Условия возникновения и полноценного развития речи ребенка

                   Условия, определяющие развитие речи ребенка

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью, потребностью в речевом общении, а также иметь полноценное речевое окружение. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь. Безусловно, роль самых главных взрослых, при условии воспитания ребенка в семье, играют его родители. В этом случае основная ответственность за речевой развитие ребенка ложится именно на них.

В данном разделе нами рассматриваются основные приемы и методики, обеспечивающие речевое развитие ребенка.

Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи. Всякое общение с ребенком или действие должно сопровождаться речью. В семье малышу, естественным образом, обеспечен индивидуальный подход, так как большей частью он бывает один и на него обращено внимание всей семьи. Особенное же значение имеет речь мамы, которая для ребенка является источником жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная.

Но наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.

Для успешного развития речи детей представляется очень важным воздействие не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.Рассказывание – один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения. Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.

Хорошим приёма развития речи является рассматривание картинок, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.Одним из лучших средств развития речи и мышления детей  
является игра, которая доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя.Очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей о
обыгрывание игрушек, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.Дети со слов взрослых способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют.

Кроме этого средством развития речи и мышления детей является чтение детям книжек. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.

Ознакомление детей с окружающим миром способствует развитию речи и мышления детей. При этом важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.Таким образом, все вышеперечисленные методы и приемы являются обязательными для выполнения родителями, так как они обеспечивают разносторонние условия развития речи ребенка на всех этапах его взросленияОдним из важных факторов развития речи является развитие мелкой моторики у детей . Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три и т.п. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. 

Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь. 

Мышечные ощущения говорящего от движений его артикуляционных органов — это и есть «материя языка» в ее субъективном восприятии; в устной речи к мышечным ощущениям добавляются еще слуховые ощущения, которые присутствуют в виде представлений (образов) и при речи про себя (внутренней речи). Ребенок, научившийся воспринимать тот или иной комплекс звуков как слово, т. е. понявший его как знак определенного явления действительности, запоминает-слуховые и мышечные ощущения от данного слова. Поскольку ребенок еще не умеет владеть своим артикуляционным аппаратом, сначала он учится слышать слово (речь), а затем — произносить его. Однако слуховой образ слова и его «мышечный» образ у ребенка создаются одновременно; другое дело, что «мышечный» образ слова на первых порах бывает очень неточным. Известно, что дети третьего и даже четвертого года жизни, не умеющие правильно произносить те или иные слова, тем не менее имеют их правильные слуховые образы и замечают, когда взрослые искажают эти слова. Следовательно, чувственная основа речи для каждого человека — это его ощущения: слуховые и мышечные (речедвигательные). По данным физиологов, именно речедвижения, «отдающиеся» в мозгу, заставляют работать мозг (определенные его участки) как орган речи. Поэтому ребенка надо учить артикулировать звуки речи, модулировать просодемы, т. е. надо помочь ему усвоить «материю языка», иначе он не сможет усвоить речь. Это закономерность. Выше уже было сказано, что компоненты артикуляционного аппарата — это язык, губы, зубы, голосовые связки, легкие, а при освоении письменной речи — рука, пальцы пишущей руки. Но при этом надо заметить, что пальцы рук являются не только органом письменной речи, но и влияют на развитие речи устной. Оказывается, эта роль пальцев была известна (бессознательно понята) очень давно талантливым людям из народа, создавшим в незапамятные времена такие детские потешки, как «Ладушки», «Сорока» и др., в которых мать, няня заставляет работать пальцы ребенка («Этому дала, этому дала», — говорит она, начиная перебирать пальчики малыша). Поставленные физиологами в последние годы эксперименты подтвердили роль пальцев ребенка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления.

 Так М. М. Кольцова  описывает поставленный сотрудниками Лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в Институте физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РФ эксперимент с детьми в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев с задержкой речевогоразвития. Исходя из положения, что в процессе речи большую роль играют мышечные ощущения от работы речевого аппарата, экспериментаторы предположили, что детям, у которых задержанное речевое развитие, можно помочь, если усилить тренировку их речевого аппарата. Для этого надо вызвать их на звукоподражание. Именно тренировки, включающие главным образом, звукоподражание и ускоряли речевое развитие младенцев.

Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно и дышать, и говорить. В первые годы жизни это бывает не так просто, и тут должен прийти на помощь ребенку воспитатель, имеющий профессиональные знания. 

Исследования речевого развития близнецов  дают основания утверждать, что в их отставании от одиночнорожденных детей, по-видимому, большую роль играют психологические, нежели биологические факторы. Вместе с тем вышеизложенные факты позволяют заключить, что в случае близнецов можно говорить не только о количественных различиях, но и о качественно своеобразном пути овладения речью по сравнению с ситуацией одиночнорожденного ребенка. Применение коммуникативного подхода (исследования диалога, прагматики, особенностей речи в различных социальных контекстах) к анализу вербального взаимодействия у детей-близнецов дает возможность выделить те своеобразные приемы, которые они вырабатывают с целью адаптации к условиям близнецовой ситуации, что, в конечном счете, и позволяет им проходить свойственные одиночнорожденным детям стадии речевого развития быстрее или медленнее и демонстрировать феномены речи, не встречающиеся у одиночнорожденных сверстников. Хотя исследований, организованных в данном русле, мало, они заслуживают более пристального внимания.

Таким образом, необходимыми условиями для формирования правильной речи ребенка являются его хорошее соматическое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также ранообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, а также высокий уровень профессионального мастерства педагогов и хорошая подготовка родителей к процессу воспитания и обучения. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать. 

Источник

Условия для полноценного речевого развития речи ребенка в семье.

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным окружающим.

С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, в котором происходит развитие ребенка.

Речь развивается только тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого ему необходимо создать определенные условия. Прежде всего, это внимание со стороны родителей, то есть не просто сидеть рядом с ребенком, а активно играть с ним, разговаривать и добиваться ответной реакции на свои слова и действия. Есть очень важное средство развития ребенка – это стимуляция мелкой моторики, развитие подвижности и ловкости пальчиков рук. Чем лучше он овладеет движениями своих ручек, тем больше будет успехов в его речи. И средств,  для этого предостаточно: игрушки, предметы разных форм и размеров, игры и прочее.

Также важна общая двигательная активность ребенка, которая делает ребенка сильным, ловким, активным и помогает узнавать больше об окружающем мире.

С момента рождения ребенка окружает множество звуков. Слух является одним из важнейших средств восприятия, недаром среди первых реакций младенца – реакции на звук. Без слуха невозможно полноценное развитие речи. За состоянием слуха ребенка нужно следить очень внимательно и стараться избежать вредных воздействий на него. Обязательно развивайте слух ребенка. От степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между взрослым и ребенком. Характера общения между ними и оказываемого ребенку внимания во многом будет зависеть развитие ребенка, его речь.

Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому родители  обязательно должны стимулировать речевые возможности малыша, создать такую обстановку, в которой малыш не только понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью. Основной деятельностью ребенка является речь. Играйте, играйте и еще раз играйте с ребенком, не забывая при этом объяснять действия и манипуляции.

Часто родители спрашивают: « Когда нужно начинать развивать речь ребенка?» Процесс развития речи до рождения вашего малыша. С ним, еще не родившимся, надо разговаривать маме, ведь это поможет потом при установлении особенно важного контакта – «мать и дитя». Хорошо, если с ним будет говорить и папа – малыш впоследствии будет лучше воспринимать различие тембра голосов…

В трудном деле воспитания и развития речи у вас, дорогие родители, есть помощники. Это книжки, которые нужно читать детям, книжки, в которых  даются самые разнообразные советы и рекомендации о том, как развивать речь, внимание, мышление. Также вы можете обратиться за советом и помощью к логопеду, но такое сотрудничество не только обогатит вас разными приемами развития детской речи, но и облегчит ваши усилия информацией о том, что следует заниматься с ребенком в разные возрастные периоды его развития.

Многие литературные произведения остаются верными спутниками  ребенка на протяжении всего периода детства. Это произведения А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака. Что может сравниться с прелестью детских сказок!

Один год – первый словарь. Слова, слова, слова… Их становится все больше, теперь ребенок не только чутко улавливает интонацию, но и понимает значение многих слов. Новые слова усваиваются легко, малыш сопровождает  слова жестами. Хорошо бы, чтобы ваш малыш произносил звуки: «А», «У», «И», «О», понятно для окружающих, а также звуки: «М», «Н», «П», «Б», «Т», «Д», «К», «Г». У одних получается лучше, четче, у других медленнее и хуже. Но ведь произносительные умения только формируются и впереди много работы…

В возрасте одного года ребенок: 1.Знает, как его зовут.

