Условия развития воли у ребенка

Условия развития воли у ребенка thumbnail

Условия воспитания воли у ребенка

В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Не секрет, что в последнее время многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи чаще интересуют вопросы образовательной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность – родители часто не придают большого значения.

Конечно же воля ребенка 3-7 лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы – восприятие, внимание, память, мышление – отличаются большой непроизвольностью. Многие действия ребенка носят подражательный характер – это тоже связано со слабостью воли. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению. Сильное влияние оказывают и окружающие дети. Здесь особенно важен пример поведения взрослых, а также других детей в воспитании малыша.

Один из основных факторов в воспитании воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов – хорошее средство воспитания воли.

Одним из приемов, помогающих ребенку осознать свою жизнь во времени, может стать планирование и подведение итогов дня. Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер – оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения.

Также не секрет, что воля ребенка развивается в различных видах его деятельности – рисовании, лепке, конструировании, и, особенно, при выполнении трудовых поручений взрослых.

Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:

  • постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
  • поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
  • постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
  •  создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.

Следует согласиться, что главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности. Психологи советуют использовать наставление ребенка в волевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно с правилами-запретами, когда игроку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их.

Чем моложе ребенок, чем он более возбудим, чем меньше приучен подчиняться правилам, чем меньше умеет сдерживаться и преодолевать трудности, тем большее значение для развития его воли имеет мера требований, предъявляемых к нему воспитателем. Значит, что различной должна быть сложность задач, на решение которых ребенок направляет свои усилия, и длительность волевого напряжения на достижение поставленной цели.

Различной должна быть и мера помощи ребенку со стороны взрослого. Иногда эта помощь ограничивается подсказкой цели действия: «Хорошо, если ты в подарок бабушке нарисуешь что-нибудь». Иногда необходимо помочь ребенку определить и пути достижения цели: «Можно нарисовать картину, как мы с тобой ходили на лыжах по лесу». Если принятая цель оказалась трудной и воспитатель видит, что ребенок не выдерживает напряжения, что он устал, необходимо ему незаметно помочь практически, чтобы ребенок увидел конечный результат своего волевого усилия. Но иногда целесообразно предложить ребенку отдохнуть и закончить работу вечером или на следующий день. Особенное значение имеет положительная оценка взрослого (в подкреплении волевых усилий, проявленных ребенком). Она побуждает ребенка повторять свои усилия [1].

Как было сказано выше, большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают дидактические и подвижные игры. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия. Так как дидактические игры чаще протекают как совместные, то в них дошкольник имеет возможность сравнивать себя со сверстниками, смотреть на себя их глазами. Это значительно облегчает управление собой, делает его осмысленным. В играх дети преодолевают сиюминутные желания и даже некоторые внутренние трудности. Например, несмотря на страх быть пойманным, малыш не убегает до того, как прозвучит сигнал, позволяющий бежать. Особенно важны такие игры в развитии воли и произвольности у младших и средних дошкольников, но они не теряют своего значения и в более старшем возрасте.

К примеру, детям младшего и среднего возраста (от 3 до 5 лет) для воспитания волевых качеств помогут игры подвижные и дидактические, а также бытовые ситуации, которые требуют сдерживания собственных желаний и достижения поставленной взрослым цели:

  • «Море волнуется раз, море волнуется два…», «Да и нет не говорить…», «Прятки», «Салки-пятнашки» и др.;
  • Настольно-печатные игры с правилами с участием нескольких игроков;
  • Выполнение простых поручений (полить цветы, накрыть на стол, убрать игрушки).

В старшем возрасте (5-7 лет) к уже имеющимся средствам добавляются творческие и познавательные задания и собственные обязанности.

  • Изготовление подарков-сюрпризов для друзей и близких, подготовка семейных досугов и праздников;
  • Выполнение бытовых обязанностей (помощь по дому, уборка своих вещей);
  • Выполнение учебных заданий, ведение длительных наблюдений за природой, проведение простых экспериментов с водой, снегом, тканью и бумагой.

