Условия развития творческого мышления ребенка

Условия развития творческого мышления ребенка thumbnail

Гораздо чаще в жизни приходится решать задачи и проблемы, требующие нетривиального подхода, чем стандартного. Для этого нужно мыслить творчески, неординарно. Подобное умение следует тренировать с детства. Развитию творческого мышления дошкольников в настоящее время уделяют серьезное внимание, создавая специальные программы и подборки упражнений, а также приобщая детей к искусству.

Что подразумевают под творческим мышлением ребенка

Творческое мышление дошкольника

Когда речь заходит о творческом мышлении взрослого человека, сразу представляются оригинальные идеи, необычные арт-объекты, какие-то сложные проекты. Готов ли детский мозг к придумыванию новых образов? Способен ли находить в окружающих предметах и явлениях нечто такое, чего не замечают другие?

В дошкольном детстве, когда активно развиваются все познавательные процессы, у ребенка как раз часто проявляется способность видеть новое в том, что кажется обычным для взрослого. Например, четырехлетка, впервые увидев, как идет снег, спрашивает: «Мама, вот эти белые комарики и называются снежок?». Или 5-летняя девочка договаривается с родителями: «Можно, эта большая ракушка будет моей чашкой?».

В подобных случаях отмечают творческое или креативное мышление детей дошкольного возраста. Ребенок мыслит творчески, если он наделяет предметы и явления не присущими им свойствами, находит оригинальное применение, сочиняет фантастические истории, предлагает несколько вариантов решения предложенной задачи.

Стадии формирования творческого мышления в дошкольном возрасте

Творческое мышление дошкольников развивается постепенно, с опорой на доминирующие формы протекания мыслительных процессов.

Творческие идеи следуют за действием

Идеи следуют за действием

Если в младшем дошкольном возрасте преобладает наглядно действенное мышление, то и творчество рождается на основе действия.

Старшие дошкольники характеризуются довольно высоким уровнем мыслительных операций, умеют анализировать и сравнивать, классифицировать и обобщать. Следовательно, их идеи могут опираться на выявленные признаки и причинно-следственные взаимосвязи.

Чтобы грамотно подобрать методики для развития мышления дошкольника, важно знать, на какой способ фантазирования он опирается.

Творчество на основе наглядно действенного и образного мышления

Особенности мышления у детей младшего дошкольного возраста позволяют им фантазировать и придумывать, манипулируя конкретными предметами или их образами. Мальчик, взяв в руки любой круг или кольцо, представляет себя водителем автомобиля. А девочка, натянув игрушечному зайцу или медвежонку какую-либо одежку, легко представляет его малышом. Из таких первичных незамысловатых действий зарождается способность находить новые связи между процессами и видеть знакомый предмет в новом контексте, что особенно важно для развития творческого мышления у дошкольников.

Образное мышление

Образное мышление

К пяти годам дети научаются хорошо оперировать образами, получая богатый материал для творчества. Они выделяют отдельные компоненты предметов, находят сходство и различие при сравнении, мысленно сопоставляют и сравнивают объекты по цвету и форме.

Подключив воображение, дошкольник способен из различных компонентов создать необычный образ и наделить его неожиданными свойствами и характеристиками. Тем более что детям кажется приемлемым любое сочетание этих свойств. Если в сказке ковер может превращаться в самолет, а царевна оборачиваться голубкой, то почему бы стулу не стать лошадкой, или ботинку не послужить корабликом?.. Сказочный контекст стимулирует творческое самовыражение в дошкольном возрасте.

Креативное мышление с опорой на причины и следствия

Более приближенным к реальности становится творчество ребенка к тому времени, когда он начинает осознавать взаимосвязи. Старший дошкольник мыслит творчески, заглядывая глубже и применяя определенную цепочку. Он фантазирует, как герой встречается с инопланетянами, как из яйца появляется далеко не цыпленок, а от серебряного дождя вырастают деревья с драгоценными листочками. Дети по-прежнему используют множество фантастических образов, но связывают события причинами и следствиями, учитывают закономерности.

С развитием творческого мышления у старших дошкольников появляется критичность, основанная на анализе и сравнении. К примеру, в более раннем возрасте на просьбу перечислить, что хотел бы ребенок положить в свой рюкзачок и повезти на выходные к бабушке, он может назвать и велосипед, и любимые качели.

