Условия успешного развития ребенка в семье

Условия успешного развития ребенка в семье thumbnail

Условия воспитания в семье, при которых каждый ребенок может стать нормальной личностью можно сформулировать следующим образом:

Рассмотрим все эти условия подробнее.

Атмосфера любви и взаимного уважения в семье формирует личность способную уважать своих близких и других окружающих людей, несущую добро людям. Здесь следует избегать крайностей – слепой и неразумной любви. Такая любовь делает человека безнравственным потребителем и честолюбивым человеком. Созданию положительной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. Проведение общественных и семейных праздников, подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают атмосферу торжественности, радости и счастья, которая в свою очередь формирует духовную культуру, делает семью коллективом.

Родители должны быть высоконравственными воспитателями. Только в такой роли они смогут научить ребенка быть правдивым, держать свое слово, реализовывать сказанное. Только выполняя сами морально-нравственные нормы, родители смогут научить этому ребенка.

Труд в семье должен быть почетным. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам имитировать ее сначала в игре, затем включается в трудовой процесс как помощник и в итоге становится самостоятельным исполнителем. Физический труд помогает бороться с утомлением, особенно если ребенок много занимается умственным трудом. Баланс между умственным и физическим трудом обеспечивает успешное обучение и сохраняет работоспособность. От того, как будет организовано трудовое воспитание дошкольников, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого качества, как трудолюбие, является хорошим показателем их нравственного воспитания.

Для успешного воспитания ребенка в семье следует исключить из его жизни так называемые прибавочные раздражители. К таким раздражителям относятся: роскошь, нищета, чрезмерные подарки, беспорядочная и избыточная еда и другие. Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности.

Развитие способностей ребенка в семье

В семье все способности ребенка должны развиваться гармонично. Чтение литературы, прослушивание музыки должно сменяться занятиями спортом, активным отдыхом, полезной трудовой деятельностью. Такой подход помогает определить область деятельности, в которой у ребенка может проявиться особый талант. В семье как правило существуют благоприятные условия для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного зарождается у ребенка со знакомства с первыми красивыми игрушками, с красочно оформленной книгой, с проживания в уютной квартире. Взрослея, ребенок обогащается эстетикой при посещении театров и музеев. Прекрасным средством эстетического воспитания является природа. Очень полезны совместные семейные прогулки, поездки на природу. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную роль играет эстетика быта. Дети не просто пользуются домашним уютом, они вместе с родителями учатся его создавать.

Соблюдение принципа постепенности и последовательности позволяет сделать процесс семейного воспитания наиболее эффективным. По мере взросления и развития ребенка задания должны усложняться. Но они должны быть адекватными и посильными. Давая ребенку задания, не соответствующие этапу развития, существует риск, что ребенок потеряет к ним интерес, появиться такое качество, как лень.

Взрослые, любящие ребенка и желающие ему добра, должны контролировать свое поведение, чтобы не создавать пример безнравственного поведения. Следует исключить из круга общения людей не соответствующих морально-нравственным принципам семьи.

Взаимоотношения между супругами также являются фактором, влияющим на успешное воспитание ребенка. Культура общения родителей определяет общий психологический климат семьи. Взаимодействие родителей становится моделью поведения детей, которая сознательно или бессознательно перенимается ими.

Требования, которые родители предъявляют к ребенку, методы воспитания должны быть едины внутри семьи, и не расходиться с требованиями, предъявляемыми в образовательных учреждениях (Рис.1). Только в единстве требований, подходов и методов воспитания можно получить гармонично развитую личность.

Условия успешного воспитания детей в семье

Рис. 1

Физический контакт между родителями и детьми, выраженный в поцелуях, объятиях, прикосновениях, помогает укрепить психологическое и физическое здоровье детей. Это действенный способ для передачи ребенку родительской любви и установления добрых взаимоотношений.

Важно вникать в проблемы ребенка, разделять и сглаживать его страхи и опасения, радоваться вместе его удачам, заниматься совместными делами и играми.

В любой семье должна соблюдаться дисциплина. Это определенная последовательность адекватных требований, которые соответствуют возрасту. Наказание должно соответствовать проступку. Частным проявлением дисциплины является соблюдение режима дня детьми. В распорядок дня ребенка должно быть включено время на полноценный сон, занятия спортом, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда, обучения и отдыха. При этом необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня носит воспитательную роль, если выполняется без принуждения со стороны взрослых. Родители должны осуществлять только контроль за качественным выполнением режима и различных поручений, помогать в случае затруднений.

