Условия развития внимания у ребенка
На чтение 14 мин. Просмотров 702 Опубликовано 18.02.2020 Обновлено 24.05.2020
Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения, способность приобретать и накапливать полученные знания.
Особенности развития внимания у ребенка дошкольного возраста
Развитие внимания у детей дошкольного возраста. С младенчества ребенок приобретает первые навыки, в том числе и внимание. Но если грудные дети реагируют на раздражители, цветовые или звуковые, то годовалые малыши уже владеют вниманием. Им интересно что-то трогать, брать в рот, слушать, смотреть. Все интересно. В дошкольном возрасте дети интересуются тем, что им доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции.
Родители должны направить этот интерес в нужное русло для правильного развития внимания, ведь уже в три года дошкольник может быть увлечен чем-то на небольшой период. К шестилетнему возрасту ребенок способен удерживать внимание, концентрироваться на каком-то занятии. Взрослым нужно научить дошкольника усидчивости, сосредоточенности, что вкупе с вниманием поможет ребенку без потрясений перейти из детского сада в школу, где от него как раз требуется быть внимательным, дисциплинированным, уметь слушать и запоминать.
Большое значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Также нужно уделять время играм, ведь дети учатся играя. Важно не сразу нагружать ребенка сложными вещами, а использовать метод постепенного погружения, идти от простого, шаг за шагом, к сложному. Обязательно нужно мотивировать детей, чтобы закрепить результат.
Виды внимания
Психологи выделяют три вида.
Первичное непроизвольное внимание
Это внимание возникает, когда человек вдруг видит или слышит некий раздражитель. Резкий звук может привлечь внимание. Или яркая картинка, на которой остановился взгляд. Это обычный рефлекс, которым человек наделен с младенчества. Недаром, когда маленького ребенка хотят отвлечь, то трясут погремушкой, издающей внезапный звук. А если игрушка еще и яркая, то этого достаточно, чтобы сработал рефлекс и внимание ребенка переключилось. Подобная реакция на переключение внимания характерна и для дошкольников. Достаточно сделать акцент (наглядный или звуковой) – появляется непроизвольное внимание.
Вторичное непроизвольное внимание
У дошкольников непроизвольное внимание можно развить путем вовлечения в интересный познавательный процесс. Так, ребенку сложно, к примеру, отвлечься от интересной игры, поделки, если он полностью погружен в творчество. Это погружение, заставляющее его ни на что другое не отвлекаться – вторичное внимание. На нем основаны многие шаги к познанию дошколят.
Произвольное внимание
Этот вид отличается от непроизвольного тем, что человек должен сам сконцентрироваться на деле, сам принять решение, что ему это нужно. Умением быть осознанно внимательным маленькие дети не владеют, эта способность появляется с возрастом и опытом. Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, поэтому в работе с детьми нужно разнообразить деятельность, чтобы не возникало монотонности, убивающей интерес. Конечно, постепенно ребенок научится концентрировать свои чувства и волю. Он научится не только становиться собранным и внимательным, но и правильно распределять внимание, переключать его по необходимости, вбирать объем необходимой информации. Но на это потребуется время.
Читайте также статьи:
- Развитие восприятия у дошкольников
- Развитие памяти у дошкольников
Нормы концентрации внимания у дошкольников
Младшие дошкольники совершенно не могут осознанно концентрировать внимание. Ими движет интерес. Если интересно, появляется непроизвольное внимание. Интерес пропал – начинается поиск нового источника «вдохновения». Внимание малышей опосредованное. Совершенно по-другому ведут себя старшие дошколята. В этот период ребенок интенсивно развивается, мозг требует более серьезной работы и познавательной деятельности. Так, ребенок учится владеть произвольным вниманием. Чем старше ребенок становится, тем успешнее он овладевает искусством быть внимательным.
У дошкольников нормы концентрации внимания выглядят следующим образом:
- У детей до трех лет – максимум 15 минут, нервные дети могут сосредотачиваться на предмете или игре не более 5 минут.
- У детей четырех лет – максимум 20 минут, болезненные дети предельно внимательны не более 8 минут.