2.Понимает слово «нет».

3.Понимает и выполняет несложные просьбы.

4. Повторяет простые одно- и двусложные слова.

5. Играет в «Сороку-белобоку», желает спокойной ночи.

6.Говорит «мама», « папа» и еще около десятка слов, обычно существительных.

7.По вашей просьбе дает игрушку.

8. С удовольствием смеется.

9.Хорошо слышит и различает много звуков.

10. Демонстрирует искреннюю любовь к вам.

11.Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.

12. Активно рисует карандашом или мелком каракули.

. Итоги второго года: 1. Обладает запасом в 200-300 слов.

2.Пользуется в речи двух-, трехсловными сочетаниями и предложениями.

3. Прислушивается к словам и понимает их значение.

4. Любит, когда ему читают и рассматривают иллюстрации.

5. Называет предметы, изображенные на картинках.

6. Хорошо знает свое имя, произносит его.

7. Пользуется словами «да», «нет». «еще».

8.Выражает просьбу словами, а не только жестами.

9. Использует существительные в разных падежах, согласует предмет и действие ( машина едет, я хочу).

 Третий год – это судьбоносный год.  Родителям нужно общаться еще больше со своим ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. Начинается время вопросов, ответы на которые содержат очень много информации, а значит много новых слов. Читайте книжки с иллюстрациями. Очень хорошо, если ребенок, слушая,  как вы читаете, вставляет знакомые слова, заканчивает предложение. Для этого  давайте ему время подготовиться, делайте небольшие паузы, показывая, что вы ждете его продолжения. И, конечно, не забывайте хвалить своего малыша, ведь для него это сложная задача, и ее решение требует много сил и времени. После двух лет можно использовать такое мощное средство развития как загадки. Если загадки никак не отгадываются,  то можно показывать картинку, игрушку или несколько, чтобы он мог сам выбрать ответ. Потихоньку учите ребенка употреблять в речи предлоги. Сначала лучше делать на бытовом уровне, чтобы малыш научился понимать значение предлогов. Просите его выполнять какие-то действия-инструкции и после этого спрашивать, где что находится, откуда взято, куда положено. Также необходимо развивать речевое дыхание. Можно дуть на ватку, бумажную бабочку, закрепив на ниточку, в воду через соломинку, пламя свечи, одуванчик и многие другие предметы. Стоит только подключить фантазию и желание. Для развития мышц ротовой полости. Губ и языка необходима гимнастика. Научите малыша сплевывать с губ крошки, бумажки, давайте облизать ложку, слизать с блюдца, облизывать губки, тянуть язычок вверх, вниз и другие.

Для того , чтобы хорошо говорить, нужно хорошо воспринимать, слышать. Поэтому имейте в арсенале звучащие игрушки, малышу нужно узнавать их по звуку., не видя. Естественно, нужно чаще упражнять ребенка в произнесении звуков, звукоподражаний, причем, ритм  подбирайте разный, как и продолжительность произнесения. Только упражнения должны быть недлительными и неоднообразными. Итак. К трем годам ваш малыш: 1.Частозадает вопросы.

2.Пользуется двух-, трехсловными предложениями.

3. Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.

4. договаривает звуки. Слоги. Слова при чтении.

5. Имеет словарный запас 1000-1500 слов.

6.Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

7. Знает время суток.

8.Называет два цвета.

Четвертый год жизни – дай, я скажу!

Теперь количество вопросов растет не по дням, а по часам. Вооружитесь хорошими детскими книжками. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш слушает вас. Обязательно отвечайте на вопросы, объясняйте новые слова, поинтересуйтесь понимает ли он прочитанное. Не жалейте времени на совместную игру с ребенком. Найдите для этого немного времени, важно чтобы игра имела сюжет и действие. Оречевляйте свои манипуляции, старайтесь дать возможность наблюдать, видеть признаки предметов и вещей, их особенности и отличительные черты. Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами. Следите, чтобы малыш не торопился, чтобы темп не опережал возможности ребенка. Найдите время для того, чтобы произносить с ребенком потешки и чистоговорки. Такого материала предостаточно в литературе. Хорошо, если вы не прочь попеть с ребенком. Малыш обычно подражает вашей интонации. Очень удобно говорить от лица персонажей детских сказок, стихов, рассказов. Старайтесь научить ребенка правильно дышать, вырабатывать воздушную струю, выдыхая через рот; выразительно говорить, стимулировать у него более четкую речь. Итак к четырем годам ваш малыш :