Правила воспитания ребенка

Для успешного воспитания своих детей родители должны придерживаться определенных правил:

  • Помогите ребенку стать собой.
  • Не требуйте от ребенка благодарности за сделанное вами.
  • Не вымещайте на ребенке свои обиды и неудачи.
  • Не игнорируйте проблемы ребенка, умейте поддержать его.
  • Не унижайте достоинство ребенка.
  • Общайтесь как можно больше с ребенком.
  • Вы должны сделать для ребенка все, что в ваших силах.
  • Умейте любить чужих детей, а не только своих.
  • Любите ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым.
  • Получайте радость от общения с ребенком.

Источник

Видеть своих детей состоявшимися и счастливыми хотят все родители. Универсальной формулы воспитания успешных людей не существует. Но соблюдение некоторых правил поможет приблизиться к поставленной цели.

Многие родители, желая вырастить своих детей успешными, требуют от них очень многого, постоянно одергивают, следят за оценками в дневнике. Но успех невозможно спрогнозировать. Чтобы у ребенка в будущем все сложилось хорошо, нужно создать здоровую атмосферу в семье, мотивировать его на новые достижения своим примером. Также придется научить его некоторым полезным вещам. 

Внимание детям

Всестороннее развитие ребенка невозможно без повседневного родительского участия. Современные взрослые много времени уделяют работе, личным делам, порой забывая о самом главном. Чтобы вырастить успешных детей, нужно стараться проводить с ними время максимально эффективно. Эрудированность, любовь к чтению можно воспитывать только на личном примере. Стоит регулярно выделять время на совместное прочтение художественной литературы. После можно устроить небольшое обсуждение. Даже очень занятые родители способны выделить несколько часов в неделю для общения с семьей. Это может быть прогулка в парке, поход в лес, в кинотеатр. Детям очень важно полноценно общаться со взрослыми. Не стоит экономить на совместном времяпрепровождении. Лучше отказаться от покупки дорогой игрушки.  

Спокойное восприятие детских неудач

Одной из современных тенденций воспитания детей является изоляция их от возможных неприятностей и трудностей. Такие взрослые берут на себя все заботы в погоде за идеальным миром для своего ребенка. Они очень сильно переживают, когда что-то идет не по плану. При таком подходе не получится вырастить успешную личность. Ребенок должен уметь брать на себя ответственность, принимать решения. Важно объяснить ему, что неудачи случаются. И не стоит воспринимать их слишком серьезно. Все трудности временные, и они только дают возможность улучшить себя, посмотреть на что-то с другой стороны. Если от ребенка слишком много требуют, переживают каждую неудачу как трагедию, в будущем у него могут возникнуть проблемы. Такие люди не любят пробовать себя в новых делах, так как бояться ошибиться. Это может стать серьезным препятствием на пути к успеху. 

Приобщение к работе по дому

Чем раньше ребенка приобщают к работе по дому, тем легче у него будет происходить адаптация к различным изменениям в жизни. Речь идет не о тяжелом изматывающем труде, Достаточно пробудить осознание ответственности за создание уюта и комфортной обстановки дома. Можно начать с малого: с уборки игрушек, расстановки книг по полкам. В семье должны быть четко распределены обязанности. Это учит ценить чужой труд. У детей появляется осознание того, что к успеху можно прийти только совместными усилиями. 

Правильная мотивация

Детям необходимо объяснять, для чего им нужно хорошо учиться или заниматься чем-либо дополнительно. Мотивировать на успех необходимо и своим примером. Если ребенок видит перед собой счастливых и успешных родителей, ему захочется брать с них пример. Можно рассуждать о достижении высот в карьере, лежа на диване и ничего не делая. Но такие слова не будут убедительными. 

Психологи рекомендуют выбирать тактику просьб, но не уговоров. Постепенно какие-то обязанности войдут в привычку. Не нужно забывать хвалить ребенка за выполненную работу. Он должен видеть, что определенные действия вызывают у взрослых положительный отклик. Большой ошибкой является введение материальных поощрений. Это формирует меркантильный интерес. Во взрослой жизни таким детям будет сложно проявлять инициативу.

Соблюдение границ и поощрение самостоятельности

Часто взрослые настолько сильно увлекаются ролью родителей, что перестают жить своей жизнью, а живут только интересами ребенка. Личные границы стираются. Этого допускать нельзя. Для воспитания успешного человека невозможно держать под контролем все сферы его жизни. Здоровая вседозволенность позволяет быстрее познавать мир. Нужно поощрять любознательность ребенка, направлять его и подсказывать, но не держать в “ежовых рукавицах”. Право выбора необходимо давать детям с малых лет. Нужно поощрять их увлечения, не запрещать пробовать себя в разных сферах деятельности. Только так маленький человек сможет найти себя. 