- Дети 5 лет достигают концентрации внимания на 10-25 минут.
- Шестилетние дошкольники способны концентрировать внимание до получаса. Дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут.
Способы оценки внимания у ребенка
Внимание может быть концентрированным, устойчивым, способным к перераспределению.
В работе с дошкольниками используют несколько способов оценки внимания.
1. Найти начало и конец линии, обозначить предмет
В этом случае ребенку предлагается картинка, на которой от нескольких предметов (например, гриб, цветок, дом, солнце) тянутся линии, которые переплетаются, но потом расходятся каждая к своему пустому квадрату. В этом квадрате ребенку предлагается сделать отметку. Но у каждого предмета свое обозначение. Так, солнце нужно обозначить кружочком, гриб – галочкой, цветок – крестиком, дом – точкой. На выполнение задания дается пару минут. Это тестовое задание помогает определить возможность ребенка к устойчивому вниманию и возможность переключать внимание.
2. Разложить картинки в нужной последовательности. Это помогает определить кратковременную память малыша.
3. Ребенку предлагают картинку, на которой изображено множество разных предметов: звездочек, грибочков, цветочков, елочек, флажков, которые изображены не по порядку, а произвольно. Ребенок получает задание вычеркнуть какой-то предмет. Данный тест помогает понять устойчивость внимания ребенка. На задание отводится две с половиной минуты. Потом используется формула для вычисления результата: S = (0,5N – 2,8n) / t, где S – продуктивность ребенка, N – число предметов всего, t – время, потраченное на тест, n – совершенные ошибки.
По данным, полученным в результате расчетов, строится график, по которому видна устойчивость внимания.
Если:
- Продуктивность выше 1,25 – это 10 баллов, высокий уровень.
- В районе 1,00-1,25 – 8-9 баллов, высокая устойчивость внимания.
- В промежутке 0,5-1,00 – от 4 до 7 баллов, средний уровень устойчивости внимания.
- В районе 0,24-0,5 – 2-3 балла, это низкий уровень.
- Между 0,00 и 0,2 – очень плохой результат, 0-1 балла, очень слабая устойчивость внимания.
Упражнения и игры на развитие внимания
Для овладения нужной информацией ребенка не нужно насильно сажать за стол и пытаться научить концентрации внимания. Дошкольнику по душе игры. Значит нужно играть. Только в данном случае это будет дидактическая игра.
Используя дидактические игры, нужно четно осознавать, что у каждого возраста свои особенности. К тому же нельзя забывать о физических и психологических особенностях воспитанников. К примеру, для детей с гиперактивностью нужно подбирать игры с четкими правилами, нежелательно сразу проводить коллективные занятия. Для младших дошкольников достаточно игр со знакомыми предметами, которые дети будут различать по цвету, форме, величине.
Детям из средних групп уже можно предлагать задания посложнее: выложить узор, правильно составить предметы, найти недостающий. В старших группах обязательно заинтересуют детей игры с природными материалами, различные развивающие задания с иллюстрациями, мозаикой. Самые старшие дошкольники уже с интересом будут составлять целые рассказы по картинкам или предложенным предметам, смогут классифицировать эти предметы, пытаться мыслить творчески. В коллекции игр на внимание также много упражнений на развитие речи, которые помогают в формировании логики, мыслительной деятельности, концентрации и грамотному распределению внимания.
Развитие наблюдательности
Для развития наблюдательности у ребенка можно использовать игры за столом, подвижные игры.
Хорошая игра по развитию наблюдательности – поиск отличий на картинках. Ребенку предлагаются две иллюстрации, на которых нужно найти отличные детали, разные цвета или формы.
Также интересной будет игра «Прятки». Это не традиционные прятки. Ребенку предлагается на картинке найти спрятавшиеся предметы. К примеру, на иллюстрации изображена полянка, на которой спрятались зайчики. Они могут быть за кустиками, за деревом, за грибом, а видны лишь части тела – уши, хвостик, мордочка. Ребенок находит животных с большим удовольствием. Можно разнообразить эту игру. Перед ребенком кладут картинку-раскраску. Ребенок смотрит на нее, а потом отворачивается. Воспитатель (родитель) закрашивает один из элементов. Ребенок поворачивается и говорит, что закрашено. Ребенок снова отворачивается, на картинке закрашивается еще один элемент, ребенок снова должен назвать, какой именно закрашен элемент. Трудно, но интересно.