Также важным в воспитании волевых качеств является умение ребенка планировать свои действия, выделить для себя конечный результат и стремиться к нему. Это умение формируется через речь и общение.

Речевое общение выступает средством развития воли, произвольности в том случае, если оно включено в деятельность детей, отвечает их интересам и не совпадает с сиюминутными действиями.

С помощью вопросов педагог выделяет связь между настоящими, прошлыми и будущими действиями, а также цель и средства ее достижения: «Что ты хочешь построить? Что тебе для этого нужно? С чего начнешь?»  Педагог может ставить ребенка в ситуацию выбора, побуждать самостоятельно принимать решения, представлять разные варианты своего действия, осознавать свое желание: «Во что ты хочешь играть: в мозаику или строить? С кем хочешь играть?» Задача взрослого состоит не в оценке, а в том, чтобы подкрепить и выделить самостоятельные действия, придать им произвольный осознанный характер. Также с помощью речи создается ситуация борьбы мотивов, когда взрослый спрашивает: «Почему ты так хочешь? А как можно по-другому? А как бы поступил другой мальчик?» или: «Ты закончил свою работу. Можешь идти играть… Или можешь помочь Лене, у нее работа сложнее. Или иди играть. Как ты хочешь? Как хочешь, так и поступай». Также ребенку предоставляется возможность прогнозировать и обсуждать возможные последствия своих действий: «А что будет, если…»

Речь помогает достигать поставленную цель, развивая целеустремленность ребенка. И здесь решению этой задачи способствует ряд приемов, например выдвижение промежуточной цели.

В качестве вывода хочется добавить, что развитие волевых качеств личности на этапе старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Волевые качества личности не являются врожденными (Божович Л.). Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Следует всегда помнить, что общая недостаточность воли – это возрастная особенность старшего дошкольника.

Использованная литература:

  1. Люблинская, А. А. Детская психология [Электронный ресурс]: уч. пос. / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – Режим доступа : https://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya68.html
  2. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с.
  3. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах [Электронный ресурс] / Е. О. Смирнова. – М. : Изд-во ИПП ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. – Режим доступа : https://psychlib.ru/mgppu/SRv-1998/SRV-001.HTM
  4. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : уч. пос. / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2001. – 336 с.

Источник

Татьяна Титова
Формирование воли у детей дошкольного возраста

Часто мы задумываемся о том, как помочь ребенку – дошкольнику войти в сложный процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии с другими.

Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки. Без волевого усилия все сказанное выше не произойдет.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. (г. А. Урунтаева). Волевое действие образуется побуждением к действию, осознанием и борьбой мотивов, принятием решений и исполнением.

Ребенок действует импульсивно и ситуативно, действует не задумываясь, спонтанно.Учитывается лишь: «Я хочу» или «Я не хочу». Волевое действие складывается постепенно, когда ребенок овладевает планированием, целеполаганием, самоконтролем. Начинается оно с постановки цели.

Дошкольник осваивает целеполагание, где важна самостоятельность, инициатива. Самым важным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель (Л. С. Выготский).

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом – их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. На основе соподчинения мотивов появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву (А. Н. Леонтьев). Например, угостить конфетой, чтобы порадовать друга. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы и появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Например, может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного.

Поведение ребенка зависит от ситуации, теряет свою непосредственность, мотивом становится нравственная норма.

Мотивы поведения напрямую связаны с общением со взрослыми, отношением к окружающему миру, другим людям и самому себе, имеют разную побуждающую силу к действию.

В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более важным видам деятельности (чтению и счету, что вызвано формированием предпосылок учебной деятельности, познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию.

Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются в соперничестве, в желании быть лучше.

Если мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание среди взрослых и детей, не удовлетворяются, если ребенка постоянно ругают или не замечают, обижают, у него могут проявляться асоциальные формы поведения. Ребенок стремится с помощью негативных поступков обратить на себя внимание других людей.

