Условия развития способностей ребенка в процессе обучения

Условия развития способностей ребенка в процессе обучения thumbnail

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту дея­тельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструиро­вать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу зна­чительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам — научным и техническим кружкам в школах, при домах пионеров, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным — при школах, ЖЭКах, домах пионеров.

Одна из задач советской системы воспитания — всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, одно­бокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со спо­собностями, должен доминировать, но при этом учитель стре­мится к всестороннему, гармоническому развитию личности ре­бенка, повышению его общей культуры и расширению кругозо­ра. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждыйспособен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла­дает возможностью развития и специальных способностей. «Беста­ланных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников п умело направляет их развитие.

Способности формируются и развиваются в той деятельности,в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не прояв­ляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятель­ность, тем больше возможностей для развитаяспособностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую вклю­чают ребенка, автоматически формирует и развивает способно­сти к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок дол­жен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель­ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини­циативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересован­ность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формаль­ное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на разви­тие способностей.

Посколькуспособности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны­ми, глубокими, устойчивыми и действенными.

Конечно, далеко не всегда способный, например, к математике или музыке школьник самостоятельно проявляет интерес к этому предмету. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств(неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителей и т. д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляет даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всецело захватывают школьника.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь­ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что­бы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его на­личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши­мися способностями.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, му­зыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников. Например, в лите­ратурных кружках практикуется выпуск литературно-творческих рукописных журналов, организация и проведение силами учащих­ся литературно-творческих конкурсов и вечеров, проводятся специальные упражнения на описание предметов, по выразитель­ному чтению, сочинения по картине и т. д.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудо­ваны специальные помещения, где дети в свободное время зани­маются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности. всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настой­чивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприят­ные задатки и способности не дадут результата. Иногда школь­ник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде люби­мым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребен­ка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правиль­ное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превос­ходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.

Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо по­нял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъяв­лять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

В совместной работе школы и семьи создаются самые благо­приятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение способностей и поясните его.

2. Назовите общие условия формирования и развития способностей.

3. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?

4. Какие виды способностей вы знаете?

5. Раскройте сущность одного из видов специальных способностей (в за­висимости от вашей специальности).

6. Какова роль интересов и склонностей в развитии способностей?

7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудо­любием и настойчивостью человека.

8. В чем заключаются условия формирования способностей у школь­ников?

Источник

Максимова Людмила Яковлевна, учитель

МБОУ «Тенеевская ООШ»

Аликовского района

Чувашской Республики

ДОКЛАД

Создание условий развития способностей ребёнка

в процессе обучения и воспитания

Немаловажным условием эффективности обучения и воспитания является свобода действий, побуждающая к самостоятельности, когда ребёнка должны окружать предметы, которые он может свободно держать в руках и заниматься с ними без вмешательства взрослых.

Такими предметами могут стать кухонная утварь и другие предметы домашнего быта, которыми пользуемся ежедневно.

Основная задача взрослых по созданию условий развития способностей в процессе обучения – предложить ребенку увлекательную деятельность, которая будет ему по силу, и не нанесет никакого вреда ни ребёнку, ни предметам игры. Поэтому запас привлекательной внешне и легкой в обращении пластмассовой или металлической посуды – одно из возможных решений этой «кухонной задачи».

Ребёнку требуется свобода передвижения в процессе познания мира. Ему необходимо исследовать пространство, как в доме, так и на улице — там, где он может достаточно свободно передвигаться.

А авторитарное подавление взрослыми любого естественного стремления ребёнка учиться, исследуя своё окружение, — прямая дорога к школьным проблемам.

У родителей есть право предлагать, но не навязывать свою волю ребёнку.

В безопасно организованной среде педагоги смогут создать условия развития способностей ребёнка при обучении, если:

  • поймут, насколько важно наличие у ребёнка заинтересованности и как сильно интерес к учёбе влияет на его успехи;

  • дать возможность активно учиться, исследуя окружающий мир с помощью органов чувств;

  • постараться распознать наступление сенситивных периодов в жизни ребёнка и довольно спокойно реагировать на его бесконечное повторение одних и тех же действий, так как он пока учится!

Ребёнку нужно много времени для изучения окружающего мира и выполнения каких-либо действий. Чувство времени ребёнка отличается от чувства времени взрослых, поэтому не следует его торопить.

Если же ему позволяют спокойно знакомиться с окружающим миром, он наиболее успешно делает это в темпе, свойственном только ему. Ему также требуется гораздо больше времени, чем нам, взрослым, для самообслуживания, игры и т. д.

Взрослому, и родителю и педагогу, нужно постараться понять, соответствует ли домашняя работа, которую педагог поручает ребёнку, его возрасту и способностям, следить, чтобы ребёнок не терял интерес к занятиям.