Хорошим упражнением для развития наблюдательности будет игра «Делай как я!». Взрослый выполняет какое-то движение. Ребенок правильно повторяет его. Можно сопровождать упражнение музыкой.
Развитие произвольного внимания
Для развития произвольного внимания можно использовать собирание пазлов. Желательно, чтобы разрезанная картинка иллюстрировала интересный сюжет из любимого мультфильма, сказки.
Можно воспользоваться игрой «Все красное» (цвет можно менять). Детям предлагается искать на протяжении конкретного времени, достаточно несколько секунд, предметы конкретного цвета, в данном случае – красного. Дети называют эти предметы вслух.
Пригодится и такая игра как «Я все замечу!». Перед ребенком выкладывают предметы, до десяти. Потом ребенок отворачивается, а один из предметов убирают. Ребенок должен назвать «потеряшку». Так можно играть до того момента, пока на «витрине» не останется всего несколько предметов. Игру можно продолжить, выкладывая по одному спрятанные предметы.
Как развить произвольное внимание у ребенка: ВИДЕО
Развитие слухового внимания
«Слушать. Слышать. Выполнять» – так можно кратко охарактеризовать игры для развития слухового внимания. Ребенку предлагается в игровой форме повторять движения воспитателя, родителя, инструктора. Сначала по одному движению, потом – несколько движений, потом – целую комбинацию.
Веселой и полезной будет игра с музыкой. В данном случае могут использоваться разные вариации: произвольный танец под музыку, который прекращается, если музыка останавливается; «Веселые стулья», когда дети бегают вокруг стульчиков под музыку и немедленно садятся на место при остановке музыкальной композиции; «Самолетики», когда дети под музыку бегают по залу, а когда музыка прерывается, они должны «сесть на аэродром» – забежать в обруч, положенный на пол.
Звуковое внимание хорошо развивают упражнения и игры с музыкальными инструментами, а также отработка такта при хлопках в ладоши.
Развитие зрительного внимания
Неразвитое зрительное внимание кратковременно. И то, что увидел глаз, еще не успел осознать и зафиксировать мозг. Поэтому зрительное внимание нужно развивать, а также и зрительную память. Полученные навыки пригодятся ребенку в школе.
Развитие происходит с помощью иллюстраций и игры. Так, ребенку предлагается взглянуть на некоторое количество иллюстраций. Важно, чтобы предметы, изображенные на картинках, были дошкольнику хорошо знакомы и понятно нарисованы. Ребенок смотрит на картинки. Потом иллюстрации убирают. И предлагают озвучить, что же было на картинках. Ребенок называет. Ничего страшного, если он не назовет какие-либо. Можно показать картинки, что позабылись, снова, потом предложить назвать. Эту игра во «внимательного разведчика» понравится ребенку, а играя, он будет развивать зрительное внимание и память.
Постепенно задание можно усложнять, предлагая ребенку называть только предметы, относящиеся к конкретной области: посуда, одежда, мебель и прочее.
Хороший вариант – игра в мозаику. В этом случае предлагается образец, по которому ребенку нужно выполнить работу. Без внимательности тут не обойтись. С одной стороны ребенок играет, с другой – тренирует внимание.
Еще один вариант развития внимания – игра с «близнецами». То есть предлагается выбрать из множества фигур (предметов, картинок и прочее) одинаковые.
Новая статья о полезном питании: » Самое полезное для здоровья растительное масло«
Методики развития внимательности
Развивать внимательность у дошколят нужно ежедневно, по 15 минут. Это самый оптимальный отрезок времени для хорошего погружения ребенка в процесс.
Существует множество методик, основанных на играх.
