Условия всестороннего комплексного психического развития ребенка с нарушением слуха

Условия всестороннего комплексного психического развития ребенка с нарушением слуха thumbnail

Юлия Музалевская
Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха

Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха

В нашей стране детей с нарушениями слуха с каждым годом становится все больше и больше. Такая тpевожная тенденция подразумевает создание в образовательных учреждениях специальных условий, которые обеспечат формирование доступной среды для детей с нарушениями слуха, их социальзацию и интеграцию в образовательную среду. Формирование условий для получения образования детьми этой категоpии с учетом их психофизических особенностей рассматриваются в качестве главной задачи в сфере реализации права на образование детей с нарушениями слуха.

Значимость данной проблемы определена тем, что нарушения, связанные с недостатками слуха, ни сразу могут быть распознаны как имеющееся расстройство. Такое нарушение влияет не только на психологическое, но и на физиологическое развитие детей, поэтому очень важно диагностировать такое нарушение в первый год жизни ребенка. Именно в этот период можно откорректировать слух с помощью слухового аппарата и обеспечить ребенку полноценное развитие посредством организации ранней абилитации и компенсации.

Комплексная психолого-педагогическая поддержка детей с нарушениями слуха должна начинаться с раннего возраста. Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют огромнейшее значение для его личностного развития. Чем раньше выявлено снижение слуха, тем наиболее эффективнее будет происходить развитие ребенка, и тем самым наименьшая угроза тяжелого нарушения речи и общения, личного развитии в целом.

Более результативной формой коррекции нарушения слуха является работа по воспитанию и обучению детей, начиная с 2-х летнего возраста. При необходимости и имеющимся медицинским показаниям должна быть осуществлена кохлеарная имплантация.

Кохлеарная имплантация – это стандартный метод лечения тяжелого двустороннего нарушения слуха и глухоты. В настоящее время данный метод лечения стал очень популярны и все больше детей прибегаю к данному методу лечения.

Дети с нарушениями слуха являются особенными, именно поэтому им просто жизненно необходимы специальные условия для обучения и воспитания, формирование условий, адекватной для полноценного развития их личности. Первоочередной задачей обучения и воспитания является развитие личности детей с нарушениями слуха через разнообразные системы их поддержки на разных управленческих уровнях и ступенях образования посредством единой системы сопровождения данной категории детей.

Основную часть времени дети с нарушениями слуха проводят в специальном коррекционном учреждении – интернатного типа. Усвоение ребенком учебных знаний, умений, способностей, а кроме того овладение им правил поведения в обществе, навыка межличностного общения, накопление определенного культурного минимума создается посредством комфортного обучения. Комфортными условиями обучения являются те условия, такой режим в образовательном учреждении, когда ребенку даются посильные физические и интеллектуальные нагрузки, когда ребенок не замыкается в себе, а наоборот старается к общению со сверстниками, с окружающими его людьми. К раскрытию своих талантов и способностей.

Комфортность обучения – это своего рода микросоциум и микросреда созданная в коррекционном учреждении, в которых дети с нарушениями слуха имеют возможность раскрыть и реализовать свой природный, творческий потенциал. Исходя из возможностей, которые имеют дети с нарушениями слуха, должно определиться содержание обучения, программы, учебные планы, методическое обеспечение уроков, виды деятельности, правильное чередование учебной деятельности и отдыха, создание системы воспитания и развития творческих способностей детей, необходимых и возможных для специального коррекционного учреждения.

Так же психолого-педагогическими условиями для успешного личностного развития детей с нарушениями слуха является сопровождение в специальном общеобразовательном учреждении. В результате такого сопровождения должна произойти адаптация ребенка к новым условиям обучения и воспитания.

Дети с нарушениями слуха в наибольшей степени, требуют поддержки и помощи в обучении и воспитании, чем их слышащие сверстники. Поддержка детей с нарушениями слуха – это организованная психолого-педагогическая помощь цель, которой состоит в том, чтобы повысить эффективность и качества обучения и воспитания. Поддержка представляет собой комплекс методик, мероприятий, действий, реализующих цели образования.