Креативное мышление

Креативное мышление

Подобный ответ не встречается у 6-7 детей, так как они соотносят размеры предметов и учитывают их как условие решения задачи.

С одной стороны, критичность мышления ограничивает фантазию ребенка и сдерживает его креативность. Но есть и другая особенно ценная сторона данного качества. Талантливые дети не останавливаются на тривиальных решениях и применяют различные способы, чтобы найти новые идеи.

Особенности мыслительных процессов в творчестве

Рассмотрим, какие качества мыслительных процессов способствуют формированию креативного мышления у детей дошкольного возраста. В психологии активно исследуются особенности творческого мышления. При некоторых различиях в точках зрения, большинство психологов выделяют основных «помощников» творчества:

  • быстрота
  • гибкость
  • оригинальность

Быстрота мышления позволяет генерировать идеи одну за другой. И если первое, что приходит на ум ребенку, как правило, общепринято и банально (например, на основе круга можно дорисовать солнышко, рожицу, руль), то последующие идеи могут оказаться нестандартными (круг – это нос клоуна или помпон на шапочке).

Гибкость мысли подсказывает, как найти совершенно новое использование знакомому предмету. Данное качество можно назвать основой творческого мышления дошкольников. Они легко используют взаимозаменяемость предметов и понятий в ролевых играх. Листочек дерева может служить тарелкой, песочница – кузовом автомобиля, палочка играет роль денег.

Оригинальность мышления – особенность условная. Сложно установить четкие критерии, какую идею считать оригинальной. Поэтому, если прослеживается некоторая новизна в описании происходящего или в применении предметов, отмечают оригинальность мышления ребенка (снежинки – белые комарики, кружок – след пятки…). Неожиданное комбинирование деталей, в результате чего получается новое изображение или необычная конструкция, также свидетельствует об оригинальности мыслительной деятельности.

Важность развития творческого мышления дошкольников

Творчество обладает широкими возможностями в развитии ребенка, как в формировании познавательных процессов, так и для личностного становления.

Целенаправленное развитие творческого мышления дошкольников способствует расширению границ восприятия окружающей действительности.

У ребенка формируется навык замечать нечто особенное в том, что его окружает. Он, как копилка, наполняется новыми образами и понятиями. Дошкольник проявляет самостоятельность, придумывая, как этим багажом распорядится, и где применить. Его творческий потенциал может проявиться в различных направлениях – в изобразительной деятельности, в ролевых играх, в придумывании сюжетов, в восприятии музыки.

Методы развития творческого мышления у детей дошкольного возраста

Творческое мышление ребенка нуждается в стимулировании. Занимаясь с детьми, практикуют различные методики, направленные на развитие движущих сил креативности – гибкости и оригинальности мысли.

Применяемые методы можно разделить на две подгруппы на основе их преобладающего назначения:

  • нацеленные на развитие наглядных образных представлений
  • стимулирующие мыслительные процессы

К первой подгруппе относятся задания на воспроизведение внешнего вида предмета, на узнавание образа, на воссоздание объекта по незначительной части. Вторую подгруппу составляют задания на выявление признаков, сравнение, упорядочивание по размерам и пр.

Картинки-небылицы

Картинки-небылицы

Популярные примеры с использованием зрительного образа: найти соответствующую фигуру заданных размеров и формы, дорисовать изображение на основе маленькой детали, выделить знакомые предметы в хаотичном рисунке, картинки-небылицы.

Также часто используют способ выявления отдельных признаков и узнавания предмета: назвать 3-4 объекта схожей формы определенного цвета, отгадать по описанию (загадки), определить сходство объектов, дать описательное понятие предмета (объясни жителю другой планеты, что такое тарелка или стол).

Многие несложные приемы легко могут применять родители во время обычной прогулки с детьми:

  • увидеть новый образ (на что похоже облачко или камушек, выложить из веточек фигуру);
  • использование гипотетических возможностей (что можно увидеть, став таким большим как дерево?);
  • завершение историй (взрослый начинает сочинять рассказ, а ребенок продолжает).

Золотым правилом для взрослого, заинтересованного в познавательном развитии дошкольника, должен стать личный творческий подход. Только увлеченный и изобретательный наставник обеспечит условия для развития творческого мышления ребенка.