Общение со сверстниками очень сильный мотив. Ребенок часто отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.

А также важно стремление приобщиться к миру взрослых, действовать, как взрослый, не всегда осознавая средства достижения своих целей и часто нарушая правила общепринятых норм. Научиться действовать не только ради получения поощрения или избежания наказания, но и по моральным установкам – более совершенный волевой показатель.

Хорошо, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Но на протяжении всего дошкольного возраста ребенок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребенком.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.

Показателями произвольности общения выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Осознанность и опосредованность – это главные характеристики произвольности. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Осознание собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность.

О сформированных произвольных действиях можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. На основе самооценки и самоконтроля, возникает само регуляция собственной деятельности. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.

Выходит, формирование воли начинается с целеполагания, соподчинения мотивов, планирования, самоконтроля в деятельности и поведении; Произвольности в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.

Источник

Онлайн-курсов вокруг множество, а вот закончивших их — гораздо меньше. Мы знаем, что учиться можно всю жизнь, да вот беда, если перед нами не маячит экзамен, мы перестаём куда-то двигаться. Уехать работать под пальмы сегодня просто, а вот соблюдать дедлайны, нежась в шезлонге у моря, гораздо сложнее. Сила воли становится основным качеством успешного человека. Педагог и психолог Ирина Беляева рассказывает, можно ли её измерить и — самое главное — как воспитать её в ребёнке.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что такое сила воли и откуда она берётся

Проявляя силу воли, человек воздерживается от нежелательных действий («я не буду») или предпринимает такие («я буду»), которые не приносят ему удовольствия и, даже наоборот, заставляют прилагать усилия (решить ещё 10 задач по алгебре или проплыть ещё 3 километра) для достижения цели («я хочу»).

Условия развития воли у ребенка

Роберт Сапольски, нейробиолог из Стэнфорда, считает, что сила воли — биологический инстинкт, призванный защитить нас от нас самих и наших сиюминутных желаний. А раз это врождённое качество, то где-то в нашем мозгу должны быть структуры, которые управляют им. И они есть. За такие вещи, как способность удерживать цель, корректировать движение к ней, контролировать своё поведение, подавлять инстинктивные порывы, отвечает префронтальная кора головного мозга. Её исполнительная функция — сознательный контроль мыслей, чувств и эмоций.

То, что в нас зашит механизм, который склоняет нас выбирать более сложные задачи и защищает от самих себя и сиюминутных желаний, — хорошая новость. Но ещё радостнее знать, что мы можем влиять на работу этого механизма, делать себя сильнее и в итоге — счастливее.

Время, когда мы обсуждали, предопределяет ли размер мозга нашу гениальность, позади. Мы можем выращивать свой мозг, выполняя определённые упражнения

Префронтальную кору можно укрепить как бицепс или мышцы пресса, и, хотя результаты не будут заметны невооружённым глазом (к счастью, у нас есть МРТ), наша жизнь может измениться кардинально.

Почему нельзя закалять волю с рождения

Воодушевлённые новым знанием родители могут броситься закалять характер ребёнка буквально с рождения, но существуют законы природы, которые мы не можем обойти. В дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю. Им нужна помощь взрослого.

Мы можем уже в раннем детстве обеспечить ребёнку максимально благоприятные условия для развития мозга. Внимательное отношение, регулируемый стресс, отклик на его желания, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение — всё то, о чём нам рассказывает теория привязанности, вкупе со здоровым образом жизни обеспечивают идеальные условия для развития мозга, а значит, и силы воли.

Условия развития воли у ребенка

Получается парадокс. Хотите вырастить героя со стальной волей? Носите его на руках, будьте рядом, позволяйте плакать и утешайте в раннем детстве. Следующим шагом будет изучение и приручение чувств. В возрасте 3-6 лет мы вместе с детьми погружаемся в океан эмоций и пытаемся научиться в нём жить, плыть и даже управлять течениями. И лишь после этого этапа стоит серьёзно заниматься прокачкой воли.

