готовность к изменению типа реагирования;
– личностная рефлексия;
– положительное отношение к себе;
– сознательное принятие нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми.
Таким образом, психологический прогноз через сообщение психологом информации клиенту ведет к актуализации благоприятных факторов во внутреннем мире человека. Использование их как возможностей становится одной из задач, которую может поставить перед собой уже сам клиент в процессе общения с консультантом. По своей инициативе психолог эту задачу клиенту не предлагает.
Кроме задач классификации событий и их прогноза, практический психолог решает еще аналитические задачи на исследование факторов, вызывающих то или иное явление («Чем это вызвано?»). Остановимся на специфике этих задач.
В большинстве случаев психолог, решая вопрос о факторах, определяющих то или иное психическое явление, использует данные других отраслей психологии, общей психологии, дифференциальной психологии или нейропсихологии. Кроме того, он анализирует конкретную жизненную ситуацию клиента и выделяет содержание факторов, применительно к своим исходным теоретическим посылкам.
Из общей психологии психолог-консультант использует знание о происхождении и строении психических функций, качеств личности, из дифференциальной психологии – представление об индивидуальных вариантах развития человека, а нейропсихология дает данные о системном строении психических функций и их локализации. Психолог получает ответы о факторах, определяющих психические явления, лежащие в нескольких сферах, определяющих жизнь человека:
– в области отношений с другими людьми;
– в области отношения человека к самому себе;
– в области физиологии высшей нервной деятельности человека.
Результаты аналитической диагностики сообщаются клиенту в соответствии с задачей обследования и обязательно учитывают возможности клиента в использовании этих результатов самостоятельно или с помощью других специалистов. Прежде чем принимать решение о содержании психологического диагноза и прогноза для клиента, психолог-консультант может уточнить ее с помощью других специалистов – невропатолога, нейропсихолога, психоневролога или психиатра. В случае совместной работы значительно повышается достоверность выделенных факторов.
Источник