На протяжении многих лет в Российской Федерации дети с нарушениями слуха рассматриваются как социальная группа, которая требует особых условий организации жизнедеятельности и имеет свои отличительные социокультурные особенности. Большая часть детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в закрытых специализированных образовательных учреждениях к ним относятся детские сады, ясли и школы-интернаты.

Психолого-педагогическая служба проводит комплексную реабилитацию детей с нарушениями слуха для получения детьми основного общего образования и успешной интеграции в общество посредством индивидуального сопровождения данной категории детей и его семьи. Основным фактором этого сопровождения является то, что специалистами в течение всего возрастного периода отслеживается и корректируется развитие детей, имеющих нарушения слуха.

На протяжении всего периода обучения и воспитания специалисты учреждения взаимодействуют и проводят целенаправленную работу с широким кругом лиц. Создают и внедряют модели комплексного сопровождения детей с наpушениями слуха в специальном коррекционном общеобразовательном учреждении, что формирует в условиях инклюзивного обучения позитивное развитие личности, более полную реализацию способностей, позволяющая детям с нарушениями слуха в будущем быть востребованным в социальной среде, что в результате будет способствовать росту интеллектуального и духовного потенциала как у детей данной категории детей. Итогом данного сопровождения должна стать наиболее полная адаптация и социализация детей с нарушениями слуха в коллективе слышащих людей, совместное социальное взаимообучение и воспитание толерантности.

В процессе обучения и воспитания в специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях осуществляется коррекционная работа по обучению детей с нарушениями слуха, их социальной реабилитации, проводится лечебно-профилактическая и оздоровительная работа. Для детей с нарушениями слуха создана эффективная система непрерывного образования, позволяющая получить равного со слышащими уровня образования. Для благополучной интеграции в общество дети с наpушениями слуха должны быть максимально подготовлены.

Источник

Психическое развитие детей с нарушениями слуха

    Психическое развитие детей с нарушениями слуха – это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. Оно подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Эти общие закономерности характеризуются следующими положениями.

  1. Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка. К биологическим факторам относятся особенности развития нервной системы, определяющие тип темперамента; задатки особенностей – общих и специальных. Важное значение для последующей жизни ребенка имеют условия протекания внутриутробного периода – болезни матери, лекарства, которые она принимала в период беременности, травмы при родах. Социальные факторы  объединяют все то, что характеризует общество, в котором живет и развивается ребенок, – тип идеологии, культурные традиции, религию, уровень развития науки и искусства. Социальная среда и преобразованная человеком природа являются источниками развития человека, определяют принятую в данном обществе систему обучения и воспитания. Усвоение социального опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме – в различных видах деятельности – общении, игре, учении, труде. Дети овладевают этим опытом не самостоятельно, а при помощи взрослых.
  2.  Общей закономерностью, проявляющейся в психическом развитии всех детей, является его сложная организация во времени: свой ритм, который меняется в разные годы жизни, и свое содержание, которое обусловлено особенностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания ребенка. Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой предполагает глубокое преобразование всех структурных компонентов психики, т.е. психологический возраст – это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза.
  3. Неравномерность психического развития детей, обусловленная активным созреванием мозга в определенные периоды жизни, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других. По мере продвижения от одного возраста к другому увеличивается сложность межфункциональных связей. Поэтому каждый возрастной период характеризуется повышенной восприимчивостью к разным педагогическим воздействиям. Такие периоды называют сензитивными. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей и взаимодействий психических функций, изменение соотношений между ними. Наличием сензитивных периодов объясняется то, что наибольшее влияние обучение оказывает на те психические функции, которые только начинают формироваться, поскольку в этот период они наиболее гибки, податливы, пластичны. Учет наиболее известного сензитивного периода в развитии речи – от 1года до 3 лет – необходим при организации коррекции психического развития детей с недостатками слуха.
  4. Четвертая закономерность сформулирована в положении Л.С. Выготского о метаморфозах в детском развитии,  и состоит она в том, что развитие – это цепь качественных изменений. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, что является результатом перестройки межфункциональных взаимодействий, интеграционных процессов, происходящих при развитии ребенка. Сочетание в этом процессе эволюции и инволюции обуславливает на новом этапе усвоение, преобразование или даже отмирание того, что было сформировано на предшествующих этапах.
  5. Пятая закономерность – развитие высших психических функций. Психическое развитие детей с нарушениями слуха подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для детей, имеющих различные отклонения в психическом развитии. Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них возникают особенности развития личности и самосознания. Анализ особенностей психического развития детей с различными типами нарушений проводится через понятие, введенное Л.С. Выгодским, о структуре дефекта. Перфичный дефект, в данном случае – нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения имеют, как правило, системный хаоактер, меняют всю структуру межфункциональных взаимодействий, причем, чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. Например, отклонения в произношении у глухих детей находятся в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому их коррекция оказывается наиболее трудной. Развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от нарушений слуха, и их коррекция оказывается более легкой – так, словарный запас приобретается не только за счет устного общения, но также благодаря чтению и письму.
Читайте также:  Особенности внутриутробного развития ребенка кратко