Лучше всего ребёнок сможет сосредоточиться, если он искренне заинтересован. А умение концентрировать внимание – это уже характеристика успешной самостоятельной личности!

Создавая педагогические условия для развивающего обучения, порой взрослые не так часто обращают внимание на то, что ребёнку необходимо так же необходимо живое общение. Ему мало лишь присутствие посторонних. Ему надо каким-то образом взаимодействовать с ним.

Он очень хочет, чтобы взрослые люди и дети уважали его как личность, включали в свою жизнь. Только так он может научиться общаться с различными людьми и чувствовать себя при этом комфортно.

Важные условия для успешного обучения – любовь, теплота и чувство безопасности. Маленькие дети во многом зависят от взрослых, но для них наиболее важно, что о них заботятся.

Моменты физической близости, как улыбка, поцелуй, объятия, подчеркивающие нашу любовь к ребёнку, – всё это крайне необходимо для его развития. Эти знаки внимания всегда должны быть естественны и ненавязчивы.

Ребёнку необходимо понимание. Хотя взрослые не всегда соглашаются с ним, но ребёнок должен быть уверен, что его понимают. Тратя время на то, чтобы выслушать его, понять и, возможно изменить что-либо в ответ на его чувства и представления, взрослый должен помочь ему развить чувство самоуважения, тем самым одновременно растут его любовь и уважение ко всем окружающим.

При организации условий эффективного обучения необходимо относиться к ребёнку с уважением. Маленький человек с его ярко выраженным чувством собственного достоинства и чувствительностью к несправедливости нуждается в уважительном отношении к нему как к Личности.

Ему надо, чтобы взрослые выслушали и поняли его с его точки зрения. Ему надо видеть, что его собственные чувства и представления важны и заслуживают внимания. Ему необходимо чувствовать, что он – уважаемый член своей семьи. Это не означает, что ему надо настоять на своем. Ребёнок в действительности не хочет править, он лишь хочет поделиться с родителями собственными мыслями, почувствовать их внимание.

Но надо также следует понимать, что излишняя опека, как и вседозволенность, мешают ребёнку в жизни. Умение выразить своё желание и согласовать его с желаниями других людей для него сложная задача, но только так общение между ребёнком и взрослым может стать приятным и полезным.

Организуя педагогические условия для обучения, надо помнить, что детям дошкольного возраста необходимы разумные правила и ограничения, которые вводятся в его жизнь обоснованно и последовательно!

Ребёнок до определённого возраста относительно неопытен, и ему нужно с максимальной выгодой использовать знания и опыт взрослых. Ему также надо научиться бесконфликтно, жить вместе с другими людьми.

В этом ему помогут разумные, обоснованные правила и ограничения, которые ребёнок может легко воспринять и впоследствии свободно пользоваться ими.

Взрослые, родители, должны предварительно договориться обо всём между собой, затем познакомить с этими правилами ребёнка и твёрдо, но непринуждённо требовать их выполнения в дальнейшем. В этом случае ребёнок будет чувствовать себя увереннее как в играх, так и при общении с окружающими.

А вот ребёнок, которого постоянно наказывают, обычно бывает настолько запуган и боится снова что-то сделать неверно, что в результате обязательно запутается и снова ошибётся.

При создании условий для успешности процесса обучения не стоит забывать о том, что малыш нуждается в четко сформулированных правилах поведения – как при общении с родителями и родственниками, так и за пределами семьи.

А устанавливать их надо исходя из общих интересов. Подход остается прежним: дружеский тон и диалог с ребёнком. Если ощущается его внутреннее сопротивление при внешнем послушании – лучше сразу насторожиться и выяснить причину. В противном случае такая «пассивная покорность» приведёт к формированию либо подавленного поведения ребёнка, либо он станет более агрессивным и даже неуправляемым.

Существуют правила, которые помогут взрослым при создании условий, способствующих успешному обучению, формированию и развитию индивидуальности ребёнка: надо давать четко определимые границы «можно» и «нельзя»; уважать личность ребенка; перестать навязывать малышу свою волю.

Создавая условия, способствующие эффективности процесса обучения, не забывать, что ребёнок не страшится, в наоборот, испытывает потребность в учёбе. Стремление расти, расширять кругозор должны быть естественны, должны двигать любым ребёнком в жизни.

Постоянное развитие – закон живой природы. Для каждого ребёнка окружающий мир – это захватывающая дух тайна, и это значит, что его надо исследовать и познавать. Всё новое, что он открывает для себя и изучает, помогает ему на пути к взрослой жизни.