Сила воли — это мышца, которую можно нарастить

Важно помнить два основных правила тренировок: чтобы достичь успеха, заниматься нужно регулярно. Будут взлёты и падения, но в целом именно регулярность даёт устойчивый рост. При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат. Усталое тело сложно заставить заниматься спортом, и любой спортсмен будет заботиться о своём здоровье и режиме. То же самое с мозгом. Усталая психика не может напрягаться.

Если вы хотите закалять волю, следите за тем, чтобы избегать стрессов, высыпаться и быть в хорошей физической форме

Если у ребёнка хронический стресс из-за напряжения в школе или неурядиц в семье, сначала важно восстановить гармонию, а потом думать обо всём остальном. Вы же не будете обливать ледяной водой и отправлять бегать по снегу человека с бронхитом?

Если мы уверены в своей хорошей психической форме, можно переходить на следующий этап: наращивать нейронные связи, использовать новые ментальные установки, прибегать к лайфхакам, помогающим управлять собой, и уверенно идти к цели.

1. Расскажите ребёнку, что такое сила воли и для чего она нужна

Выберите цель — предложите несколько или спросите у него, чему он хочет научиться. Определите срок достижения цели и то, как вы будете измерять успех. Простой чек-лист на неделю или месяц творит чудеса. Расскажите, что иногда будет сложно и предложите варианты, как бороться с трудностями, поддерживайте и любите. Поймите, что всё желаемое, всё, чему он хочет научиться, уже есть в вашем ребёнке. Осталось только пробудить и раскрыть эти умения и навыки. В нас всегда скрыто больше, чем видно снаружи и даже чем мы думаем сами. Помогите внутренней силе выйти наружу, и ваши дети поймут: в этом мире для них нет ничего невозможного.

2. Научите ребёнка мыслительным упражнениям

Оказывается, существуют несложные мыслительные упражнения, которые позволяют увеличить мозг. И заниматься ими можно с раннего детства (в садах США, Европы и даже России начинают с 4-5 лет). Этот подход известен под названием майндфулнесс, или «управление вниманием». По сути майндфулнесс — техника восточной медитации, но освобождённая от какого-либо философского или религиозного налёта. Осознанное управление своим вниманием помогает противостоять тому, что отвлекает нас изнутри (мысли, желания, чувства) и снаружи — звуки, запахи, люди, образы. Согласитесь — важное умение для любого школьника.

В сети легко найти десятки упражнений, но начать можно с самого простого — с фокусировки на своём дыхании. Заведите себе и ребёнку «дыхательного друга» — это может быть небольшая мягкая игрушка. Положите её ребенку на живот и предложите сделать глубокий вдох — так, чтобы живот поднялся, и медленный долгий выдох: «дыхательный друг» будет подниматься и опускаться вместе с животом.

Здорово, если выдох будет примерно в два раза длиннее вдоха, — это снижает вариабельность сердечного ритма и приводит нас в состояние покоя и сосредоточенности. Но можно и просто дышать в том ритме, который комфортен. Важно постоянно ловить ускользающий луч внимания и направлять на дыхание. Это простое упражнение не только поможет растить кору мозга, но и сослужит вам и детям хорошую службу в стрессовых ситуациях.

Условия развития воли у ребенка

3. Объясните ему, что ошибки — это нормально

Сила воли предполагает, что человек будет проходить испытания и справляться с вызовами, не имея немедленного позитивного подкрепления. Если вы уверены, что в итоге получите то, чего хотите — бороться за это гораздо проще. Кэрол Дуэк в своей книге «Гибкое сознание» подробно рассказала, как именно ментальные установки влияют на успех детей в учёбе и в жизни.

Установка на данность: «тебе дано», «тебе не дано», «ты — математик, актёр, художник, неудачник» — путь в никуда. Важно постоянно транслировать детям установку на рост. Если сегодня у тебя 18 ошибок в сочинении, значит тебе есть куда расти и ты не боишься браться за сложные задачи. А если у тебя всегда только пятёрки, может быть, ты просто не пробовал сделать что-то по-настоящему сложное.