Безусловная любовь

Дети, окруженные любящими родителями, добиваются успеха гораздо чаще. Нужно любить ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Это формирует у него ощущение собственной значимости. Вырастая, такие дети более стойко воспринимают неудачи. Они уверены в себе и не боятся идти вперед, пробовать что-то новое. Для воспитания успешного человека не менее важна атмосфера в семье. Если отношения у родителей не складываются, ребенок это чувствует. Он находится в постоянном стрессе. Такую ситуацию допускать нельзя. 

Поддержка и опора

Дети, которые всегда чувствовали поддержку родителей, вырастают более успешными, социально адаптированными. Речь идет не о том, чтобы решать все за сына или дочь, а о готовности протянуть руку помощи в тот момент, когда это необходимо. Если ребенок расстроен, переживает, нельзя обесценивать эти эмоции. Гнев, слезы, раздражительность являются ответной реакцией на разные ситуации. Подавлять чувства не нужно. Стоит научить маленького человека стабилизировать их. В спокойном состоянии можно найти выход из любой ситуации. Понимание и осознание своих эмоций помогают бороться со страхами. Дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше понимают окружающих, меньше конфликтуют. Они более устойчивы к стрессу, что во многих сферах жизни является залогом успеха. 

Читайте также:

Бабушкино воспитание: польза или вред

Как ограничить ребенка в сладком

Как научить ребенка читать самостоятельно

Как привить детям полезные привычки

Источник

Условия развития успешного ребенка

По П.Ф. Лесгафту

  1. Атмосфера любви. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви. Все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родин, делать людям добро. И при этом, слепая, неразумная материнская любовь забивает ребенка хуже, чем розги, делает его безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.
  2. Высоконравственный родитель. Учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела.
  3. Общественно-полезный труд. Труд в присутствии ребенка, способствует подражанию, изначально в игре, далее как помощник и затем как самостоятельный исполнитель.
  4. Исключение «прибавочных раздражителей» в жизни ребенка. Роскошь; нищета; чрезмерные лакомства; беспорядочная еда. Все должно быть в пределах разумного. Иначе не вырабатывается, у ребенка, способность к целенаправленной деятельности.
  5. Гармоничное развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок; слушание музыки, песен; занятие сборными игрушками; чтение стихов; рисование и лепка. Это разнообразие необходимо, чтобы со временем определить свое призвание.
  6. Принцип постепенности и последовательности. Родитель должен следить за тем, чтобы ребенок брался за те дела, которые в данное время ему по силам, иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень.
  7. Ограждение ребенка от контакта с безнравственными людьми.

Факторы влияния на личность ребенка

По С.В. Ковалеву.

  1. Социальная микросреда семьи. Приобщение к социальным ценностям и ролям.
  2. Внутри и вне-семейная деятельность. Бытовой труд.
  3. Семейное воспитание. Комплекс целенаправленных воздействий.

Типы отношений в плоскости.

Горизонтальная плоскость. Супруги-родители и другие взрослые члены семьи (особенности взаимодействия, взаимоотношения с другими людьми).

Вертикальная плоскость. Родители – дети. Возрастная динамика таких отношений «Обними покрепче – пусти – отстань». С возрастом функции этих отношений изменяется.

  • Младенец (0 – 3). Родители – источник эмоционального тепла и поддержки.
  • Дошкольник (3 – 6). Родители – власть, высшая инстанция, распорядитель благ.
  • Мл. школьный возраст (7-10). Родители – образец и пример для подражания.
  • Пубертатный период (11-14). Родители – друзья и советчики.

Типы сотрудничества с ребенком.

По Г.С. Абрамовой.

  • Ситуативный. «Делай то, что умеешь». Формула взаимоотношений – «Делай сам, не приставай ко мне и не мешай мне».

Взрослый как бы создает искусственную преграду для возможного развития ребенка, ограничивая сферу взаимодействия с ним.

  • Операционный. «Давай делать вместе, и ты научишься делать хорошо». Формула взаимоотношений – «Делай как я и ты будешь делать хорошо».

Этот тип сотрудничества ориентируется не только на актуальные, но и на потенциальные личностные возможности ребенка, но тем не менее взрослый всю инициативу в этом взаимодействии берет на себя. Ребенок не имеет собственной позиции, собственное мнение. Самостоятельность ребенка взрослый не всегда оценивает положительно. Этот тип взаимодействия конфликтен по своей природе.

