Условия развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста

Условия развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста thumbnail

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». Инновация – это изменение того, что уже существует.

В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОУ с родителями детей раннего возраста.

Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть еще за 3–4 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т. д.

На основе анализа развития ребенка, в т. ч. внутриутробного, фиксируются его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.

Затем родителей и ребенка знакомят с первой младшей группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия, детские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.

Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы питания, методы воспитания детей, требования к обустройству группы. И если первый вопрос на собрании еще вызывает интерес родителей, то, как правило, дальше родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Часто на родительских собраниях говорит только воспитатель, а родители слушают и ждут окончания. Если у родителей и возникают вопросы, то обычно они касаются питания детей. Педагоги детского сада решили в корне изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к родительским собраниям. Заранее вывешивается объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться.

Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке люди чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами.

Воспитатели детского сада к родительскому собранию пекут пироги, ставят на стол конфеты, чай. Родители бывают приятно удивлены, когда видят, что их ждут улыбающиеся, приветливые педагоги, но еще больше они поражаются накрытым столам! Так бывает на первом родительском собрании, а уж затем инициативные родители приносят сами что-нибудь к чаю. И всегда находится чья-либо бабушка или мама, которая печет пироги.

Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые ставит перед ними воспитатель. Многие мамы и папы, приводя в сад второго или третьего ребенка, с большим удовольствием делятся опытом по воспитанию детей. А если родители проявляют инициативу, это говорит о реальном их желании сотрудничать с педагогом.

При таком подходе родители стремятся к индивидуальным контактам с воспитателями, так как их интересуют вопросы, касающиеся формирования личности маленького ребенка, его внутреннего мира, отношений с родителями и окружающим миром. Родители с нетерпением ждут очередной встречи, спрашивают: «Когда будет собрание?» Такие встречи с родителями детей раннего возраста проводятся раз в месяц, заранее обcуждается повестка, что позволяет подготовить интересующие вопросы. Подобные встречи нельзя назвать в традиционном смысле родительскими собраниями, так как это скорее встречи по интересам или родительский клуб, куда родители приходят с желанием поделиться своими мыслями, решить возникшие проблемы.

Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Источник

“Родители являются первыми педагогами.

Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития
личности
ребенка в раннем детском возрасте”
(Закон РФ “Об образовании” Статья 18, п.1)

Дети – самый главный, самый ценный
ресурс общества. Естественная среда, где
происходит воспроизводство этого ресурса, – это
семья. Семья определяет то, какими будут дети,
вырастающие в ней, на несколько поколений вперед.

Семья – первая школа воспитания
растущего человека. Она – целый мир для ребенка,
здесь он учится любить, сочувствовать, терпеть,
радоваться, знакомиться с первыми предметами
окружающей его жизни.

В жизни ребенка именно семье
принадлежит главная, первостепенная роль в
становлении его личности, социализации, так как
именно в семье начинается процесс познания
особенностей человеческих отношений,
усваиваются понятия о добре и зле, складываются
первые представления об окружающей
действительности, формируются интересы,
развиваются способности.

Современным родителям приходится
нелегко из-за нехватки времени и занятости на
работе, неумения выбирать методическую
литературу и практические пособия для развития
дошкольников. Нередко они явно недооценивают
роль своих отношений и действий в развитии
ребенка, не знают, чем могут ему помочь. Но при
желании всегда можно найти оптимальный для себя
и своего ребенка путь развития его эмоциональной
сферы, поддержки его творческого потенциала,
развитие которого подчиняется закону
взаимодействия ребенка и взрослого. Любая
педагогическая система без семьи – полная
абстракция. Многие родители не понимают важности
работы с маленькими детьми, поэтому возникают
трудности в установлении контактов с такими
родителями. Воспитание детей – трудное дело,
требующее от родителей не только любви к детям,
но и большой ответственности, выдержки, терпения.

Многочисленные исследования
убедительно показали, что семья и детский сад –
два воспитательных феномена, каждый из которых
по-своему обогащает ребенка социальным опытом.
Но только в сочетании друг с другом они создают
оптимальные условия для вхождения маленького
человека в большой, сложный мир.

В соответствии с Законом Российской
Федерации “Об образовании” и Типовым
положением о дошкольном учреждении, одна из
основных задач детского сада – “Взаимодействие
с семьей для обеспечения полноценного развития
ребенка”, поскольку это важный и по-своему
сложный аспект педагогической деятельности[1].

Ранний возраст является важным для
всего последующего, умственного, эмоционального
и физического развития человека. Именно этот
период детства очень важен, так как дефицит
воспитания в раннем возрасте оборачивается
невосполнимыми потерями. Каждый день в жизни
ребенка требует пристального внимания
родителей, воспитателей, всех близких к нему
людей. Мозг детей готов воспринимать и учиться,
но без помощи ему это не под силу.

