Условия развития у ребенка зож
татьяна соловьёва
Создание условий для формирования здорового образа жизни у дошкольников
Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровьядетей регламентируется рядом нормативно- правовых документов: Закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения в РФ», областная целевая программа «Физическое воспитание – здоровье нации» и др.
Социально-гигиенические, эпидемиологические, социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека зависит от: образа жизни, экологии, наследственности, здравоохранения.
Под «образом жизни» мы понимаем активную деятельность людей, направленную в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Ребенок по своей природе деятель, а деятельность выражается прежде всего в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Развитие движений – один из главных показателей нормального нервно-психического развития детей.
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое внимание двигательный режим. Вся физкультурно – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей дошкольного возраста. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формировании всех систем и несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребенка.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и со-стояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, вос-приятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребенка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям.К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия после сна. Они являются основой тренировки организма.
Формирование навыка здорового образа жизни – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, можно давать позитивные формулировки и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. Лучше всего чаще играть в игры на развитие того или иного навыка.
Второе место в двигательном режиме детей занимают образовательные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности и приобращения детей к ЗОЖ.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Деятельность, возникшая по инициативе самого ребенка это проявление его интереса, его выбор, а значит, и результат будет более благоприятным, в том числе и для взрослых. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна, во время прогулок. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). Педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их, таким образом, поддерживая потребность в спонтанной двигательной активности детей по созданию условий для переживания «мышечной радости».
Немаловажное значение, при формировании ЗОЖ, отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относится неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно – спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования.
Программа деятельности ДОУ по расширению двигательного статуса детей предусматривает взаимодействие с социумом. В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы и т. д. Удачно проходят спортивные досуги с родителями. Широко используется информация в родительских уголках,в папках-передвижках: «В каком возрасте лучше начинать заниматься спортом», «Как выработать у детей правильную осанку», «Формирование основ ЗОЖ» и т. д.
Все эти формы взаимодействия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно- гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
Таким образом, двигательный режим в дошкольном учреждении включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Его содержательная сторона направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей.
При разработке рационально двигательного режима учитывается не только биологическая потребность детей в двигательной активности, но и предусматривается ее рациональное содержание основанных на оптимальном режиме разных видов занятий, подобранных с учетов возрастных и индивидуальных особенностей.
Сознательное отношение ребенка к своему здоровью, использование доступных средств для его укрепления, стремление к расширению двигательного опыта – это и есть положительный результат в работе.
Таким образом, работа по здоровьесбережению позволит качественно ре-шать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональность насыщенность образовательной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело – все это дает положительный эффект в работе.
Источник
Марина Столярова
Условия формирования у ребёнка потребности в здоровом образе жизни
«Условия формирования у ребёнка потребности
в здоровом образе жизни».
С момента рождения ребёнка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребёнка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребёнка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.
Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Потому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребёнка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать его творчество. То или иное заболевание человека – расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.
Быть в движении – значит укреплять здоровье.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, на сколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному усвоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
С раннего возраста необходимо правильно организовать жизнь малыша в детском саду и семье, формировать его здоровье, умственную активность через движение.
Народные игры / стремление выиграть, одержать победу /.
Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. (см. приложение сказка “ Репка”)
Совместная работа дошкольного учреждения и семьи.
Меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, должны дополняться ежедневно упражнениями и подвижными играми в семейных условиях. У детей развиваются индивидуальные склонности и интересы.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни страны, переживание при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.)
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладам жизни семьи. Поэтому необходимо вести пропаганду среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
Растить детей крепкими, закалёнными.
Необходимо с раннего возраста закаливать детей в естественных погодных условиях в разное время года.Недаром говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.»
Проведение закаливающих мероприятий в сочетании с физическими упражнениями.
Рациональное использование специально оборудованной спортивной площадки на территории дошкольного учреждения, групповых комнат, природного окружения, а также и оснащенных участков во время прогулок с детьми.
Предложить детям однородные предметы по количеству детей и дать возможность с ними действовать как они хотят (мячи, скакалки, обручи и др.)
Разнообразие пособий. Периодически менять место их оборудования, тем самым привлекать внимание детей к физкультурным пособиям.
Знание воспитателем основной техники выполнения основных движений и умение применить на практике с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
Развивать самостоятельность на основе знаний и умений.
Решить задачу воспитания у детей потребности в систематическом выполнении утренней гимнастики помогает формирование у них определённых знаний и умений, достаточных для возникновения и самостоятельной реализации потребности в физических упражнениях. Необходимо обеспечить правильное выполнение ОРУ на основе самоконтроля, без надзора взрослых. Можно использовать схематическое изображение упражнений на карточках.
Разнообразие видов движений.
Создание эмоционально непринуждённой обстановки.
Главный секрет хорошего самочувствия здорового ребёнка в детском саду – в его активной деятельности.
Чтобы появились силы к движению надо хорошо спать, с аппетитом есть и много двигаться.
Правильная организация режима.
Не запрещать, а регулировать.
Самостоятельную двигательную деятельность ребёнка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет.
Организация активного отдыха дошкольников.
Проводить с детьми экскурсии, туристические прогулки, физкультурные праздники, досуги, развлечения, дни здоровья, каникулы, использование различной атрибутики.
Привлекать участие родителей, спонсоров, приглашать старших братьев, сестёр, выдающихся спортсменов.
Задания на дом, консультации для родителей.
Методика проведения с ребёнком утренней гимнастики, физических упражнений учит совместному решению творческих заданий.
Наличие необходимых физкультурных пособий.
На 3-м году жизни подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия – это коляски, качалки, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки.Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребёнок упражняется в лазании, подлезании, ползании, перешагивании и т. д. Использование этих игрушек и пособий проводится под руководством педагога после предварительного разучивания действий с ними на занятиях.
Для ребёнка 4 – го года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки,мелкие пособия и игры: для упражнений в метании и бросании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие скакалки, а также трёх- и двух- колёсные велосипеды, машины с педальным управлением и т. д., способствующим ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвмжения по улице.
В старших группах (для 5 – 6 летних детей) широко используются спортивные игры-городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом.
Ребёнок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнований. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и корректирует их ход.
В вечернее время можно применять игры,способствующие развитию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки, шахматы, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др.
Важную роль в самостоятельной деятельности ребёнка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развиваются инициатива, организаторские способности и творчество.
Источник
Евгения Агаева
Условия и компоненты формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
– Рациональный режим.
– Правильное питание.
– Рациональная двигательная активность.
– Закаливание организма.
– Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
– Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
– Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
– Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
– Формирование культурно-гигиенических навыков.
– Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
– Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания
– Обеспечение баланса
– Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
– Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. компонент здоровый жизнь дети
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формированиядвигательной культуры являются:
– Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
– Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
– Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
– Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности.Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно,оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям.
– Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
– Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня,применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
– Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей,бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. п.)- Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни). Таким образом, охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов ДОУ, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРИВЫЧЕК ЗОЖ
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он вед?т.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образажизни. Осознание ребенком своего “Я”, правильное отношение к миру, окружающим людям
— все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
– Занятия физкультурой, прогулки.
– Рациональное питание,соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание
условий для полноценного сна.
– Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения
отличать ложь от правды
– Бережное отношение к окружающей среде, к природе
– Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
– Формирование понятия “не навреди себе сам”. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный
образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь реб?нка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов.И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить.
Движение – врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детейосуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты,здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая е? владельца.
3. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности.
4. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры физкультурных занятий, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемым их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Источник