    В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М. Соловьев выделяет две такие закономерности.

    Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, например, наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь в обеих формах – импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) – приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.  

    Вторая закономерность – отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики. И.М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воздействий различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические

Читайте также:  Значение общения и речи развитии ребенка

Источник

Условия всестороннего комплексного психического развития ребенка с нарушением слуха

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психическое развитие детей с нарушениями слуха — это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка. При дефицитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических координации. Это проявляется, в частности, в различной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других.

Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский). Эти общие закономерности характеризуются следующими положениями.

1. Для сурдопсихологии большое значение имеет положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка. К биологическим факторам относятся особенности развития нервной системы, определяющие тип темперамента; задатки способностей — общих и специальных. Важное значение для последующей жизни ребенка имеют условия протекания внутриутробного периода — болезни матери, лекарства, которые она принимала в период беременности, травмы при родах. Социальные факторы объединяют все то, что характеризует общество, в котором живет и развивается ребенок, — тип идеологии, культурные традиции, религию, уровень развития науки и искусства. Социальная среда и преобразованная человеком природа являются источниками развития человека, определяют принятую в данном обществе систему обучения и воспитания. Усвоение социального опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме — в различных видах деятельности — общении, игре, учении, труде. Дети овладевают этим опытом не самостоятельно, а при помощи взрослых.

Л. С. Выготский сформулировал положение о единстве и взаимодействии биологических и социальных факторов в процессе развития. Это единство характеризуется двумя особенностями. Во-первых, каждый из факторов имеет разный удельный вес в становлении различных по сложности психических функций. В формировании более простых функций, например ощущений, велика роль биологических, наследственных факторов. В развитии более сложных, высших психических функций, например произвольной памяти, абстрактно-понятийного мышления, главенствующее значение приобретают социальные факторы. Чем сложнее функция, тем больше времени требуется на ее формирование, тем больше сказывается влияние социальных факторов, условий обучения и воспитания. Во-вторых, единство и взаимодействие биологических и социальных факторов меняются в процессе развития, т. е. на разных возрастных этапах. Роль каждого фактора в развитии одной и той же функции оказывается различной.

Нарушения слуха могут быть вызваны биологическими факторами, такими, как наследственность, патология родов, химические отравления и т. п. Большое значение имеет время повреждения: одна и та же причина, действуя в разные периоды онтогенеза, может привести к разным последствиям. Особенностями детского возраста по сравнению с взрослыми являются, с одной стороны, незрелость структур мозга, несформированность отдельных компонентов психики, с другой — пластичность нервной системы и способность к компенсации. Важную роль в успешной компенсации нарушений слуха играют социальные факторы — условия семейного воспитания, ограничивающие, например, эмоциональный опыт ребенка на ранних этапах онтогенеза, в том числе уровень образования родителей, своевременность их обращения к специалистам, степень участия в коррекционной работе.