Источник

Наряду с общим образованием, современному человеку также важно развивать множество других навыков, одним из которых является креативность. На сегодняшний день именно она задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности. Искусство и творчество, реклама и маркетинг повсеместно требуют нестандартного подхода к решению рабочих задач. Даже в области науки и техники не обходится без свежих идей, именно они двигают прогресс вперед. Родители также замечают данную тенденцию, а потому нередко задаются вопросом: как развить творческий потенциал сына или дочки? Давайте разберемся в этом в данной статье.

Развитие творческого мышления ребенка

Развитие творческого потенциала ребенка

Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека. Оно является тем фактором, наличие которого просто необходимо для создания чего-то нового, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам. Начиная с тех времен, когда человек изобрел колесо, и, вплоть до современного века высоких технологий, лучшие умы мира работают над тем, чтобы сделать нашу жизнь проще.

Стиральная машина, пылесос и даже обычная лампочка сегодня являются знакомыми нам с детства предметами, доступными для каждого человека. Мы с трудом можем представить себе жизнь без различных полезных гаджетов, редко задумываемся о том, что все они когда-то были новаторскими идеями изобретателей прошлого.

Всем нам еще со школьной скамьи известны имена великих деятелей науки: Никола Тесла, Томас Эдисон, Александр Белл – их труды опередили время и подтолкнули человечество к множеству современных открытий. Неизвестно, как выглядел бы наш быт, если бы не их вклад в мировую науку. Но не только в сфере технологий важно креативное мышление: существует множество профессий неразрывно связанных с творчеством. Искусство, дизайн, реклама, маркетинг – в основе всех этих областей лежит умение специалистов нестандартно подходить к решению самых разных задач.

Конечно, если человек обладает талантом к творчеству, то у него больше шансов преуспеть в подобных сферах профессиональной деятельности. Неудивительно, что многие родители интересуются различными методами развития креативного мышления ребенка, ведь это может дать ему существенное преимущество перед сверстниками и заложить основу для будущей специальности.

Современная система общего образования не уделяет должного внимания развитию творческого мышления у школьников: акцент делается на логику, а также на усвоение знаний по ряду точных и гуманитарных дисциплин. Малого количества часов, уделяемых изобразительному искусству, музыке, хореографии в современных школах, недостаточно детям для масштабного развития их потенциала. По этой причине многие родители отдают ребенка в различные кружки на базе школ или центров дополнительного образования, ведь творческая деятельность является хорошим способом привить креативный подход к решению самых разных проблем.

Методы развития креативного мышления

Ребенок и творчество

Интерес к различным видам искусства меняет сознание человека, делает его взгляд шире на все, что его окружает. То, чему обычный человек не придаст особого значения, может заинтересовать творческую личность. Для таких людей привычные вещи могут стать неиссякаемым источником вдохновения.

Творческая деятельность всегда подразумевает креативность. Пробует ли себя ребенок в изобразительном искусстве или открывает в себе музыкальные таланты – подобные занятия способствуют развитию неординарного мышления.

Увлечение различными видами рукоделия также являются полезным видом деятельности. Для вышивки, плетения браслетов из бисера или пошива одежды требуется сначала продумать дизайн будущего изделия. В рукоделии этот период работы максимально задействует креативное мышление детей, заставляет их придумывать все новые и новые варианты.

Театральная деятельность также развивает творческий потенциал. Учителя обычных школ нередко задействуют детей разных возрастов для участия в концертах, приуроченных к различным праздникам. Постановка сценок, разработка сценария, подбор костюма, нанесение грима, изготовление декораций – подготовка к выступлению потребует проявить самые разные таланты. Поэтому постарайтесь привить малышу интерес к школьным мероприятиям.

Важно понимать что креативность – это не столько навык, сколько образ мышления, умение нешаблонно реагировать на поставленную задачу, находить неожиданные варианты решений. Кроме творческой деятельности есть также целый ряд методик, благодаря которым можно развить эту способность.

Методики развития творческого мышления

Как научить ребенка мыслить нестандартно

Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Когда речь идет о детях, идеальной формой образовательной деятельности является игра. Именно она позволяет одновременно сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам. На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей настольных игр для всей семьи, которые задействуют воображение и творческий подход участников.