4. Заставьте ребёнка поверить в успех и в себя

Ошибки помогают лишь тем, кто в себе уверен. И это как раз задача родителей: выстроить обратную связь с детьми так, чтобы они любили свои ошибки, легко принимали вызов, знали, что могут всё. Вопрос лишь во времени и усилиях. Психологи называют это самоэффективностью — уверенность в своей способности изменить ситуацию к лучшему и достичь цели. Если ты веришь, что у тебя есть навыки и задатки для достижения желаемого и продвижение к успеху зависит от тебя, а не от окружающих условий, то ты скорее склонен делать то, что неприятно и тяжело.

Многие считают, что самоэффективность важнее мотивации. Какой смысл хотеть, если ты не веришь, что сможешь получить это? Классический путь к повышению самоэффективности: поставить цель, приложить усилия, тренироваться, получить обратную связь. И это совсем не обязательно должны быть школьные успехи. Даже наоборот, спортивные достижения или прикладные умения более наглядны, чем продвижение по академической лестнице. Возможно, вы учитесь садиться на шпагат, кататься на лыжах или плести макраме, важно, чтобы результат был налицо и вывод «я — смогу, если приложу усилия» напрашивался сам собой.

В подобных упражнениях помогут различные чек-листы, моральная поддержка, напоминания и фиксация промежуточных результатов. Сила воли — мышца. Прокачав её в сфере, которая доставляет удовольствие и радость (будь то футбол или пение по нотам), вы сможете использовать этот потенциал при подготовке к ЕГЭ.

5. Правильно поддерживайте ребёнка

В любых тренировках бывают взлёты и падения, и сила воли не исключение. Это — нормально, это — жизнь. Но как мы реагируем на неудачу? Вчера казалось, что дочь так искренне приняла решение делать уроки до проверки мессенджеров, а сегодня она снова сидит в телефоне уже второй час, хотя учебники даже не доставала. Ну, конечно, она хотела только на минуточку заглянуть и вдруг оп — пролетело два часа. Хочется рассказать ей всё, что по этому поводу думаешь, обвинить в безволии, нарушении договора, пригрозить страшным будущим дворника. Но именно это делать не надо.

Келли Макгоникал в своей книге «Сила воли. Как развить и укрепить» описывает эффект «какого чёрта». Все мы срываемся, но если при этом ругаем себя и обвиняем в неспособности следовать задуманному, часто следующей мыслью идёт: «Какого чёрта! Я уже съел пирожное, можно приняться и за торт!». То же самое и в случае с уроками: «Мама будет ругать в любом случае — можно доиграть эту миссию». «Я уже не успею сделать весь английский, так зачем браться за домашнее чтение». Да, я такой, а раз я такой, то нет смысла стараться прыгнуть выше головы — всё равно ничего не выйдет.

Что можно сделать? Для начала выйти и подышать, а когда успокоитесь, вернуться и мягко напомнить, что дочь вроде бы собиралась поступать иначе. Да, сорвалась — бывает, но это нестрашно, важно просто начать сначала. Ну и, может быть, выключать звуковые уведомления на телефоне.

6. Напоминайте о цели, когда хвалите

В той же книге Макгонигал описывает эксперимент, в ходе которого проверяли, как изменение фокуса внимания влияет на наше поведение. Исследователи общались с женщинами, которые хотели похудеть. После недельной работы над собой в спортзале одних хвалили, подчёркивая их заслуги и тяжёлый труд, вторым же напоминали о цели. Им говорили, что результат — стройная фигура — для них, очевидно, важен, раз они готовы так много тренироваться. После этого разговора женщинам предлагали выбрать булочку или фрукт.