2. Общей закономерностью, проявляющейся в психическом развитии всех детей, является его сложная организация во времени: свой ритм, который меняется в разные годы жизни, и свое содержание, которое обусловлено особенностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания ребенка. Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой предполагает глубокое преобразование всех структурных компонентов психики, т. е. психологический возраст — это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза.

. Неравномерность психического развития детей, обусловленная активным созреванием мозга в определенные периоды жизни, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других. По мере продвижения от одного возраста к другому увеличивается сложность межфункциональных связей. Поэтому каждый возрастной период характеризуется повышенной восприимчивостью к разным педагогическим воздействиям. Такие периоды называют сензитивными. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей и взаимодействий психический функций, изменение соотношений между ними. Наличием сензитивных периодов объясняется то, что наибольшее влияние обучение оказывает на те психические функции, которые только начинают формироваться, поскольку в этот период они наиболее гибки, податливы, пластичны. Учет наиболее известного сензитивного периода в развитии речи — от 1 до 3 лет — необходим при организации коррекции психического развития детей с недостатками слуха.

4. Четвертая закономерность сформулирована в положении Л.С.Выготского о метаморфозах в детском развитии, и состоит она в том, что развитие — это цепь качественных изменений. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, что является результатом перестройки межфункциональных взаимодействий, интеграционных процессов, происходящих при развитии ребенка. Сочетание в этом процессе эволюции и инволюции обуславливает на новом этапе усвоение, преобразование или даже отмирание того, что было сформировано на предшествующих этапах.

5. Пятая закономерность — развитие высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, в первую очередь со взрослыми, и лишь постепенно становятся внутренними функциями самого ребенка. Высшие психические функции — сложные, системные образования, социальные по своему происхождению; они формируются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Прежняя структура «натуральных» психических функций изменяется, они становятся «культурными», приобретают такие признаки, как опосредованность, осознанность, произвольность.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для детей, имеющих различные отклонения в психическом развитии. Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них возникают особенности развития личности и самосознания. Анализ особенностей психического развития детей с различными типами нарушений проводится через понятие, введенное Л. С. Выготским, о структуре дефекта. Первичный дефект, в данном случае — нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения имеют, как правило, системный характер, меняют всю структуру межфункциональных взаимодействий, причем чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. Например, отклонения в произношении у глухих детей находятся в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому их коррекция оказывается наиболее трудной. Развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от нарушений слуха, и их коррекция оказывается более легкой — так, словарный запас приобретается не только за счет устного общения, но также благодаря чтению и письму.

Читайте также:  Основные причины нарушений развития ребенка

Вторичные отклонения являются основными объектами психолого-педагогической коррекции развития при нарушенном слухе. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с недостатками слуха автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а потребуют более сложных специальных усилий по преодолению нарушений. В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между первичными и вторичными нарушениями. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психического развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И.Лубовский).

При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. В нескольких отношениях у детей с нарушенным слухом снижение характерно только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) у детей с нарушенным слухом отмечаются в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10 —11 лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность также может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала.

Для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. Так, на начальных этапах обучения глухого ребенка речи для него характерно своеобразное употребление слов, обусловленное тем, что опирается такой ребенок только на впечатления, возникающие от непосредственного восприятия окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов (Ж. И. Шиф). В начале обучения маленький глухой ребенок может уловить в слове только указание на определенный предмет, поэтому слова для него имеют более неопределенные, размытые значения, мало различаются по степени общности. По мере овладения речью глухой ребенок усваивает более точные и обобщенные значения слов, приобретает способность оперировать отвлеченными понятиями.

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М.Соловьев выделяет две такие закономерности.

Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, например, наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.

Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики. И. М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воздействий различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормальнослышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте общие со слышащими закономерности психического развития детей, имеющих нарушение слуха.

2. Какие биологические и социальные факторы определяют психическое развитие детей, имеющих нарушение слуха? Обоснуйте и приведите примеры.

3. Каковы специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха? Как учитываются эти закономерности при организации обучения этих детей?

Рекомендуемая литература

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982—1984. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей //Дефектология. — 1971. — № 4.

Психология глухих детей. / Под ред. И. М. Соловьева и др. — М., 1976



Источник