Условия в дополнительном образовании для развития личности ребенка

Условия в дополнительном образовании для развития личности ребенка thumbnail

Формирование единого образовательного пространства, как условие

развития личности ребенка в дополнительном образовании.

О.Г. Галич , педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Юность» г. Белгорода

A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children’s self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift.

The problem of development of creative personality in the process of education and learning is one of the significant problems of modern Russian society.

Успех в учении – единственный источник

внутренних сил, рождающий энергию

для преодоления трудностей,

желания учиться.

В.А. Сухомлинский

Цитируя высказывания Василия Александровича Сухомлинского, методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

        Задачей развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного российского общества. Работая в сфере дополнительного образования, на протяжении более пятнадцати лет, на своем опыте работы, я вижу какими прогрессивными «шагами» движется образование. Оно вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы образовательных учреждений стали волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения, но и успешность выпускников в дальнейшей жизни за пределами образовательных учреждений, а также, успешность во время получения знаний. И конечно же встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве дополнительного образования, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.

        Поэтому, почувствовав требование времени в поколении грамотных, творческих, активных детей, в структуре дополнительного образования разработана генеральная цель на основе целевых и ценностных ориентаций по становлению такой личности – создание каждому ученику ситуаций успеха.

        Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня является формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций ( коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Бесспорно, реализация данных задач требует индивидуального или индивидуализированного образования, что, несомненно, связано с пересмотром подходов к его структуре и содержанию. Помимо того, что искусственное разделение целей и методов единого образовательного процесса на обучение и воспитание приводит к низкой эффективности обеих составляющих, позволило создать систему взаимодействия, преемственности в работе школы и сферы дополнительного образования. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности, формирующиеся в процессе воспитания. А успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения – рассуждение, сопоставление, анализ и т.д. Исходя из этого, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Поэтому социально- значимые программы, которые реализует дополнительное образование (для примера взята деятельность центра дополнительного образования МБУ ДО «Юность» г.Белгорода) имеют цель- формирование и развитие индивидуальных и социальных качеств личности. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно- значимых для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающихся на их сотрудничество. Зафиксировано, что наблюдается смещение акцента с применения педагогами репродуктивных форм на продуктивные.

        К позитивным изменениям на протяжении определенного периода можно отнести заметное обновление образовательной деятельности, насыщение ее элементами народной, отечественной и мировой культуры с целью формирования гражданственности, патриотизма, этнической толерантности и межкультурной компетентности детей. На своих занятиях в процессе нравственного воспитания, большими показателями для меня как для педагога в процентных соотношениях наблюдается эмоциональный подъем, заинтересованность учащихся,  поиск самостоятельного накопительного материала.

        Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция дополнительного образования, на основе активных деятельностных форм, максимальное разнообразие досуговой деятельности позволяет нам как педагогам создать непрерывное пространство культурного развития участника программы смены. Использование нашими педагогами дополнительного образования интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИТК и др.) способствуют формированию у участников программ компетентности в решении проблем, умению работы в команде, творчества, эмпатии и множества других свойств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.

        Очень важным направлением педагогической деятельности является формирование демократического механизма детского самоуправления. Результат работы в данном направлении демонстрируется наглядно в каждой смене: участники смены, находя для себя интересное дело, реализуют свои возможности, самоутверждаются, приобретают умения решения вопросов и конфликтов, организации и коммуникации, то есть компетенции необходимые во взрослой жизни. И как педагогу мне со стороны отрадно наблюдать, что «бывшие» учащиеся в дальнейшем продолжили процесс обучения- развития, одаренность и талант, тяга к прекрасному, рука об руку пошли вместе с ними в их уже взрослую жизнь- в институты и академии.