  1. Владеет словарем примерно в 1500 слов.
  2. 2. Начинает употреблять сложные предложения.
  3. Говорит предложения из 4-5 слов.
  4. Задает много вопросов, использует слова «кто», и «почему».
  5. Выполняет просьбы и команды, даже если предмет не находится в поле зрения.
  6. Правильно употребляет глаголы прошедшего времени.
  7. Правильно произносит звуки «П», «Б», «Т», «Д», «Ф», «В», «К», «Г», «Х», «С», «З», «Ц»,»М», «Н».

Пятый год- середина дошкольного периода. Именно, в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера. Иногда родители сетуют, что ребенок что-то не умеет, не приучен убирать игрушки и прочее. А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Воспитание своего дитя- родительский долг! Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, в которой живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться  своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Очень полезно в это время рассказывать сказки с продолжениями. Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. И конечно, наращиваем словарь. Предлагайте ребенку задания с карандашом, пусть малыш штрихует, раскрашивает, обводит, продолжает волнистые и ровные линии, таким образом, готовит руку к письму. На этом этапе полезно играть в речевые игры на обобщение. Например: продолжи ряд: груша, яблоко…; диван, кровать..; помидор, картофель…; чашка, блюдце..;  шорты, майка.. и т.д. Или другой вариант: назови одним словом: рубашка, майка, кофта –это (одежда); стол, стул, диван; корова, баран, лошадь и т.д.

В разговоре о животных поиграть в игру «Чей хвост, чье ухо?» В этой игре формируются притяжательные прилагательные. Чье ухо? Медвежье. Чья шубка? Лисья. Чей хвост? Беличий.

Учите подбирать признак предмета. Яблоко какое? Сочное, сладкое, вкусное, ароматное, красное и далее .

 С удовольствием ребенок поиграет  с вами в такую игру « Путаница».

Бабочка плавает, а рыбка летает.

Лопата пилит, а пила копает ; и тому  подобное.

Играя со словами, предложите ребенку закончить слово в предложении: да-да-да—в доме кончилась во…(да)

Бе-бе-бе—поиграем на тру…(бе).

Ко-ко-ко—мы поедем далее…(ко).

Ут-ут-ут—нас уже домой зо…(вут).

Ым-ым-ым—из трубы выходит …(дым).

На пятом году жизни ребенок уже способен на небольшой монолог, то есть возможным становится связное высказывание. Для этого используйте картинки, составляйте вместе рассказ по картинке, пусть отвечает на ваши вопросы. Высшим пилотажем будет, если составление объемного рассказа по серии картинок, сначала вы раскладываете по порядку, затем он справится самостоятельно. Когда небольшое повествование по картинке будет удаваться, перейдите на пересказы с помощью вопросов.

Играя с ребенком, давайте возможность ему пофантазировать, реализовать какие-то придумки. Для развития речи и мышления очень полезны загадки. Надо научить ребенка придумывать загадки. Попросите ребенка описать какой- нибудь предмет или животное, но не называть его. На первых порах в роли загадывателя выступает взрослый, а ребенок отгадывает.

Кто это?

Пушистая, любит молочко, на мышей охотится (кошка).

Чтобы чай попить, во что его нужно налить? (чашка).

Острый, железный, режет все, надо быть с ним осторожней(нож).

Всех в лесу боится, шубку несколько раз в году меняет (заяц).

К пяти годам произношение становится все лучше и лучше, уже чисто произносит практически все звуки, в том числе такие сложные, как «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», Л», «Р». Допустимо, что ребенок не всегда произносит звуки в трудно произносимых , многосложных словах..Но прощается с привычкой смягчать звуки и пропускать слоги.