И поэтому необходимо найти союзников и
единомышленников в родителях детей раннего
возраста и вместе добиваться одной цели:
формирования всесторонне развитой, гармоничной
личности ребенка. Педагоги детского сада должны
с терпением относиться к несформированной
родительской компетентности вызывать у
родителей доверие к детскому саду и готовность
сотрудничать с ним в вопросах воспитания детей,
помочь им овладеть психолого-педагогическими
знаниями, умениями, при этом нужны конкретные
рекомендации. Успех работы с ребенком, наряду с
другими составляющими, зависит и от
сотрудничества с родителями. Организация в
детских дошкольных учреждениях родительских
клубов являются одной из форм привлечения
родителей к совместному сотрудничеству.

Цель: развитие родительской компетентности.

Задачи.

  • Дать родителям представление о психологических
    особенностях детей раннего возраста;
  • Оказать квалифицированную помощь родителям при
    организации совместного взаимодействия на
    содержательном уровне.
  • Раскрыть роль семьи в решении проблем адаптации
    к ДОУ;
  • Развитие навыков сотрудничества семьи и
    дошкольного учреждения.

Участники реализации программы:

Педагог-психолог, воспитатели,
родители. Формирование группы происходит на
добровольной основе. Занятия посещает кто-то из
родителей (можно по очереди).

Количественный состав группы: 10 – 15
человек.

Периодичность занятий: цикл
включает 6 занятий, продолжительность каждого от
30 минут до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в 1 -2
месяца.

Механизм реализации программы
родительского клуба.

Программа состоит из 3 этапов.

1 этап – Диагностический этап. На
данном этапе осуществляется диагностика.
Проводится анкетирование родителей: “Оказание
психолого-педагогической помощи ребенку в
семье”, “Тест для родителей по организации
жизнедеятельности ребенка”, наблюдение за
ребенком “Измерение степени адаптации ребенка”
(по исследованиям А.Остроуховой) [1].

2 этап – Информационный этап.
Содержание воздействия на родителей
представлено двумя формами работы:
индивидуальной и групповой.

Индивидуальная работа осуществляется
в виде бесед или частично структурированного
интервью с родителями ребенка. В ходе этих бесед
родителей происходит обучение приемам и формам
поведения, которые могут помочь в трудных
жизненных ситуациях, связанных с проблемами
ребенка.

Групповая работа включает в себя
проведение семинаров-практикумов, консультаций.
Недостаточная грамотность родителей в вопросах
педагогики и психологии приводит их к
некомпетентности в воспитании своих детей,
отсутствию взаимопонимания, доверия друг к
другу. Данный материал поможет разобраться в
особенностях развития детей, пересмотреть
взгляды на воспитание.

3 этап – Аналитико-обобщающий. На
данном этапе проводится контрольная диагностика
по тем же методикам, что и на первом этапе.

Развитие ребенка происходит в системе
отношений с близкими ему людьми, взрослыми.
Особенности межличностных отношений, общения,
форм совместной деятельности и способов ее
осуществления составляют важнейший компонент
развития, определяют его зону ближайшего
развития.

Показатели оценки результативности
работы клуба “Школа раннего развития”.

  1. Воспитанники легко адаптируются в условиях
    детского сада.
  2. Воспитанники и родители группы эмоциональны,
    психически и физически здоровы, общительны.
  3. Родители удовлетворены
    воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

Краткое содержание программы работы
родительского клуба “Школа раннего развития”

Занятие 1. “Здравствуй, детский сад!”

Цель. Ознакомление родителей с
проблемой адаптации ребенка к условиям детского
сада.

Задачи.

  1. Познакомить родителей с основными показателями
    изменений в поведении ребенка в период адаптации
    к детскому саду.
  2. Дать представление о педагогических
    целесообразных методов воздействия на малыша в
    период адаптации к условиям детского сада.
  3. Дать рекомендации “ Подготовка ребенка к
    посещению детского сада”.

Содержание: Понятие “адаптация”.
Показатели изменений в поведении ребенка в
период адаптации к дошкольному учреждению
(эмоциональное состояние, общение с взрослыми и
сверстниками, сон, аппетит). Памятка для
родителей по подготовке ребенка к дошкольному
учреждению.

Занятие 2. Индивидуальная беседа
“Особенности протекания адаптационного периода

Цель. Ознакомление родителей с
особенностями протекания адаптационного
периода каждого ребенка к условиям детского
сада.

Задачи.

  1. Познакомить родителей с основными показателями
    изменений в поведении каждого ребенка в период
    адаптации к детскому саду.
  2. По мере необходимости дать индивидуальные
    рекомендации по улучшению адаптации ребенка к
    детскому саду”.

Содержание: Знакомство родителей с
картами наблюдений каждого ребенка.
Индивидуальные рекомендации для родителей по
улучшению адаптации ребенка к детскому саду.