Так, можно предложить ребенку описать взрослого, который с ним занимается. При этом ребенку задают наводящие вопросы: Какого цвета моя рубашка? На мне есть часы? У меня на волосах есть заколка? Вопросы могут быть разные. Чтобы ребенку было интереснее, потом он сам может задавать вопросы, а взрослый на них будет отвечать.
Интересная методика развития внимательности – предложить ребенку выложить из палочек, к примеру, узор или фигуру. Образец при этом представлен.
Достаточно популярна методика с нанизыванием бусин разного цвета. Предлагается чертеж, на котором обозначены разными знаками бусины различного цвета. Ребенок должен нанизать бусины в таком порядке, который представлен на чертеже.
Игра с тенью – еще одна методика, набравшая популярность. Ребенок должен отыскать из нескольких теней на картинке нужную, относящуюся к персонажу на этой же картинке.
Развитие внимательности у ребенка: ВИДЕО
Нарушения внимания и их причины
Психологи называют несколько видов нарушения внимания:
- Низкая концентрация, распыленность.
- Низкая переключаемость, рассеянность.
- Низкая форма устойчивости.
- Низкая распределяемость.
- Произвольное внимание с задержкой.
Ребенок может страдать невнимательностью по нескольким причинам.
1. Врожденная патология
Нервная система малыша дала сбой, в результате он не может концентрировать внимание, страдает забывчивостью, рассеянностью.
2. Нарушения речи
Малыш плохо говорит, он нуждается в коррекции речи. Часто это становится причиной слабого внимания.
3. Нарушение интеллект
Мозгу тяжело воспринимать конкретные предметы, взгляду – на них фокусировать внимание.
4. Ошибки педагогики
В данном случае воспитатель или родители либо перегнули палку в процессе обучения и нагрузили мозг ребенком информацией, либо пустили все на самотек, ребенок постоянно предоставлен сам себе. В результате он не может сконцентрировать внимание.
5. Эмоциональное воздействие
Ребенок будет страдать от нарушения внимания, если находится в обстановке, далекой от комфортной. Если он находится в состоянии страха совершить ошибку, за которой последует наказание. Если он чувствует неудовлетворенность родителей своим поведением и своими успехами.
Читайте также:
- Подвижные игры для детей дошкольного возраста
- Развивающие методики для детей
Что влияет на развитие внимательности у ребенка
Развитие внимания во многом зависит от того, насколько интересно ребенку занятие. А поскольку дошкольник находится в том самом благодатном возрасте, когда все вокруг может быть удивительно и интересно, нужно и можно сыграть на этих исследовательских струнах.
На развитие внимательности окажут воздействие:
- Постоянные интересные упражнения и игры.
- Обязательное участие взрослых в игре, их пример.
- Внимательное отношение к ребенку со стороны взрослых, терпение, даже если ребенок совершает ошибки. Атмосфера должна быть дружелюбной и спокойной.
- Игры и развивающие методики, которые повысят слуховую, зрительную активность. Играть можно и дома, и на прогулке.
- Самостоятельность детей. Нужно научить ребенка выполнять определенные дела: самостоятельно складывать игрушки, предметы канцелярии, после того как он порисовал, поиграл. Самостоятельно умываться, одеваться. Эти навыки способствуют развитию внимательности.
- Знание ребенком режима дня, это поможет дисциплинировать его и сделать акцент на важных делах, которые происходят в его жизни каждый день.
Читайте также:
- ПДД для детей дошкольного возраста
- ЗОЖ для детей дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений на развитие внимания
Книги на развитие внимания у детей: скачать бесплатно
Читайте также: Как подготовить ребенка к школе
Отзывы
Валерия, Краснодар:
– Очень важно уделять развитию внимания ребенка как можно больше времени. На своем примере убедилась. Пестовала сына, лишила совсем самостоятельности, а когда пошел в школу, поняла свои ошибки. Мальчик абсолютно не умеет слушать, запоминать. Учительница сказала, что он «маменькин сынок», даже сам одеваться не может. Даже в дневник не может записать домашнее задание! Он не слышит, что говорит учительница! Нет внимания!