  • Ценностный. Где каждый представляет ценность для другого. Эмоциональный фон + система оценок. «Я очень рад, что у тебя получается». Формула взаимоотношений – «Завтра ты обязательно будешь лучше, чем сегодня, а для этого учись видеть в других людях и плохое и хорошее».

Условия развития успешного ребенка

Делай то, что умеешь.

Делай сам, не приставай ко мне, не мешай мне.

Давай делать вместе, и ты научишься делать хорошо.

Делай как я и ты будешь делать хорошо.

Я очень рад что у тебя получается.

Завтра ты обязательно будешь лучше, чем сегодня, а для этого учись видеть в других людях и плохое и хорошее.

Источник

Воспитание детей – конституционная обязанность граждан. Семья располагает большими возможностями для того, чтобы правильно воспитать своих детей. Но эти возможности надо правильно реализовать. А для этого их надо знать.

  • Родители должны хорошо знать своих детей, знать их положительные и отрицательные стороны. Нельзя концентрировать внимание только на недостатках детей или только на их успехах. Такой подход неизбежно приведёт к ошибкам в воспитании.
  • Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей. Иногда можно слышать жалобы родителей на то, что ребёнок не слушается. Непослушание детей – это признак отсутствия авторитета родителей.  

Что же такое авторитет родителей и как он создаётся? А. С. Макаренко определяет авторитет как такие нормальные взаимоотношения родителей и детей, когда дети, уважая своих родителей и веря им, добровольно подчиняются их воле, их требованиям и указаниям. В своей лекции «О родительском авторитете» Макаренко раскрывает различные типы ложного родительского авторитета. Это авторитет подавления, авторитет расстояния, авторитет чванства, авторитет педантизма, авторитет резонёрства, авторитет любви, авторитет доброты, авторитет дружбы, авторитет подкупа и многие другие. Но бывает часто и так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут волынку воспитания. Главным же основанием родительского авторитета является сама жизнь родителей, их работа, их поведение, их гражданское лицо.

  • Одним из условий успешного воспитания детей в семье является наличие чёткого режима дня. При его составлении надо учитывать возраст ребёнка, пол ребёнка, состояние его здоровья, занятость ребёнка в школе, кружках, секциях, интересы и склонности. Хорошим стимулом для ребёнка в выполнении режима дня является наличие чёткого распорядка жизни всей семьи.
  • Наличие постоянного поручения способствует воспитанию прилежания, тщательности в работе, ответственности за порученное дело. С возрастом ребёнка поручения должны усложняться.
  • Единство требований к ребёнкусо стороны всех взрослых членов семьи. Ребёнок быстро разбирается в разноречивых требованиях и лавирует между требовательным отцом и менее требовательной бабушкой или мамой, учится приспосабливаться. Некоторые родители считают, что требовательность может оттолкнуть детей от них. Это не так. Напротив, нетребовательность, вседозволенность и всепрощение служат ложным основанием родительского авторитета.
  • Учёт родителями возраста и пола своих детей. В. А. Сухомлинский требовал не забывать о том, что в семье растут не просто дети, а девочки и мальчики, социальная функция которых в обществе будет различной. Мальчика надо с раннего возраста воспитывать как будущего мужа, отца, учить брать ответственность на себя. Девочку надо воспитывать как будущую жену, мать.
  • Успех воспитания зависит также от того, как родители поощряют и наказывают детей, как стимулируют успешную деятельность и готовят ребёнка к самовоспитанию. Поощрение и наказание применяется тогда, когда нужно показать, что ребёнок добился успеха в воспитании тех или иных качеств личности, успешно справляется с порученным делом или, наоборот, не выполняет требований родителей и воспитателей.            

По вопросам поощрения и наказания детей нет единых точек зрения.  В. А. Сухомлинский считает, что в воспитании детей можно обойтись без наказаний. В теории и практике воспитания сложилась следующая точка зрения на поощрения и наказания:

  • не следует физически наказывать детей;
  • не поощрять детей материально;
  • не скупиться в семье на применение этических средств поощрения, таких как одобрение, похвала, доверие;
  • этическими средствами наказания могут быть замечания, лишение (временное) удовольствий и развлечений, лишение доверия родителей.

Поощрения и наказания со стороны родителей требуют большого такта и любви к детям. Неправильное их использование может создать трудности в воспитании и даже привести к ошибкам.

  • Особое место в воспитании ребёнка в семье следует отвести книге, чтению. «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души», – истина, известная уже древним римлянам. Надо читать книги и обсуждать прочитанное вместе с детьми.
  • В семье должен быть здоровый моральный климат, уважение друг к другу, культура чувств.

Источник