Если к пяти годам у него сохраняется стойкое неправильное произношение звуков, а также перестановки звуков и слогов, недоговаривание, замены и тому подобное, следует обратиться к логопеду за консультацией. Эти возрастные рамки касаются только нарушений звукопроизношения. Если же ребенок не разговаривает, плохо понимает обращенную речь, если прерывалось речевое развитие или вас волнуют другие вопросы. обращайтесь к логопеду намного раньше. Очень часто вовремя принятые меры приводят к отличным результатам, и ребенок к школе забывает о своих проблемах.

Используйте чистоговорки, потешки для закрепления правильного произношения, присутствующих в речи в этом периоде. Итак. Добиваемся правильной, чистой речи. И, конечно, не забываем

о слуховом внимании. Ведь ему уже под силу замечать, чем похожи могут быть слова, и чем они будут различаться. Включайте в речь рифмовки.

Примеры: кол-пол, пилка-вилка. Мышка-шишка, ложка-ножка и т.д.

На тарелочке у Маши много вкусной сладкой… (каши).

Появился кот на крыше – сразу разбежались…( мыши).

Пчелка весело живет, собирает пчелка…(мед).

Таких рифмовок можно придумать много или воспользоваться, уже написанными в литературе.

Итак, к пяти годам ребенок:

  1. Обладает словарным запасом около 3000слов.
  2. Знает свой адрес. Кем работают родители, каких зовут по имени отчеству.
  3. Пользуется предложениями из 5-6 слов.
  4. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
  5. Умеет составлять рассказ по картинке, серии картинок, пересказывать.
  6. Правильно произносит практически  все звуки.
  7. Определяет право – лево у себя.
  8. Знает простые антонимы.
  9. Пользуется всеми временными глаголами.
  10.  Считает до 10.
  11.  Знает назначение предметов и может сказать из чего они сделаны.

Шестой год жизни – хочу все знать. Ваш ребенок переходит на новый уровень развития, начинается старший дошкольный, последняя ступенька перед школой. Многие ходят в различные секции, кружки, развивающие центры. Но, если у ребенка есть проблемы с речью или были, не стоит перегружать ребенка.

К шести годам ребенок правильно произносит практически все звуки. И язычок и губы вполне в состоянии справится с произношением любого звукового задания. Дыхание, которым пользуется ребенок при речи, а также его голосовой аппарат тоже соответствуют потребностям. Хотя и не все дети шестого  года жизни овладевают этим в полной мере. Некоторые еще примеряются к таким трудным для детского произношения звукам, как «Ш», «Ж», «Л», «Р». Будьте внимательны к речи ребенка, обращайте внимание на неправильное произношение, а также на темп речи. Если в речи отмечаются стойкие, непроходящие запинки, срочно обратитесь к логопеду и невропатологу. Очень часто возникновение заикания провоцируется непосильной нагрузкой, принудительным обучением, стрессовыми ситуациями.

К шести годам игры усложняются, расширяется их объем и содержание. Но, по-прежнему, нужно играть с ребенком. Словесные игры проводить в игре с мячом, по дороге в детский сад и на прогулке, в бытовых условиях на кухне за приготовлением пищи. Время можно найти всегда, главное было бы желание у родителей помочь своему ребенку, ну и, конечно, знания и материал, на котором можно работать. А его сейчас достаточно  на полках магазинов, а также вы в любую минуту можете обратиться  к логопеду сада, поликлиники, развивающего центра за всевозможной консультацией.

К шести годам ребенок: 1. Владеет словарем около 4000 слов.

2. Практически все звуки произносит правильно.

3. Умеет рассказывать и пересказывать.

4. Помнит и может описать прошедшие события.

5. пользуется сложными предложениями.

6. Употребляет все части речи.

7. Использует отвлеченные и абстрактные понятия.

8.Рисует, заштриховывает, обводит.

9. Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.

10. Различает и дифференцирует звуки речи.

И напоследок, хочется сказать, что каким бы не был малыш, для мамы и папы он самый лучший, самый любимый. Мы повторяемся в детях, и каждый ребенок несет в себе частичку нашей души, нашей любви. Мы хотим счастья нашим детям, хотим видеть их веселыми, здоровыми, успешными. Эта мечта  может сбыться, только родителям нужно приложить достаточно усилий и помнить, что все мы когда-то были детьми…

Подготовила учитель – логопед МДОУ № 9 структурное подразделение “Детский сад “Клубничка” Сазонова Е. И. по материалам книги ”Уникальное руководство по развитию речи».

Источник