Ольга, Володарск:
– Хорошие методики помогут развить внимание. Мне нравится «чудесный горшочек». Это горшок, который наполняют всякой всячиной. Дети суют руку, и наощупь узнают, что так лежит. Моим ребятам очень нравится.
Владимир, Гай-Кодзор:
– Даже не знал, что ребенок может быть поглощен каким-то делом всего 15-20 минут! Вижу, что допускал ошибку в воспитании дочки. Надо исправляться. Познавательная статья.
Читайте также: Развитие воображения у детей дошкольного возраста
Эти несложные правила помогут развить внимательность ребенка, что станет ступенькой к его успешности в школе. Важно помнить, что формирование внимательности дошкольника должно проходить не только в дошкольном учреждении, но и дома. Терпеливое, приветливое отношение к ребенку, тщательное закрепление полученных навыков даст хороший результат.
Педагог-психолог: Наталья Белокопытова
Источник
Умение сосредотачиваться и концентрировать внимание – одна из важнейших функций сознания человека, без неё качественный познавательный процесс был бы невозможным. В этой статье мы поговорим о внимании и его особенностях у детей, а также расскажем о способах эффективного развития концентрации.
Стадии формирования
Внимание – это психический процесс, характеризующийся возможностью и необходимостью сосредотачиваться и концентрироваться в нужный момент времени на конкретных объектах и действиях окружения.
Подобно другим особенностям человеческого разума, внимание проходит поэтапный путь развития: от зарождения до полноценного становления.
Исходя из этого, психологи выделяют несколько стадий формирования детского внимания.
- Стадия рассеянного внимания. Оно определяет первый год жизни малыша. Это время, когда отклик ребенка вызывают различные шумы и звуки окружения, например, голоса людей и животных, звучание музыки, игрушки-погремушки, предметы разных форм и цветов.
- Стадия фиксированного внимания наблюдается у детей на втором году жизни, когда ребенок всецело может увлекаться каким-то одним занятием и при этом не замечать, что происходит вокруг. Например, он может длительное время совершать манипуляции с какими-либо игрушками или другими предметами, может брать их в руки, подолгу рассматривать, складывать и перекладывать. Но если отвлечь его, то он теряет интерес к своему занятию.
- Стадия гибкого одноканального внимания развивается с 2 до 3 лет. В это время внимание начинает становиться более гибким, но сохраняется одноканальность поступления информации. Например, ребенок способен отвлечься на посторонние звуки, занимаясь игрой, а затем снова вернуться к ней, не теряя при этом интереса и не переключаясь на другие объекты окружения.
- Стадия устоявшегося одноканального внимания проходит на четвертом году жизни ребенка. На данном этапе формирования внимания малыши способны плавно переключаться с одной игры на другую, в перерыве между которыми могут слушать взрослых.
- Стадия формирования двухканального внимания. С 4 до 5 лет дети способны ненадолго концентрироваться на двух занятиях. Могут играть в свою игру и при этом вести диалог с взрослыми. Но сразу переключаются на что-то одно при возникновении сложности в единовременном ведении двух линий внимания.
- Стадия сложившегося двухканального внимания. С 5 лет маленький человек может одновременно сосредоточиться на двух занятиях. Например, с кем-то разговаривать и играть с игрушкой, кушать и в это же время что-то смотреть или слушать. В этот период вполне можно приступать к начальным обучающим программам, так как сознание ребенка готово к восприятию более сложной информации. Это время, когда начинается подготовка к школе. Но если вы замечаете, что малыш отвлекается и начинает капризничать, то возможно, он устал – так срабатывает система защиты от перегрузок, и лучше снизить интенсивность и объемы поступающей информации.
Причины снижения
Так как внимание является частью сознания и обеспечивает качество когнитивных процессов, то для его правильного и полноценного развития у детей необходимо соблюдать некоторые условия и контролировать многие аспекты их жизни. В противном случае уровень внимательности может снижаться, и это, в свою очередь, негативно влияет на способность воспринимать и усваивать информацию. Поговорим о причинах, из-за которых происходит нарушение сосредоточенности, из-за которых отсутствует концентрация.