        Индивидуализация педагогического процесса реализуется в содержании профильного обучения, целью которого стало создание системы профильного обучения в условиях временного детского коллектива, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию старшеклассников с учетом их образовательных потребностей. Элективные занятия, реализуемые учителями и педагогами дополнительного образования в профилях (гуманитарный, социально-экономический, художественно-эстетический, естественно- научный) различаются методикой, но во всех случаях они характеризуются интегративностью и продуктивным способом освоения учащимися. Занятия по выбору становятся средством создания пространства индивидуальной деятельности и завершаются созданием образовательного продукта. Совместная творческая работа меняет стиль отношения между педагогом и учеником. Педагог перестает быть носителем и транслятором, а становится консультантом, помощником, организатором самостоятельной деятельности учащихся ( об этой положительной динамике свидетельствуют процентный коэффициент проводимого мониторинга).

        Учеными подчеркивается, что «дополнительное образование- это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года подчеркивается роль учреждений дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития способностей, склонностей, интересов, социального и профессионального самоопределения учащихся, что способствует их самактуализации. Самое главное для наших учащихся – это продемонстрировать то, чему они научились( на конкурсах, концертах, на выставках, в спортивных соревнованиях и т.д.). План деятельности нашего коллектива педагогов дополнительного образования насыщен всевозможными мероприятиями, конкурсами, которые предоставляют возможность проявить себя каждому ребенку, создаются условия для создания атмосферы творчества, самовыражения всех учащихся. Все педагоги, дают понять каждому ребенку, что каждый из них неповторимый и талантливый. И ребенок осознает, что при его желании он может быть успешен в своем увлечении. Моя работа как педагога по личностно-ориентированному нравственному воспитанию учащихся опирается на вариативное использование методов, приемов и форм эстетического воспитания, пробуждение у детей активной позиции в воспитании красоты окружающего мира.

        Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому как педагог я стараюсь применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, которые во взаимодействии дают   обогащение форм со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как и предполагает ФГОС второго поколения.

Литература

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха: Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996.
  3. Строкова Т.А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении// Одаренный ребенок. – 2003. – №6. – С.45-51.
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании. Издание 6-е. – Москва: Политическая литература. 1998.

Источник

20 Марта 2020

Развитие творческого потенциала личности ребёнка в системе дополнительного образования

Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности, который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогает их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности.  На занятиях в системе дополнительного образования обучающиеся получают  хорошие практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт дети используют в дальнейшем в процессе обучения в школе.

На формировании личности ребёнка важную роль играет его воспитание. Уже в раннем возрасте у ребёнка важно и нужно развивать эстетический вкус; воспитывать нравственные качества, умение общаться и формировать определённое отношение к окружающему миру. Для этого необходимо сотрудничество ребёнка и взрослого, но на определённом этапе ребёнок способен самостоятельно оценить ситуацию. Найти выход из сложившегося положения. Тем не менее, целесообразно содружество, сотворчество педагога и воспитанника, и, если педагог смог понять ребёнка, как индивидуальность, то он сможет максимально развить личность этого ребёнка, учитывая его ресурсы и возможности.

Воспитательное воздействие дополнительного образования очень велико. Участие в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самовыражаться, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения.

Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

  • создание условий свободного выбора каждым ребенком видов деятельности, удовлетворяющие самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
  • личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию, творчеству, самореализации и самоопределению;
  • личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
  • признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
  • применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранного им дополнительного образования программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Дополнительное образование является по сути практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется педагогами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность. Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Гибкость дополнительного образования как открытой социальной системы, позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Одной из направлений: художественно-эстетическое;

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности.

Основная цель педагога – создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающее эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного и творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности, который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогает их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Цель кружковой работы – формирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие природных данных детей, творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий декоративно-прикладного искусства.

Занятие в кружках художественно-эстетической направленности обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Занятия в кружках дополнительного образования детей направлены на развитие  творческого потенциала воспитанников.

Трудно представить нам жизнь ребенка  без творчества. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого ребенка – огромные возможности развития. В современном обществе все более реальной становится задача всестороннего развития способностей. Но это не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех, же способностей у всех детей, так как все дети индивидуальны. Педагог дополнительного образования, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами).  Например, занятия декоративно – прикладным творчеством выполняют  несколько важных функций: с одной стороны она является носителем духовной культуры, а с другой она эффективно развивает творческое воображение, эстетический вкус, эмоциональную сферу, пространственное мышление, художественные потребности, творческие способности, трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.