Если взрослые хотят помочь ребенку в этот момент, то только организуя такие условия обучения дошкольников, чтобы позволить ему проделать максимальное количество опытов, соответствующих его возрасту. И взрослым принимать в этих опытах-играх самое непосредственное участие, обеспечивая взаимодействие, поощрение и необходимый присмотр на случай возникновения каких-либо проблемных ситуаций.

А вот бесконечные, часто необоснованные запреты взрослых – верный путь к «школьной катастрофе». Стоит ли сейчас создавать условия для последующего отвращения к учебе вообще и к школе в частности?

Любого взрослого человека раздражает постороннее вмешательство при выполнении работы. А если ещё и торопят?!

Каждый ребёнок учится со своей скоростью и в своё время, так как одинаковых детей нет. Ребёнок не может планировать своё будущее, как это делают взрослые. Он живёт только настоящим. Организуя условия для обучения, следует не забывать, что у детей дошкольного возраста ритм жизни гораздо медленнее — ведь у них нет присущего взрослым чувства времени.

У него свой взгляд на события, и зачастую то, что волнует взрослых, ребёнку безразлично. Поэтому захватывающие игры с точки зрения взрослого для ребёнка могут быть вовсе не интересными. Так что надо быть готовыми к такому повороту событий и уметь спокойно отреагировать на отказ ребёнка: лучше на время «забыть» о предложении и вернуться к нему через некоторое время.

Но если ребёнок заинтересован, использовать момент и помочь ему, сделав его первые шаги в новой деятельности максимально простыми: пусть он почувствует, что у него обязательно все получится!

Например, четырёхлетний ребёнок вполне может рассортировать тарелки по размеру к приему гостей, или же разложить столовые приборы на столе.

Стоит ещё раз напомнить о потребности детей повторять все действия по нескольку раз и постоянно обсуждать всё происходящее – так они совершенствуют свои движения и речь.

Условием хорошего обучения является обучение в процессе деятельности, ведь ребенок учится, прежде всего, в процессе выполнения заданий.

Если взрослые постигают определенные премудрости профессии, читая, наблюдая или следуя устным инструкциям, ребёнок может научиться чему-либо, только выполняя всё самостоятельно. Он развивает своё тело и разум, активно пользуясь ими.

Поэтому основная задача и родителей и педагогов – обеспечить безопасное «поле деятельности». Оставить при себе свои постоянные нравоучения и дать возможность ребёнку сделать всё самому в доброжелательной обстановке.

Надо помнить, что такое чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы. Маленький ребёнок тоже предпочитает работать, а не играть.

Если у ребёнка есть выбор, он обязательно выберет «настоящую» работу, например, в саду, уборку квартиры или же приготовление пищи. Дети очень любят работать и стремятся выполнять имеющие практический смысл задания вместе с взрослыми. Они хотят участвовать в жизни семьи и помогать нам в уходе за собой, за своей комнатой, игрушками и т. д.

Одно из условий успешности развития – это обучение в игре. С точки зрения детей, игра – это приятная, имеющая определённый смысл и добровольно, без всякого принуждения выбранная деятельность.

Нужно использовать именно этот термин деятельность – для обозначения того, чем постоянно занят наш малыш, чтобы не ужасаться тому, когда же он отдыхать-то будет, и не умиляться тому, какой же он труженик. Ведь в обычной жизни ребёнок должен быть самостоятельным, гармонично развитым членом общества.

Самое главное и для родителя и педагога – дети с самого раннего возраста должны сами обучаться безопасности, но при тщательном контроле со стороны взрослых! Они должны помочь ребёнку развить самодисциплину, чтобы в будущем миновать возможные неприятности. Потребуется немного терпения и ребёнок будет с уважением относиться к таким непростым предметам, так вилка, нож, утюг и т. д.

У каждого ребёнка взрослые должны развивать чувство собственного достоинства. Хотя у него ещё нет присущего взрослым ощущения «перспективы», и он не может просто отмахнуться от обиды или попробовать в ней разобраться, но с его точки зрения любое ущемление его чувства собственного достоинства – это «отвержение» его как личности. Как если бы кто-то прямо сказал, что он совершенно бесполезен, не нужен или что он вообще неудачник.

Чтобы условия эффективности обучения детей не подвергались сомнению, внимательно наблюдать за ребёнком и делать выводы. Ведь в мире нет двух одинаковых детей!

Список литературы

  1. 1.Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников // Справ. ст. воспитателя дошк. учреждения. – 2014. – № 8.

  2. Аверин С. Дошкольные образовательные модули – основа формирования развивающей среды ребенка / С. Аверин, Т. Волосовец // Дошк. воспитание. – 2015. – № 9.

  3. Лобанова Е.А. Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников : дис. … канд. пед. наук / Лобанова Елена Александровна. – Саратов : Саратов. гос. ун-т, 2001. – 175 с.

Источник