Проблемы со здоровьем
Физические или психические нарушения в организме могут плохо отражаться на всех сферах формирования личности ребенка, в том числе и на совершенствовании механизма внимания.
Здоровье – самое первое и самое важное условие, которое определяет полноценное и всестороннее развитие детей.
Если здоровье не в порядке, и имеются какие-либо хронические заболевания, это может спровоцировать отсутствие концентрации и сделать малыша рассеянным. Поэтому очень важно вовремя устранять причины недомоганий, не оставлять без внимания имеющиеся патологии и не пускать их на самотек.
Необходимо приучать детей к ведению здорового образа жизни. Нельзя допускать возникновения у ребенка вредных привычек, таких как длительный просмотр телевизора, чрезмерную увлеченность компьютерными играми, «сидение» в интернете. Нежелательно перегружать его информацией и делами.
Достаточное количество времени на отдых – обязательный пункт для сохранения здоровья.
Проблемы со сном
Несоблюдение режима сна и хронический недосып отрицательно влияют на способность концентрироваться на чем-либо, ребенок становится не внимательным и хронически рассеянным, что влечет за собой снижение успеваемости в обучении, получение стрессов и развитие различных неврозов. Полноценный и здоровый сон не менее важное условие как для сохранения общего физического состояния, так и для концентрации внимания.
Отсутствие физической активности
Этот фактор также негативно влияет на способность сосредотачивать и концентрировать внимание. Мозг человека не может полноценно функционировать, если тело его не в тонусе. Качество внимательности напрямую зависит от наличия или отсутствия подвижности в образе жизни. Поэтому необходимо приучать ребенка к активности.
Гуляя на свежем воздухе, бегая, прыгая, выплескивая свою энергию, дети тем самым стимулируют активную работу мозга и увеличивают его способность к восприятию и обработке информации.
Неблагополучная обстановка в семье
Крайне негативно сказывается на способности сосредотачиваться и концентрироваться. Когда в семье возникают какие-либо проблемы в отношениях, создается дискомфорт и нарастает напряжение. Дети в подобных обстоятельствах являются очень уязвимыми и ранимыми, и первыми попадают под удар.
Конечно же, в таких случаях начинаются проблемы с качеством восприятия информации. Ребенок замыкается в себе, закрывается от окружающего мира и становится рассеянным и не внимательным. Он переживает, отчего способность концентрироваться выключается. Поэтому очень важно создавать, развивать и поддерживать здоровый климат в семье.
Как улучшить внимание?
Мы перечислили те аспекты жизни детей, которые важно контролировать, чтобы их внимание развивалось в нормальном естественном русле, не снижаясь и не ухудшаясь. Но также важно знать, что качество внимания можно и улучшить, если есть такая необходимость или желание.
С помощью специальных задач, упражнений и игр вполне реально развить внимательность и натренировать способность концентрироваться и сосредотачиваться.
Подобные тренинги доступны для всех и эффективны как для мальчиков, так и для девочек. Важно лишь выбрать в индивидуальном порядке подходящие именно вам и вашим детям способы, помня при этом о разумности объема нагрузок и объективно оценивая природные особенности и возможности своего ребенка. Выделенное время на такие занятия не будет потрачено зря. Введение регулярных упражнений в жизнь малыша обязательно поможет устранить рассеянность, если таковая имеется, и в целом непременно положительным образом отразится на его интеллектуальном развитии.
Подробнее о том, как именно повысить уровень внимательности, мы расскажем ниже, а пока рассмотрим, какие виды внимания выделяют исследователи детской психологии.
Произвольное
Такой вид внимания почти нехарактерен для детей дошкольного возраста. Активно он начинает развиваться лишь у учеников младших классов и подразумевает использование волевой стороны характера.
Это значит, что пришло время заниматься не только желанными и любимыми делами, но и учиться обращать свое внимание и концентрироваться на тех целях и задачах, которые ставят родители и учителя. Развитие произвольного внимания у детей и есть главная задача школьного обучения в младшем звене.