Лучше всего подойдут те игры, в которых на ведущего возложена задача объяснить игрокам с помощью рисунков, слов или жестов какое-либо загаданное слово. Подобная деятельность не только позволит весело провести время в компании близких людей, но и даст проявить творческий потенциал детей.

Наряду с различными играми существуют и упражнения для развития креативности:

  • «игра в ассоциации». Для нее необходимо иметь двух и более участников: один игрок называет слово, другой должен назвать то, что ассоциируется с ним, затем игроки меняются. Этот метод положительно влияет на образное мышление и воображение.
  • «да или нет». В течение определенного времени отвечайте на вопросы окружающих односложно, используя только эти слова. Постарайтесь сделать так, чтобы никто не придал этому особого значения. Это упражнение позволяет научиться оперативно реагировать на изменение ситуации, быстро искать из нее выход. К тому же, такое времяпрепровождение может стать интересным и даже веселым занятием.
  • «мозговой штурм». Для выполнения данного упражнения нужно придумать проблему, например: человек попал на необитаемый остров, у него с собой только вилка, бинокль и веревка. Необходимо придумать несколько различных вариантов, как можно было бы выбраться из этой ситуации. У данного упражнения нет единственно верного решения, его задача в том, чтобы продемонстрировать как можно больше идей, даже самых бредовых. Лучше тренироваться группой: так у участников появится возможность выслушать предложения других игроков и провести время весело и с пользой.
  • «креативность». Возьмите за основу любую простую фигуру: треугольник, квадрат, ромб или круг. На листе A4 распечатайте или нарисуйте несколько таких значков в три строчки. Засеките время и постарайтесь как можно быстрее изобразить на основе этих фигур какой-либо свой рисунок. Ничего страшного, если нет особого художественного таланта: важно быстро придумать несколько оригинальных идей, а качество их исполнения второстепенно.
  • «аббревиатуры». Возьмите любое слово и представьте, что оно является аббревиатурой. Придумайте интересную расшифровку, например: «КОТ – кого обожаем тискать».
  • «необычный подход». Нас окружает множество самых разных предметов, придумайте им необычное применение. Чем больше вариантов – тем лучше! Это не только отличный способ развить креативность, но и хорошая возможность скоротать время в поездке или в ожидании транспорта.

Нельзя забывать и про то, что развитие креативного мышления невозможно без расширения кругозора. Чтение художественной литературы, увлеченность различными головоломками, познавательный интерес ко всему новому отлично этому способствуют.

Развитие креативного мышления детей

Методики развития креативного мышления

Нагрузка в современных школах больше направлена на запоминание и применение информации, чем на развитие креативности и творческого мышления. Общее образование предполагает решение различных заданий без использования нестандартного подхода: случается так, что ученику даже может быть снижена оценка за решение задачи по математике методом, который не включен в программу. С одной стороны, такой подход дисциплинирует, учит придерживаться общепринятых рамок, с другой – не дает раскрыться творческому потенциалу, негативно отражается на качестве обучения.

Благодаря левому полушарию мозга, задействуются логика и анализ, так необходимые школьникам. Правое полушарие, отвечающее за воображение, мечты, цветоощущение и креатив не получает такой же нагрузки. Большинство программ обучения действуют точечно, участвуют в формировании какой-либо одной определенной способности. По этой причине необходимо подобрать такую методику, которая поможет разносторонне развивать навыки человека.

Программой, идеально подходящей данным параметрам, является ментальная арифметика. Она использует методы, позволяющие не только задействовать в работе оба полушария мозга, но и улучшать взаимодействие между ними. К тому же, после прохождения курса у ученика заметно повышается успеваемость и по гуманитарным, и по точным наукам: ребенок начинает не только мгновенно выполнять арифметические действия в уме, но и улучшает работу мозга в целом. Правое полушарие получает нагрузку, начинает функционировать также эффективно, как и левое, а значит и креативность повышается.

Ментальная арифметика – универсальная тренировка мозга, дающая отличную базу как для учебы в школе, так и для взрослой жизни. Чтобы добиться максимального эффекта от занятий, важно выбрать центр дополнительного образования, в котором данный курс преподается опытными педагогами и по уникальной методике. Тогда и результаты тренировок будут достаточно хорошо закреплены, а приобретенные навыки сохранятся на всю жизнь.

Источник