Занятие 3. “Психологические
особенности детей раннего возраста”

Цель: Дать родителям представление о
психологических особенностях детей раннего
возраста.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с важнейшими изменениями
    в психическом развитии детей раннего возраста.
  2. Дать представление о ведущей деятельности
    раннего возраста – предметной.
  3. Дать рекомендации “Правила общения взрослого с
    ребенком раннего возраста”.

Содержание: Важнейшие изменения в
психическом развитии детей – формирование
мышления, развитие двигательной сферы, появление
первых устойчивых качеств личности. Важная
характеристика этого возрастного этапа является
неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. В
раннем возрасте ведущей деятельностью является
предметная, она оказывает влияние на все сферы
психики детей, определяя во многом специфику их
общения с окружающими. Происходит развитие
восприятия детей, определяемое тремя основными
параметрами: рассматривание предметов,
ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма,
величина) и их сравнение. Общение с взрослым.
Представления о себе, первая самооценка детей.

Занятие 4. “Влияние развития мелкой
моторики на развитие речи и мышления”

Цель: Дать родителям представление о
воздействии мелкой моторики на умственное
развитие

Задачи:

  1. Познакомить родителей о влиянии мелкой
    моторики на развитие речи и мышления.
  2. Предложить примерные пальчиковые игры и игры с
    мелкими предметами, как один из способов
    развития речи и мышления детей.

  3. Познакомить с приемами художественно –
    творческой деятельности детей.

Содержание: Теоретические основы влияние
мелкой моторики на развитие речи и мышления.
Пальчиковые игры как массаж и гимнастика для рук.
Примерные варианты пальчиковых игр. Игры с
мелкими предметами (варианты: игры с мозаикой,
игры с пуговицами, с крупами, со шнуровкой, с
косточками). Лепка (варианты: мячики, шарики,
колечки и т.д.). Рисование с карандашами и
красками (примерная тематика рисунков: дорога
для зайчиков, травка, дождик, лучи для солнца,
клубок для котенка, аквариум для рыбок, бусы и
т.д.)

Занятие 5. “Совместные виды
деятельности взрослого и ребенка”

Цель: Помочь правильно организовать
совместное взаимодействие с ребенком на
содержательном уровне

Задачи:

  1. Познакомить родителей с видами совместной
    деятельности с ребенком.
  2. Предложить примерные игры с ребенком раннего
    возраста

Содержание: Виды совместной
деятельности: Общение (с взрослыми и детьми) –
развитие речи (беседа по картинкам, “Покажи
где?” “Повтори за мной”, “Кто так кричит?”,
“Покажи, где большой-маленький, красный-синий”;
рассматривание игрушек; пение детских песен;
ролевые игры (“Семья”, “Магазин”,
“Парикмахерская” и т.д.). Воспитание (Чтение
книг; знакомство с окружающим миром, правилами
поведения). Игровая и художественно–творческая
деятельность (игры с песком, водные игры,
конструирование гаража, забора, ворот, дома,
башенки). Двигательная активность детей (игры в
прятки, игры в мяч).

Занятие 6. “Организация игрового
уголка для ребенка в условиях семьи”

Цель. Оказание помощи родителям в
подборе педагогически целесообразных игр,
игрушек, развивающих материалов и оборудования
для детей с учетом их возраста и интересов.

Задачи.

  1. Познакомить родителей о роли игрушек во
    всестороннем развитии ребенка
  2. Познакомить родителей с видами игрового
    оборудования.

Содержание: Качества игрового
оборудования для всестороннего развития
ребенка: полифункциональность; дидактическая
ценность (возможность использования в качестве
средства обучения детей); эстетическая
направленность; соответствие возрастным и
индивидуальным потребностям и интересам
ребенка. Игрушки и материалы для
различных видов деятельности: игровой,
познавательно-исследовательской, продуктивной,
двигательной. Например:сюжетные игры и
игрушки: игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей,
животных, сказочных и фантастических
персонажей); игрушки-предметы (посуда, игрушечные
инструменты и материалы); различные транспортные
игрушки (особенно для мальчиков); игры с
правилами: мячи, наборы кеглей, кольцебросы и
т.п. – на физическую компетенцию; детское домино
(с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. – на
умственную компетенцию; пирамидки, различные
вкладыши, мозаики, сборно-разборные
игрушки, головоломки и др.; настольно-печатные
игры и материалы, стимулирующие у ребенка
способность к классификации и обобщению
(разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением
фруктов, овощей, различных предметов); мячи,
обруч, скакалку, кольцеброс – для развития
быстроты двигательных реакций; набивной мяч для
балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и
др. для развития координации и ловкости;
различные массажеры, мелкие предметы (палочки,
шарики для захвата пальцами ног) – для
укрепления стопы и профилактики плоскостопия.

Список литературы

1.Макарычева Н.В. Проблемы раннего
детства: диагностика, педагогическая поддержка,
профилактика: В помощь занимающимся воспитанием
детей 2-3 лет.- М.: АРКТИ, 2005.

Источник