Непроизвольное
Этот тип внимания можно сравнить с бессознательным видом мышления. То есть реакция концентрации происходит независимо от желания и воли человека, в данном случае ребенка. Он реагирует на какой-либо раздражитель (слуховой или зрительный) рефлекторно, непроизвольно.
В активном состоянии такое внимание наблюдается у детей дошкольного возраста.
Любое яркое явление или какое-нибудь заметное событие обращает на себя внимание ребенка, быстро вызывает повышенный интерес, но также быстро этот интерес ослабевает и утрачивается.
Стоит отметить, что существует и третий вид внимания – послепроизвольное. Оно определяет интерес ребенка к какому-либо занятию без воздействия со стороны. То есть внимание фокусируется на деле без приложения к тому дополнительных усилий и без воздействия взрослых.
Эффективные упражнения
В этом разделе мы не будем пытаться научить вас абсолютно всем возможным упражнениям, задачам и играм, разработанным для развития внимания, так как это невозможно. Их великое множество. На эту тему специалистами написаны целые тома книг и посвящены отдельные сайты или их разделы. Важно понять, в каком направлении надо двигаться и искать необходимую информацию, а также определить, что является главным при достижении подобной цели, на что делать упор и какие инструменты для этого использовать.
Очень эффективными упражнениями для развития качества концентрации является работа с подручными и наглядными материалами – настольными играми, различными картинками и цветами, цифрами и буквами, движениями и звуками.
Например, прекрасно тренирует собранность, внимание и память нахождение отличий на похожих рисунках или вычисление всех нарисованных способом наслоения друг на друга предметов.
При работе с цифрами можно внести в таблицу в хаотичном порядке такое количество цифр, каким владеет на данном этапе ребенок. Пусть он сначала находит все цифры по мере возрастания, при этом произнося вслух и показывая их место в таблице. Затем – в порядке убывания, а потом любые, какие вы попросите.
Можно разложить разные предметы на столе, дать ребенку возможность сосредоточить на них взгляд и немного времени на запоминание. Когда он отвернется, спрячьте один предмет. Пусть малыш скажет, что именно вы убрали. Потом можно усложнить задачу – увеличить количество убранных предметов.
Также можно смело учить детей настольным играм, таким как шахматы, шашки, нарды.
Эта задача, разумеется, для детей постарше. Такие игры помогают научиться продумывать ходы наперед, развивают критическое мышление и логику.
В интернет-пространстве можно без труда найти описание таких упражнений, как:
- «пуговицы»;
- «съедобное-несъедобное»;
- «жук»;
- «корректурная проба»;
- «слова наоборот»;
- «повтори фразу»;
- «предметы вокруг»;
- «спутанные цвета»;
- «подчеркивание букв»;
- «запомни и нарисуй»;
- «угадай слово» и множество других.
Методики для раннего возраста
Специалисты в области детской психологии, нейропсихологии, педагогики и медицины десятилетиями изучали вопрос внимания у детей дошкольного и раннего школьного возраста. На основе разных исследований разработано много эффективных методик раннего развития внимания. Каждая из них заслуживает отдельного рассмотрения. Но есть общие черты, которые присущи всем методикам, работающим в этом направлении.
Очень важно при освоении любого из методов создать комфортные условия для ребенка. Занятия должны проходить в дружеской, доверительной и доброжелательной обстановке.
Взрослому человеку необходимо контролировать свои эмоции, не кричать и не ругаться, если сразу что-то не получается. Иначе ребенок потеряет всякий интерес к таким урокам и может испытать ненужный стресс.
Если ребенок чем-то очень занят, то наберитесь терпения и подождите, когда он закончит свою интересную деятельность. К моменту начала занятия он должен удовлетворить все естественные нужды (сходить в туалет, попить), он не должен быть голоден, будет правильным, если он предварительно уберет свои игрушки.
Во избежание перегрузок специалисты не рекомендуют превышать временного лимита: 15-20 минут в день или 30 минут через день – самый оптимальный вариант для пользы дела.
Чтобы повысить настрой ребенка и сосредоточить его на работе, в помещении должна соблюдаться тишина. Также важно придерживаться регулярности упражнений – только в этом случае проявится эффект.
Источник