Те, кого хвалили за тяжёлый труд, чаще выбирали сладкое («я имею право на награду!»), чем те, кому напомнили о цели

То есть когда после очередной победы дочки на математической олимпиаде хочется воскликнуть «Ты — математический гений! Супер!», то стоит добавить и другое. «Такой результат показывает, что ты неплохо поработала, ведь для тебя важно твоё продвижение в алгебре». А что делать, если ребёнок занял последнее место? Тогда можно сказать: «Ты принял вызов и пошёл туда, где тебе сложно, и есть место для роста. Это — мужественное решение. Если будешь продолжать в том же духе, ты добьёшься успеха и получишь всё, что хочешь».

Условия развития воли у ребенка

7. Вводите новые привычки постепенно

Очень часто мы принимаем неверные решения из-за того, что обещаем себе начать новую жизнь только с января или понедельника. Сегодня можно позависать в YouTube, просматривая любимых стримеров, а к экзамену начать готовиться завтра.

Это нормальный подход, но он ведёт в никуда. За день до экзаменов вдруг обнаруживается, что весь последний месяц был отдан Youtube, а не геометрии. А раз время безвозвратно упущено, значит, и этот последний день можно провести в сети, ведь «перед смертью не надышишься». Типичная история. Важно просто знать об этом и рассказывать детям.

Попробуйте договориться учиться меньше — полчаса, двадцать минут, но ежедневно. Предложите ребёнку заниматься зарядкой по утрам всю неделю ровно столько, сколько он сделает в понедельник. Пусть это будет десять приседаний и два отжимания, но ежедневно. Секрет искусства маленьких шагов не в том, чтобы совершать глобальные подвиги, а в том, чтобы уметь вводить новые полезные привычки в повседневную жизнь.

8. Не забывайте напоминать про успех в итоге

Если отчётливо представлять себя за фортепьяно в Карнеги-холле, возможно, ежедневные упражнения будут не столь утомительны. Вообще при определении цели помогает увидеть и подробно описать, что мы получим в результате. Заветный пьедестал, способность легко говорить на новом языке и поездка в любимую страну, поступление в школу мечты, главная роль в пьесе?

Чем чётче мы увидим свершившееся, тем легче нам будет поверить, что это возможно. Наша самоэффективность возрастёт. Помогает и предвкушение награды: все знают о силе и опасности дофамина (Гормон, который вырабатывается в больших количествах во время положительного опыта — к примеру, секса или приёма вкусной пищи. — Прим. ред.), но он вполне может стать нашим другом, если, выполняя необходимые рутинные задачи, мы предвкушаем приз. У каждого это может быть что-то своё — компьютерные игры, мультики, футбол с друзьями, болтовня с подругой.

9. Подавайте пример и начните с себя

Мы созданы так, что невольно подражаем окружающим. То есть, если в семье приняты утренние пробежки, хайкинг и спортивные игры в выходные, а по вечерам все что-то учат или творят — с большой долей вероятности ребёнок подхватит этот «вирус». Так что и тут работает универсальный совет: «Хочешь научить чему-то ребёнка, начни с себя». Но даже если вдруг у вас нет времени или сил на подобный образ жизни, отчаиваться рано. Можно найти хорошую компанию: кружок, секцию, школу в конце концов.

Спортивные занятия считаются универсальным и самым эффективным способом тренировки воли, так как в них легко ставятся цели, определяются шаги к их достижению и измеряется результат. Но и тут важно не переусердствовать.

Вдохновляют нас на подвиги не только соседи и папа, но и супергерои (подробнее об этом рассказывает Джейн Макгонигал в книге SupperBetter) или кумиры, с которыми мы никогда не встречались, но хотим быть на них похожи. Важно, чтобы образ героя в нашей голове имел очень ясные очертания. Определившись с примером для подражания, хорошо бы понять, какое именно его качество вы хотели бы развить в себе. Скорее всего, оно уже есть в вас, но просто пока спит. Мысли о любимом персонаже и том, как он поступит в той или иной ситуации, могут серьёзно поддержать в момент сомнений.

Иллюстрации: Shutterstock (Maria Skrigan)

Источник