Работа, которой ребенок увлечен, выполняется быстро и дает хороший результат. А хороший результат возможен  там, где есть   положительная мотивация к творческой деятельности, самоорганизация ребенка, творческие способности ребенка и их использование в творческой деятельности. Хорошим способом мотивации является изготовление подарка или сувенира  для мамы, бабушки, папы, друга. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

В кружке дети участвуют в разных видах коллективной деятельности. Но непременным условием ее организации должен быть творческий характер. Потребность в творчестве – один из самых главных и сильных мотивов прихода детей в объединение. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого активной позиции, и тогда он становится не просто созерцателем происходящего, но и творцом, проявляя при этом свою индивидуальность. В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе и творческое.

Занятия в моем кружке «Кудесник» имеют большое воспитательное значение. В процессе работы декоративно-прикладным творчеством у детей формируются качества, необходимые для дальнейшей трудовой деятельности: усидчивость, самостоятельность, аккуратность, чувство ответственности, взаимопомощь.

Кроме того, кружок «Кудесник» – это одна из форм эстетического воспитания детей. В объединении дети кратко знакомятся с историей нашего края, орнаментным искусством, законами красоты в костюме, одежде.

Занятия в кружке приносят детям душевное равновесие, снимают усталость, улучшают настроение.

Занятия лепкой и росписью способствуют  развитию у детей творческого воображения. Сам процесс лепки способствует воплощению замыслов ребенка, созда­нию образов и развитию воображения. Захватывающий интерес к процессу создания поделок психологически облегчает  ребенку работу с материалом (бумагой, соленым тестом, бисером и т.д.). Очень важно то, что в процессе творческого занятия ребенок учится согласованности движений обоих рук, а так же происходит воспитание привычки последовательного выполнения работы.

Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать личность, способную к творческой самодеятельности, выработать у ребенка стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию и самоуправлению.

Индивидуальная форма обучения и воспитания дает возможность реализовать принцип индивидуально-дифференцированного подхода, может помочь более глубоко изучить и развить способности, склонности, интересы ребенка.

Здесь очень важно соблюсти пропорцию – «быть рядом, но чуть-чуть впереди», то есть общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе, но не опускаться до его уровня, а, наоборот, поднимать до своего уровня.

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одарен­ности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополни­тельного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности.

Большин­ство детей действительно испытывают огромную потреб­ность в активной творческой деятельности, хотят участвовать в круж­ках, стремятся к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению.

В центре дополни­тельного образовательного процесса находится кон­кретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для этого педагог дополнительного образования стремится получить детальную информа­цию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого ребенка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудо­вой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается ребенок, его семье и т.д.

Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуально­го жизненного пути у ребенка формируется на основе задатков индивидуально своеобразный склад способно­стей, требующий и индивидуализированного подхода к каждой конкретной личности. Именно этот принцип явля­ется основополагающим в системе дополнительного об­разования детей

Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в обще­нии, отсутствие усидчивости, сложности в учебе.

Наша задача поста­раться увлечь ребенка интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к зна­ниям, активной творческой деятельности.

Суть педагогической поддержки в данном случае состо­ит в создании воспитывающей среды, в которой происхо­дит развитие творческой личности ребенка.

Благодаря системе художественно-эстетическому воспитанию у детей активно развиваются творческие способности. У воспитанников появляется положительное отношение к заданиям творческого  характера, меняется отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающие в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию  и воображению при выполнении работ творческого характера.

Таким образом, мы, педагоги способствуем то­му, что каждый ребенок учится определять и сопостав­лять личные интересы, склонности со своими творческими способностями и возможностями, а также с социальными запросами, обеспечиваем каждому ребенку «ситуацию успеха», содействуем самореализации личности ребенка.

Источник